Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №06 (95) Июнь 2024
УДК 371
Дата публикации 23.06.2024
Произведения обско-угорских авторов в заданиях по литературе региональной олимпиады для обучающихся профессиональных образовательных организаций Югры из числа коренных малочисленных народов Севера
Иванова Татьяна Анатольевна
ведущий специалист отдела научно-инновационных технологий в образовании бюджетного учреждения, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок», г. Ханты-Мансийск, e-mail: ilem210@mail.ru.
Аннотация: В статье представлен анализ использования произведений обско-угорских и самодийских писателей в заданиях региональной олимпиады для обучающихся профессиональных образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по родным языкам и литературе коренных малочисленных народов Севера. Цель – показать роль литературы, произведений авторов в сохранении родных языков, традиций, культуры коренных малочисленных народов Севера, выявлении одарённых студентов, которые интересуются родным языком и литературой. При написании статьи использованы материалы олимпиадных заданий. Обращается внимание на произведения авторов (хантыйских, мансийских, ненецких), наиболее часто используемых разработчиками при составлении заданий по литературе. В статье также отражена информация по результатам проведения олимпиады в 2023 году – аналитические отчеты жюри, включая результативность и анализ качества выполнения олимпиадных заданий участниками по родным литературам. Рассматривается инновационный метод организации и проведения олимпиады как механизм его развития и популяризации (использование дистанционных технологий). Практическая значимость обусловлена тем, что результаты проведенного мероприятия могут быть использованы в образовательных целях, для мотивации молодёжи к участию в предметных олимпиадах, в частности по родным языкам и литературе. Проведенные анализы, представленные отчёты помогут администрации образовательной организации сделать соответствующие выводы и принять ряд управленческих решений по дальнейшему организационно-методическому сопровождению будущих участников олимпиады. Олимпиада по родным языкам и литературе, как и творческие конкурсы, спортивные соревнования, также является средством выявления талантливой, одарённой молодёжи. При написании статьи использованы ссылки на научные статьи по данной проблеме, на нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию и проведение подобных мероприятий, аналитические справки и отчеты, результаты проведенных олимпиад. Статья носит информационный характер.
Ключевые слова: коренные малочисленные народы Севера; Югра; региональная олимпиада; родная литература, одарённость, обско-угорские писатели и поэты.
leading specialist of the Department of scientific and innovative technologies in education of a budgetary institution Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug – Yugra "Ob-Ugric Institute of Applied Research and Development", Khanty-Mansiysk
Abstract: The article presents an analysis of the use of the works of Ob-Ugric and Samoyed writers in the tasks of the regional Olympiad for students of professional educational organizations of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug – Yugra in native languages and literature of the indigenous peoples of the North. The aim is to show the role of literature and works of authors in preserving native languages, traditions, and culture of indigenous small peoples of the North, identifying gifted students who are interested in their native language and literature. The materials of the Olympiad tasks were used when writing the article. Attention is drawn to the works of the authors (Khanty, Mansiysk, Nenets), most often used by developers when compiling assignments in literature. The article also reflects information on the results of the Olympiad in 2023 – analytical reports of the jury, including the effectiveness and analysis of the quality of the Olympiad tasks performed by participants in their native literatures. The innovative method of organizing and conducting the Olympiad is considered as a mechanism for its development and popularization (the use of remote technologies). The practical significance is due to the fact that the results of the event can be used for educational purposes, to motivate young people to participate in subject Olympiads, in particular in native languages and literature. The analyses carried out and the reports presented will help the administration of the educational organization to draw appropriate conclusions and make a number of management decisions on further organizational and methodological support for future participants of the Olympiad. The Olympiad in native languages and literature, as well as creative contests and sports competitions, is also a means of identifying talented, gifted youth. When writing the article, references to regulatory documents regulating the organization and conduct of such events, analytical reports and reports, and the results of the Olympiads were used. The article is informational in nature.
Keywords: indigenous peoples of the North; Yugra; regional Olympiad; native literature, giftedness, Yugra writers and poets.
Иванова Т.А. Произведения обско-угорских авторов в заданиях по литературе региональной олимпиады для обучающихся профессиональных образовательных организаций Югры из числа коренных малочисленных народов Севера // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 06 (95). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/proizvedeniya-obsko-ugorskikh-avtorov-v-zadaniyakh-po-literature-regionalnoj-olimpiady-dlya-obuchayushhikhsya-professionalnykh-obrazovatelnykh-organizatsij-yugry-iz-chisla-korennykh-malochislennykh-narodov-severa.html (Дата обращения: 23.06.2024)
Родной язык – это выражение самосознания и связи поколений. Он тесно связан с историей этноса, обеспечивает его единство и становится залогом его оригинальности: он формирует неразрывную связь между его носителями и служит основой для народа. Языки содержат в себе совокупность приобретенных знаний.
В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре проживает более 30 тысяч коренных народов Севера – ханты, манси, ненцы. Более 4,5 тысячи ведут традиционный образ жизни и живут на стойбищах, говорят на своих родных языках.
С 2019 года в стране реализуется Национальный проект образование, направленный на достижение двух важных задач, одна из которых – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно – нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Сформировать эффективную систему выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанную на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся – одно из важных мероприятий Национального проекта «Образование».
Конкурсная деятельность обучающихся (в том числе и предметные олимпиады) как педагогическая категория изучается также современными теоретиками и практиками. Исследовательский интерес обусловлен уникальностью, своеобразием творческих проявлений личности обучающегося, как в процессе подготовки к конкурсу, так и в представлении итогового результата. О.В. Кузнецова, Р.М. Мелекесова считают, что в образовательном процессе целесообразно понимать конкурс в более широком смысле как особую форму организации такой образовательной деятельности, которая направлена на выявление наилучших участников, и которая может проводиться во время урочной так и во внеурочной деятельности (любые соревнования, олимпиады, игры, турниры, конкурсы, конференции, фестивали и т.д.) [1].
Чтобы обучающиеся и молодёжь захотели принять участие в каком-либо конкурсе, нужна мотивация. В связи с многообразием творческих и интеллектуальных мероприятий, которые организовываются различными организациями, обучающаяся молодёжь стоит перед выбором – какому конкурсу, олимпиаде или турниру отдать предпочтение. Задача взрослых (педагогов, родителей) помочь им в этом выборе, мотивировать их на участие.
Отечественная система образования является важным фактором сохранения места Российской Федерации в ряду ведущих стран мира, её международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки и образования. Современный рынок труда нуждается в молодых специалистах с высоким интеллектуальным уровнем, неординарными творческими способностями, специалистах, которые отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, самостоятельностью в принятии решений и ответственностью за свой выбор. Поэтому создание условий для выявления и развития одарённости обучающихся является одним из ключевых векторов развития среднего профессионального образования.
В статье «Работа педагога-психолога с одарёнными студентами в учреждении СПО» Н.В. Пирогова отмечает, что «учреждениям профессионального образования предоставлена возможность работать с талантливыми студентами, помочь раскрыться в новой среде. Среди студентов профессиональной сферы талантливых подростков немало. Такой вывод напрашивается исходя из итогов ежегодных предметных и профессиональных олимпиад, результатов выставок научно-технического творчества, фестивалей, конкурсов и других мероприятий…» [2].
Одним из направлений по организации оптимальных условий выявления и развития одарённой молодёжи является их участие в различных конкурсах, викторинах и олимпиадах. Развитие творческого потенциала имеет научную и практическую значимость. Решение принять участие в олимпиаде или в конкурсе – индивидуально. Мотивировать, подсказать, помочь – задача взрослого. Результатом участия в олимпиаде может стать победа, которая в последствии поможет в самоопределении и выборе будущей профессии.
В своей работе С.И. Соловьева «Конкурсная деятельность как средство повышения конкурентоспособности студентов учреждений среднего профессионального образования» отмечает, что конкурсы «способствуют подъёму творческого, профессионального и интеллектуального уровня участников, формируют профессиональную идентификацию, которая обеспечивает связь обучающихся с профессиональным сообществом. Это позволяет рассматривать развитие конкурсной деятельности в качестве одного из возможных путей решения проблемы повышения конкурентоспособности выпускников учреждений СПО» [3].
В Педагогическом энциклопедическом словаре олимпиада – соревнование обучающихся по общеобразовательным предметам, способствующие выявлению талантливых учащихся. Олимпиады позволяют обучающимся проверить и критически оценить свои знания и способности» [5].
Среди различных форм, методов и приёмов работы с одарёнными талантливыми детьми и молодёжи необходимо отметить предметные олимпиады, в том числе олимпиаду по родным языкам и литературе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Особенно их проведение актуально в период 10-летия родных языков коренных народов мира, объявленной в 2022 году ЮНЕСКО.
Проблема приобщения детей и молодёжи к народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учёными и практиками. В исследованиях подтверждалось, что приобщение подрастающей молодёжи к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания.
Компоненты, позволяющие реализовать выше названные принципы, включают в себя комплекс языковых, этнокультурных особенностей на основе знакомства с культурно-историческим наследием Ханты-Мансийского автономного округа – Югры: историей и культурой, традиционной хозяйственной деятельностью народов ханты, манси, ненцев, их обычаями, устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством и др. Эти компоненты находят отражение и в творчестве обско-угорских и самодийских писателей и поэтов. Вот один из примеров. В своём романе «У гаснущего очага» Еремей Данилович Айпин, классик хантыйской литературы, писал: «Каким узлом, какой нитью нужно связать человека с домом, с землёй, с отечеством, где он родился и встал на ноги, чтобы не слабела и не рвалась эта связь?» [6, 32].
Ежегодно, начиная с 2019 года в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре проводится региональная олимпиады для обучающихся профессиональных образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по родным языкам и литературе коренных малочисленных народов Севера. Основная задача данной олимпиады – повышение интереса к изучению родного языка, литературы и культуры, выявление талантливых, одарённых обучающихся из числа КМНС.
В данном исследовании анализируются олимпиадные задания по литературам для обучающихся профессиональных образовательных организаций, качество их выполнения.
По Положению о проведении региональной олимпиады для обучающиеся профессиональных образовательных организаций задания разрабатываются региональной предметно-методической комиссией, профессиональной, компетентной командой, состоящей из ученых-исследователей родных языков и литературы бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок».
Задания для олимпиады разрабатываются с учетом общих требований к содержанию заданий, а также анализа проведения мероприятия предшествующих лет и рекомендаций членов жюри после проведенных Олимпиад.
Разрабатываются пакеты олимпиадных заданий по каждому языку и литературе отдельно. При разработке заданий по хантыйскому языку есть своя особенность, а именно, для полноценной реализации соревновательного процесса по районам всего Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, разработчики составляют задания по диалектам ваховскому, казымскому, сургутскому, шурышкарскому диалектам. По мансийскому языку разработаны задания для носителей сосьвинского диалекта, по ненецкому языку – для носителей лесного диалекта. Задания состоят из двух групп – в первой группе представлены задания по языку, во второй – задания по литературе. Максимально возможная общая сумма баллов за две части составляет – 100 (50 баллов за языковой блок заданий и 50 баллов за задания по литературе).
При составлении олимпиадных заданий разработчиками учитываются основополагающие принципы методики преподавания литературы – связь теории и практики, доступность, последовательность, традиционно используются художественные тексты авторов ханты, манси, ненцев.
Для заданий разработчики используют тексты авторов, которые являются классиками национальных литератур. Все произведения используются на русском языке. Это связано с диалектной раздробленностью хантыйского языка, в силу чего не представляется возможным поэтический текст одного автора перевести на четыре диалекта адекватно, сохраняя при этом ритм, рифмовку. Использовать тексты авторов носителей определенного диалекта также нет возможности, так как хантыйская, мансийская и ненецкая литература не обладает таким количеством писателей в каждом районе.
Ежегодно в ноябре проводится региональная олимпиада для обучающихся профессиональных образовательных организаций по родным языкам и литературе. В 2023 году, как и в прошлые годы, данная олимпиада проходила в очной форме с использованием дистанционных технологий в местах проведения, определенных приказом Департамента образования и науки автономного округа. В 2023 году (как и в 2022 году) в олимпиаде приняли участие 75 обучающихся колледжей, что почти в 3 раза превышает численность участников прошлых лет.
Анализ заданий по родной литературе в сборниках олимпиадных заданий, составленных сотрудниками Обско-угорского института прикладных исследований и разработок, выявил, что в предыдущие годы задания по литературе состояли всего из двух вопросов – анализа произведения и творческого задания. Чаще всего эти задания участники не выполняли, согласно аналитическим справкам жюри. Учитывая предложения членов жюри, анализа качества выполнения заданий участниками, с 2020 года разработчики предлагают участникам олимпиады 10 вопросов по родным литературам. Ниже представлены анализы выполнения заданий по родным литературам в 2023 году, который обязателен после проведения Олимпиад. Анализ представлен отдельно по языкам (хантыйский, мансийский, ненецкий).
Хантыйский язык и литература
В 2023 году олимпиаду писали на 2 диалектах хантыйского языка: казымском и сургутском, к сожалению, не было студентов с ваховским и шурышкарским диалектом. Задания по литературе состояли из 11 вопросов. Оценивались по бальной системе. Из максимальной суммы 100 балов, 50 – оценка по хантыйской литературе.
В первом вопросе нужно было назвать событие, которое стало основополагающим в зарождении литератур народов Севера. С данным заданием справились 32 участника олимпиады из 40, количество баллов за правильный ответ – 2.
Во втором вопросе нужно было определить, о ком из хантыйских писателей Г.И. Слинкина сказала, что она любила природу, не расставалась с ней, пока была зрячей. С данным заданием справились 16 участников олимпиады, количество баллов за правильный ответ – 2.
В третьем задании необходимо было определить, кому из хантыйских писателей принадлежит определенное высказывание. С заданием справились почти все участники (32), количество баллов за правильный ответ – 2.
Четвертое задание: какому термину соответствует приведенное описание. С заданием не справилось 11 участников.
Пятый вопрос был посвящен ведущему жанру творчества М. К. Вагатовой, с заданием справились 23 участника.
Шестым был вопрос «Какое изобразительно-выразительное средство использовал в рассказе «Медведица-рыбачка» Г. Д. Лазарев?» С заданием справилось большинство участников – 34 участника.
Седьмым стоял вопрос об определении, Какой отрицательный фольклорный персонаж встречается в повести Е. Д. Айпина «У гаснущего очага»? (2 балла). Справились 23 участника.
В восьмом вопросе нужно было продолжить поэтическую строку Р. П. Ругина. Максимальное количество баллов – 5. справились с данным заданием. 56% участников.
Для девятого вопроса предлагался отрывок текста произведения Е. Д. Айпина «У гаснущего очага» есть эпизод, показывающие обрядовое действо. Нужно было определить, с какой целью совершалось действие. С заданием справилось только 16 участников.
В десятом задании нужно не менее десятью предложениями описать, как реализуется тема семьи в произведениях Е. Д. Айпина. Данное задание выполнено 15 участниками.
При оценивании задания учитывалась композиционная стройность работы, логичность и связность, учёт историко-культурного контекста, литературная эрудиция, языковая и речевая грамотность. Общее количество баллов – 20.
Последним вопросом нужно было определить стихотворный размер, указать вид рифмы и способ рифмовки предложенного поэтического теста. За правильно определённый стихотворный размер – 3 балла, за правильно указанную рифму – 3 балла, за правильно определённый тип рифмовки – 3 балла (максимальное количество – 9 баллов). С заданием справилось менее половины участников олимпиады (15 чел.).
Участники справились с заданиями, возможно, этому способствовало подготовка самих студентов, которым были направлены материалы для изучения.
Мансийская литература
В первом вопросе нужно было назвать основоположника мансийской литературы, было предложено три варианта ответа. С данным заданием справилась только половина участников олимпиады, количество баллов за правильный ответ – 2.
Во втором вопросе нужно было определить, о ком из мансийских художников слова К. Яковлев написал: «Однажды в 1961 году я прочёл на страницах тюменской областной газеты стихотворение о жёлтослепящем песке на берегу реки Конды, о пронзительно-голубых просветах неба, о тревожных криках чаек... От стихотворения веяло таким естественным могучим романтизмом, что я растерялся: вроде бы романтизм ушёл в далёкое прошлое, а в стихотворении незнакомого поэта он дышал широко, полной грудью. Запомнилось имя поэта…». Также было предложено три варианта ответа. Правильный ответ – об А. Тарханове. С данным заданием справились не все участники олимпиады, количество баллов за правильный ответ – 2.
В третьем задании необходимо было определить по названиям пяти книг имя писателя, создавшего издания каждого раздела. С первыми двумя вариантами ответов (А. Тарханов, С. Динисламова) справилась небольшая часть участников олимпиады, при этом с третьей частью, в которой нужно было вписать имя Ю. Шесталова, справились 80% участников. Количество баллов за каждый правильный ответ – 2.
С четвёртым заданием: какому термину соответствует приведенное описание, справились не все участники.
Пятый вопрос был посвящен ведущему жанру творчества А.С. Тарханова, с заданием справились большинство участников.
Шестым был вопрос с продолжением поэтической строки широко известного стихотворения Ю. Н. Шесталова «Миснэ». С заданием справилось всего два участника олимпиады.
Седьмым стоял вопрос об определении, почему герои легенды «Вожак Ивыр» Паломей и Петотка, увидев собаку Кыль с обгорелым щенком в зубах, стали звать её к себе? Правильное определение было у нескольких участников олимпиады.
В восьмом вопросе нужно было определить лишнее определение в каждой группе. С данным заданием справились 70% участников.
Девятым вопросом предлагалось творческое задание: «На страницах произведений мансийских авторов часто можно встретить героев животных. Напишите сочинение-рассуждение о роли животных в произведениях мансийских писателей. Для чего автор вводит в текст персонаж животное? Создает ли портрет, описание поведения животного? Как относится человек к животному в произведении? Приведите примеры из текстов. Ваш ответ должен содержать не менее 10 предложений». С заданием справилась половина участников.
В десятом задании нужно было определить стихотворный размер, рифму и рифмовку фрагмента поэтического текста А. С. Тарханова «Песня каюра». Данное задание осталось не выполненным.
Ненецкая литература (лесной диалект)
В первом вопросе нужно было назвать событие, которое стало основополагающим в зарождении литератур народов Севера. С данным заданием справились 5 участников олимпиады из 6, количество баллов за правильный ответ – 2.
Во втором вопросе нужно было определить, о ком из ненецких писателей Юрий Рытхэу сказал, что её творчество глубоко современно и проникнуто духом новаторства. С данным заданием справился только 1 участник олимпиады, количество баллов за правильный ответ – 2.
В третьем задании необходимо было определить, кому из ненецких писателей принадлежит определенное высказывание. С заданием справились 2 участника из 6, количество баллов за правильный ответ – 2.
Четвертое задание: какому термину соответствует приведенное описание. С заданием справились только 2 участника.
Пятый вопрос был посвящен ведущему жанру творчества Л.В. Лапцуя, с заданием справились 3 участника.
Шестым был вопрос, где надо было назвать троп, который использует поэт Л. В. Лапцуй в приведенном стихотворении. С заданием справилось большинство участников – 5.
Седьмым стоял вопрос об определении: Какой отрицательный фольклорный персонаж встречается в повести А. П. Неркаги «Молчащий» Выполнил задание только 1 участник.
В восьмом вопросе нужно было продолжить поэтическую строку А. П. Неркаги. Максимальное количество баллов – 2. Справился с данным заданием 1 участник.
Для девятого вопроса повесть А. П. Неркаги «Анико из рода Ного» (1974) можно назвать автобиографической. Героиня-повествователь живёт вдали от родителей, но её, студентку, приобщившуюся к жизни большого города, волнует будущее её маленького народа. Однако сложно сказать, в чём причина её волнений, что её беспокоит?
Данное задание ни один участник не выполнил.
Десятое задание творческое, нужно было не менее десятью предложениями описать, как реализуется тема семьи в произведениях А. П. Неркаги. При оценивании задания учитывалась композиционная стройность работы, логичность и связность, учёт историко-культурного контекста, литературная эрудиция, языковая и речевая грамотность. Общее количество баллов – 20. Участниками олимпиады задание не выполнено.
11 задание со звёздочкой (повышенной сложности) нужно было определить стихотворный размер, указать вид рифмы и способ рифмовки предложенного поэтического теста. За правильно определённый стихотворный размер – 3 балла, за правильно указанную рифму – 3 балла, за правильно определённый тип рифмовки – 3 балла (максимальное количество – 9 баллов).
С заданием участники олимпиады не справилось. Только 1 участник получил 4 балла из 9.
После выполнения всех заданий, проверки, членами жюри проводится разбор заданий по всем языкам, анализа типичных ошибок при выполнении олимпиадных заданий различного уровня; объяснения трудных случаев написания, подведение итогов. Анализ качественного выполнения олимпиадных заданий проводится с использованием информационно-коммуникационных технологий, записывается с целью размещения на сайте олимпиады для последующего просмотра и разбора участниками совместно с организаторами и педагогами в местах проведения олимпиады.
Для заданий разработчики используют тексты авторов, которые являются классиками национальных литератур. Анализируя олимпиадные задания прошлых лет, можно сделать вывод, что чаще всего разработчиками используются произведения следующих авторов:
– по хантыйской литературе – Е. Айпина, М. Вагаовой, Г. Слинкиной, Р. Ругина, В. Волдина, Г. Лазарева;
– по мансийской литературе – Ю. Шесталова, С. Динисламовой, А. Тарханова, А. Коньковой, М. Вахрушевой, П. Чейметова;
– по ненецкой литературе – Ю. Вэллы, Л. Лапцуя, А. Неркаги, В. Ледкова, П. Явтысыя.
Ежегодно разработчики стремятся разнообразить состав заданий с использованием произведений авторов, чтобы повысить интерес у участников, дать возможность более глубже изучать и анализировать родную литературу, применив при этом опыт предшествующих лет.
При этом перед разработчиками встает ряд задач, которые необходимо решить. Для знакомства с новым автором разработчику нужно подобрать текст, который отвечал бы ряду условий: краткость, цельность восприятия, интересный сюжет, лаконичность. Это способствует пробуждению читательского интереса у учащегося к произведениям национальных авторов.
Каждое произведение авторов, включенное в олимпиадные задания, имеет воспитательное значение. Они воспитывают патриотизм, бережное отношение к родному языку, доброе отношение к родителям, к окружающей природе, к родному краю.
Олимпиада по родным языкам и литературе коренных малочисленных народов Севера, проводимая в автономном округе, показывает, что данное мероприятие актуально и необходимо для всех обучающихся, являющихся носителями родного языка. В этом направлении продолжает работу БУ «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок». Сотрудниками Обско-угорского института проводится большая работа по популяризации олимпиады и других конкурсных мероприятий по родным языкам и литературе коренных малочисленных народов Севера.
Большую помощь педагогам родного языка оказывает сайт БУ «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок» www.ouipiir.ru.
На сайте размещены методические рекомендации, сборники олимпиадных заданий прошлых лет [4]. Педагоги-наставники могут использовать их при подготовке обучающихся к олимпиаде. Сами будущие участники олимпиады могут использовать их как тренажеры при подготовке к предстоящим олимпиадам.
Особо хочется отметить размещенный на сайте института интернет – ресурс «Литературная карта Юры» [7]. Данная платформа помогает пользователю получить дополнительную информацию о писателях и поэтах автономного округа, познакомиться с их биографией, библиографией и произведениями. Это даёт возможность учащимся и педагогам-наставникам лучше подготовиться как к олимпиадам по родным языкам и литературе коренных малочисленных народов Севера, так и к другим конкурсным мероприятиям, проводимым в автономном округе. Ресурс систематически пополняется новыми авторами и их произведениями.
Олимпиада не только поддерживает и развивает интерес к родной литературе, но и стимулируют активность обучающихся при подготовке к выполнению заданий, выходящих за рамки школьной программы, вопросов, требующих дополнительных знаний и креативного подхода к их рассмотрению.
Использование разработчиками произведений национальных авторов позволяет прививать любовь к родному языку, к народному творчеству, народному наследию, национальной культуре, учат чтить обычаи и традиции своего народа, увидеть красоту природы, раскрывают любовь к малой Родине. и жизнь народов, которые помогают им понять значение дружбы и взаимопомощи людей разных национальностей. Говоря о значимости подобных мероприятий, в первую очередь следует отметить, что они служат ещё одним важным толчком в деле сохранения и развития родных языков.
Список литературы
1. Кузнецова О.В., Мелекесова Р.М. К вопросу о конкурсной деятельности учащихся / О.В. Кузнецова, Р.М. Мелекесова // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» – 2012. – №4.
URL: https://naukovedenie.ru/PDF/99pvn412.pdf
2. Пирогова Н.В. Работа педагога-психолога с одарёнными студентами в учреждении СПО / Н. В. Пирогова. // Молодой учёный. – 2019. – №11 – С. 224-226. URL: https://moiuch.ru/archive/249/57282/ (дата обращения: 03.06.2024).
3. Соловьева С.И. Конкурсная деятельность как средство повышения конкурентоспособности студентов учреждений среднего профессионального образования / Монография. – Пермь.: ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2021. – 214 с.
4.Сборник олимпиадных заданий по хантыйскому языку (ваховский диалект) и литературе для обучающихся профессиональных образовательных организаций / авт.-сост.: Ф. М. Лельхова, В. Л. Сязи. – Тюмень: ФОРМАТ-72, 2023. – 56 с.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
5.Педагогический энциклопедический словарь. Под ред. Б.М. Бим-Бада – М.: Просвещение/Дрофа, 2008. 527 с. URL: 179 https://gufo.me/dict/pedagogy_terms.
6.Айпин Е.Д. У гаснущего очага: повесть в рассказах о верованиях, обычаях и преданиях народа ханты (остяков) Обского Севера / Е. Айпин. Екатеринбург: – Сред.-Урал. кн. изд-во.; М.: Фактория Арктики, 1998. – 256 с.
7. Интернет ресурс «Литературная карта Югры» http://map.ouipiir.ru/ (дата обращения 12.05.2024 г.)