Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №06 (95) Июнь 2024
УДК 376.37
Дата публикации 30.06.2024
Педагогические условия преодоления нарушений просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Артемьева Валерия Евгеньевна
магистрант, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, E-mail: valart.1502@mail.ru
Чистобаева Анна Юрьевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии и детской речи, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, E-mail: chisto_anna@mail.ru
Аннотация: Данная статья посвящена проблеме преодоления просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. В статье дано понятие о просодической стороне речи и рассматривается ее значение в развитии речи. Описываются нарушения просодической стороны речи у детей с тяжелые расстройства речи, которые влияют на неполноценность коммуникативной функции. Авторами анализируется понятие «педагогические условия», а также формулируются необходимые педагогические условия для организации логопедической работы по преодолению нарушений просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Ключевые слова: педагогические условия, просодическая сторона речи, тяжелые нарушения речи, дошкольный возраст, логопедическая работа.
master's student, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russia
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Speech Therapy and Children's Speech, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russia
Abstract: This article is devoted to the problem of overcoming the prosodic side of speech in preschool children with severe speech disorders. The article gives the concept of the prosodic side of speech and examines its importance in the development of speech. Violations of the prosodic side of speech in children with severe speech disorders that affect the inferiority of communicative function are described. The authors analyze the concept of "pedagogical conditions" and formulate the necessary pedagogical conditions for the organization of speech therapy work to overcome violations of the prosodic side of speech in preschool children with severe speech disorders.
Keywords: pedagogical conditions, prosodic side of speech, severe speech disorders, preschool age, speech therapy work.
Артемьева В.Е., Чистобаева А.Ю. Педагогические условия преодоления нарушений просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 06 (95). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/pedagogicheskie-usloviya-preodoleniya-narushenij-prosodicheskoj-storony-rechi-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi.html (Дата обращения: 30.06.2024)
Основы научного подхода к изучению просодической стороны речи в отечественном языкознании были заложены в начале XX века. Особенностями ее компонентов в онтогенезе рассматривались лингвистами, психолингвистами, физиологами, педагогами. Ученые отмечали, что именно просодическая сторона речи играет важную роль в развитии речи, которая напрямую связана с эмоционально-экспрессивным аспектом речи, координирующая эмоции. Просодические компоненты начинают проявляться еще в доречевом периоде развития речи, с первого крика и первого вдоха, и формируются в процессе всего речевого развития.
Просодическая сторона речи – это сложная ритмико-интонационная система, которая является «важнейшим аспектом устной речи и способом уточнения семантики высказывания, экспрессивных и эмоциональных оттенков. Как и любая языковая система, имеет определенные компоненты: темп, ритм, мелодика, интенсивность, тембр, пауза, ударение» [1, с.12].
В любом высказывании можно различить компоненты как: силу, определяющую динамику речи и выражаемую в ударениях, направление, которое определяет мелодику речи и выражаемое в движении голоса по звукам разной высоты, скорость, определяющую темп и ритм речи и выражаемую в длительности звучания и паузах, тембр, определяющий характер звучания речи, или точнее сказать его эмоциональную окраску; являются звуковой оболочкой речи, ее звучание, материальное воплощение содержания, смысла речи. Все компоненты просодической стороной речи взаимосвязаны и взаимозависимы, существуют в единстве. Важнейшими функциями признаются коммуникативная, когнитивная и эмоциональная. Базовой функцией является коммуникативная, направленная на речевую ситуацию, и связана с указанными выше функциями [6].
В настоящее время наблюдается значительный рост числа детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. У них отмечается не только нарушение звукопроизношения, но и нарушение просодической стороны речи. Тяжелое нарушение речи рассматривается как сложное речевое расстройство с нарушением всех сторон речи в разной степени у детей с сохранным интеллектом и нормальным слухом. Несформированность просодической стороны речи приводит не только к нарушению пониманию обращенной речи, но и к собственному оформлению речевого высказывания как фонетически законченного целого.
Изучением особенностей просодической стороны речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи занимались Л.В. Лопатина, Е.Ф. Архипова, Е.Э. Артемова, О.И. Лазаренко, Е.А. Ларина и другие. В своих исследованиях авторы у данной категории детей определяют: трудности в словесном и логическом ударении, расстройства мелодического оформления высказывания, нарушения темпо-ритмической организации речи, затухающий характер голоса, маловыразительность и однообразие тембра голоса. А также нарушенным оказывается процесс слухового восприятия.
Для просодической стороны речи детей с тяжелыми нарушениями речи характерно использование простых жестов, в разговоре отмечаются немногочисленное использование мимики, взглядов, указаний на объект. Небольшое количество используемых восклицаний, междометий недостаточно эмоционально и интонационно окрашены, что затрудняет общение.
Однако, в настоящее время в дошкольных образовательных организациях мало уделяется внимания формированию просодической стороны речи детей с речевыми расстройствами. Коммуникативная функция недостаточно обеспечивается между педагогом и ребенком, неполноценное взаимодействие и сотрудничество для приобретения знаний, умений и навыков, удовлетворяя эмоциональные потребности ребёнка. Нарушения просодической стороны речи у дошкольников не охватываются логопедической помощью в полном объеме, при логопедическом обследовании просодические компоненты речи описываются кратко, тщательно не анализируются.
Отсюда следует, что для эффективной логопедической помощи по преодолению нарушения просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи необходимо создать определенные педагогические условия.
Понятие «педагогические условия» в теории и практике имеет множество трактовок и определений.
Н. Ипполитова и Н. Стерхова в своей статье отмечают педагогические условия как совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, которые влияют на ее функционирование положительно или отрицательно [3].
А.А. Володин и Н.А. Бондоренко под педагогическими условиями понимают «характеристику педагогической системы, отражающую совокупность потенциальных возможностей образовательной среды, реализация которых обеспечить эффективное функционирование и развитие педагогической системы» [3].
В ходе анализа литературных источников отметим, что педагогические условия – это совокупность мер учебно-воспитательного процесса, составляющие необходимую среду для формирования и развития речи ребенка.
Согласно статьи 79 Федерального закона об образовании для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья необходимыми являются следующие условия: «использование специальной образовательной программы; использование методов обучения и воспитания; использование специальных учебных пособий и дидактических материалов; использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального использования; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий» [8]. Данные условия мы и определим, как педагогические условия преодоления нарушения просодической стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи.
На наш взгляд, в настоящее время особо не уделяется внимание на создание педагогических условий по преодолению нарушений просодической стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи. Например, в программах Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и Н.В. Нищевой нет раздела посвященного просодической стороне речи. Поэтому, мы считаем, что одним из важных педагогических условий логопедической работы по преодолению нарушения просодической стороны речи у детей с тяжелыми речевыми расстройствами является необходимость по федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования составить специальную программу, которая будет включать в себя годовое планирование логопедической работы с учетом возраста и особенности развития просодической стороны речи у данной категории детей. Составление программы основывается на результатах полного обследования особенностей развития просодических компонентов ребенка. Для реализации программы важным условием является создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды, где ребенку будет комфортно во время занятий. Она должна быть организована предметным окружением так, чтобы влияла на развитие всех сторон речи, формировала активное познавательное отношение к окружающему миру.
Применение различных методов по преодолению нарушений просодических компонентов речи также определяется важным педагогическим условием в логопедической работе. При их использовании в работе нужно опираться на индивидуальные потребности ребенка, его возраст и скорость продвижения по совершенствованию просодической стороны речи. В коррекции очень важно систематическое воздействие с определенной периодичностью и частотой.
Г.А. Волкова предлагает применять для коррекции нарушений просодических компонентов логоритмику, которая способствует формированию двигательных навыков, пространственных представлений, переключаемости и слуховому восприятию. В данной методике слова, движения и музыка должны подбираться с учетом речевого нарушения и возрастных особенностей дошкольника [5].
Для развития гибкости голоса, владения своим телом, мимикой, формирования всех компонентов просодической структуры речи можно включать театрализованные занятия. М.Д. Махнева считает, что сцена – это те условия, где ребенок с помощью перевоплощения может передавать свои эмоции, чувства и желания.
Л.В. Лопатина и Л.А. Позднякова предлагают материал, составленный с учетом индивидуальных и возрастных особенностях детей, основанный на творческой и игровой деятельности, что повышает интерес детей на занятиях. Преодоление нарушения просодической стороны строится на вербальных (ритмические минутки, работа над паузой, интонационной выразительностью, развитие высоты голоса и речевого дыхания) и невербальных (развитие мелкой моторики, мимики, работа над ритмом) тренингах [7].
Использование различных дидактических материалов и пособий, которые все время необходимо пополнять, является еще одним из необходимых педагогических условий преодоления нарушений просодических компонентов. Все применяемые пособия должны быть красочными и интересными. Для проведения логопедических занятий Е.С. Алмазова учитывает основные дидактические принципы, направленные на наглядность, доступность и постепенное усложнение предоставленного материала. Важно использование на коррекционных занятиях различных видов деятельности как речевой, творческой и познавательно-исследовательской. Все занятия должны проводиться в игровой форме. Игра у дошкольников является основным видом деятельности. Н.Г. Растворцевой и А.Ю. Чистобаевой считают, что логопедическая работа по преодолению нарушений просодической стороны речи у детей с речевыми расстройствами будет эффективной, «если специально составленная система игр и упражнений будут включены как в содержание логопедических занятий, так и в организацию разных видов совместной деятельности воспитателя и ребенка» [4].
Следующим педагогическим условием преодоления просодической стороны речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи – применение технических средств. Например, это может быть метроном и диктофон, которые выступают слуховым, слухо-зрительным, двигательным стимулом для темпо-ритмической организации речи просодической стороны речи. Технические средства можно применять с дидактическими материалами и пособиями. Так, Е.А. Ларина и В.Е. Артемьева в своей работе по формированию таких просодических компонентов как темп и ритм применяют метроном и кубики (музыкальный инструмент, карандаш, мячик), которыми производятся равноударные или разноударные ритмы под такт метронома [2].
Таким образом, создание рассмотренных выше педагогических условий преодоления просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи является важным аспектом в логопедической работе дошкольных образовательных организаций.
Список литературы
1 Артемьева В.Е., Ларина Е.А. К вопросу о диагностике темпо-ритмической стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии. В сборнике: Голос и коммуникации в современном мире. материалы научно-образовательной конференции, посвященной Международному дню голоса. 2018. С. 11-20
2 Ларина Е.А., Артемьева В.Е. К вопросу о формировании темпо-ритмической организации речи у дошкольников со стертой дизартрией // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 5А. С. 260-269.
3 Володин А.А., Бондаренко Н.Г. Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия» // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2014. №2.
4 Растворцева Н. Г. Особенности просодической стороны речи у детей 5-6 лет при общем недоразвитии речи / Н. Г. Растворцева, А. Ю. Чистобаева. – Текст: электронный // Бизнес и общество. – 2023. – N 3 (39). – URL: http://busines-society.ru/2023/3-39/51_rastvorceva.pdf (Дата обращения: 22.06.2024).
Список источников
5 Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 272с. – (Коррекционная педагогига)
6 Ларина Е.А. Скрининг-диагностика интонационной стороны речи у детей младшего школьного возраста. – Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2011. – 142 с.
7 Лопатина Л.В. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников / Л.В. Лопатина, Л.А. Позднякова. – СПб.: НОУ «Союз», 2006. – 151 с.
8 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об образовании в Российской Федерации"