Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №06 (95) Июнь 2024

УДК 371.31.

Дата публикации 30.06.2024

Динамика представлений о способах реализации воспитательной функции обучения в отечественной дидактике второй половины XX века – первой четверти XXI века

Тонких Татьяна Анатольевна
Учитель английского языка, БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №79, РФ, г. Омск, E-mail:ttatiana.teacher@gmail.com

Аннотация: Тенденция современного образования к возрастанию воспитательного компонента в обучении школьников приводит к необходимости подготовки высококлассных учителей-предметников, способных к реализации воспитательной функции обучения. Статья посвящена вопросам рассмотрения различных подходов к сущности и способам реализации воспитательной функции обучения в отечественной дидактике. Приведённые в статье результаты сравнительно-сопоставительного анализа указывают на изменения в способах реализации данной функции обучения, а также, определяют факторы, влияющие на эти изменения.
Ключевые слова: воспитательный компонент, воспитательная функция обучения, воспитательный потенциал, дидактика, содержание образования, контент-анализ.

Dynamic of ideas about the methods of implementing the educational function of teaching in Russian didactics of the second half of the XX century – the first quarter of the XXI century

Tonkikh Tatiana Anatolievna
Teacher of English, Omsk state school №79, Russia, Omsk

Abstract: The trend of modern education towards the increase of the educational component in teaching schoolchildren leads to the need to train highly qualified subject teachers capable of implementing the educational function of teaching. Therefore, the article is devoted to the consideration of various approaches to the essence and methods of implementing the educational function of teaching in our national didactics. The conducted comparative analysis allows us to define the changes in ways of realization of this function, and to clarify the factors influencing these changes.
Keywords: educational component, educational function of teaching, educational potential, didactics, educational content, content-analysis.

Правильная ссылка на статью
Тонких Т.А. Динамика представлений о способах реализации воспитательной функции обучения в отечественной дидактике второй половины XX века – первой четверти XXI века // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 06 (95). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/dinamika-predstavlenij-o-sposobakh-realizatsii-vospitatelnoj-funktsii-obucheniya-v-otechestvennoj-didaktike-vtoroj-poloviny-xx-veka-pervoj-chetverti-xxi-veka.html (Дата обращения: 30.06.2024)

Принцип единства воспитания и обучения и его реализация всегда были одной из ключевых проблем дидактики. Анализируя культурно-исторический и технологический контексты общественного развития, можно утверждать, что представления о сущности воспитательной функции обучения менялись в зависимости от цели обучения, которая определяется социальным заказом.

Обобщение педагогического опыта ученых-педагогов и педагогов-новаторов в советский и постсоветский период позволило выделить общие характеристики, а также установить существенные различия, как в понятии «воспитательная функция», так и в её сущности и факторах реализации.

Проблема воспитывающего обучения рассматривалась многими педагогами (А. П. Кондратюк, М. А. Данилов, Ю. К. Бабанский, В. А. Сластёнин, Л. Н. Седова, М. Н. Скаткин, В. В. Краевский, Е. В. Бондаревская, И. М. Осмоловская и др.). Используя метод периодизации исторического процесса в педагогике, теоретическая база исследования, представленная учебными и методическими пособиями, монографиями и статьями ученых послевоенного периода, была разделена на четыре основных этапа в зависимости от целей обучения. Такими этапами являются:

1) 50-60-е гг. – период так называемой «оттепели», который стал «катализатором педагогических идей». [20, с. 3] 

2) 70-80-е гг. – период, характеризующийся З. И. Равкиным как «период «преобразований, реформ-контрреформ» в политической, экономической, социально-культурной и научно-педагогической и практической областях». [28, с. 76] 

3) 90-е гг. – период, когда была заложена нормативно-правовая база отечественной системы образования, которая позволила обеспечить защиту всей системы образования.

4) 2000-2024 гг. – период внедрения федеральных государственных образовательных стандартов, целью которых является обеспечение обучения на «основе единства процессов социализации и индивидуализации развивающейся личности». [16, с. 203] 

Помимо выделения признаков понятия «воспитательная функция», контент-анализ теоретической литературы этих периодов позволил осуществить количественную процедуру и определить процент упоминания воспитывающего обучения в материалах исследования. Из диаграммы видно, что значимость воспитательной функции обучения со временем только возросла.

Рисунок 1. Упоминание о воспитывающем обучении в трудах отечественных ученых-педагогов.

Как показал анализ, в 50-60 е гг. вместо термина «воспитательная функция» использовались другие понятия. А. П. Кондратюк рассматривал воспитательный потенциал процесса обучения в контексте противоречия «движущих сил этого процесса». Н. К. Гончаров вообще не выделял никаких особых терминологических категорий, а говорил лишь о том, что «обучая детей, мы их также и воспитываем», уделяя больше внимания целям воспитания. М. А. Данилов указывал на «воспитывающий характер обучения». Однако все ученые данного периода сходились во мнении, что целью обучения и воспитания согласно социальному заказу была подготовка подрастающего поколения, как будущих активных строителей коммунистического общества. Необходимо было воспитать физически крепкую, высоконравственную личность, готовую к труду в условиях развитого социалистического общества.

Формирование коммунистического сознания также оставалось приоритетным направлением деятельности педагогов 70-80х гг. Тем не менее, в последующие годы роль воспитывающего обучения была конкретизирована, и воспитательная функция обучения стала неотъемлемой частью всего образовательного процесса, а термин прочно вошел в категорийно-понятийный аппарат педагогики. Поэтому в определениях, данных учеными 70-90х гг. и современности в отличие от предшественников уже заложена направленность воспитания.

По мнению Ю. К. Бабанского суть воспитательной функции обучения заключалась в «придании этому объективно возможному процессу определённой целенаправленности и общественной значимости. Иногда возникает ошибочное суждение о том, что между обучением и воспитанием существует односторонняя связь: от обучения к воспитанию» [2, с. 130]  .  На самом деле, если процесс воспитания будет правильно организован, то он окажет благотворное влияние на весь ход обучения, так как качества, которые педагог сможет развить у обучающихся (например, дисциплинированность, организованность, активность и др.), создают условия для более активного и эффективного обучения.

Однако, И. Я. Лернер называл вопрос о соотношении обучения и воспитания более сложным в силу неоднозначного определения воспитания. Кроме того, обучение определённым способам деятельности позволяет развивать у обучающихся нравственные, волевые и эстетические качества. В это период времени также находят своё подтверждение идеи о том, что это двухсторонний процесс, так как при определённых условиях обучение может оказывать влияние на воспитанность ребенка, и уровень воспитанности может воздействовать на эффективность обучения.

В период перестройки 90-х годов XX века в России произошла кардинальная трансформация социокультурных, политико-правовых, экономических, отношений, которая оказала существенное влияние на общественное сознание. В. И. Загвязинский утверждает, что «Прежняя система воспитания оказалась несостоятельной и в связи со сменой идеологических ориентиров, и в связи с ее авторитарностью, заформализированностью, «мероприятийным» характером, а также в силу своего «школоцентризма» и слабого использования педагогических возможностей среды» [7, с. 8]. К концу 1990-х  годов после избавления пережитков старой идеологии всё-таки укоренилась новая политическая система, которая вызвала необходимость передачи молодому поколению  новой   системы   политических   ценностей. Снова воспитание и обучение объединились в единый учебно-воспитательный процесс, выполняющий двуединую задачу по формированию патриотического мировоззрения, подготовке к жизни и включению в жизнь.

В современной дидактике воспитательная функция обучения приобретает еще большее значение. И. М. Осмоловская говорит, что «воспитательная функция предполагает «воспитательное воздействие на ученика, которое реализуется через влияние личности учителя, содержание образования, организацию процесса обучения» [25, с. 23]. Идеи того, что ученик может стать образованным, только приобщившись к социальному опыту, поддерживаются и конкретизируются. В эпоху постмодернизма воспитание ученика происходит на каждом этапе усвоения знаний. В процессе присвоения знаний у обучающихся осуществляется формирование эстетических и нравственных представлений и системы взглядов на мир, а также, развивается способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять принятые в нем законы. Но главное, что в процессе обучения у школьников формируются также потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение. Системно-деятельностный подход, являющийся основным подходом в образовании согласно ФГОС, позволяет добиться нужных результатов.

Итак, в ходе исследования была составлена таблица, в которой определены как инвариантные характеристики, отмеченные в трудах педагогов всех указанных временных периодов, так и вариативные характеристики сущности понятия «воспитательная функция» обучения, которые менялись в зависимости от общественного устройства.

 Таблица 1. Характеристики сущности понятия «воспитательная функция» обучения.

Период

Инвариантные характеристики

Вариативные характеристики

50-60-е гг.

- «Вопросы теории и практики воспитания подрастающего поколения никогда не стояли вне политики»  [4, с. 5];

- Сущность воспитательной функции напрямую зависит от цели обучения.

- «Обучение не может не воспитывать определённых взглядов, убеждений, отношений качеств личности» [2, с. 129];

- «Обучение предполагает усвоение каких-либо знаний, тем самым происходит формирование личности»  [10, с.14];

- В процессе обучения у школьников формируются также потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение.

 

- Формирование коммунистического сознания у школьников в процессе обучения;

- «Подлинно научный характер преподаваемых знаний и задачи воспитания диалектико-материалистического мировоззрения внутренне связаны между собой и определяют характер воспитывающего обучения в советской школе» [6, с. 119];

- Приобщение учащихся к неуклонно «повышающемуся уровню общественной культуры, вооружение их системой знаний, умений и навыков, дающих возможность самостоятельно овладевать культурными ценностями» [12, с. 20];

- Воспитание физически крепкой, высоконравственной личности, готовой к труду в условиях развитого социалистического общества.

70-80-е гг.

-  Воспитание было направлено на идейно-политическое, умственное, нравственное, трудовое, политехническое, эстетическое, физическое формирование человека;

- «Между обучением и воспитанием существует двухсторонняя связь: как от обучения к воспитанию, так и наоборот»  [2, с.129];

- Воспитание дисциплинированности, организованность, активность, нравственные, волевые, эстетические качества.

90-е гг.

- Более всего актуальна проблема патриотического воспитания. Данная тема активно реализуется в рамках различных учебных программ.

2000-2024 гг.

Воспитание ученика происходит на каждом этапе усвоения знаний [25, с.24-30];

Актуальное звучание приобрела и профориентационная направленность воспитательной функции обучения, которая заключается в выявлении и развития задатков, способностей, интересов, дарований, склонностей.

 

Основываясь на совершенствовании на базе достижений предшествующего периода «содержания, методов, форм и средств обучения в период модернизации содержания школьного образования и учебно-воспитательного процесса, были обоснованы методы проблемного обучения» [14, с. 132], оптимальные условия учебной деятельности для каждого ученика. Историко-структурный метод позволил выделить компоненты воспитывающего обучения, а также факторы и механизмы реализации воспитательной функции.

В ходе исследования были определены общие механизмы, которые влияют на успешность реализации данной функции:

- личность учителя;

- форма урока;

- содержание материала;

- методы обучения и воспитания.

Со временем роль учителя, формы урока и методы воспитания обучающихся на уроке тоже менялись. В советских учебных заведениях воспитание строилось на главенствующей роли труда в жизни чечловека, соединении точного беспрекословного выполнения установленных норм и правил поведения, требований педагогов, администрации и ученического коллектива с инициативой учащихся. Основными методами были метод убеждения, метод упражнения, метод корректировки и стимулирования деятельности и метод примера. Последний был очень важен, так как чтобы учитель на самом деле стал образцом для подражания, даже были разработаны требования к педагогу, такие как идейная закаленность, политическая зрелость, высокая коммунистическая сознательность. Постоянное пополнение своих научных знаний, а также знаний в области истории, философии, политики, литературы и искусства могли укрепить авторитет преподавателя в глазах учащихся. Только учитель, наделённый всеми этими качествами, мог в полной мере реализовать воспитательную функцию обучения.

Традиционное образование того времени отдавало главенствующую роль в воспитании тексту, «причем в достаточно статичном и ограниченном по своим функциям состоянии, воздействие на учащегося происходит в основном в процессе распредмечивания его содержания, где наиболее активной стороной при этом является преподаватель» [15, с. 4]. Всё воспитывающее обучение сводилось к подражанию готовым образцам, заучиванию готового учебного содержания и к подавлению всяких проявлений самостоятельности и оригинальности учащихся. Соответственно педагоги-теоретики при отборе материала для изучения в рамках разных предметных областей исходили из общих целей коммунистического воспитания. Модернизация содержания образования соответствовала уровню развития науки, техники и культуры.

Во второй половине XX века в работах И. Я. Лернера появились более гуманные идеи о том, что воспитывает. Более того, он одним из первых заговорил о необходимости в проявлении самостоятельности обучающихся. Он говорил, что нужно уходить от того способа реализации воспитывающего обучения, когда учитель практически является лектором: излагает знания, что-то поясняет, что-то показывает, а учащимся предлагается повторить действия. И. Я. Лернер указывал на то, что нужно учитывать все факторы, которые могут повлиять на учащихся, а именно, содержание материала, личность учителя, средства и способы обучения, атмосфера в коллективе, характер и сочетание его участников, характер восприятия содержания самим учеником [10, с. 15].

Подходы к отбору содержания учебного материала не изменились, но стал делаться акцент на том, что не все предметы изначально содержат почву для эмоционального воздействия на ученика. Соответственно, в качестве воспитательного потенциала содержания стали рассматриваться другие элементы, такие как развитие познавательного интереса, эстетического вкуса (например, при «изящном» решении математических задач), стремление к самоутверждению, соревнованию. Гуманитарные предметы, которые считались предметами, априори обладающими высоким воспитательным  потенциалом, подверглись критике, так как всё зависит от отношения ребенка к изучаемому материалу. Всё это обусловлено тем, что у обучающихся всё зависит от восприятия. Он не только воспринимает содержание, но и перерабатывает его. А это может оказать как положительное или отрицательное воздействие на него, так и не оказать вообще. Поэтому на практическом уровне учитель должен самостоятельно, исходя из дидактической ситуации, подходить к отбору материала.

Однако, набиравшие популярность в это время развивающее обучение (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин) и программированное обучение (теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина) изменили  подход к процессу передачи знаний, умений и навыков, тем самым ориентируя педагогов больше на развитие теоретического мышления, усвоение основ наук. А это уводило воспитательную функцию на третий план, после образовательной и развивающей.

Проблема воспитывающего потенциала в современной школе затрагивает разные стороны функционирования классно-урочной образовательной системы. Учитель теперь является организатором, направляющим обучающихся на достижение планируемых результатов, как личностных, так и предметых. Также как и в конце двадцатого века популярными остаются идеи о том, что воспитывает всё. Помимо содержания образования, важную роль играет сама организация урока. Рациональная организация деятельности обучающихся позволяет достичь высоких образовательных и воспитательных результатов. Методы обучения и формы работы видоизменились, адаптировавшись к изменениям в технологической области. Популярность приобрели проблемные методы, направленные на формирование интеллекта, креативного и критического мышления. Поскольку в ходе решения проблемной задачи происходит включение самого субъекта в эту ситуацию, можно сказать, что процесс усвоения знаний становится достаточно личностным. Именно поэтому, происходит слияние процесса усвоения знаний и процесс формирования мировоззрения в условиях проблемного обучения сливаются воедино.

Усиление воспитывающего потенциала достигается за счет проведения уроков в нестандартной форме. Личность учителя, как носителя культурных ценностей, не утратила своего влияния при реализации воспитательной функции обучения.  Атмосфера на уроке, как и у И. Я. Лернера, тоже воспитывает, но она должна быть творческой. Так как именно совместная творческая деятельность учителя и обучающихся является источником развития обоих.

Таким образом, можно сделать вывод, что на всех этапах становления отечественной педагогики ученые работали над понятием воспитательной функции обучения. Несмотря на то, что идеи гуманности воспитания всегда лежали в основе, сущность её менялась, упрощалась, конкретизировалась. Выделение вариативных характеристик данной функции при помощи контент-анализа позволило составить таблицу, в которой содержится сравнительно-сопоставительная характеристика реализации воспитательной функции обучения в разные периоды в отечественной дидактике.

Таблица 2. Сравнительная характеристика основных способов реализации воспитательной функции обучения в разные периоды в отечественной дидактике.

Период

Личность учителя

Форма урока и способы организации работы на уроке

Содержание материала

Средства и методы реализации воспитательной функции обучения

50-60-е гг.

«Учитель – идейный наставник молодого поколения»  [6, с.119]

Учитель должен вызывать любовь к предмету.

Разработан список требований к педагогу.

 

 

- Коллективные формы работы на уроке;

- Традиционные формы уроков, в большей мере комбинированного типа, «ведущие к получению политехнических умений и навыков» [6, с.430].

 

- Научное содержание материала должно раскрываться с позиций коммунистической идейности [8, с.69];

- Научный материал должен вооружать обучающихся знаниями, которые помогут стать убежденными атеистами [8, с.69];

- Пропаганда дружбы народов способствовала внедрению знания о культурах других народов в большинство гуманитарных предметов.

- Метод убеждения;

- Метод упражнений;

- Метод примера;

- Метод корректировки и стимулирования деятельности;

- Беседа;

- Иллюстрация и демонстрация.

- Средства: «подражание, вера, авторитет, наставление, наказание и язык» [4, с.212].

70-80-е гг.

- Учитель призван организовать активную «самостоятельную деятельность обучающихся по усвоению новых знаний и умений» [2, с.137];

- Должен являться примером в поведении, соблюдать педагогический такт.

Требования к уроку:

- Постановка воспитательных задач урока, обеспечивающих «идейно-политическую направленность, коммунистическую идейность» [2, с.215];

- Было предложено организовать дополняющие уроки, которые способствовали бы политическому образованию обучающихся.

В целях практико-ориентированной направленности обучения большое значение приобрел урок-экскурсия как средство обучения  естественных условиях (Ю. К. Бабанский).

- Осуществление воспитания  главным  образом через текст;

- По-прежнему оно служит средством «передачи социального опыта, а в его содержательной стороне отражается то, чего мы ожидаем от нашего современника» [9, с.45].

 

- Важную роль играют как атмосфера в коллективе, так и характер и сочетание его участников;

- Важным средством достижения высокого уровня воспитанности через обучение является строгое выполнение учащимися установленных норм и правил поведения, требований педагогов, администрации и ученического коллектива с инициативой учащихся.

 

90-е гг.

Б. Т. Лихачев утверждал, что учитель должен быть высоконравственным, открытым, искренним, прямым, иначе он утратит авторитет у учащихся и не сможет реализовывать воспитывающее обучение.

- Обязательное использование межпредметных связей на уроках;

- Традиционные типы урока, но с использованием ТСО;

- Творческий характер урока;

- Уроки-исследования.

 

Отбор содержания материала должен основываться на том факте, что «образование – это подготовка молодежи к обучению в течение всей жизни, соответственно необходимо при отборе содержания опираться на его способность вызвать положительную мотивацию и заинтересованность обучающихся к дальнейшему получению знаний» [13, с.101].

- Проблемное преподавание-учение;

- Программированное обучение;

- Методы обучения выбираются в зависимости от цели обучения: логика общественно-исторического познания, форм мышления, специфике преподаваемого материала, по значению в развитии сущностных сил (Б. Т. Лихачев).

- Рассказ, объяснение, лекция, беседа и др.

2000-2024 гг.

Учитель обладает навыками, позволяющими «эффективно вызывать ученике требуемые изменения» [25, с.37]

- Разнообразные формы уроков: урок-конкурс, урок-турнир, урок-эстафета,

деловая игра, ролевая игра, викторина, урок-путешествие.

- Имитация ситуаций из жизни на уроке: интервью,

репортаж, исследование, комментарии.

- Могут проводиться

уроки, имитирующие публичные формы общения: пресс-конференции, митинги, дискуссии, ток-шоу, дебаты.

- Важную роль приобретает дистанционное обучение

 

- В настоящее время «дидакты руководствуются тем, что содержание образования должно отражать, и идеи практической пользы в жизни обучающегося, и идеи

развития человека» [25, с.46];

- Содержание образования рассматривается как  главное средство передачи социального

опыта подрастающему поколению, «тем самым — выполнения социального заказа» [25, с.47].

- Различные формы взаимодействия обучающегося сообщества «учитель-ученик», «ученик-ученик», «ученик-группа учеников»;

- Творческая деятельность;

- Уровень предоставления самостоятельности. 

 

Таким образом, исследование показало, что основные факторы реализации воспитательной функции обучения, включающие в себя личность учителя, содержание образования, механизмы обучения являются инвариантными вне зависимости от периода, а вот их наполняемость отражается социальным заказом общества.

 


Список литературы

1. Актуальные вопросы современной науки глазами молодых исследователей /Сборник статей VI Международной научно-практической конференции. Омск, 2021. – 484 с.
2. Бабанский Ю. К. Педагогика. – М.: Просвещение, 1983. – 608 стр.
3. Гвалдин А.Ю. Диалоги на природе в педагогическом наследии В.А.Сухомлинского [Электронный ресурс] / А.Ю.Гвалдин // Наука, образование, инновации: апробация результатов исследований. – Нефтекамск: Научноиздательский центр «Мир науки». – 2018. – С.530-536.
4. Гончаров Н. К. Основы педагогики. – М.: Государственное издательство Министерства просвещения РСФСР, 1947. – 407 с.
5. Горшкова, В.В. Феномен образования человека: избранные научные труды/ В.В. Горшкова. – Санкт-Петербург : Астерион, 2020. – 490 с. – ISBN 978-5-00045-812-9.
6. Данилов М. А., Есипов Б. П. Дидактика. – М.: Издательство Академии педагогических наук, 1957. – 519 стр.
7. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М.: Академия, 2005. – 208 с.
8. Кондратюк А. П. Педагогика. – Киев: Высшая школа, 1983 г. – 384 с.
9. Краевский В. В. Общие основы педагогики. – М.: Академия, 2008. - 255 с.
10. Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. – М.: Знание, 1980. – 96 стр.
11. Макарова, Н.С. Дидактика высшей школы. От классических оснований к постнеклассическим перспективам: монография / Н.С. Макарова, Н.А. Дука, Н.В. Чекалева. – 2-е изд. перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 172 с.
12. Новикова Л. И. Педагогика воспитания. Избранные педагогические труды / Под ред. Н.Л.Селивановой, А.В.Мудрика. Сост. Е.И. Соколова. – М., 2009. – 349 с.
13. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М.: Высшая школа, 1990. – 384 с.
14. Пидкасистый, П. И. Искусство преподавания: Первая книга учителя / П. И. Пидкасистый, М. JI. Портнов. 2-е изд. - М.: Пед. о-во России, 1999.-212 с.
15. Самсонова Н. В. Реализация воспитательного потенциала проблемного обучения в организации учебного процесса: автореф… дис. кан. наук. – Москва, 2007.
16. Ситаров В. А. История образования в России: постсоветское время // Проблемы педагогики и психологии, №2, 2019. – с. 201-215.
17. Скаткин М. Н. Дидактика средней школы. – М.: Просвещение, 1982. – 324 с.
18. Солодова Е.А. Воспитание патриотизма как реализация субъект-субъектных отношений // Человеческий капитал. – 2016. – № 5 (89). – С. 6-8.
19. Тубельский, А.Н. Школа будущего, построенная вместе с детьми. Санкт-Петербург: «Образовательные проекты», 2019. – 440 с.
20. Ходырев А. М. Советская школа 50-х – середины 60-х годов как социокультурный феномен: автореф… дис. кан. наук. – Ярославль, 2003.
21. Ценностно-смысловые ориентиры деятельности педагога в условиях цифрового общества : монография / под общ. ред. Н.В. Чекалевой. – Омск : Издво ОмГПУ, 2022. – 400 с.
22. Чуркина, Н.И. Культурологический подход: возможности и ограничения в педагогике // Вестник ОмГПУ. Гуманитарные исследования. 2019. № 2 (23). С.145-147.
23. ФГОС основного общего образования. - https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/
Список источников:
24. Дидактика: пособие для практических занятий: учебное пособие для стдентов высших учебных заведений / В. А. Ситаров; под ред. В. А. Сластёнина. – М.: Академия, 2008. – 352 с.
25. Осмоловская И. М. Дидактика: учебное пособие. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2021. — 232 с.
26. Педагогика. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
27. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов. – М.: Владос-Пресс, 2003. – 368 с.
28. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник. М.: Новая школа, 1995. - 96 с.

Расскажите о нас своим друзьям: