Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №06 (95) Июнь 2024

УДК 376.3

Дата публикации 30.06.2024

Формирование фонематического восприятия у старших дошкольников посредством игровых приёмов и дидактических игр

Шмакова Юлия Михайловна
студентка 4 курса высшей школы теории и методики педагогического и дефектологического образования, Педагогический институт, Тихоокеанский государственный университет, РФ, г. Хабаровск, 2020103282@pnu.edu.ru
Галкина Наталия Александровна
ассистент высшей школы теории и методики педагогического и дефектологического образования, Педагогический институт, Тихоокеанский государственный университет, РФ, г. Хабаровск, 010368@pnu.edu.ru

Аннотация: Формирование фонематического восприятия является одной из важнейших задач в развитии речи старших дошкольников. Умение правильно распознавать и дифференцировать звуки речи играет ключевую роль в формировании навыков чтения и письма, которыми старшие дошкольники будут овладевать в скором будущем. Однако не всегда это процесс проходит легко и естественно для детей. В данной статье будут рассмотрены значимость формирования фонематического восприятия, система для формирования фонематического восприятия, игровые приёмы и дидактические игры для формирования фонематического восприятия.
Ключевые слова: восприятие, старший дошкольник, фонематический слух, фонематическое восприятие, дидактические игры, игровые приёмы.

Formation of phonemic perception in older preschool children through game methods and didactic games

Shmakova Yulia Mikhailovna
4th year student of the higher school of the theory and methods of pedagogical and defectological education, Pedagogical Institute, Pacific State University, Russian Federation, Khabarovsk
Galkina Natalia Aleksandrovna
assistant of the higher school of the theory and methods of pedagogical and defectological education, Pedagogical Institute, Pacific State University, Russian Federation, Khabarovsk

Abstract: The formation of phonemic perception is one of the most important tasks in the speech development of older preschoolers. The ability to correctly recognise and differentiate speech sounds plays a key role in the formation of reading and writing skills, which older preschoolers will master in the near future. However, this process is not always easy and natural for children. In this article we will consider the importance of the formation of phonemic perception, the system for the formation of phonemic perception, game techniques and didactic games for the formation of phonemic perception.
Keywords: perception, senior preschooler, phonemic hearing, phonemic perception, didactic games, game techniques.

Правильная ссылка на статью
Шмакова Ю.М., Галкина Н.А. Формирование фонематического восприятия у старших дошкольников посредством игровых приёмов и дидактических игр // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 06 (95). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/formirovanie-fonematicheskogo-vospriyatiya-u-starshikh-doshkolnikov-posredstvom-igrovykh-priyomov-i-didakticheskikh-igr.html (Дата обращения: 30.06.2024)

Основная цель формирования фонематического восприятия заключается в развитии слухового анализатора ребёнка, способности различать и анализировать звуки речи. Исследованием формирования фонематического восприятия занимались такие отечественные ученые, как Выготский Л.С., Гвоздев А.Н., Корнев А.Н., Левина Р.Е., Швачкин Н.Х., Эльконин Д.Б., Хватцев М.Е., Каше Г.А., Орфинская В.К., Спирова Л.Ф., Ястребова А.В., Филичева Т.Б.,  Ткаченко Т.А.  и другие.

 Игры и игровые приёмы помогают создать условия, при которых дети активно обращают внимание на звуковые составляющие слов и учатся выделять главные звуки от остальных. Такой подход позволяет не только улучшить фонематическое восприятие, но и развить общую речевую компетенцию детей [5, с. 530].

Игровые приёмы и дидактические игры являются эффективными инструментами для формирования фонематического восприятия у старших дошкольников. Дидактические игры (обучающие игры) – это способ организации познавательной деятельности ребенка, направленной на получение им новых знаний, навыков, формирование и развитие его когнитивных способностей [3, с. 32]. Игровые приёмы – это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно-игрового замысла путём постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий [3, с. 35]. Для примера можно привести некоторые игровые приёмы:

  1. внесение игрушек;
  2. создание игровых ситуаций;
  3. обыгрывание игрушек и предметов;
  4. сюрпризность, эмоциональность, показ;
  5. внезапность появления и исчезновения игрушки;
  6. изменение местонахождения игрушек;
  7. показ предметов в разных действиях и другие.

 Игры с использованием звуковых картинок, сортировка слов по начальному звуку, а также игры на распознавание звуков в словах позволяют разнообразить обучение и сделать его интересным для детей. Дидактические материалы, такие как карточки со звуками или буквами, помогают систематизировать полученные знания и закрепить их [10, с. 19].

Таким образом, использование игровых приёмов и дидактических игр способствует успешному формированию фонематического восприятия у старших дошкольников. Они не только делают процесс обучения интересным и запоминающимся, но и способствуют развитию речевых навыков детей. В данной статье будут представлены конкретные игры и приёмы, которые можно использовать в работе с детьми, чтобы достичь наилучших результатов в формировании фонематического восприятия. Но для начала рассмотрим систему логопедической работы по развитию фонематического восприятия.

Всю систему логопедической работы по развитию у детей фонематического восприятия можно условно разделить на семь этапов [10, с. 19]:

1)             I этап — узнавание неречевых звуков.

На этом этапе в процессе игр и приёмов у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки (звуки музыкальных инструментов, звуки природы, звуки транспорта и т.д.). Игры на узнавание и различение неречевых звуков также способствуют развитию слухового внимания и памяти.

2)             II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

На данном этапе детей учат различать высоту, силу и тембр голоса, полагаясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

3)             III этап — различение слов, близких по звуковому составу.

На этом этапе детей учат различать слова, сходные по звуковому составу (например, это могут быть слова-квазиомонимы, различающиеся звуками, похожими по акустико-артикуляционным признакам (точка-дочка – Т и Д являются звуками, различающимися по звонкости-глухости, но при этом они имеют одинаковую артикуляционную позу)).

4)             IV этап — дифференциация слогов.

На этом этапе детей учат различать слоги. Как правило, даётся серия слогов, в которой один слог выпадает (например, СА-ЗА-СА, ЛЯ-РЯ-РЯ и т.д.). Как и на III этапе, речевой материал подбирается на основе фонем, различающиеся на основании тонких акустико-артикуляционных признаков, то есть подбираются слоги с оппозиционными согласными (ТА-ДА-ТА, КА-ГА-КА и т.д.).

5)             V этап — дифференциация фонем.

На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков, а затем переходить к дифференциации согласных звуков.

6)             VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.

Начинается этот этап с того, что детей учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух- или трёхсложные слова. Логопед должен объяснять детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог. Затем можно переходить к определению звуков в слове (звуковой состав слова, наличие звука в слове, позиция звука в слове).

7)             VII этап – развитие навыков элементарного звукового синтеза.

Данный этап подразумевает под собой обучение детей звуковому синтезу. Звуковой синтез обратен звуковому анализу, поэтому детей обучают не выделять звуки на фоне слова, определять позицию звука в слове, определять последовательность звуков в слове, а учат составлять слова из звуков, слогов.

На всех этапах развития фонематических процессов используются дидактические игры. Дети хорошо включаются в процесс логопедического занятия благодаря играм. С помощью игр хорошо выстраивается взаимодействие между ребёнком и логопедом без принудительного требования выполнить задания со стороны логопеда. Напротив, детям нравится игровая деятельность, а для логопеда это отличное средство для развития фонематических процессов и не только.

Для эффективной работы над формированием фонематического восприятия у старших дошкольников используются различные дидактические игры. Они помогают создать игровую и интересную обстановку, способствующую осознанию и отработке звуковой структуры речи. Дидактические игры проводятся с помощью дидактических материалов.

Одним из таких материалов являются карточки с изображениями предметов или картинок, на которых зафиксированы определенные звуки или слова. С помощью этих карточек ребенок может практиковаться в выделении и анализе звуков, а также составлении слов по заданным звукам.

Также широко применяются игры с использованием разнообразных магнитных букв, пазлов или конструкторов. Ребенок может собирать слова из букв или составлять предложения, выделяя нужные звуки.

Неотъемлемой частью дидактических материалов являются компьютерные программы и приложения для планшетов. Они предоставляют возможность работать с фонематическим восприятием через интерактивные задания, аудиоматериалы и игровые элементы.

Важным аспектом работы с дидактическими материалами является постепенное усложнение заданий. Начиная с простых игр на выделение звуков, ребенок постепенно переходит к анализу слов и предложений, распознаванию рифм и созвучий [13, с. 38].

Для развития фонематического восприятия у старших дошкольников можно использовать различные игровые приемы и дидактические игры [9, с. 26]. Интересной является игра "Звуковой поезд". Во время игры детям предлагается составить слова, которые начинаются на определенный звук. Например, если выбран звук "п", дети должны найти и назвать слова, начинающиеся на этот звук, такие как "парта", "пирог", "печка" и т.д.

Еще одной эффективной игрой является "Разгадай слово". В этой игре детям предлагается послушать слово без первого звука или с измененным порядком звуков и попытаться угадать, какое слово имелось в виду. Например, вместо слова "солнце" может быть произнесено "олнце" или "солне".

Также полезно проводить игры на различение звуков. Детям можно предложить слушать пары слов и определять, отличаются ли они по звучанию первого или последующего звука. Например, в паре слов "лук" и "рук", дети должны определить, отличается ли первый звук в этих словах. Также можно попросить ребёнка показать эти слова с помощью картинок.

Другой интересный игровой приём – "Звуковая охота". В ходе этой игры детей просят находить предметы, название которых начинается на определенный звук или имеет его в середине или конце. Например, если задается звук [с], то дети могут найти предметы, такие как стол, солнце или цветок. Такая игра способствует различению звуков и распознаванию графического образа буквы.

Также можно использовать игру "Составь слово". В процессе игры детям предлагается набор звуков или букв, из которых они должны составить определенное слово. Это помогает им различать и анализировать звуки речи, а также связывать их с соответствующими буквами.

Игра "Кто скажет громче?" помогает развитию слухового восприятия и умению сравнивать звуки по интенсивности. Игра "Одно или два" способствует формированию представления о количестве слогов в словах.

Важно помнить, что игры для формирования фонематического восприятия должны быть интересными и доступными для детей.

Применение игровых приёмов и дидактических игр является эффективным методом формирования фонематического восприятия у старших дошкольников. Игры помогают развивать слуховое восприятие и позволяют ребятам узнавать и различать звуки речи. Дидактический материал, такой как карточки со словами или картинками, способствует расширению словарного запаса и правильному произношению звуков.

Рекомендации для педагогов по работе с детьми предлагаются следующие [3, с. 87]:

- Включение игровых элементов в обучение, чтобы привлечь интерес ребят.

- Проведение индивидуальных или групповых занятий с использованием дидактического материала.

 - Постепенное усложнение задач: от простого распознавания звуков к составлению слогов и слов.

 - Систематическое повторение изученного материала для закрепления навыков.

Таким образом, формирование фонематического восприятия у старших дошкольников является важной задачей и может быть успешно решено с помощью игровых приёмов и дидактических игр.

 

 


Список литературы

1. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: методическое пособие. СПб.: Союз, 2014. 164 с.
2. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. М.: Просвещение, 2011. 235 с.
3. Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН) / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. М.: Просвещение, 2013. 154 с.
4. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей с недоразвитием речи. М.: Просвещение, 2012. 181 с.
5. Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учебн. заведений / под ред. Л.С.Волковой, С. Н. Шаховской. 3-е изд., перераб. и доп. Раздел III. Логопедическая работа при фонетико-фонематическом и общем недоразвитии речи. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2013. 680 с.
6. Правдина О.В. Логопедия: учеб.пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1973. 272 с.
7. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. / Под редакцией Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. Ярославль. Академия развития, 2006. 144 с.
8. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. М.: Просвещение, 2015. 234 с. 9. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Нарушение речи у детей: Пособие для воспитателей. М.: Профессиональное образование, 2013. 232 с. 10. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте // Известия АПН РСФСР. Вып. 13: Вопросы психологии восприятия и мышления. № 13. 1948. С. 103-110.
9. Аббасова Л.И. Развитие фонематического восприятия у дошкольников посредством дидактической игры / Л.И. Аббасова, Н.Л. Эстрина // International scientific review. – 2019. – № 65. – С. 25.
10. Беляева И.А. Дидактические игры и упражнения как средство развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / И.А. Беляева // Инновационная наука. – 2021. – № 6. – С. 17.
11. Колесникова Е.П. Игры и упражнения на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста / Е.П. Колесникова, М.А. Сергеева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2018. – № 37. – С.33.
12. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Т.А. Ткаченко. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2021 – 54 с.
13. Усольцева А.Ю. Игровые упражнения как средство развития фонематического восприятия у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / А.Ю. Усольцева // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2018. – № 8. –с. 39.
14. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет: учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» / Е.В. Колесникова. – изд. 3-е, доп. и перераб. – М. : Издательство «Ювента», 2007. – 96 с.
15. Каримова, Н. В. Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного возраста / Н. В. Каримова. // Образование и воспитание. – 2018. – № 7. – С. 21.

Расскажите о нас своим друзьям: