Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №07 (96) Июль 2024

УДК 376.42

Дата публикации 15.07.2024

Диагностика уровня сформированности краеведческих знаний у учащихся с умственной отсталостью (констатирующий этап эксперимента)

Ибрагимова Алие Рустемовна
канд. пед. наук, доцент, Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь
Хубецова Эльвиза Айдеровна
студентка, кафедра специального (дефектологического) образования Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь

Аннотация: Данная статья посвящена описанию диагностики уровня сформированности краеведческих знаний у учащихся с умственной отсталостью. Уровень сформированности краеведческих знаний является одним из важных показателей интеллектуального развития учащихся. В рамках констатирующего этапа эксперимента был проведен анализ, позволяющий определить, на каком уровне находятся краеведческие знания у учащихся с умственной отсталостью. Для этого применялись различные диагностические задания.
Ключевые слова: диагностика, уровень сформированности, краеведческие знания, учащиеся, умственная отсталость.

Diagnostics of the level of formation of local lore knowledge in students with mental retardation (the ascertaining stage of the experiment)

Ibragimova Aliye Rustеmovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubova, Russian Federation, Simferopol
Khubetsova Elviza Aiderovna
student, Department of Special (Defectological) Education Crimean Engineering Pedagogical University named after Fevzi Yakubova, Russian Federation, Simferopol

Abstract: This article is devoted to the description of the diagnosis of the level of formation of local lore knowledge in students with mental retardation. The level of formation of local lore knowledge is one of the important indicators of intellectual development of students. As part of the ascertaining stage of the experiment, an analysis was carried out to determine at what level the local history knowledge of students with mental retardation is. Various diagnostic tasks were used for this purpose.
Keywords: diagnosis, level of education, local history knowledge, students, mental retardation.

Правильная ссылка на статью
Ибрагимова А.Р., Хубецова Э.А. Диагностика уровня сформированности краеведческих знаний у учащихся с умственной отсталостью (констатирующий этап эксперимента) // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 07 (96). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/diagnostika-urovnya-sformirovannosti-kraevedcheskikh-znanij-u-uchashhikhsya-s-umstvennoj-otstalostyu-konstatiruyushhij-etap-eksperimenta.html (Дата обращения: 15.07.2024)

Краеведческие знания у учащихся с умственной отсталостью являются особенно важными, так как они позволяют учащимся понимать и принимать окружающую информацию, развивать интерес к родному краю и укреплять связь с ним [1, с. 49].

Уровень сформированности краеведческих знаний у учащихся с умственной отсталостью может быть ниже, чем у их сверстников без отклонений в развитии. Это может быть связано с особенностями познавательных процессов у учащихся с умственной отсталостью, их ограниченным кругозором и трудностями в восприятии и запоминании информации [2, с. 66].

Далее опишем результаты констатирующего эксперимента, проведенного в рамках данного научного исследования: «Педагогические условия формирования краеведческих знаний у учащихся с умственной отсталостью на уроках географии с использованием наглядно-дидактического материала».

Практическая часть исследования была реализована в ходе экспериментального исследования. Экспериментальное исследование было проведено на базе МБОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа «Злагода», г. Симферополя.

Исследованием были охвачены обучающиеся с умственной отсталостью, в возрасте 14-15 лет, 8-х классов, в общем количестве 22 человека. Дети были разделены на две параметрически равные группы:

– экспериментальная группа (11 обучающихся с умственной отсталостью, 8-А класса, в возрасте 14-15 лет);

– контрольная группа (11 обучающихся с умственной отсталостью, 8-Б класса, в возрасте 14-15 лет).

Цель констатирующего эксперимента состояла в диагностике исходного уровня сформированности краеведческих знаний у учащихся с умственной отсталостью.

Задачи:

– Ознакомится с базой и выборкой исследования.

– Определить критерии и показатели сформированности краеведческих знаний у умственно отсталых учащихся.

– Подобрать диагностический материал для исследования уровня сформированности краеведческих знаний у умственно отсталых учащихся.

– Выделить и охарактеризовать уровни оценивания сформированности краеведческих знаний у умственно отсталых учащихся.

– Провести диагностику исходного уровня сформированности краеведческих знаний у умственно отсталых учащихся.

– Проанализировать полученные результаты исследования на констатирующем этапе эксперимента.

Перед началом реализации экспериментального исследования были выделены критерии и показатели, которые будут положены в основу исследования. Необходимым условием для определения критериев и показателей сформированности краеведческих знаний у умственно отсталых учащихся, а также подбора диагностического материала являлся анализ программы обучения по учебному курсу «География» для обучающихся с умственной отсталостью.

В качестве диагностических критериев были выделены: «Мировой океан», «Африка», «Австралия», «Антарктида», «Северная Америка», «Южная Америка». Эти критерии имеют целью оценку уровня сформированности знаний, обучающихся по указанным темам [3, с. 446].

Содержание диагностических заданий определяется содержанием рабочей программы учебного предмета «География», а также содержаниями раздела «Мировой океан», «Африка», «Австралия», «Антарктида», «Северная Америка», «Южная Америка» учебника «География материков и океанов» 8 класс под редакцией Т.М. Лифановой и Е.Н. Соломиной. В диагностические задания вошли только те разделы, которые на момент исследования были уже изучены и закреплены обучающимися [4, с. 105].

Диагностические задания:

1) Критерий «Мировой океан»

Цель: оценить уровень освоения каждым учащимся 8 класса содержания раздела «Мировой океан».

Материалы и оборудование для выполнения работы: печатные тексты работы для каждого обучающегося.

2) Критерий «Африка».

Цель: оценить уровень освоения каждым учащимся 8 класса содержания раздела «Африка».

Материалы и оборудование для выполнения работы: печатные тексты работы для каждого обучающегося.

3) Критерий «Австралия».

Цель: оценить уровень освоения каждым учащимся 8 класса содержания раздела «Австралия».

Материалы и оборудование для выполнения работы: печатные тексты работы для каждого обучающегося.

4) Критерий «Антарктида».

Цель: оценить уровень освоения каждым учащимся 8 класса содержания раздела «Антарктида».

Материалы и оборудование для выполнения работы: печатные тексты работы для каждого обучающегося.

5) Критерий «Северная Америка».

Цель: оценить уровень освоения каждым учащимся 8 класса содержания раздела «Северная Америка».

Материалы и оборудование для выполнения работы: печатные тексты работы для каждого обучающегося.

6) Критерий «Южная Америка».

Цель: оценить уровень освоения каждым учащимся 8 класса содержания раздела «Южная Америка».

Материалы и оборудование для выполнения работы: печатные тексты работы для каждого обучающегося [5, с. 102].

Максимальное количество баллов, которое можно было набрать в ходе диагностики 30 баллов.

Обобщенные данные в ходе диагностики сформированности краеведческих знаний у умственно отсталых учащихся интерпретировались в уровни:

Высокий уровень (25-30 баллов) Учащийся знает названия океанов, их географическое положение и хозяйственное значение. Умеет показать на географической карте океаны. Он знает особенности географического положения, очертания берегов и природные условия, население и особенности размещения; названия изученных географических объектов. Умеет определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов материка; давать элементарное описание природных условий материка. Краеведческие знания сформированы.

Средний уровень (13-24 балла). Учащийся знает названия океанов, их географическое положение и хозяйственное значение. Однако не может показать их на географической карте. Он знает названия изученных географических объектов, но не всегда может назвать природные условия, население и особенности размещения изученных объектов. Не всегда верно определяет на карте полушарий географическое положение и очертания берегов материка; дает лишь элементарное описание природных условий материка. Краеведческие знания сформированы, но существуют пробелы в знаниях.

Низкий уровень (7-12 баллов). Учащийся путается в ответах и не может верно назвать названия океанов, на карте указывает их не верно.  Он не всегда верно дает названия изученным географическим объектам, не может назвать природные условия, население и особенности размещения изученных объектов. Дает лишь элементарное описание природных условий изученных материков. Краеведческие знания сформированы слабо.

Очень низкий уровень (0-6 баллов). Учащийся не может выполнить ни одно из предложенных для диагностики заданий. Замыкается. На вопросы педагога не отвечает. Краеведческие знания не сформированы.

В таблице 1, отображены обобщенные данные по исследуемым критериям оценивания сформированности краеведческих знаний у умственно отсталых учащихся экспериментальной группы, полученные в процессе констатирующего этапа исследования.

Таблица 1 – Уровни сформированности краеведческих знаний у умственно отсталых учащихся экспериментальной группы по исследуемым критериям (констатирующий этап исследования)

Уровни

«Мировой океан»

«Африка»

«Австралия»

«Антарктида»

«Северная Америка»

«Южная Америка»

1

2

3

4

5

6

Учащиеся

%

Учащиеся

%

Учащиеся

%

Учащиеся

%

Учащиеся

%

Учащиеся

%

Высокий

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Средний

2

18,18

3

27,27

2

18,18

2

18,18

2

18,18

3

27,27

Низкий

6

54,55

6

54,55

6

54,55

6

54,55

6

54,55

6

54,55

Очень низкий

3

27,27

2

18,18

3

27,27

3

27,27

3

27,27

2

18,18

Давая качественно-количественную характеристику полученным результатам в экспериментальной группе отметим, что результаты по таким критериям диагностики как «Мировой океан», «Австралия», «Антарктида» и Северная Америка имели схожие количественные данные: высокий уровень сформированности краеведческих знаний не смог продемонстрировать ни один из учащихся с умственной отсталостью по данным критериям исследования; средний уровень по данным диагностическим критериям прослеживались у 18,18% (2 учащихся)  из диагностируемого класса; низкий уровень был выявлен у 54,55% (6 учащихся), а 27,27% (3 учащимся) был характерен очень низкий уровень сформированности краеведческих знаний. По критерию «Африка» результаты распределились следующим образом: высокий уровень выявлен не был; среднему уровню соответствовали данные 27,27%, а именно 3 учащихся; низкий уровень сформированности краеведческих данных по данному критерию удалось выявить у 54,55%, то есть у 6 учащихся; очень низкий уровень сформированности краеведческих знаний был характерен для 18,18%, то есть у 2 учащихся.

Данные характеристики результатов диагностики говорят о том, что наблюдалась значительная разница в уровне сформированности краеведческих знаний, учащихся в зависимости от региона, который они изучали. Критерии диагностики «Мировой океан», «Австралия», «Антарктида» и Северная Америка имели высокий уровень сформированности знаний только у небольшого числа учащихся, в то время как большинство не достигли даже среднего уровня. Результаты указывают на то, что необходимо уделить большое внимание формированию краеведческих знаний учащихся в школьном курсе географии, а также на то, что следует разработать более эффективные методики обучения для повышения уровня знаний учащихся в этой области.

В таблице 2, отображены обобщенные данные по исследуемым критериям оценивания сформированности краеведческих знаний у умственно отсталых учащихся контрольной группы.

Уровни

«Мировой океан»

«Африка»Таблица 2 – Уровни сформированности краеведческих знаний у умственно отсталых учащихся контрольной группы по исследуемым критериям (констатирующий этап исследования)

«Австралия»

«Антарктида»

«Северная Америка»

«Южная Америка»

1

2

3

4

5

6

Учащиеся

%

Учащиеся

%

Учащиеся

%

Учащиеся

%

Учащиеся

%

Учащиеся

%

Высокий

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Средний

3

27,27

3

27,27

3

27,27

3

27,27

3

27,27

3

27,27

Низкий

5

45,46

6

54,55

6

54,55

6

54,55

6

54,55

6

54,55

Очень низкий

3

27,27

2

18,18

2

18,18

2

18,18

2

18,18

2

18,18

 

Давая качественно-количественную характеристику полученным результатам в контрольной группе отметим, что результаты по таким критериям диагностики как «Африка», «Австралия», «Антарктида» и «Северная Америка» имели схожие количественные данные: высокий уровень выявлен не был; среднему уровню соответствовали данные 27,27%, а именно 3 учащихся; низкий уровень сформированности краеведческих данных по данному критерию удалось выявить у 54,55%, то есть у 6 учащихся; очень низкий уровень сформированности краеведческих знаний был характерен для 18,18%, то есть для 2 учащихся. По критерию «Мировой океан» результаты распределились следующим образом: высокий уровень выявлен не был; среднему уровню соответствовали данные 27,27%, а именно 3 учащихся; низкий уровень сформированности краеведческих данных по данному критерию удалось выявить у 45,46% 5 учащихся; очень низкий уровень сформированности краеведческих знаний был характерен для 27,27%, то есть для 3 учащихся.

Таким образом, обобщая результаты, полученные в рамках констатирующего этапа педагогического исследования, отметим, что высокий уровень сформированности краеведческих знаний не смог продемонстрировать ни один из учащихся с умственной отсталостью экспериментальной и контрольной группы. Это вполне закономерно и объяснимо спецификой их психофизического развития. Средний уровень и достаточно аргументированные ответы по всем диагностическим критериям прослеживались у 18,18% – 2 учащихся из экспериментальной группы, а также 27,27% – 3 учащихся контрольной группы. Низкий уровень был выявлен у 54,5% – 6 учащихся как в экспериментальной группе, так и в контрольной группе. Очень низкий уровень сформированности краеведческих знаний был диагностирован у 27,27% – 3 учащихся экспериментальной группы и 18,18%, то есть у 2 учащихся контрольной группы.

Таким образом, в результате проведенной диагностики уровня сформированности краеведческих знаний у учащихся с умственной отсталостью было выявлено, что результаты экспериментальной группы были ниже, чем результаты диагностики контрольной группы. Это говорит о том, что учащиеся с умственной отсталостью имеют ограниченные краеведческие знания, и требуется работа по их формированию. На основе полученных результатов было решено провести дополнительную работу с учащимися экспериментальной группы в целях формирования и развития их краеведческих знаний. Данная работа будет осуществляться с использованием специально разработанных методик и программ, учитывающих особенности учащихся с умственной отсталостью.

Ожидается, что проведение работы по формированию краеведческих знаний с учащимися экспериментальной группы позволит достичь положительных результатов и улучшить их уровень сформированности в данной области. Это, в свою очередь, будет способствовать более полному и глубокому пониманию окружающего мира, развитию интереса к своему родному краю и укреплению связи с ним.

 


Список литературы

1. Борисов, Н.С. Методика историко-краеведческой работы в школе / Н.С. Борисов, В.В. Дранишников, П.В. Иванов, Д.В. Кацюба. – М.: Просвещение, 2018. – 223 с.
2. Шевырёва, Т.В. Методики обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида: естествознание / Т.В. Шевырёва, Е.Н. Соломина. – М.: МПГУ, 2018. – 98 с.
3. Гайсумова, Л.Д. Формирование географических представлений на уроках географии в условиях современной школы / Л.Д. Гайсумова, Р.С. Эльмурзаев, М.А. Иразова // Молодой ученый. – 2015. – №5. – С. 446-448.
4. Аксенова, А.К. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы: Русский язык, математика, история, этика, природоведение, география, естествознание, изобразительная деятельность, домоводство, музыка, физическая культура: Сборник / А.К. Аксенова, А.П. Антропов, И.М. Бгажнокова. – М.: Просвещение, 2019. – 296 с.
5. Хубецова, Э.А. Эмпирическое исследование уровня сформированности краеведческих знаний у умственно отсталых учащихся / Э.А. Хубецова, А.Р. Ибрагимова // Вопросы педагогики. – №3. – 2022. – С. 101-104.

Расскажите о нас своим друзьям: