Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №03 (92) Март 2024
УДК 376
Дата публикации 31.03.2024
Организация исследования и диагностика уровней сформированности коммуникативных навыков у учащихся с умственной отсталостью (констатирующий этап экспериментального исследования)
Ибрагимова Алие Рустемовна
канд. пед. наук, доцент, Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь
Шепкетов Мансур Рустемович
студент, кафедры специального (дефектологического) образования, Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь
Аннотация: Данная статья носит практический характер. В ней описана организация и результаты экспериментального исследования, нацеленного на диагностику уровней сформированности коммуникативных навыков у учащихся с умственной отсталостью. В ходе изложения статьи выделены критерии и показатели диагностики, кратко охарактеризован диагностический материал, а также отображены результаты диагностики, полученные на констатирующем этапе экспериментального исследования.
Ключевые слова: экспериментальное исследование, коммуникативные навыки, учащиеся с умственной отсталостью, констатирующий этап исследования.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubova, Russian Federation, Simferopol
student, Department of Special (Defectological) Education Crimean Engineering Pedagogical University named after Fevzi Yakubova, Russian Federation, Simferopol
Abstract: This article is of a practical nature. It describes the organization and results of an experimental study aimed at diagnosing the levels of formation of communication skills in students with mental retardation. In the course of the presentation of the article, diagnostic criteria and indicators are highlighted, diagnostic material is briefly characterized, and diagnostic results obtained at the ascertaining stage of the experimental study are displayed.
Keywords: experimental research, communication skills, students with mental retardation, the ascertaining stage of the study.
Ибрагимова А.Р., Шепкетов М.Р. Организация исследования и диагностика уровней сформированности коммуникативных навыков у учащихся с умственной отсталостью (констатирующий этап экспериментального исследования) // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 03 (92). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/organizatsiya-issledovaniya-i-diagnostika-urovnej-sformirovannosti-kommunikativnykh-navykov-u-uchashhikhsya-s-umstvennoj-otstalostyu-konstatiruyushhij-etap-eksperimentalnogo-issledovaniya.html (Дата обращения: 31.03.2024)
Формирование коммуникативных навыков у учащихся с умственной отсталостью требует особого подхода и индивидуального подхода к каждому ребенку. Важно создать благоприятную обстановку для общения, где ученик будет чувствовать себя комфортно и защищенно [1].
Для исследования уровней сформированности коммуникативных навыков у учащихся с умственной отсталостью было организовано и проведено экспериментальное исследование.
Практическая часть исследования была реализована в ходе экспериментального исследования. Экспериментальное исследование было проведено на базе МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Злагода» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым. Исследованием была охвачена группа обучающихся 5-А класса и 5-Б класса с умственной отсталостью в общем количестве 23 человека. В процессе исследования, учащиеся были разделены на две группы: экспериментальная группа (11 человек) и контрольная группа (12 человек).
Цель констатирующего этапа эксперимента: диагностика уровней сформированности коммуникативных навыков у учащихся с умственной отсталостью.
Перед началом непосредственного проведения экспериментального исследования были определены критерии и показатели сформированности коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью. Критерии были определены на основании трудов А.Г. Арушановой, С.Е. Гавриной, Н.Л. Кутявиной, О.С. Ушаковой, Г.А. Цукерман: речевое оформление коммуникативного акта; коммуникативные навыки; общительность [2; 3].
Диагностический материал составили:
1) Диагностическое задание «Рассматривание сюжетных картинок» (А.Г. Арушанова, О.С. Ушакова)
Цель исследования: диагностика уровней речевого оформления коммуникативного акта.
2) Диагностическая методика на выявление уровня развития коммуникативных навыков (С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина и др.)
Цель: выявление уровня сформированности умения различать и понимать различные позиции других людей, отличные от собственной, умение обосновывать собственное, проявлять доброжелательность.
3) Методика «Кто прав?» Г.А. Цукерман.
Цель: выявление уровня сформированности умения различать и понимать различные позиции других людей, отличные от собственной, умение обосновывать собственное, проявлять доброжелательность [4].
Максимальное количество баллов, которое можно было получить в процессе диагностики – 9 баллов: высокий 7-9 баллов; средний 4-6 балла; низкий 1-3 балла; очень низкий (0 баллов).
Обобщив результаты, полученные на констатирующем этапе педагогического эксперимента по трем диагностическим методикам, были выявлены уровни сформированности коммуникативных навыков у учащихся с умственной отсталостью экспериментальной и контрольной групп.
Результаты, полученные в экспериментальной группе учащихся с умственной отсталостью представлены в таблице 1.
Таблица 1. Сводные результаты исследования уровней сформированности коммуникативных навыков у учащихся с умственной отсталостью экспериментальной группы по диагностическим методикам (констатирующий этап исследования)
Уровень | Экспериментальная группа (количество учащихся =11) | |||||
Диагностическое задание «Рассматривание сюжетных картинок» (А.Г. Арушанова, О.С. Ушакова) | «Диагностическая методика на выявление уровня развития коммуникативных навыков» | Методика «Кто прав?» Г.А. Цукерман | ||||
Кол-во учащихся | % | Кол-во учащихся | % | Кол-во учащихся | % | |
Высокий | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Средний | 2 | 18,1 | 3 | 27,3 | 4 | 36,4 |
Низкий | 6 | 54,6 | 5 | 45,4 | 4 | 36,4 |
Очень низкий | 3 | 27,3 | 3 | 27,3 | 3 | 27,2 |
Из предоставленных данных по экспериментальной группе учащихся с умственной отсталостью можно сделать следующие выводы касательно исследования уровней сформированности коммуникативных навыков с использованием трёх разных диагностических методик:
– Методика «Рассматривание сюжетных картинок»: средний уровень коммуникативных навыков был выявлен у 2 учащихся (18,1%); низкий уровень наблюдался у 6 учащихся (54,6%); очень низкий уровень зафиксирован у 3 учащихся (27,3%).
– «Диагностическая методика на выявление уровня развития коммуникативных навыков»: средний уровень коммуникативных навыков был обнаружен у 3 учащихся (27,3%); низкий уровень выявлен у 5 учащихся (45,4%); очень низкий уровень развития коммуникативных навыков был у 3 учащихся (27,3%).
– Методика «Кто прав?» Г.А. Цукерман: средний уровень коммуникативных навыков зафиксирован у 4 учащихся (36,4%); низкий уровень обнаружен у 4 учащихся (36,4%); очень низкий уровень остается у 3 учащихся (27,2%).
Результаты, полученные в контрольной группе учащихся с умственной отсталостью представлены в таблице 2.
Таблица 2. Сводные результаты исследования уровней сформированности коммуникативных навыков у учащихся с умственной отсталостью контрольной группы по диагностическим методикам (констатирующий этап исследования)
Уровень | Контрольная группа (количество учащихся =12) | |||||
Диагностическое задание «Рассматривание сюжетных картинок» (А.Г. Арушанова, О.С. Ушакова) | «Диагностическая методика на выявление уровня развития коммуникативных навыков» | Методика «Кто прав?» Г.А. Цукерман | ||||
Кол-во учащихся | % | Кол-во учащихся | % | Кол-во учащихся | % | |
Высокий | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Средний | 5 | 41,7 | 4 | 33,3 | 4 | 33,3 |
Низкий | 4 | 33,3 | 5 | 41,7 | 5 | 41,7 |
Очень низкий | 3 | 25 | 3 | 25 | 3 | 25 |
Исходя из предоставленных данных в таблице 2, исследование уровней сформированности коммуникативных навыков у учащихся с умственной отсталостью в контрольной группе было проведено с использованием трех диагностических методик. Результаты можно интерпретировать следующим образом:
– Высокий уровень коммуникативных навыков не был выявлен ни в одной из методик среди учащихся контрольной группы.
– Средний уровень коммуникативных навыков был обнаружен у 5 учащихся (41,7%) по методике «Рассматривание сюжетных картинок», в то время как по другим двум методикам этот уровень имели лишь 4 учащихся (33,3%).
– Низкий уровень коммуникативных навыков наблюдался у 4 учащихся (33,3%) по методике «Рассматривание сюжетных картинок», по сравнению с 5 учащимися (41,7%) по оставшимся двум методикам.
– Очень низкий уровень коммуникативных навыков был зафиксирован у 3 учащихся (25%) по всем трём применённым методикам.
Важно помнить, что каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода. Терпение, терпимость и понимание со стороны педагогов и окружающих играют ключевую роль в успешном формировании коммуникативных навыков у учащихся с умственной отсталостью [5].
Таким образом, данные свидетельствуют о том, что коммуникативные навыки у большинства учащихся контрольной группы развиты на среднем и низком уровнях. В свою очередь у учащихся экспериментальной группы преобладал низкий и очень низкий уровень сформированности коммуникативных навыков. Также следует отметить, что в ходе проведения исследования, учащиеся экспериментальной группы были малоактивны, мало разговорчивы, редко пользовались формами речевого этикета, были невнимательны, тяжело вступали в общение, затруднялись в последовательных изложениях своих мыслей, а также сталкивались с трудностями в восприятии и понимании наглядного материала. Они часто отказывались от участия в речевой коммуникации им было не доступно общение в следствии недостаточной сформированности речевых умений. Отсутствовала инициатива испытуемого на инициативу, побуждающую начать общение, или неадекватность проявлений, приводящая к невозможности достижения цели даже при значительных усилиях со стороны партнера.
Список литературы
1. Волошина, А.А. Развитие коммуникативных возможностей у школьников с нарушением интеллекта на уроках социально-бытовой ориентировки / А.А. Волошина // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» – [Электронный ресурс] – URL: https://scienceforum.ru (дата обращения: 09.04.2024 ).
2. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 272 с.
3. Дубровина, И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И.В.Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Академия, 2018. – 160 c.
4. Методика «Кто прав?» (Методика Г.А. Цукерман и др.) – [Электронный ресурс] – URL: https://smogendrr.ru/simplepsy/metodika-kto-prav-metodika-g-a-tsukerman-i-dr (Дата обращения 08.02.2024)
5. Пантелеева, Н. В. Развитие коммуникативных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью / Н. В. Пантелеева. // Образование и воспитание. – 2021. – № 2 (33). – С. 63–66.