Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №06 (95) Июнь 2024
УДК 159.9.072
Дата публикации 24.06.2024
Особенности переживания одиночества студентами с разным уровнем жизнестойкости
Коломиец Мария Николаевна
Студентка 4 курса Института педагогики и психологии, Петрозаводский Государственный Университет, РФ, г.Петрозаводск, ma.kolomiets@mail.ru
Макаровская Ирина Викторовна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры Психологии Института педагогики и психологии, Петрозаводский Государственный Университет, РФ, г.Петрозаводск, imakarovskaya@yandex.ru
Аннотация: В статье исследуются особенности переживания одиночества студентами с разным уровнем жизнестойкости. Объектом исследования является переживания одиночества студентами в целом. В исследовании использованы такие методики, как: Тест жизнестойкости С. Мадди (адаптация Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой); Проективная методика “Человек под дождем” А. Абрамс, А. Эмчин; Дифференциальный опросник переживания одиночества (ДОПО-3) в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.Н. Осина (полная версия - 40 вопросов); Опросник переживания одиночества Е. А. Манакова. А также статистические методы (U-критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ). Сбор данных осуществлялся в очном формате, участие приняло 35 человек - студенты, как мужского пола - 10 человек, так и женского пола - 25 человек, в возрасте от 18 до 25 лет. Выявлены различия в переживании одиночества у студентов с высоким, средним и низким уровнем жизнестойкости.
Ключевые слова: жизнестойкость, одиночество, студенты, позитивное одиночество, уединение, изоляция.
4th year student of the Institute of Pedagogy and Psychology, Petrozavodsk State University, Russian Federation, Petrozavodsk
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology at the Institute of Pedagogy and Psychology, Petrozavodsk State University of the Russian Federation, Petrozavodsk
Abstract: The article examines the peculiarities of loneliness experience by students with different levels of resilience. The object of the study is the perception of loneliness by students in general. The study used such methods as: S. Muddy's Resilience Test (adaptation by D.A. Leontiev, E.I. Rasskazova); The Projective technique “Man in the Rain" by A. Abrams, A. Emchin; The Differential questionnaire of loneliness experience (DOPO-3) in adaptation by D.A. Leontiev and E.N. Osin (full version - 40 questions); Questionnaire on the experience of loneliness by E. A. Manakov. Data collection was carried out in a face-to-face format, 35 people participated - students, both male - 10 people, and female - 25 people, in a relationship - 11 people, and not in a relationship - 24 people, aged 18 to 25 years. Differences in the experience of loneliness among students with high, medium and low levels of resilience were revealed.
Keywords: resilience, loneliness, emotional sphere of students, positive loneliness, solitude, isolation.
Коломиец М.Н., Макаровская И.В. Особенности переживания одиночества студентами с разным уровнем жизнестойкости // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 06 (95). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-perezhivaniya-odinochestva-studentami-s-raznym-urovnem-zhiznestojkosti.html (Дата обращения: 24.06.2024)
Студенты довольно часто сталкиваются с ситуациями, субъективно переживаемыми ими как трудные, которые нарушают привычный ход жизни. Именно в таких случаях человек вдруг начинает осознавать собственную бесполезность и невозможность реализовать свои личностные способности, начинает переживать и осознавать самого себя, как покинутого, забытого, потерянного.
Современный образ жизни, а также стрессы делают людей особенно уязвимыми к одиночеству. Изменения в сфере занятости, какие-либо потрясения, а также тот факт, что люди могут легко уйти из отношений, для многих служат причиной возникновения одиночества.
Формирование жизнестойкости является залогом психического здоровья людей и необходимым условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих в обществе.
Студенческий период считается в психологии ключевым временем формирования личности человека, отражением самых различных интересов, среди которых особое значение придается профессиональным интересам [4]. В настоящее время студенты сталкиваются с различными кризисами, включая возрастные, личностные и профессиональные кризисы, а также кризисы, связанные с нестабильностью настоящего и неопределенностью будущего. Однако именно в период обучения студенты начинают формировать жизнестойкость и способность эффективно справляться со стрессом. Развитие жизнестойкости помогает молодым людям успешно справляться со стрессом, достигать самореализации и поддерживать психическое и физическое здоровье [5, с. 109-115].
В период студенчества обучащиеся критически относятся к окружающим явлениям, улучшая способы общения, развивая навыки диалога и взаимодействия с людьми разных возрастных групп. Молодое поколение стремится к освоению умений эффективного функционирования в обществе и адекватной адаптации к изменчивым условиям [1, с. 2351]. Эти критерии являются показателями общей социально-коммуникативной компетенции современных студентов [2, с. 110].
У студентов особенно важно развивать жизнестойкость, так как учеба часто сопряжена с трудностями, стрессом и неудачами. Жизнестойкость позволяет преодолевать все препятствия, сохраняя оптимизм, уверенность и настойчивость [3]. Студентам приходится сталкиваться с непредсказуемыми обстоятельствами, требующими адаптации и усилий. Поэтому развитие жизнестойкости у студентов является важной задачей, которая способствует их успеху как в учебе, так и в жизни в целом.
Эмоциональные процессы у студентов в процессе обучения характеризуются высокой интенсивностью, разнообразием, быстрым сменой и быстрым развитием высших чувств. Эмоциональная устойчивость, то есть способность сохранять эмоциональное равновесие в сложных ситуациях, является важным условием успешной деятельности студента. Среди множества компонентов эмоциональной сферы студентов особенно важны чувство ответственности за результаты учебы и другие аспекты.
В процессе учебы студент может столкнуться с эмоциональным стрессом, вызванным напряженностью в сложных ситуациях [6]. Этот стресс может быть вызван непривычными условиями, увеличением ответственности, повышенной умственной нагрузкой, переутомлением. Различные факторы, такие как алкоголь, наркотики, токсичные вещества - могут способствовать нервным срывам. Например, исследование, опубликованное в журнале «Emotion», показало, что уровень тревожности у студентов достигает пика в момент получения экзаменационного билета и постепенно снижается по мере прохождения экзамена [6].
Для предотвращения стрессового состояния у студентов во время учебной деятельности необходима психологическая подготовка, направленная на выполнение учебных программ, развитие устойчивых качеств и навыков, а также умелое регулирование их поведения со стороны преподавателей и управленческого персонала вуза. Согласно Б.Г. Ананьеву: «условия учебы и труда ориентированы не только на думающего, но и на чувствующего человека» [7].
Одиночество - это не просто "чувство" в изоляции, а скорее многогранное явление, которое затрагивает многие аспекты нашей жизни. Одиночество – это "комплексное" переживание, которое может вызывать различные чувства и эмоции, а также разнообразные психические состояния. Именно поэтому мы рассматриваем одиночество как переживание, а переживание – как самостоятельное психическое явление [8, с. 25].
Ощущение одиночества в студенческое время актуально также потому, что именно в этот период происходит формирование социальной идентичности. В студенческие годы, когда человек уже не ребенок, но ещё не сформировался как взрослый, он активно ищет свое место в обществе, пробуя разные роли и модели поведения. Именно в этом поиске, где желание выделиться и найти свое место переплетается с неуверенностью и страхом несоответствия, может возникнуть ощущение одиночества. Отчуждение от окружающих может быть вызвано несколькими факторами. Во-первых, повышенная чувствительность и острота восприятия в позднем подростковом возрасте делает человека более восприимчивым к отрицательным комментариям и критике, что может привести к изоляции и отчуждению. Во-вторых, студенты часто испытывают стресс из-за учебы, финансовых проблем и неуверенности в будущем. Это может приводить к тому, что человек замыкается в себе, отказывается от социальных контактов и переживает одиночество [4].
Следует отметить, что многие ученые указывают на тот факт, что студенты чаще всего чувствуют себя одинокими. И. Кон подчеркивает: «подростковый и юношеский возраст, когда человек ищет себя, - это самый социальный, общительный и одновременно самый психологически одинокий период в жизни» [9, с. 267].
Молодые люди могут испытывать одиночество из-за трудностей в общении, что порождает страх перед новыми эмоциональными связями и их избегание; из-за конфликтов в профессиональной среде, в семье; из-за утраты близких людей вследствие смерти; из-за неразделенной любви. Кроме того, активная жизнедеятельность в этом возрасте за пределами дома также способствует ощущению одиночества [10].
Целью исследования стало изучение особенностей переживания одиночества студентами с разным уровнем жизнестойкости для дальнейшей возможности применения приобретенных знаний в случаях оказания психологической поддержки студентам, тяжело переживающих одиночество. Сбор данных осуществлялся в очном формате, приняло участие 35 человек. Социальный статус - студенты. Среди респондентов 10 человек мужского пола (28,6%) и 25 человек женского пола (71,4%). 11 человек , которые состоят в отношениях (31,4%) и 24 человека, не состоящие в отношениях (68,6%). Возрастной диапазон - от 18 до 25 лет. Выявлены различия в переживании одиночества у студентов с высоким, средним и низким уровнем жизнестойкости.
1. Тест жизнестойкости С. Мадди (адаптация Д.А. Леонтьева) - представляет собой адаптацию опросника Hardiness Survey, который разработан американским психологом Сальваторе Мадди. Результаты данного теста позволяют дать оценку способности и готовности человека активно и гибко действовать в ситуациях стресса и трудностей или его уязвимости к переживаниям стресса.
Опросник состоит из 45 пунктов-утверждений, с которыми студенты должны выразить своё согласие или несогласие по 4-балльной шкале Ликкерта.
2. Проективная методика “Человек под дождем” А. Абрамс, А. Эмчин - тест направлен на диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов человека, его способности преодолевать неприятные, сложные ситуации, противостоять им.
На рис. 1 можно увидеть, как распределяются студенты по трем уровням жизнестойкости (тест жизнестойкости С. Мадди (адаптация Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой).
Рисунок. 1 Результаты распределения студентов по трем уровням жизнестойкости
Точно такое же распределение студентов по трем уровням жизнестойкости было выявлено при интерпретации результатов проективной методики «Человек под дождем» А. Абрамс, А. Эмчин. 37% студентов с низкой жизнестойкостью, 34% - с высокой и 29% со средним уровнем.
Полученные результаты демонстрируют, что большинство студентов (37%) обладают низким уровнем жизнестойкости.
Вторая группа студентов (34%) - это студенты, обладающие высоким уровнем жизнестойкости.
И самая маленькая по численности группа (29%) , которая получилась - это студенты, у которых выявлен средний уровень жизнестойкости.
3. Дифференциальный опросник переживания одиночества (ДОПО-3) в адаптации Д.А.Леонтьева и Е.Н.Осина (полная версия - 40 вопросов) – данная методика представляет собой опросник, который основан на экзистенциальных представлениях об отношении личности к одиночеству, согласно которой принятие одиночества как экзистенциального факта открывает человеку возможность ценить ситуации уединения и использовать их как ресурс для личностного роста.
4. Опросник переживания одиночества Е. А. Манакова - опросник, который состоит из 30 утверждений, сгрупированных в 6 шкал («Негативное чувство»; «Отрицание»; «Временное явление»; «Страх ответсвенности»; «Духовное одиночество»; «Физическое одиночество»). Он позволяет получить более полную и содержательную характеристику индивидуальных особенностей переживания одиночества в разных его аспектах.
На рис. 2 представлены результаты того, как студенты с разным уровнем жизнестойкости отражают степень актуального переживания одиночества.
Рисунок. 2 Результаты, отражающие степень актуального переживания одиночества
У студентов с низким уровнем жизнестойкости показатели ощущения одиночества соответствуют высокому уровню (95%).
У студентов со средним и высоким уровнем жизнестойкости уровневые показатели распределились сходным образом (39% и 32%).
На рис. 3 демонстрируются результаты, отражающие степень неприятия одиночества, и неспособность оставаться наедине с собой.
Рисунок. 3 Результаты, отражающие степень неприятия одиночества, и неспособность студентов оставаться наедине с собой
На данном рисунке можно увидеть значительный разрыв, студенты с низким уровнем жизнестойкости в большей степени испытывают отрицательные эмоции по отношению к одиночеству и проявляют стремление к поиску общения во избежание уединения, вызванного неприятными или болезненными переживаниями (91%), нежели студенты со средним и высоким уровнем жизнестойкости (52% и 47%).
На рис. 4 представлены результаты, измеряющие способность студентов находить ресурс в уединении, творчески использовать его для самопознания и саморазвития.
Рисунок. 4 Результаты, измеряющие способность находить ресурс в уединении, творчески использовать его для самопознания и саморазвития
Можно наблюдать, что студенты с низким уровнем жизнестойкости испытывают затруднения в нахождении внутренних ресурсов в ситуациях уединения, что может привести к отсутствию положительных эмоций в таких моментах (42%).
Студенты со средним и высоким уровнем жизнестойкости испытывают положительные эмоции, когда оказываются в ситуациях, где они находятся в одиночестве (80% и 89%).
На рис. 5 указаны результаты, указывающие на отсутствие или наличие людей, с которыми у испытуемых возможен близкий контакт.
Рисунок. 5 Результаты, указывающие на отсутствие или наличие людей, с которыми возможен близкий контакт
Студентам с низким уровнем жизнестойкости свойственно в большей степени ощущать нехватку близких и значимых контактов с окружающими людьми (81%), а у студентов с высоким уровнем жизнестойкости, наоборот, есть люди, с которыми возможен близкий контакт (34%), говоря о студентах со средним уровнем жизнестойкости, следует заметить, что показатель изолированности равен среднему (49%).
На рис. 6 можно увидеть результаты, конструирующие образ "Я" респондента как одинокого человека.
Рисунок. 6 Результаты, конструирующие образ "Я" респондента как одинокого человека.
У студентов с низким уровнем жизнестойкости показатели находятся на высоком уровне (85%), такие результаты, возможно, связаны с негативным отношением, которое преобладает у большинства студентов к данному состоянию, что приводит ко всяческому его непринятию и избеганию.
У группы студентов со средним уровнем жизнестойкости показатели чуть ниже среднего (48%).
И у студентов с высоким уровнем жизнестойкости показатели находятся на очень низком уровне (10%).
На рис. 7 демонстрируются результаты, измеряющие негативные чувства, связанные с пребыванием в одиночестве.
Рисунок. 7 Результаты, измеряющие негативные чувства, связанные с пребыванием в одиночестве
Полученные результаты указывают на то, что студенты с низким уровнем жизнестойкости в большей степени (95%) испытывают негативные чувства, связанные с пребыванием в одиночестве.
Вторая группа студентов со средним уровнем жизнестойкости демонстрируют показатели чуть выше среднего (69%).
У студентов с высоким уровнем жизнестойкости наблюдаются низкие показатели (24%), такие люди принимают одиночество и уединение.
Результаты, измеряющие переживаемую потребность в общении, представлены на рис. 8.
Рисунок. 8 Результаты, измеряющие переживаемую потребность в общении
Больше всего потребность в компании испытывают студенты с низким уровнем жизнестойкости (85%).
Студенты со средним уровнем жизнестойкости демонстрируют значения чуть выше среднего (65%), это говорит о том, что студенты время от времени также нуждаются во взаимодействии с другими.
Самые низкие показатели (22%) можно заметить у студентов с высоким уровнем жизнестойкости, они предпочитают собственное общество и не испытывают необходимости в постоянном общении с другими.
На рис. 9 указаны результаты, измеряющие принятие человеком одиночества и уединения.
Отрицают в большей степени переживание одиночества студенты с низким уровнем жизнестойкости (70%).
У студентов со средним и высоким уровнем жизнестойкости уровневые показатели распределились сходным образом (24% и 23%). Данные группы студентов склонны не отрицать переживание одиночества.
На рис. 11 представлены результаты одиночества как результат страха брать ответственность за других.
Рисунок. 11 Результаты одиночества как результат страха брать ответственность за других
Одиночество интерпретируется как результат страха брать ответственность за других у студентов с низким уровнем жизнестойкости (82%).
Студенты со средним и высоким уровнем жизнестойкости демонстрируют достаточно низкие показатели (44% и 26%), такие студенты не ведут одинокий образ жизни, вступают в отношения, которые влекут за собой ряд обязательств, и в которых необходимо брать ответственность за других.
С помощью U-критерия Манна-Уитни мы определили: существуют значимые различия между группами студентов с низким и высоким уровнем жизнестойкости по таким показателям переживания одиночества, которые указаны выше. А именно различия заключаются в том, что студенты с низким уровнем жизнестойкости в большей степени стараются искать общение, с целью избегания ситуаций уединения, которые вызывают у них негативные чувства, сопровождающиеся страхом, пустотой и беспомощностью. А студенты с высоким уровнем жизнестойкости склонны не отрицать переживание одиночества. Одиночество помогает таким студентам лучше понять свои желания, мечты и цели, для них – это возможность глубже погрузиться в свои мысли, осознать свои слабости и сильные стороны.
С помощью корреляционного анализа Спирмена нам удалось определить:
1) Положительные корреляционные связи были установлены между: уровнем жизнестойкости и шкалой «Радость уединения». Это говорит нам о том, что, чем выше уровень жизнестойкости, тем выше показатели по данной шкале.
2) Отрицательные корреляционные связи были установлены между: уровнем жизнестойкости и шкалами «Общее одиночество», «Зависимость от общения», «Изоляция, «Переживание одиночества, «Дисфория одиночества», «Потребность в компании», «Отрицание» и «Страх ответственности». Это указывает нам на то, что, чем ниже уровень жизнестойкости, тем выше показатели по данным шкалам.
По результатам всех полученных данных можно сделать несколько выводов об особенностяж переживания одиночества студентами с разным уровнем жизнестойкости:
- у студентов с низким уровнем жизнестойкости показатели ощущения одиночества соответствуют высокому уровню, который указывает на то, что данная группа испытывает психологический дискомфорт, вызванный отсутствием близких отношений или общения, и определяют себя как одинокого индивида, также они в большей степени испытывают отрицательные эмоции по отношению к одиночеству и проявляют стремление к поиску общения во избежание уединения, вызванного неприятными или болезненными переживаниями, они испытывают затруднения в нахождении внутренних ресурсов в ситуациях уединения и не могут найти положительных аспектов в ситуациях, когда остаются одни;
- студенты с высоким и средним уровнем жизнестойкости не определяют себя как одиноких индивидов, в их жизни присутствуют люди, с которыми у них возможен близкий контакт, с которыми они ощущают себя комфортно и тем самым не испытывают психологического дискомфорта, это не значит, что данные группы студентов вовсе не испытывают одиночество, это, скорее, указывает на то, что они способны его принимать и находить положительные моменты, пребывая в нем, а именно использовать ресурсы для саморазвития.
Полученные нами выводы дают понять, что уровень жизнестойкости непосредственно влияет на то, в какой степени и каким образом студент переживает состояние одиночества. Однако нельзя исключать случаи, в которых способ переживания одиночества, наоборот, определяет, каким уровнем жизнестойкости обладает человек. Ввиду этого главной задачей каждого индивида является развитие жизнестойкости. Можно отметить основные способы, помогающие в самостоятельной ликвидации негативных жизненных переживаний: фокусировка на положительных аспектах жизни; активная практика разнообразных методов релаксации; подкрепление своего физическое здоровье занятиями спортом, правильным режимом дня и здоровым питанием. Также существуют три основные техники, предложенные Мадди для тренировки жизнестойкости: 1) Реконструкция ситуаций – помогает анализировать ситуации и находить пути решения; 2) Фокусировка; 3) Компенсаторное самосовершенствование – перевод своего внимания на другую ситуацию. Некоторые индивиды не способны самостоятельно справиться с развитием жизнестойкости, в подобных ситуациях можно использовать когнитивно-поведенческую терапия, проведение которой следует организовывать совместно с психологом.
Одним из ключевых способов преодоления одиночества является осознание преимуществ этого самого одиночества. Состояние уединения может дать людям свободу выбора, не ограниченную чужими интересами. Стоит проанализировать свои мысли и чувства, чтобы понять, какова первопричина данного состояния, так как способ проработки и решения проблемы в данном случае находится в прямой зависимости от неё. К тому же можно воспользоваться техникой сочинения истории о своем одиночестве – она поможет лучше разобраться в особенностях его переживания, причинах, а также может указать на пути, как с ним справиться. Подходы, цель которых помочь людям завязать новые взаимоотношения, включают:
- тренинг социальных навыков, задачами которого являются развитие умения слушать и слышать; выражение собственных чувств и проявление эмпатии; отработка поведенческих навыков в типовых жизненных ситуациях;
- КПТ, которая даёт возможность и направляет усилия на замещение отрицательных мыслей положительными;
- группы застенчивости, суть которых заключается в социализации и снятии коммуникативных ограничений, как каждого индивида по отдельности, так и групп в целом.
Результаты данного исследования и теоретический анализ литературы могут отражаться в возможности применения приобретенных знаний преподавателями как средних специальных учебных заведений, так и высших учебных заведений, психологической службой ПетрГУ для оказания психологической поддержки студентам, тяжело переживающих одиночество.
Список литературы
1. Иванова, А.Д. Жизнестойкость и жизненная позиция у студентов-психологов: теоретический анализ / А.Д. Иванова // Инновации. Наука. Образование. - 2021. - № 36.
2. Петрищева, В.С. Изучение жизнестойкости и стрессоустойчивости студентов в период юности / В.С. Петрищева // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 15 января 2018 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2018.
3. Кораблина, Е.П. Влияние жизненной устойчивости на успех студентов педагогического вуза / Е.П. Кораблина // Образование и педагогика. - 2019. - № 2(15).
4. Корчагина С.Г. Психология одиночества: Уч. пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2008.
5. Юдина Е.В. К проблеме синдрома выгорания у психологов-консультан-тов: экзистенциальный подход // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология». 2011. № 1.
Список используемых источников
6. Логинова М.В. Психологическое содержание жизнестойкости личности студентов.: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2010.
7. Реферат: Психология: Особенности эмоциональной сферы у студентов, 2009. Режим доступа: http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00010175_0.html.
8. Власова, Т. В. Одиночество как залог возрождения// Spbqotic propect.- 2008. Электронный ресурс: http//www. spintonques. msk. Ru.
9. Заворотных Е.Н. Социально-психологические особенности одиночества как субъективного переживания : Автореферат канд. психол. наук: 19.00.05. – Социальная психология. – СПб., 2009.
10. Мудрик, Л. В. Современный старшеклассник[Текст]: хрестоматия по возрастной психологии/ Л. В Мудрик.- М.: ТЦ Сфера, 2000.