Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №03 (92) Март 2024
УДК 376.1
Дата публикации 20.03.2024
Психологический анализ факторов толерантности к лицам с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной инклюзии
Балашова Ирина Ахатовна
студент магистратуры 2 курса, Института педагогики и психологии, Оренбургский государственный педагогический университет balashova2203@gmail.com
Аннотация: Статья посвящена психологическому анализу факторов, влияющих на толерантность к лицам с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной инклюзии. Цель исследования заключается в выявлении основных аспектов, формирующих уровень толерантности среди обучающихся, педагогов и родителей. Изучены подходы к определению понятия толерантность, а также выделен ряд факторов, оказывающих прямое воздействие на формирование толерантного отношения к лицам с ОВЗ и их успешной адаптации в условиях образовательного пространства. Методология включает анализ психологических аспектов, наблюдения в образовательной среде по данной проблеме. В результате анализа делаются выводы о том, что факторы толерантности в образовательной инклюзии представляют собой сложный комплекс, включающий в себя профессионализм педагогов, индивидуализированный подход, обеспечение поддерживающей среды, вовлечение родителей и обучение учащихся толерантности.
Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями, условия инклюзии, психологический анализ факторов толерантности, индивидуализированный подход, образовательное пространство.
2nd year master's student of Institute of Pedagogy and Psychology Orenburg State Pedagogical University
Abstract: The article is devoted to the psychological analysis of the factors influencing tolerance to persons with disabilities in the context of educational inclusion. The purpose of the study is to identify the main aspects that shape the level of tolerance among students, teachers and parents. Approaches to the definition of tolerance have been studied, and a number of factors that have a direct impact on the formation of a tolerant attitude towards people with disabilities and their successful adaptation in the educational environment have been identified. The methodology includes an analysis of psychological aspects, observations in the educational environment on this problem. As a result of the analysis, it is concluded that the factors of tolerance in educational inclusion are a complex complex, including the professionalism of teachers, an individualized approach, providing a supportive environment, involving parents and teaching tolerance to students.
Keywords: persons with disabilities, inclusion conditions, psychological analysis of tolerance factors, individualized approach, educational space.
Балашова И.А. Психологический анализ факторов толерантности к лицам с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной инклюзии // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 03 (92). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/psikhologicheskij-analiz-faktorov-tolerantnosti-k-litsam-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-usloviyakh-obrazovatelnoj-inklyuzii.html (Дата обращения: 20.03.2024)
Современное общество стремится к созданию более инклюзивной среды, в которой каждый член общества имеет равные возможности в образовании. В рамках этой эволюции воспитательной системы возникает вопрос: о взаимодействии детей с нормативным развитием и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), о толерантности к лицам с ОВЗ в условиях образовательной инклюзии.
В нашем исследовании, было важно понять, как понятие «толерантность» рассматривается в психологии, философии, образовательной инклюзии, с нормативно-правовой позиции. Все подходы к определению толерантности взаимосвязаны, мы представили их на рисунке 1.
Рисунок 1. Подходы к определению понятия «толерантность» *
* Декларация Принципов Толерантности: Принята государствами – членами ЮНЕСКО 16 ноября 1995г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tolerance.ru/toler-deklaraciya.php
Итак, из рисунка 1, видно, что трактовка и понимание данного понятия многоаспектна, мы рассматриваем «толерантность» как устойчивое, ситуативное индивидуальное свойство человека, благодаря которому он способен контролировать свои чувства в ситуации, когда он не может получить желаемого [1].
Конституция Российской Федерации – главный закон нашего государства закрепляет важнейшие принципы толерантности (принята 12 декабря 1993 г.). В статье 19 Конституции РФ говорится о том, что все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Однако, несмотря на усилия общества по обеспечению равных прав и возможностей для всех, существует ряд психологических факторов, влияющих на восприятие и взаимодействие с лицами с ОВЗ.
Психологические факторы толерантности к лицам с ОВЗ представлены в таблице 1.
Таблица 1. Психологические факторы толерантности к лицам с ОВЗ
Фактор | Решение проблемы |
Эмпатия и понимание
| Психологический аспект, включает в себя эмпатию и понимание потребностей лиц с ОВЗ. Исследования в этой области обнаруживают, что развитие эмпатии может быть ключевым фактором формирования толерантности. |
Стереотипы и медийное воздействие
| Анализ влияния стереотипов и медийного воздействия позволяет понять, как предвзятые представления могут влиять на формирование отношения к лицам с ОВЗ. Психологические механизмы формирования стереотипов требуют дополнительного внимания. |
Образовательная подготовка
| Исследования показывают, что уровень образования и осведомленности о проблемах лиц с ОВЗ влияет на толерантность. Люди, обладающие более высоким уровнем образования, чаще проявляют понимание и уважение к разнообразию. |
Изучая научно-методическую литературу Е.В. Богдановой [3], В.В. Хитрюк [8], О.Б. Янусовой [9], можно сделать вывод, что одним из факторов, влияющих на толерантность в образовательной инклюзии, является педагогическая культура.
Е.В. Богданова в своих работах подчеркивает, что педагогу в условиях инклюзии необходимы особые навыки коммуникации и соблюдения этических норм поведения во взаимодействии с людьми с ОВЗ [3].
Другой точки зрения придерживается О.В. Давыдова: одним из важнейших факторов толерантности к лицам с ОВЗ может выступать уровень информированности и осведомленности общества о принципах и целях инклюзивного образования. Недостаточное понимание и знание о том, что такое образовательная инклюзия, может влиять на отношение людей к детям с ОВЗ. Часто возникают стереотипы и предрассудки, которые могут препятствовать взаимопониманию и взаимодействию между участниками образовательного процесса [5].
Проанализировав ряд публикаций по данной теме, мы отсортировали целую группу факторов, оказывающих прямое влияние на возможность полноценного участия и успешной адаптации всех учащихся с ОВЗ, а именно:
1. Поддержка и ресурсы, предоставляемые образовательными учреждениями, сюда входят:
- адаптированные помещения, инфраструктура для движения и передвижения;
- доступные компьютеры и программное обеспечение для людей с ограниченным зрением или слухом, а также другие средства для учебного процесса, которые облегчают обучение и коммуникацию (Н.П. Игнатова) [6];
- специальные педагоги, ресурсные учителя, логопеды, психологи и другие специалисты, обеспечивающие дифференцированное обучение и поддержку для всех детей (К.О. Тимошенко) [7].
2. Индивидуализированный подход к обучению (Л.А. Венгер) подчеркивают важность индивидуализированного подхода в инклюзивном образовании. Такой подход позволяет учителям адаптировать программу для каждого ученика, учитывая его уникальные потребности и способности [4].
3. Внедрение образовательных программ, направленных на развитие толерантности и эмпатии среди учащихся, согласно исследованиям (Д.Г. Богдановой), способствует пониманию и уважению различий, что важно для формирования толерантной среды [3].
4. Использование различных учебных материалов, методов и приемов обучения, учет разных уровней способностей и возможностей учащихся с ОВЗ, способствует расширению понимания и принятия разнообразия среди всех учащихся, что способствует росту их толерантности (К.Н. Бараковских) [2].
5. Сотрудничество с родителями: активное вовлечение родителей учащихся в процесс образования и поддержка сотрудничества с родительскими организациями. Участие родителей в образовательном процессе способствует созданию партнерских отношений между семьей и школой, что благоприятно сказывается на адаптации детей с ОВЗ.
Все эти факторы совместно способствуют обеспечению толерантности в образовательной инклюзии, создавая среду, где каждый учащийся может полноценно участвовать и успешно адаптироваться, независимо от своих особенностей здоровья.
Таким образом, факторы толерантности в образовательной инклюзии представляют собой сложный комплекс, включающий в себя профессионализм педагогов, индивидуализированный подход, обеспечение поддерживающей среды, вовлечение родителей и обучение учащихся толерантности. Понимание и реализация этих факторов содействуют успешной адаптации и полноценному участию всех учащихся, в том числе с ОВЗ, в образовательном процессе.
Список литературы
1. Артемьева, В.А. Анализ понятия «толерантность» в современной научной литературе / В.А. Артемьева, М. В. Данилова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2015. – № 2 (82). – С. 471-474. – URL: https://moluch.ru/archive/82/14888/ (дата обращения: 03.03.2022).
2. Бараковских, К.Н. Гетерогенные группы обучающихся в инклюзивном образовательном процессе: монография / К.Н. Бараковских. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2021. – 111 с.
3. Богданова, Е.В. Инклюзивная культура как составляющая педагогической культуры педагога в условиях инклюзивного обучения / Е.В. Богданова // Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве. – 2015. – С.19-23.
4. Венгер, А.Л. Соотношение возрастных и индивидуальных закономерностей психического развития ребенка: специальность 19.00.13 «Психология развития, акмеология», 19.00.04 «Медицинская психология»: диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук / Венгер Александр Леонидович. – Москва, 2002. – 294 с.
5. Давыдова, О.В. Информационная культура участников образовательного процесса в условиях инклюзии / О.В. Давыдова, Т.Н. Осинина // Ответственный редактор. – 2019. – № 7. – С. 57-63.
6. Игнатова, Н.П. Инклюзивная образовательная среда как условие развития и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями / Н.П. Игнатова // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии. – 2019. – № 47. – С. 26-29.
7. Тимошенко, К.О. Ключевой фактор успешности инклюзивного образования / К.О. Тимошенко, Е.А. Шумилова // Вестник Челябинского государственного университета. – 2021. – № 1 (13). – С. 33-38.
8. Хитрюк, В.В. Теоретические основы феномена инклюзивной культуры педагога / В.В. Хитрюк, Е.И. Пономарева // Специалист XXI века: психолого-педагогическая культура и профессиональная компетентность. – 2014. – С. 136-139.
9. Янусова, О.Б. Толерантность как ценностный компонент инклюзивной культуры педагога / О.Б. Янусова // Репозиторий БарГУ. – 2016. – С. 101-104.