Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №01 (90) Январь 2024
УДК 316.48
Дата публикации 31.01.2024
Проблема буллинга как конфликта в образовательных учреждениях
Труфанов Глеб Алексеевич
бакалавр конфликтологии, исследователь, факультет гуманитарных дисциплин кафедра международных отношений, университет Донья Горица, Черногория, Подгорица, valentinothedoctor123@gmail.com
Томин Виталий Вячеславович
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, ФГБОУ ВО Институт языков и культур, Оренбургский государственный университет, Россия, Оренбург, vnimot@yandex.ru
Федорцова Светлана Сергеевна
кандидат педагогических наук доцент кафедры экономики и гуманитарно-правовых дисциплин ФГБОУ ВО Таганрогский институт имени А. П. Чехова (филиал), "РГЭУ (РИНХ)", Россия, Таганрог, fedorcova@mail.ru
Аннотация: Проблема противоречий, связанных с рутинизацией конфликта в образовательной среде и учебных сообществах остается неизменно релевантной и сегодня. Необходимо отдельно подчеркнуть, что вопрос буллинга является актуальным и с точки зрения нарушения психического здоровья учащихся и эффективности процессов обучения и осоения материала. Авторы данной статьи предприняли попытку дать комплексное конфликтологическое понимание понятию "буллинг" и предлагают стратегию по внедрению конфликтологической супервизии в школах. Авторы рассматривают буллинг в школе, как форму конфликта в рамках сообществ учащихся в образовательной среде. В качестве методологической основы авторы данной работы придерживаются функциональной теории конфликта. Авторы приходит к выводу, что для организации всесторонней и комплексной работы с буллингом необходимо включение в состав школьных служб примирения квалифицированных специалистов по работе с конфликтами. Центральное место в работе с конфликтами занимает сбор информации и разработка эффективных стратегий коммуникации в конфликте. Авторы данной статьи приводят основной функциональный базис для конфликтологической супервизии ситуаций булллинга в школах. Авторы подчеркивают, что главным последствием буллинга в школе является маргинализация "жертвы". Конфликтология может предоставить специалистам полный набор инструментов для решения подобных проблем. Буллинг рассматривается, как ситуация негативного лидерства в коллективе. Буллинг, как кризис отражает неспособность школы создать гармоничное и инклюзивное пространство, которое бы смогло выступать толерантной площадкой для реализации школьников. Буллинг, как рутинизированный конфликт отражает отсутствие необходимых компетенций у школьных педагогов по выполнению эффективного менеджерирования процессов возникновения, существования и разрешения противоречий.
Ключевые слова: педагогический конфликт, буллинг, школа, урегулирование конфликта, язык вражды, школьные службы примирения.
B.A. in Conflict Studies, Researcher, Faculty of Humanities, Department of International Relations, Unniversity of Donja Gorica, Montenegro, Podgorica
PHD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, Institute of Languages and Cultures, Federal State Educational Institution of Higher Education Orenburg State University, Russia, Orenburg
PHD in pedagogic sciences, senior lecturer at A. P. Chekhov Taganrog Institute (branch) "RSEU (RINH)", Russia, Taganrog
Abstract: The problem of contradictions associated with the rootinization of conflict in the educational environment and learning communities remains invariably relevant today. It should be separately emphasized that the issue of bullying is also relevant from the point of view of the violation of students' mental health and the effectiveness of learning processes and material learning. The authors of this article have attempted to provide a comprehensive conflictological understanding of the concept of bullying and propose a strategy for the introduction of conflictological supervision in schools. As a methodological framework, the authors of this paper adhere to the functional theory of conflict. The authors conclude that to organize comprehensive and integrated work with bullying, it is necessary to include qualified conflict specialists in the composition of school reconciliation services. Central to conflict work is gathering information and developing effective conflict communication strategies. The authors of this article provide a basic functional framework for conflict supervision of bullying situations in schools. The authors emphasize that the main consequence of school bullying is the marginalization of the "victim". Conflictology can provide professionals with a full set of tools for solving such problems. Bullying is seen as a situation of negative leadership in the team. Bullying as a crisis reflects the school's inability to create a harmonious and inclusive space that would be able to act as a tolerant platform for the realization of students. Bullying as a routinized conflict reflects the lack of necessary competencies of school teachers to effectively manage the processes of emergence, existence, and resolution of contradictions.
Keywords: pedagogical conflict, bullying, school, conflict regulation, hate speech, school-based reconciliation services.
Труфанов Г.А., Томин В.В., Федорцова С.С. Проблема буллинга как конфликта в образовательных учреждениях // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 01 (90). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/problema-bullinga-kak-konflikta-v-obrazovatelnykh-uchrezhdeniyakh.html (Дата обращения: 31.01.2024)
Введение
Проблема буллинга в образовательных учреждениях в последнее время стала очень релевантной и привлекает пристальное внимание многих исследователей по всему миру. Эта проблема остается всегда актуальной и неоднозначной как среди коллег в сфере педагогики и конфликтологии. Отечественные и зарубежные ученые проводили исследования на тему поиска актуальной и эффективной системы противодействия буллингу в школах, а также поиска эффективной системы урегулирования конфликта в школе. Коллеги из разных областей знания также осуществляли исследования по поиску наиболее эффективной системы менеджерирования процессов по урегулированию конфликта в школе при участии третьей стороны. В этом контексте хотелось бы выделить работу А.Ю. Коновалова, который попытался проанализировать успешность работы школьных служб примирения. [1] Также А.Ю. Коновалов предпринял комплексную попытку комплексной классификации ключевых характеристик участников буллинга и складывающихся в школьной среде разнонаправленных устремлений и позиций участников, как составляющих дискурса враждебности. [2] Нельзя не отметить вклад А.Ю. Коновалова в развитие системы существующих школьных служб примирения, технологии, позволяющей вынести проблемы обсжбуллинга на обсуждение, превратить проблемы в конкретные вопросы для продвижения программ профилактики буллинга. Буллинг - это комплексная проблема, требующая значительного внимания со стороны всех участников образовательного процесса. Необходимо также подчеркнуть и важность опыта американских коллег в вопросе разработок процедур медиации в образовательной среде как инструмента формирования у школьников позитивной рефлексии риска. Школьники сами участвуют в урегулировании конфликта, рассматривают его итоги и протекание, как процесс в контексте справедливости, риска. Медиация в американской школе представлена-тремя разными видами примиретельных процедур: peer mediation, peer counseling, peer tutorship. Разница в данном случае обуславливается степенью и формой участия подростка, включенного в процесс в качестве конфликт-менеджера. Авторы данной статьи подчеркивают важность осмысления опыта западных коллег в отношении методов разрешения конфликтов в школьной среде.
Важно подчеркнуть значимость опыта западных коллег в изучении возможностей конфликтологии и медиации в плане разрешения конфликтов в школе. На эту тему написано немало работ, которые заслуживают пристального внимания. Так, британские коллеги Vidya Rao, John Wright, Cameron Stark приходят к выводу, что в современных школах существует значительная необходимость внедрения более инвазивных и оперативных практик для предотвращения буллинга в школах. [3] Этот аспект рассматривается через необходимость консультирования и сопровождения жертв буллинга, а также постоянная педагогическая супервизия, призванная способствовать предотвращению ситуаций буллинга. Некоторые исследователи ищут объяснение в особенностях характера и моделей поведения отдельных школьников (как агрессора, так и жертвы). [4] Американская исследовательница Sheri Baumanделает важные замечания о природе буллинга в школе. Исследовательница из Чикаго подчеркивает, что ключевым в ситуациях буллинге в школе является их рутинизированный характер, который создает вакуум возможностей взаимодействия для жертв буллинга. [5] Канадские исследователи буллинга отмечают, что только в 10 из 17 случаев учителя располагают достоверной информацией о том, кто в классе подвергается травле. [6] Этот факт еще раз доказывает скрытую сущность процесса буллинга, что значительно усложняет работу с ним. Что может предложить в этом вопросе современная конфликтология как междисциплинарная область знаний? Какова роль конфликтолога в подготовке к разрешению конфликтов в школе? Эти вопросы остаются открытыми. Однако следует отметить, что комплексная конфликтологическое осмысление этой проблемы остается открытым вопросом, требующим пристального внимания экспертов в области педагогической конфликтологии.
Дискуссия.
Буллинг в школе - это не просто обыкновенная травля или простое проявление агрессии. Буллинг являет собой конфликт и должен рассматриваться, как столкновение субъектов образовательного процесса ввиду наличия взаимоисключающих интересов, потребностей. [7], [8] Ситуации буллинга являются сложным социальным явлением, которое определяется целым перечнем факторов социальных аспектов и противоречий. Буллинг обладает значительным конфликтным потенциалом. Буллинг в школе - это один из видов конфликта в школьной среде. Школьная среда чрезвычайно динамична в силу постоянных изменений в мировоззрении и ценностных ориентирах школьников (их представления о мире, взросление). Подростковая среда достаточно конкурентна. Однако неизменным аспектом школьной среды остается момент враждебности, который неизменно преследует любой тип отношений, строящийся на различии. Буллинг как конфликт является формой актуализации противоречий, предшествующих самому конфликту во времени. Кризис в отношениях - это этап, который предшествует самому процессу травли. Отношения людей - это сложный процесс, который раскрывается через потребность в общении, а также необходимость реализации определенных интересов и социализации. Понятия "конфликт" и "кризис" тесно связаны, но имеют разные функции и последствия для самой социальной структуры, в которой они возникают. [9] Общее заключается в том, что они отражают наличие противоречий в обществе, представленных в основном через социальную напряженность. В этом аспекте можно обратиться к работам Рейнхарта Козеллека, который описывал эти аспекты в рамках политической истории. [9] Суть этих понятий он описывал через взаимосвязь понятий "конфликт", "кризис" и "революция". Кризис он определял, как особый поворотный момент в истории политической единицы-государства, характеризующийся актуализированным во времени запросом на изменение структуры институтов общества, политики и т. д. Этот запрос вызван неспособностью этих институтов ответить на вызовы времени, событий, противоречий, возникших в результате относительных лишений, отчуждения, неравномерного распределения благ, внешнего давления, мирового политического прогресса, а также неспособностью власти "суверена" эффективно управлять и разрешать противоречия, постоянно существующие в обществе. Поэтому кризис представляется Козеллеку моментом для вмешательства суверена в систему с целью ее разрешения и улучшения. [9] Школа, как и любая организация, представляет собой сложную систему, с множеством сетей взаимодействия между субъектами образовательного процесса, процессами управления. Также учебный коллектив характеризует и наличие в нем складывающихся со временем определенных ритуалов, через которые и посредством которых осуществляется восприятие тех или иных ценностей и событий. [10], [11] Таким образом, можно сказать, что возникает своего рода «корпоративная культура». Необходимо подчеркнуть, что рассматривать корпоративную культуру как инструмент в формировании эффективных способов взаимодействия с субъектами организационного процесса в период кризиса в организациях. Необходимо рассмотреть кризис в организации как важное событие, способное изменить организационную структуру к лучшему. Совершенствование процессов и реформирование сложившихся моделей взаимодействия является трудным процессом.
Кризис - это проверка на выживание и жизнеспособность системы/отношений. Буллинг, как кризис отражает неспособность школы создать гармоничное и инклюзивное пространство, которое бы смогло выступать толерантной площадкой для реализации школьников. Буллинг, как рутинизированный конфликт отражает отсутствие необходимых компетенций у школьных педагогов по выполнению эффективного менеджерирования процессов возникновения, существования и разрешения противоречий. Школа, как система управления образовательным процессом достаточно консервативна. Поэтому конфликт очень часто воспринимается только, как негативная дисфункция, которая подавляется. Современному педагогу необходимо учиться эффективно работать с противоречиями, выступать бенефициаром продуманной политики разрешения конфликтов. Конфликт является ключевым моментом в разрешении противоречий, но всегда характеризуется через противостояние и антагонизм. Льюис Козер определяет конфликт следующим образом - конфликт - это противоборство между социальными субъектами (социальными группами, индивидами), возникающее из-за дефицита власти, статусов, ресурсов и сопровождающееся действиями по нейтрализации оппонента. [12] Основная отличительная черта конфликта-это нацеленность сторон на противоборство, соотносимая с их стремлением к борьбе за статусы, ресурсы и защиту ценностей. Георг Зиммель подчеркивал, что «социальная ткань» состоит из противоречий.
Основные результаты
Теперь мы можем перейти к определению буллинга как комплексного конфликтного явления. Прежде всего, следует отметить, что вербальный буллинг - это генерация речевых паттернов враждебности, которые переходят в разряд коммуникативных единиц. Такие коммуникативные единицы транслируются, интерпретируются, передаются в рамках аудитории дискурса (сегмент образовательной среды). Дискурс-коммуникативное событие, включающее говорящего в сочетании с его намерениями воздействовать на слушателя и ситуацию, в которой осуществляется речь. Враждебность передается в оскорблениях и унижениях. Дискурс враждебности - это особый тип коммуникативной установки, посредством и в процессе которой отдельные индивиды или группы находятся в состоянии длительной и целенаправленной антагонистической конфронтации с последующим деструктивным результатом. Изучению вопросов дискурса, а также роли средств выразительности в языковых структурах уделено значительное внимание современными исследователями. [13], [14], [15], [16] Буллинг, как дискурс, очень часто направлен на построение дискурса "чужого", что приводит к формированию отчуждения жертвы буллинга. Под "чужим" понимается подросток или ученик, ставший жертвой буллинга. Здесь ключевое значение имеет процесс дифференциации и демаркации на платформе "мы и они" и "наша компания-чужая компания". [17] Формирование в сознании идеи исключительности агрессора приводит к легитимации этим самым сознанием насилия и правомерности агрессии. Дискурсивная практика дискриминации тождественна необоснованной враждебности на разных уровнях социальной реальности и в разных типах ее реализации, будь то сексизм, гомофобия, национализм. [18] Враждебность в данном случае есть попытка сохранить и защитить свою привилегию-право на особую групповую принадлежность, идентичность. Следует отметить, что процесс враждебности характеризуется попытками каждой из сторон обосновать истинность своей позиции, обе из которых являются правильными в понимании той или иной стороны их придерживающейся.
Теперь необходимо ответить на вопрос, что выступает основным блокирующим элементом на пути создания толерантного и конфликтологически-компетентного образовательного пространства? Невосприимчивость к проблеме буллинга и его негативных последствий, отрицание наличия проблемы, некомпетентность в вопросах урегулирования конфликта. Урегулирование конфликта-сложный процесс, требующий от специалиста значительный набор междисциплинарных компетенций. Таким образом появляется огромный пробел в поле педагогической практики, который способна помочь закрыть конфликтология. Наличие школьных служб примирения в школе позволяет снизить вред, наносимый рутинизированной традиции стигаматизации «иного», однако не может свести наличе ситуаций буллинга к нулю. Большинство противоречий неизживаемы и не могут исчезнуть, а мы можем работать лишь на снижения вреда их манифестации и их последствий для ментального здоровья учащихся.
Основные причины константного наличия ситуаций буллинга в образовательных организациях зачастую сводятся к:
1) В школе нет работающей службы примирения.
2) Учитель игнорирует жалобы ребенка, связанные с эпизодами буллинга.
3) Школа отрицает буллинг как серьезную проблему, которая в значительной степени влияет на ментальное здоровье школьников.
4) Ребенок еще не осознал серьезность ситуации буллинга и надеется решить проблему самостоятельно.
5) Ребенок колеблется в своем решении делегировать решение этой проблемы педагогическому коллективу.
6) Учитель провоцирует через рутинизированную стигматизацию ученика, который подвергается травле. Такая стигаматизация выражается в бездействии учителя, которое воспринимается агрессорами, как положительная санкция. Также любое неосторожное публичное замечание касательно подверженного буллингу ученика может создать эффект акселерации агрессии в отношении такого учащегося.
Необходимо подчеркнуть, что формирование школьных служб примирения является сложным процессом реализации и внедрения конфликтологических практик в школьную среду. Школьная служба примиренияУрегулирование конфликта-сложный процесс, требующий от специалиста значительный набор междисциплинарных компетенций. Таким образом появляется огромный пробел в поле педагогической практики, который способна помочь закрыть конфликтология.
Необходимость выбора конфликтологов для школьных служб примирения в качестве ведущих специалистов продиктована:
1) Необходимостью всестороннего изучения и анализа каждого отдельного случая буллинга в школе.
2) Систематизацией конфликтологических знаний о буллинге как сложном и конфликтогенном явлении.
3) Разработкой и типологизацией моделей эффективного взаимодействия сторон в рамках ситуаций буллинга в школе.
4) Необходимостью грамотного консультирования учителей и школьников.
5) Современные выпускники вузов, получившие специальность "конфликтология", обладают широким и актуальным междисциплинарным научным инструментарием и являются приоритетными кандидатами.
6) Необходимость анализа школьной среды, проведения наблюдений за школьниками, что позволит выявить наличие противоречий между детьми на ранних стадиях.
7) Проведение сессий медиации в школах.
Авторы предлагают следующие основные функции конфликтологов в рамках школьных служб примирения
1) Экспертная оценка отдельных случаев взаимоотношений детей в школьной среде на элемент речевой агрессии, научная аналитика генезиса языка вражды в школьной среде. Раннее выявление буллинга.
2) Демонстрация широкой общественности негуманности природы экстремизма, травли.
3) Пропаганда и развитие диалоговой модели взаимодействия в школе, основанной на принципах равноправия во взаимодействии субъектов.
4) Урегулирование конфликтов между сторонами конфликта.
5) Формирование и продвижение культуры толерантного поведения.
6) Разработка и проведение тренингов и семинаров для педагогов и родителей, направленных на формирование научного понимания конфликта, его природы, социальной значимости для прогресса общества, а также тренингов, направленных на формирование культуры конструктивного конфликтного взаимодействия.
7) Изучение действующего законодательства в области образования и других смежных областях и выявление "пробелов" в законодательстве, внесение предложений по его совершенствованию. Налаживание конструктивного диалога с законодателем и педагогами, родителями, продвижение модели медиации.
8) Обеспечение конструктивной и непрерывной работы с буллингом как конфликтом.
9) Проведение встреч учащихся по принципу «агоры». Инклюзивность и интегративность - ключ к предотвращению буллинга. Открытое обсуждение сделает невозможным сокрытие факта буллинга в коллективе, а публичное рассмотрение итогов буллинга, как конфликта не позволит уйти от ответственности ни агрессора, ни всей его группе поддержке. [19], [20] Подобная мера должна стать фактором сдерживания агрессоров в коллективе. Проведение сессий открытого обсуждения проблем, связанных со случаями буллинга.
Необходимо подчеркнуть, что для достижения результат необходимо участие учителя, как ведущего и супервайзера процесса, но не как лица, предлагающего и продвигающего свои личные решения. Учитель обеспечивает мирную атмосферу и место для бесед, позволяет высказываться ученикам.
Также учитель следит за соблюдением:
1) Своей нейтральности в отношении решения. Школьники должны сами коллегиально предпринять попытку обсуждения и решения проблемы.
2) Обеспечения возможности добровольно высказаться каждому и на равных условиях.
3) Отслеживание процедуры встречи и беседы
А) Высказываться по одному
Б) Не перебивать говорящего
В) Не оскорблять говорящего
Г) Обращаться к другому по имени и избегать обращений в 3 лице
Д) Обозначение времени встречи
Е) Подведение итогов встречи и ее результатов (решение проблемы/промежуточный результат)
Примерный список вопросов-тем для обсуждения на встречах по типу «агоры»:
А) Кто пострадал в результате всех трагических событий?
B) Какие последствия это имело?
C) Кто и как может исправить эти последствия?
D) Как можно совместно укрепить позитивные тенденции, результаты, соглашения?
Заключение.
Таким образом, проблема буллинга в образовательных учреждениях остается неизменно релевантной. Однако, современная педагогическая конфликтология предлагает новые инструменты для эффективного урегулирования конфликтов в школе.
Список литературы
1. Коновалов, А. Служба примирения в системе образования: создание сообщества и выработка стандартов / А. Коновалов // Народное образование. – 2009. – № 8(1391). – С. 108-116.
2. Коновалов, А. Ю. Особенности применения медиации интересов в школах / А. Ю. Коновалов // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2018. – № 1. – С. 60-69.
3. Rao.V, Wright.J, Stark. C. (1995). Bullying in Schools. BMJ: British Medical Journal, 310(6986), 1065–1066.
4. Olweus, D. (1984). Aggressors and Their Victims: Bullying at School. In N. Frude, & H. Gault (Eds.), Disruptive Behavior in Schools (pp. 57-76). New York: Wiley.
5. Bauman. S. (2008). The Role of Elementary School Counselors in Reducing School Bullying. The Elementary School Journal, 108(5), 362–375.
6. Faye.M, Scarcello.I, Pepler.D, Wiener, J. (2005). Teachers’ Understanding of Bullying. Canadian Journal of Education / Revue Canadienne de l’éducation, 28(4), 718–738.
7. Trufanov, G. А. Governmental control over information distribution as a basis of the social conflict / G. А. Trufanov // Конфликтология. – 2019. – Vol. 14. – No 3. – P. 207-221. – EDN SMRPDE. 2 раза Trufanov, G. А. Crisis and conflict in Russian contemporary social media / G. А. Trufanov // Конфликтология. – 2021. – Vol. 16. – No 1. – P. 132-158. – EDN DZCTXE.
8. Trufanov, G. А. Crisis and conflict in Russian contemporary social media / G. А. Trufanov // Конфликтология. – 2021. – Vol. 16. – No 1. – P. 132-158. – EDN DZCTXE.
9. Koselleck. R, Richter M.W. "Crisis." Journal of the History of Ideas 67, no. 2 (2006): 357-400.
10. Труфанов, Г. А. Проблема урегулирования конфликта в др Конго с позиции конфликтной модели общества Ральфа Дарендорфа / Г. А. Труфанов // Society and Security Insights. – 2021. – Т. 4. – № 2. – С. 49-60. – DOI 10.14258/ssi(2021)2-04. – EDN PUTJKP.
11. Lampert, C., Donoso, V. (2012). Bullying. In S. Livingstone, L. Haddon, & A. Görzig (Eds.), Children, risk and safety on the internet: Research and policy challenges in comparative perspective (1st ed., pp. 141–150). Bristol University Press.
12. Coser.L. The functions of the social conflict. Pp 8-18. «The free press». NYC. 1956.
13.Содержательно-подтекстовый слой информативности текста как способ выражения авторской модальности (на примере рассказа И.А. Бунина "в Париже") / Н. Л. Харченко, М. А. Сафонов, С. С. Усов [и др.] // Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. – 2018. – Т. 28, № 3. – С. 419-428. – EDN XVBPRJ.
14. Сафонов, М. А. Роль языка-посредника при переводе оттенков модальности китайского языка / М. А. Сафонов, С. С. Усов, Н. Л. Харченко // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. – 2020. – № 1. – С. 179-183. – EDN MZBFQW.
15.Особенности перевода социальных диалектов на примере романа Чарльза Диккенса "Большие надежды" / Н. Л. Харченко, С. С. Усов, М. А. Сафонов, О. И. Башеров // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. – 2020. – № 10-2. – С. 98-103. – DOI 10.37882/2223-2982.2020.10-2.18. – EDN YWOOQI.
16. Содержательно-подтекстовый аспект информативности дискурса в публицистическом тексте / Н. С. Варфоломеева, С. С. Усов, И. Ю. Багдасарова [и др.] // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. – 2021. – № 4. – С. 50-55. – DOI 10.25586/RNU.V925X.21.04.P.050. – EDN BSLJZM.
17. Ansary, N. S., Elias, M. J., Greene, M. B., & Green, S. (2015). Best practices to address (or reduce) Bullying in schools. The Phi Delta Kappan, 97(2), 30–35.
18. Blake, J. J., Banks, C. S., Patience, B. A., & Lund, E. M. (2014). School-Based Mental Health Professionals’ Bullying Assessment Practices: A Call for Evidence-Based Bullying Assessment Guidelines. Professional School Counseling, 18(1), 136–147.
19. Brooks, R. A., Cohen, J. W. (2020). The Nature, Scope, and Response to School Bullying. In Criminology Explains School Bullying (1st ed., Vol. 2, pp. 7–28). University of California Press.
20. ESPELAGE, D. L., HONG, J. S. (2019). SCHOOL CLIMATE, BULLYING, AND SCHOOL VIOLENCE. In M. J. Mayer & S. R. Jimerson (Eds.), School Safety and Violence Prevention: Science, Practice, Policy (pp. 45–70). American Psychological Association.