Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №03 (92) Март 2024

УДК 792.03

Дата публикации 31.03.2024

Психологические аспекты формирования сценических персонажей. Метод "Театральной импровизации в цифровой эпохе" (ТИЦЭ)

Павлов Алексей Александрович
Эксперт в области драматического искусства театра и кино, ФГУП "Киноконцерн "Мосфильм" Федеральное государственное унитарное предприятие "Киноконцерн "Мосфильм", г. Москва. Российская Федерация, al.alex.pavlov@gmail.com

Аннотация: Данная научная статья посвящена исследованию психологических аспектов, оказывающих влияние на формирование сценических персонажей. В работе рассматриваются различные аспекты психологии, такие как личностные особенности, мотивация, эмоциональные состояния и внутренние конфликты, которые определяют поведение и характер персонажей на сцене. В ходе исследования анализируются методы и техники работы актеров и режиссеров, направленные на создание убедительных и запоминающихся образов. Особое внимание уделяется влиянию внешних и внутренних факторов на процесс формирования сценических персонажей, а также способам их воплощения на сцене. Результаты исследования могут быть полезны как для актеров и режиссеров, стремящихся к совершенствованию своего мастерства, так и для специалистов в области психологии и искусства, интересующихся процессами творческого взаимодействия на сцене. В работе проводится обзор современных научных исследований, освещающих влияние цифровых технологий на процесс формирования сценических персонажей и актерское мастерство. Особое внимание уделяется адаптации традиционных методов актерской игры к условиям цифровой эпохи.
Ключевые слова: Театральная импровизация в цифровой эпохе, Метод ТИЦЭ, сценические персонажи, актёрское мастерство, личностные особенности, саморефлексия, эмоциональные состояния, внутренние конфликты, влияние факторов на формирование образов, творческое взаимодействие на сцене.

Psychological Aspects of Forming Stage Characters. The "Theatre Improvisation in the Digital Era" (TIDE) Method

Pavlov Aleksei Aleksandrovich
Expert in the field of Dramatic Arts of Theatre and Cinema FSUE "Cinema Concern "Mosfilm", Federal state unitary enterprise "Cinema Concern "Mosfilm", Moscow, Russian Federation

Abstract: This scientific article is dedicated to exploring the psychological aspects that influence the formation of stage characters. It examines various aspects of psychology, such as personality traits, motivation, emotional states, and internal conflicts, which determine the behavior and character of personalities on stage. The study analyzes methods and techniques employed by actors and directors aimed at creating compelling and memorable characters. Special attention is given to the impact of external and internal factors on the process of forming stage characters, as well as the ways they are embodied on stage. The research findings can be beneficial for actors and directors seeking to perfect their craft, as well as for specialists in psychology and the arts interested in the processes of creative interaction on stage. The study conducts a review of contemporary scientific research that highlights the impact of digital technologies on the process of forming stage characters and acting skills. Special attention is given to the adaptation of traditional acting methods to the conditions of the digital era.
Keywords: Theatre Improvisation in the Digital Era, TIDE Method, Stage Characters, Acting Skills, Personality Traits, Self-reflection, Emotional States, Internal Conflicts, Influence of Factors on Character Formation, Creative Interaction on Stage.

Правильная ссылка на статью
Павлов А. А. Психологические аспекты формирования сценических персонажей. Метод "Театральной импровизации в цифровой эпохе" (ТИЦЭ) // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 03 (92). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/psikhologicheskie-aspekty-formirovaniya-stsenicheskikh-personazhej-metod-teatralnoj-improvizatsii-v-tsifrovoj-epokhe-titse.html (Дата обращения: 31.03.2024)

В работе проводится обзор современных научных исследований, освещающих влияние цифровых технологий на процесс формирования сценических персонажей и актерское мастерство. Особое внимание уделяется адаптации традиционных методов актерской игры к условиям цифровой эпохи. В контексте этого исследования особенно актуален анализ Стивена Диксона (Steve Dixon) о взаимодействии цифровых медиа и сценического искусства, подчеркивающий глубокие трансформации в актерском мастерстве, вызванные цифровой революцией [1].

Искусство и психология являются неразрывными составляющими в области изучения человека. Они не рассматривают абстрактного человека, а скорее сосредотачиваются на индивидуальности каждого. Исходя из представления о живой личности, они формируют общие представления о типичных чертах человека, что активно влияет на их мировоззрение. [4, стр. 106].

Способность к саморефлексии имеет высокое значение для художника, что подтверждается многими исследованиями. Множество художников, писателей и музыкантов говорили о своей неспособности избежать этой рефлексии, так как она оказывает сильное влияние на их творческий процесс. С.Л. Рубинштейн описывал корни этого феномена, отмечая: "Сознание явлений и событий означает включение их в связь с объективным миром, восприятие их в этой связи. Это основная функция сознания" [8, стр. 158]. Этот саморефлексивный подход играет важную роль в жизни художника.

Артист постоянно осмысливает и анализирует жизнь в поисках новых впечатлений и понимания социальных и психологических аспектов человеческого поведения. Его особая чувствительность к окружающему миру помогает формировать и обогащать творческий процесс. Для художника восприятие и мышление являются не просто абстрактными концепциями, а скорее являются живым переживанием, становясь смыслом и ценностью жизни личности, где каждый воспринимаемый и осмысливаемый аспект имеет свое значение [5, стр. 107].

Мнения исследователей в области психологии художественного творчества разнообразны, особенно в отношении роли и специфики личности в творческом процессе. Однако позиция Л.С. Выготского, который видел в личности художника ключевую роль в преломлении жизненных впечатлений и художественных традиций, кажется убедительной [2, стр. 30].

Суть актерского мастерства заключается в точном следовании органическим законам природы, которые необходимо тщательно изучать и внимательно учитывать, поскольку именно они указывают путь к творчеству. Актер должен развивать в себе соответствующие психотехники терпеливо и систематически. Он должен отдавать все силы, чтобы проникнуть в подсознание и обрести вдохновение в процессе создания сценического образа[9, стр. 460].

В рамках психологического анализа создания сценического персонажа важно выделить позицию К.С. Станиславского, которая нашла подтверждение в практике многих выдающихся актеров. Он утверждал, что искусство актера определяется глубиной внутреннего переживания образа и проникновением в психологические особенности создаваемого персонажа [9, стр. 371]. Станиславский считал, что актер должен отталкиваться от себя в процессе воплощения роли, полностью веря, что все события в пьесе происходят именно с ним. Только тогда возникает необходимое чувство сценического присутствия: "я есть" [9, стр. 85].

М.А. Чехов, ученик Станиславского, пришел к выводу, что искусство заключается в чувствах, вызываемых созданным сценическим образом, и что материалом искусства являются только эти чувства, очищенные от личных ассоциаций [10, стр. 11]. В.И. Немирович-Данченко подчеркивал, что ключевым для успешного исполнения роли является ясное ощущение "суть роли" как компаса на пути создания и воплощения сценического образа [6, стр. 201; 7, стр. 465].

Важным элементом в создании сценического образа является способность актера к наивности, что подчеркивало значение веры актера в предлагаемые обстоятельства роли[3, стр. 289]. Общение на сцене также играет важную роль. То, что может происходить естественно в жизни, часто требует помощи психотехники на сцене. Актеру необходимо сознательно формировать процесс общения, чтобы он соответствовал естественным законам[9, стр. 480].

Общение на сцене проходит через ряд этапов, которые складываются из одних и тех же моментов, протекающих в логическом и последовательном порядке. Актер должен быть способен выполнять каждый этап сознательно и органично, чтобы добиться искреннего и правдоподобного общения с партнером на сцене [9, стр. 479].

Для того чтобы актер обладал необходимой профессиональной "наивностью", он должен уделять внимание не самой "наивности", а тому, что способствует ее развитию и препятствует ее появлению. Ее основной препятствующей силой является критикан, который также присутствует внутри каждого человека. Для достижения "наивности" актеру необходимо прогнать критикана и применять увлекательный вымысел для создания сценической правды и веры, что является необходимым для формирования художественного образа [9, стр. 92]. Актеру следует задаваться вопросом: "Как бы я поступил, если бы вымысел воображения стал реальностью?" и поверить в свой ответ, что приведет к созданию "наивности"[9, стр. 492].

Органические процессы, предшествующие общению, логичны и последовательны. Логика и последовательность действий подводят к ощущению "сценической правды" и веры, что способствует возбуждению творчества и подсознанию[9, стр. 481].  Как только установлена "сцепка общения" с партнером, актеру нужно использовать внутренний материал для продолжения этого процесса. Общение на сцене требует включения всего внутреннего и внешнего творческого аппарата актера, что при правдивом выполнении даже самых простых действий вызывает радость как у актера, так и у зрителя [9, стр. 495-496].

Важно также обсудить вопрос взаимодействия актера со зрителем. Актер должен приучить себя не думать о зрителе во время создания художественного образа, а вместо этого сосредотачиваться на других действующих лицах на сцене. Это позволит актеру создать более сильное воздействие на зрителя через естественное общение с партнером на сцене. [9, стр. 489-491]. Когда актеры на сцене правдиво выполняют даже самые простые действия и искренне верят в их подлинность, это вызывает радость как у актера, так и у зрителя. [9, стр. 495].

Таким образом, для создания художественного образа актеру необходимо использовать все виды воображения, поскольку он должен играть разнообразных персонажей различных профессий, характеров и возрастов.

Исследование специфики процесса создания сценических образов актерами представляет собой важную задачу, требующую учета законов органической природы, логической последовательности психофизических действий, а также глубокого внутреннего перевоплощения в роль. Этот процесс также требует высокого уровня творческого воображения и понимания, что позволяет актерам выполнять "сверхзадачу" и достигать "сквозного действия" в роли.

Сара Бэй-Ченг (Sarah Bay-Cheng) подчеркивает, как цифровые технологии не только предоставляют новые инструменты для театрального производства, но и радикально переосмысливают саму природу актерского взаимодействия с аудиторией и пространством [11].

Традиционные приемы актерского мастерства, такие как метод Станиславского, давно зарекомендовали себя как эффективные средства формирования убедительных сценических персонажей. Вместе с тем, цифровая эпоха предлагает новые вызовы и возможности для актерского искусства, включая использование виртуальной реальности и компьютерной анимации, что требует адаптации и развития новых приемов работы с персонажем.

Научная новизна данного исследования заключается в возможности получения данных, подтверждающих эффективность методов создания сценических образов как инструмента психолого-педагогической работы по формированию гармонично развитой творческой личности. Практическая значимость исследования проявляется в его применимости к работе психологов, а также в использовании результатов исследования актерами для улучшения своего мастерства, развития социальной адаптации и воспитания молодежи, а также в образовательных целях для преподавателей театральных вузов и школ актерского мастерства.

Кроме того, результаты исследования могут быть использованы для создания новых методов создания сценических образов и инновационных методов психолого-педагогического воздействия на личность, направленных на коррекцию межличностных отношений в обществе и формирование гармонично развитого общества.

В результате анализа современных тенденций в актерском искусстве и влияния технологий на творческий процесс были обнаружены несколько интересных закономерностей. В частности, выяснилось, что использование виртуальной реальности и компьютерной анимации может значительно расширить возможности актеров в создании сценических образов.

Применение виртуальной реальности позволяет актерам окунуться в совершенно новые визуальные миры и взаимодействовать с виртуальными объектами и персонажами. Это открывает широкие перспективы для создания уникальных и захватывающих образов, которые были бы невозможны в реальном мире. Актеры могут использовать виртуальную реальность для создания сцен с фантастическими ландшафтами, сценариями и персонажами, что позволяет им воплощать даже самые смелые идеи режиссеров.

Кроме того, компьютерная анимация может быть великолепным инструментом для создания дополнительных эффектов и особенностей сценических образов. Актеры могут использовать анимацию для изменения внешнего вида своих персонажей, добавления спецэффектов, создания виртуальных объектов и многого другого. Это позволяет им создавать более реалистичные и захватывающие образы, которые могут сильнее воздействовать на зрителей.

Таким образом, результаты анализа свидетельствуют о том, что интеграция технологий в актерское искусство может значительно расширить творческие возможности актеров и привести к созданию более захватывающих и впечатляющих сценических образов. Это открывает новые перспективы для развития театрального искусства и привлечения новой аудитории к театральным представлениям.

Дополнительно, проведенный мною анализ также выявил ряд вызовов и проблем, с которыми сталкиваются современные актеры при создании сценических образов. Одним из таких вызовов является сохранение естественности и искренности в выражении эмоций в условиях использования высоких технологий и виртуальной среды.

С развитием технологий актеры часто сталкиваются с необходимостью взаимодействия с голографическими или сгенерированными компьютером персонажами, что может затруднить им процесс передачи эмоций и утратить натуральность выражения. Это вызывает риск потери аутентичности сценических образов и затрудняет восприятие зрителями.

Кроме того, использование новых технологий требует от актеров дополнительной подготовки и адаптации к изменяющимся условиям работы на сцене. Необходимо освоить новые навыки взаимодействия с виртуальными объектами и пространствами, что требует времени и усилий.

Для решения этих проблем предлагается разработка специальных тренировочных программ и методик, направленных на подготовку актеров к работе в условиях использования высоких технологий. Такие программы могут включать в себя упражнения по развитию актерских навыков в виртуальной среде, тренировки по взаимодействию со сгенерированными компьютером персонажами и сценами, а также работу над сохранением естественности и искренности в выражении эмоций.

Кроме того, важно проводить исследования и разработки новых технологических решений, направленных на улучшение взаимодействия актеров с виртуальной средой и увеличение ее реалистичности. Это может включать в себя разработку новых систем виртуальной реальности, симуляторов сценических пространств и технологий захвата движения, позволяющих актерам более эффективно взаимодействовать с виртуальными объектами и персонажами.

Таким образом, решение данных проблем требует комплексного подхода и совместных усилий со стороны актеров, режиссеров, специалистов в области технологий и научных исследователей. Создание условий для эффективного взаимодействия актеров с новыми технологиями позволит сохранить и развить искусство актерской игры и обеспечить высокое качество сценических представлений в эпоху цифровизации и виртуализации.

Другим важным аспектом, выявленным в ходе анализа, является необходимость углубленного изучения взаимодействия актера с аудиторией в контексте современных социокультурных изменений. С развитием интернета и социальных сетей актеры все чаще сталкиваются с новыми формами взаимодействия с публикой, такими как онлайн-трансляции, видеообращения и интерактивные форматы коммуникации.

Однако, с ростом влияния цифровых технологий на культурные практики, актерам приходится адаптироваться к изменяющимся ожиданиям и предпочтениям аудитории. Сегодня зрители все более активно взаимодействуют с актерами через комментарии, лайки, и репосты, что требует от актеров не только умения играть на сцене, но и умения эффективно взаимодействовать с публикой в виртуальном пространстве.

Для решения этой проблемы предлагается разработка специальных программ обучения, направленных на развитие навыков виртуальной коммуникации у актеров. Такие программы могут включать в себя уроки по работе с социальными сетями, тренинги по онлайн-коммуникации с публикой, и семинары по использованию цифровых инструментов для продвижения своего творчества.

Кроме того, важно проводить исследования и анализировать изменения в социокультурной среде, чтобы быть в курсе последних тенденций и адаптировать свою работу под изменяющиеся потребности и ожидания аудитории. Такой подход позволит актерам эффективно взаимодействовать с публикой как на сцене, так и в виртуальном пространстве, и удерживать внимание и интерес зрителей в условиях информационного перенасыщения и конкуренции.

Таким образом, решение данных проблем требует развития новых навыков и компетенций у актеров, а также активного исследования изменений в социокультурной среде. Создание условий для эффективного взаимодействия актеров с аудиторией как в офлайн, так и в онлайн-среде, позволит им успешно адаптироваться к изменяющимся условиям работы и сохранить актуальность своего творчества в современном мире.

Для примера, рассмотрим мой метод "Театральная импровизация в цифровой эпохе" (ТИЦЭ). Метод "Театральной импровизации в цифровой эпохе" (ТИЦЭ) представляет собой комплексный подход, объединяющий традиционные техники актерского мастерства с инновационными цифровыми технологиями, такими как виртуальная реальность и компьютерная анимация, для расширения возможностей актеров в создании и воплощении сценических образов.

Применение метода ТИЦЭ было опробовано в рамках мастер-классов для актеров, где они работали над созданием сценических образов с использованием виртуальной реальности. Одним из примеров стало создание сцены, в которой актеры взаимодействовали с виртуальными объектами, демонстрируя новые способы выражения эмоций и воплощения характеров. Результаты показали улучшение навыков актеров в области импровизации, а также повышение их способности адаптироваться к изменяющимся условиям сценического пространства. Принципы работы в рамках метода ТИЦЭ согласуются с концепцией 'ремедиации', описанной Джейем Дэвидом Болтером и Ричардом Грусиным, подразумевая, что новые медиа переформатируют и трансформируют традиционные театральные формы и практики [12].

Они изучают особенности работы с камерой, а также методы привлечения и удержания внимания зрителя в онлайн-формате.

Основные принципы метода включают в себя:

Активное использование технологий: актеры изучают различные способы взаимодействия с аудиторией через цифровые платформы, такие как стриминговые сервисы, социальные сети и видео-хостинги.

Импровизация и творчество: актеры развивают способность к быстрой адаптации и творческому решению проблем в реальном времени, что особенно важно в условиях онлайн-коммуникации.

Работа в коллективе: метод предполагает активное взаимодействие между актерами и другими участниками процесса, такими как режиссеры, операторы и монтажеры, для создания совместного творческого продукта.

Важность диалогового обучения, как подчеркивал Паоло Фрейре, особенно проявляется в условиях цифровой эпохи, когда актеры и аудитория взаимодействуют через новые платформы и форматы, требующие от актеров развития новых навыков коммуникации [13].

Результаты применения метода ТИЦЭ могут быть следующими:

Улучшение актерских навыков в онлайн-формате: актеры научатся эффективно работать с камерой, контролировать свой голос и выражение лица для максимальной передачи эмоций через экран.

Развитие способности к импровизации и адаптации: актеры станут более гибкими и уверенными в реагировании на неожиданные ситуации и запросы аудитории в режиме реального времени.

Создание инновационных творческих проектов: благодаря использованию новых технологий и подходов к театральному искусству, актеры смогут создавать оригинальные и привлекательные постановки, привлекающие внимание как офлайн, так и онлайн-аудитории.

Таким образом, метод ТИЦЭ открывает новые возможности для актеров в условиях цифровой эпохи, позволяя им успешно адаптироваться к современным технологиям и оставаться актуальными и привлекательными для зрителей.

Важно отметить, что изучение процесса создания сценических образов актерами представляет собой важную и актуальную задачу в современной психологии и театральном искусстве. Разработка эффективных методов работы с актерами способствует не только развитию их профессиональных навыков, но и созданию более глубоких и убедительных персонажей, способных касаться сердец и умов зрителей.

Исследования в области театральной психологии, проводимые на основе анализа научной литературы и практических наблюдений, позволяют выявить особенности творческого процесса актеров, а также разработать новые подходы к их обучению и поддержке.

Научная новизна данного исследования заключается в разработке и апробации метода ТИЦЭ, который предлагает новые подходы к обучению актеров и созданию сценических образов в условиях цифровизации. Практическая значимость работы обусловлена возможностью применения ее результатов в актерской подготовке, что способствует повышению качества театральных представлений и адаптации искусства к современным технологическим трендам.

Таким образом, принимая во внимание работы Стивена Диксона и Сары Бэй-Ченг, можно утверждать, что цифровая эпоха представляет собой не только вызов, но и уникальную возможность для развития театрального искусства и актерского мастерства, позволяя создавать новые формы взаимодействия с аудиторией и пространством [14].

 

 

 


Список литературы

1. Диксон С. Цифровое исполнительское искусство: История новых медиа в театре, танце, перформансе и инсталляции. — MIT Press, 2007. — 670 с.
2. Выготский Л.С. Психология искусства. — М.: Искусство, 1968.— 576 с.
3. Гладков А.К. Мейерхольд: В 2-х т. Т. 2. Пять лет с Мейерхольдом. — М.: Союз театральных деятелей РСФСР, 1990.— 473 с.
4. Кривцун О.А. Личность художника как предмет психологического анализа // Психологический журнал. 1996. № 2. — С. 99–109.
5. Крупник Е.П. Экспериментальное изучение взаимосвязей художественного и общего развития личности // Психологический журнал. 1991. № 1. — С. 108–117.
6. Немирович-Данченко В.И. О творчестве актёра. —М.: Искусство, 1984.— 623 с.
7. Немирович-Данченко В.И. Рождение театра. Воспоминания. Статьи. Заметки. Письма. — М.: Издательство «Правда», 1989.— 576 с.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2000.— 498 с.
9. Станиславский К.С. Собрание сочинений: В 9 т. Т. 2. Работа актёра над собой. Ч. 1. Работа над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика. — М.: Искусство, 1989.— 511 с.
10. Чехов М. Литературное наследие: В 2 т. Т. 2. Об искусстве актёра. — М.: Искусство, 1995.— 588 с.
11. Бэй-Ченг С. Театр как медиа: Некоторые принципы цифровой историографии перформанса // Современная драма. — 2010. — Т. 53. — № 4. — С. 517-542.
12. Болтер Д.Д., Грусин Р. Ремедиация: Понимание новых медиа. — MIT Press, 1999. — 295 с.
13. Фрейре П. Педагогика угнетенных. — М.: Педагогика, 1986. — 184 с.
14. Диксон С. Цифровое исполнительское искусство: История новых медиа в театре, танце, перформансе и инсталляции. М.: Издательство МИТ, 2007. – 670 с.
15. Бэй-Ченг С. Театр как медиа: Некоторые принципы цифровой историографии перформанса. // Современная драма. 2010. Т. 53. № 4. С. 517-542.

Расскажите о нас своим друзьям: