Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №01 (90) Январь 2024

УДК 811

Дата публикации 31.01.2024

Лингвострановедческий материал как средство повышения мотивации к изучению английского языка

Солодун Карина Владимировна
магистрант факультета иностранных языков, педагогический институт, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород, vladikarina27@gmail.com
Научный руководитель Зимовец Наталья Викторовна
кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород, zimovets@bsu.edu.ru

Аннотация: Данная статья посвящена изучению эффективности лингвострановедческого материала в контексте повышения мотивации студентов к изучению английского языка. Также рассматривается роль лингвострановедения в погружении учащихся в культурный контекст англоговорящих стран, способствующий формированию культурной грамотности и углублению усвоения языка. Уделяется внимание разнообразию ресурсов и их влиянию на стимулирование интереса, практическое применение знаний в реальной жизни и развитие коммуникативных навыков.
Ключевые слова: иностранный язык, английский язык, англоговорящие страны, лингвострановедение, культурная грамотность, иноязычная культура.

Linguocountry material as a means of increasing motivation to learn English as a language

Solodun Karina Vladimirovna
Master student of the Faculty of Foreign Languages, Pedagogical Institute, Belgorod State National Research University, Russia, Belgorod
Scientific advisor Zimovets Natalia Viktorovna
Scientific advisor Zimovets Natalia Viktorovna

Abstract: This article is devoted to the study of the effectiveness of linguocountry studies in the context of increasing students' motivation to learn English. It also examines the role of linguocountry studies in immersing students in the cultural context of English-speaking countries, contributing to the formation of cultural literacy and deepening language acquisition. Attention is paid to the variety of resources and their impact on stimulating interest, practical application of knowledge in real life and development of communicative skills.
Keywords: foreign language, English, English-speaking countries, linguocountry studies, cultural literacy, foreign language culture.

Правильная ссылка на статью
Солодун К.В., Зимовец Н.В. Лингвострановедческий материал как средство повышения мотивации к изучению английского языка // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 01 (90). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/lingvostranovedcheskij-material-kak-sredstvo-povysheniya-motivatsii-k-izucheniyu-anglijskogo-yazyka.html (Дата обращения: 31.01.2024)

Изучение иностранного языка, особенно такого глобального значения, как английский, требует не только усердия, но и мотивации. Одним из эффективных методов стимулирования интереса к изучению языка является внедрение лингвострановедения в образовательный процесс, так это дает ученикам уникальную возможность погрузиться в англоязычную культуру. Рассматривая язык в контексте традиций, обычаев и истории, учащиеся развивают культурную грамотность, что способствует более глубокому пониманию языка.

Лингвокультурные материалы могут включать статьи, видео, аудиозаписи и другие ресурсы, демонстрирующие аспекты жизни в США, Канаде, Австралии, Соединенного Королевства и других англоговорящих стран. Такой контент не только обогащает словарный запас, но и создает увлекательную среду для учащихся. Культурный интерес становится дополнительным стимулом для обучения.

Обучающиеся могут применять свои языковые навыки в реальных жизненных ситуациях, обсуждая культурные особенности, традиции и новости англоязычного мира.

Мотивационный аспект играет очень важную роль в обучении английскому языку на среднем этапе обучения. Когда ученики уже имеют некоторые базовые знания языка, они начинают понимать, что английский – это не просто набор слов и грамматики, но и живой язык, отражающий культуру, историю и обычаи людей, говорящих на нём. Вопросы о том, как сформировать положительный и продуктивный интерес к изучению языка, разнообразить обучение и с помощью положительной мотивации сделать образовательный процесс более эффективным, обсуждаются в методике преподавания иностранного языка на протяжении многих лет.

Многие ученые полагают, что использование методик обучения иностранным языкам не может не вызывать интереса. Они так же считают, что использование лингвострановедческих материалов способствует формированию и дальнейшему развитию мотивации, необходимой для изучения иностранного языка [1].

Занятия по лингвострановедению развивают у учащихся потребность в дальнейшем самостоятельном обучении и поэтому, они нуждаются в дальнейшем ознакомлении с лингвострановедческим материалом.

Как раз оно и является необходимым элементом для дальнейшего ознакомления с таким материалом, именно поэтому служит опорой для поддержания мотивации, поскольку включает в себя два важнейших аспекта – обучение языку и информацию о стране изучаемого языка [4].

Лингвострановедческий подход имеет актуальность на любом этапе обучения. Использование лингвострановедческих материалов помогает обучающимся усвоить элементы иноязычной культуры, повысить их познавательную активность, создать у них положительную мотивацию.

Как правило, ученики проявляют большой интерес к истории, культуре, искусству, обычаям, традициям страны изучаемого языка [5].

Формировании у учащихся реального представления о стране изучаемого языка связано со следующими аспектами:

1. Культурные особенности: Информация о культурных традициях, обычаях и ценностях страны. Сюда входят особенности праздников, кулинарии, искусства, истории, что формирует более полное представление о культурном контексте.

2. Языковая практика: Аутентичные языковые материалы, такие как тексты, аудио- и видеозаписи, обогащают словарный запас студентов и позволяют им погрузиться в реальные языковые ситуации. Это способствует лучшему пониманию живого языка и его использованию в реальных обстоятельствах.

3. СМИ и новости: Использование лингвострановедческих ресурсов, таких как материалы СМИ и новостные статьи, позволяет студентам быть в курсе текущих событий в стране изучаемого языка. Это не только обогащает информацию, но и создает связь между учебным материалом и реальным миром.

4. Визуальные медиа: Фотографии, видеоролики о повседневной жизни, путешествиях, городах и природе страны помогают студентам наглядно представить окружающую среду. Это способствует более глубокому восприятию и пониманию культурного контекста.

5. Интерактивные задания: Задания, связанные с языковым и страноведческим материалом, могут включать дискуссии, презентации или проекты, которые позволяют студентам активно взаимодействовать с информацией и применять ее на практике.

Какие же материалы позволяют учащимся реально представить страну изучаемого языка? Это все те материалы, с которыми носитель языка в своей стране сталкивается в повседневной жизни: афиши, плакаты, кино или телепередачи, названия улиц, названия станций метрополитена, плакаты, постеры, кино- или телепередачи, названия улиц, станций метро, магазинов, схемы, карты, меню ресторанов и кафе. Все это показывает естественную языковую среду, а также создает и поддерживает мотивацию и интерес к изучению иностранного языка [6].

Использование языковых и лингвострановедческих материалов заметно оживляет уроки, развивает творческую активность учащихся, повышает положительный эмоциональный фон и улучшает социально-психологический климат в коллективе, что всегда ведет к повышению качества обучения [2; 3].

Важно отметить, что учителя могут создавать задания и упражнения, основанные на лингвострановедческом материале, чтобы учащиеся могли получить практическую пользу от своего изучения.

Использование лингвострановедческого материала в качестве средства повышения мотивации к изучению английского языка – эффективный метод. Такой подход не только помогает улучшить языковые навыки, но и открывает путь к пониманию культурного контекста, что важно для глубокого проникновения в язык и его освоения.

 


Список литературы

1. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1983. 269 с
2. Еловская С.В. Модернизация иноязычного образования в неязыковом вузе // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2014. № 6. С. 95-97
3. Никонова Д.А. Использование лингвострановедческого материала на практических занятиях по иностранному языку // Таврические студии. Серия: Культурология. 2019. № 15. С. 42-51
4. Райхштейн А.Д. Лингвистика и страноведческий аспект в преподавании иностранных языков. // Иностранные языки в школе. – 2002. – № 6.
5. Томахин Г.Д. Лингвострановедение: что это такое? // Иностранные языки в школе. – 1999. – № 6.
6. Томахин Г.Д. Реалии в культуре и языке. // Иностранные языки в школе. – 1999. – № 1.

Расскажите о нас своим друзьям: