Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №07 (96) Июль 2024

УДК 37.015

Дата публикации 14.07.2024

Проблема гражданской идентичности в зарубежной педагогике

Мельников Антон Владимирович
соискатель ученой степени кандидата педагогических наук, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, РФ, г. Ульяновск, mmrozova@yandex.ru

Аннотация: Статья посвящена исследованию проблемы гражданской идентичности в современной зарубежной педагогической науке. Даётся сравнение понимания конструкта гражданской идентичности зарубежными и отечественными исследователями. Целью статьи является анализ подходов к воспитанию гражданственности в европейских странах и США. Сравнительный анализ подходов к воспитанию гражданственности в зарубежных исследованиях показал преимущественно практическую направленность формирования гражданской идентичности. Автор сделал вывод о необходимости адаптировать успешные зарубежные методы и подходы к формированию гражданской идентичности к условиям и потребностям нашей страны.
Ключевые слова: гражданская идентичность, зарубежная педагогика, практическая направленность, педагогический подход, адаптация

The Problem of Civic Identity in Foreign Education

Melnikov Anton Vladimirovich
applicant for a degree of Pedagogical Sciences in postgraduate studies, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, Russia, Ulyanovsk

Abstract: The article is devoted to the study of the problem of civic identity in modern foreign educational science. It compares the understanding of the construct of civic identity by foreign and domestic researchers. The aim of the article is to analyse approaches to citizenship education in European countries and the USA. The comparative analysis of approaches to citizenship education in foreign studies has shown the predominantly practical orientation of civic identity development. The author concludes that it is necessary to adapt successful foreign methods and approaches to civic identity development to the conditions and needs of our country.
Keywords: civic identity, foreign pedagogy, practical orientation, pedagogical approach, adaptation

Правильная ссылка на статью
Мельников А.В. Проблема гражданской идентичности в зарубежной педагогике // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 07 (96). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/problema-grazhdanskoj-identichnosti-v-zarubezhnoj-pedagogike.html (Дата обращения: 14.07.2024)

Гражданская идентичность представляет собой многоаспектное явление, которое имеет первостепенное значение для формирования социально ответственной, активной личности, способствующей культурному, социальному и экономическому развитию общества. Зарубежные научные работы нацелены на исследование влияния гражданской идентичности на формирование личности, социальную адаптацию и вовлеченность в политические и общественные процессы. В зарубежной педагогике подчеркивается важность проблемы гражданского воспитания в условиях глобализации и мультикультурности. Стремление сохранить и развивать гражданскую идентичность при одновременном взаимодействии с разнообразными культурными контекстами и ценностями представляет собой вызов для современного образования. Проблема гражданственности для любой страны охватывает вопросы культурного разнообразия, социальной справедливости, патриотизма, гражданских ценностей и принятия социальных ролей.

Анализ научных работ зарубежной педагогики позволяет выявить эффективные подходы к формированию гражданской идентичности, которые могут быть адаптированы и применены в российском образовании. Важно помнить, что гражданская идентичность не конкурирует с культурным разнообразием, а наоборот, может стать основой для построения гармоничного общества.

Изучение зарубежного опыта формирования гражданской идентичности является важным направлением научных исследований по нескольким причинам. Во-первых, зарубежная педагогика предоставляет возможность адаптации позитивного опыта гражданского воспитания. Воспитательные практики других стран могут послужить источником инноваций и разработки более эффективных стратегий в области воспитания и образования. Во-вторых, зарубежный опыт выстраивания межкультурного взаимодействия. Результаты реализации западной политики в социокультурной сфере в условия усиления интеграции и унификации в обществе продемонстрировали провал мультикультурализма в европейских странах. Анализ зарубежного опыта межкультурного взаимодействия позволит избежать негативных последствий реализации неэффективной политики в сфере социокультурной адаптации и интеграции.  

Таким образом, анализ зарубежного опыта формирования гражданской идентичности обоснован как научно-исследовательским, так и практическим соображениями, ведущими к разработке эффективных стратегий воспитания гражданственности и самоидентификации в различных культурных контекстах.

«В отечественной педагогической науке матрица гражданского воспитания традиционно занимала центральное место, а теоретическая разработка ключевых её позиций была определяющей» [1, c. 2]. Тем не менее,  анализ отечественной научной литературы по проблеме гражданского воспитания показывает отсутствие единого определения конструкта «гражданская идентичность». Исследователи трактуют данное понятие в соответствии с кругом свих научных интересов. Можно сформулировать обобщенное определение гражданской идентичности, которое подразумевает свободное осознание личности себя на когнитивном и эмоциональном уровнях коллективным субъектом определенной страны, который способен выполнять свои гражданские обязанности и пользоваться правами.

Несмотря на актуальность проблемы формирования гражданской идентичности в условиях глобальных вызовов современности, которые способствуют размытости культурных и национальных границ и приводят к утрате связи с собственной культурой и историей ученые подчеркивают нехватку «… работ, посвященных анализу формирования и развития гражданской идентичности [2, с. 393].

Анализ подходов к воспитанию гражданственности в зарубежных исследованиях позволил констатировать неразработанность теоретически обоснованного подхода к формированию гражданской идентичности. Большое внимание зарубежные исследователи уделяют отдельно проблемам политической, социальной и культурной идентичностей. 

В американских исследованиях подчеркивается, что за последние десятилетия понимание гражданской идентичности и социальной деятельности значительно модифицировалось благодаря новым исследованиям. Эти исследования основаны на реализации культурологического и практико-ориентированного подходов к гражданственности. Изучение влияния социальной деятельности на молодежь гармонично вписывается в обновлённые концепции гражданственности. Многочисленные исследования подтверждают, что новая концепция гражданственности обладает потенциалом для создания опыта гражданского обучения, учитывающего способности молодых людей и предоставляющего возможности для критического анализа социальной действительности и осознанной деятельности. В европейской педагогической литературе подчеркивается важность вовлечения молодежи в волонтерскую деятельность и в молодежные (неполитические) организации.

 Большинство зарубежных исследователей считают что «Гражданская идентичность – это идентификация граждан с политической системой государства,  которое является институциональной рамкой [3, с. 1155]. Ученые подчеркивают, что  гражданская идентичность «…не является «чисто сущностным» свойством статичного «я» а скорее динамична, поскольку молодежь пробует себя в различной социальной деятельности» [4, с. 142]. Благодаря обучению гражданскому поведению молодые люди могут обрести уверенность в своих гражданских правах и возможностях. В процессе гражданского воспитания молодые люди участвуют в дискуссиях и  учатся  аргументировано высказываться по вопросам, которые непосредственно касаются их самих и молодежных сообществ. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что метод погружения обучающихся в общественную деятельность «… позволяет создать опыт гражданского обучения, который опирается на способности молодых людей и предоставляет пространство для критического анализа систем, оказывающих влияние на них» [5, с. 7].

С конца прошлого века западные теоретические работы по проблеме развития гражданственности рассматривали педагогический подход Service learning (обучение служением) как эффективный способ формирования у студентов ценностного отношения к социальному служению и активному участию в жизни общества. Эмпирические работы в области реализации этого подхода появились в зарубежной литературе уже в начале 2000-х. Исследователи в разных странах пришли к выводу, что интеграция академического обучения с практическим служением способствует формированию гражданских навыков, необходимых для активного участия в жизни общества и формирования гражданской идентичности.

В зарубежных источниках обращается внимание на то, что открытое обсуждение гражданских прав, общественных процессов и социального неравенства способствует развитию более активной гражданской позиции и формированию гражданской идентичности молодых людей. Однако констатируется, что «… многие преподаватели предпочитают избегать спорных социальных и гражданских вопросов на своих занятиях» [6, с. 476]. Большинство авторов сходятся во мнении, что практическая направленность формирования гражданской идентичности позволяет эффективно сформировать гражданские качества обучающихся и подготовить их к успешной деятельности в многонациональном обществе.

Концепция гражданской идентичности, которая получила распространение в европейских странах и США представляет собой комплексный практико-ориентированный подход к пониманию и формированию индивидуального и группового самосознания в контексте современного мультикультурного общества. Эта концепция базируется на идее взаимосвязи и взаимодействия между личностью и социумом, а также на значимости участия каждого индивида в общественной жизни и уважения демократических ценностей.

В заключении можно сделать вывод о том, западная концепция гражданского воспитания не включает традиционные духовно-нравственные ценности, отдавая предпочтение англосаксонской интерпретации демократических ценностей. Ценностная составляющая принципиально отличает отечественную концепцию гражданского воспитания от зарубежной.

Использование зарубежного опыта формирования гражданской идентичности позволяет обогатить практику воспитания в российском образовании. Стимулирование активного участия обучающихся в жизни локального сообщества, формирование и развитие у студентов умений в сфере политического дискурса на различных платформах можно использовать в качестве эффективного средства формирования гражданской идентичности.  Особенно актуальной на сегодняшний день является реализация концепции Service learning (обучение служением).

 


Список литературы

1. Арустамов, Э.А., Шабанова М.В., Леонов В.В. [и др.] Гражданско-патриотическая модель воспитания молодёжи в современной России // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2022. Т 13. №4. С. 1-9. Режим доступа: https://sfk-mn.ru/PDF/10SCSK422.pdf (дата обращения: 11.06.2024).
2. Михайлова О. Б., Корач И. Формирование и развитие гражданской идентичности молодежи в процессе образования: кросс-культурный анализ проблемы // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2023. Выпуск 6. С. 390-396 Режим доступа: https://herzenpsyconf.ru/wp-content/uploads/2023/12/49-mikhailova-korac.pdf (дата обращения: 01.06.2024).
3. Bruter, Michael Winning Hearts and Minds for Europe: The Impact of News and Symbols on Civic and Cultural European Identity // Comparative Political Studies December 1, 2003. № 36, 2003, Р. 1148-1179. URL: https://www.researchgate.net/publication/238114347_Winning_Hearts_and_Minds_for_Europe_The_Impact_of_News_and_Symbols_on_Civic_and_Cultural_European_Identity
4. Mohd Muzhafar Idrus, Ruzy Suliza Hashim, Raihanah M Mydin, Postcolonial Civic Identity and Youth (dis)organizing Environment: A Growth into Citizenship Analysis // GEMA Online Journal of Language Studies 20(2), 2020. Р. 133-147 URL: https://www.researchgate.net/publication/341551018_Postcolonial_Civic_Identity_and_Youth_disorganizing_Environment_A_Growth_into_Citizenship_Analysis?_sg=CnRGZYXwBkkwzPp8OoAyIXXdihYgT1ZOOixkUR_x6uUOoH4DXz7wKL9Yfyp0E3PPI3AWAX8rU3gI7oc&_tp=eyJjb250ZXh0Ijp7ImZpcnN0UGFnZSI6InB1YmxpY2F0aW9uIiwicGFnZSI6Il9kaXJlY3QifX0
5. Rubin B. C. It’s Going to Go Beyond These Walls: Toward a More Expansive Vision of Civic Learning // Teachers College Record June 2024. Р. 1-34/ URL: https://www.researchgate.net/publication/381443697_It's_Going_to_Go_Beyond_These_Walls_Toward_a_More_Expansive_Vision_of_Civic_Learning
6. Rubin B. C. There's Still Not Justice: Youth Civic Identity Development Amid Distinct School and Community Contexts // Teachers College Record February 1, 2007. Р. 449-481. URL: https://www.researchgate.net/publication/237525755_There's_Still_Not_Justice_Youth_Civic_Identity_Development_Amid_Distinct_School_and_Community_Contexts

Расскажите о нас своим друзьям: