Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №07 (96) Июль 2024
УДК 377.35; 378.147
Дата публикации 19.07.2024
К вопросу о профессиональной компетентности будущего инженера-педагога
Имамова Аделина Михайловна
Магистрант, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, Елабуга, Россия
Аннотация: В статье рассматривается значимость в современных условиях инженерно-педагогического образования, обсуждаются особенности подготовки будущих инженеров и проблемы, стоящие перед инженерно-педагогическим образованием. В решении представленных проблем в статье важное место отводится формированию компетентностного подхода. На основе анализа понятия компетентность, приведенного в обзоре источников, показано, что для становления в профессии инженера-педагога важную роль играют не только знания и умения в области инженерии, но и психолого-педагогическая подготовка.
Ключевые слова: инженерно-педагогическое образование, профессиональная подготовка, профессиональная компетентность.
Graduate student Elabuga Institute of Kazan (Volga Region) Federal University, Elabuga, Russia
Abstract: The article considers the importance of engineering pedagogical education in the modern conditions, discusses the peculiarities of training future engineers and the problems facing engineering pedagogical education. In solving the problems presented in the article, an important place is given to the formation of a competence-based approach. Based on the analysis of the concept of competence, given in the review of sources, it is shown that not only knowledge and skills in engineering, but also psychological and pedagogical training play an important role in the profession of engineer-educator.
Keywords: Engineering education, training, professional competence.
Имамова А. М. К вопросу о профессиональной компетентности будущего инженера-педагога // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 07 (96). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/k-voprosu-o-professionalnoj-kompetentnosti-budushhego-inzhenera-pedagoga.html (Дата обращения: 19.07.2024)
В современных условиях наблюдается определенный вектор движения и развития в области инженерии. Множество идей, воплощенных в реальность, активно используется и стремительно совершенствуется. И для того, чтобы развитие было непрерывным и приносило свои результаты, необходимо изначально обратить внимание на процесс обучения будущих специалистов инженерных профессий в учебных организациях. Отсюда следует, что в центре внимания оказывается такое образование, как инженерно-педагогическое. Для полного понимания сути данного направления требуется осознать и принять все его особенности. Ознакомимся с ними более подробно.
1) Междисциплинарный характер. Суть данной черты заключается в следующем: инженерия сплетается воедино с педагогикой. Их совокупность способствует повышению уровня подготовки будущих специалистов. В их объединение входят такие науки, как инженерные, педагогические, социально-гуманитарные. Перед специалистом появляется прекрасная возможность: проявить свои навыки, умения, знания как на предприятии, так и в учебных общеобразовательных организациях [1, с.75]. Не стоит забывать, что целью данного направления является подготовка специалистов своего профиля в области и инженерии, и педагогики. Уметь применять свои знания и передавать их будущему поколению – неотъемлемая часть инженерно-педагогического образования [2, с. 55]. В целом, инженер с психолого-педагогическими знаниями должен находиться на высоком уровне понимания и применения своих способностей в своей производственной области. В связи с педагогической работой специалисту также необходимо создавать и улучшать методики преподавания обучающимся.
2) Методы обучения. С учетом того, что в работу специалиста входит и педагогика, необходимо принять во внимание, что с каждым шагом вперед, с каждым развитием, требуется постоянное улучшение методов, способов обучения студентов. В последнее время к нововведениям можно отнести: вебинары, электронные ресурсы и т.д.
3) Синтез учебной части и практики на производстве. В последнее время замечено активное применение объединения процесса обучения в учебных заведениях и получения реальной практики на производстве обучающимися. Стоит отметить, что немало образовательных организаций заключают договор, по которому студент после или в процессе получения теоретических знаний в колледже/техникуме, ВУЗе проходит практику на предприятии в области своего технического направления. Примером может служить «Алабуга. Политех». Перед студентами открываются множество возможностей в раскрытии своего потенциала, своих способностей и развитии себя в карьере любого направления.
Отметим, что будущий инженер-педагог предстает перед нами не только специалистом технического и педагогического направления, но и ментором, человеком, способного вдохновить, направить в нужное направление, умеющего искусно и дипломатично коммуницировать с окружающими людьми.
Помимо особенностей инженерно-педагогического образования, стоит выделить и возникающие проблемы.
1) Отсутствие изменений в учебных программах и методах обучения студентов. Как мы понимаем, мир постоянно меняется в плане науки и техники, и для того, чтобы быть наравне с современностью, необходимо постоянно внедрять новые методики и учебные программы. В качестве возможного решения данной проблемы можно предложить: произвести общий сбор специалистов, обладающих опытом работы на производстве, для дальнейшей их работы, а именно: проверять и обновлять учебные программы с учетом того, какие на данный момент эффективны технологии. Что касается методики обучения, то можно обратить обратим внимание на такие инновационные подходы, как метод ключевых ситуаций [3], эвристический метод [4]. Их активное развитие и применение на практике, как показывает опыт, способствует повышению результативности в обучении.
2) Переходя к следующей проблеме, можем сказать, что обучающимся предоставляют мало возможностей применить свои знания на практике. Данная проблема имеет место быть вследствие отсутствия у колледжа/техникума, ВУЗа определенных технологий, оборудований. Существует способ решения проблемы, которое можно заимствовать из опыта реализации практико-ориентированного подхода в педагогическом образовании [5]: тесное сотрудничество учебных заведений и производств, на базе которых будет проводиться полноценное обучение.
3) Также обратим внимание на то, что в студентах слабо развито нестандартное мышление. К сожалению, этому уделяется недостаточно внимания. В настоящее время делается особый упор на развитие у обучающихся творческого подхода в различных задачах и проектах. Решением может послужить включение разнообразных современных творческих заданий в учебный процесс. Стоит отметить, что особую роль может сыграть, если проводить совместные занятия по разработке проектов у студентов разных профилей подготовки.
Рассмотрев особенности и проблемы инженерно-педагогического направления, предлагаем рассмотреть структуру деятельности инженера-педагога. Это необходимо для полного понимания принятия деятельности специалиста. Структура деятельности состоит из компонентов. Рассмотрим их подробно. Предметом деятельности является процесс личностно-ориентированного образования. К цели же относится обучение профессии, а также совершенствование студентов в профессиональном плане. Итогом работы инженера-педагога служат: психологические и дидактические продукты [6]. Стоит заметить, что для эффективной работы инженер-педагог должен обладать методическим умением, т.к. оно необходимо для профессиональной подготовки. Методическая подготовка является важным самостоятельным элементом в структуре профессиональной подготовки педагогов [7; 8]. Именно в методической подготовке содержится объединение смежных знаний в области науки и его применение в процессе выбора методов и содержания обучения.
Отметим, что в настоящее время немаловажную роль играет компетентностный подход, являющийся одним из ведущих направлений в образовании. Для его реализации применяются такие образовательные инструменты, как компетентности. Как известно, многие ученые придают различную смысловую нагрузку в определение «компетентность». Рассмотрим некоторые из них.
Компетентность – совокупность требований, направленные к работе специалиста, и действий, рассчитанных на их выполнение человеком строго определенной профессии (см. [8; 9, с.174]). Если обратиться к образовательному стандарту, то мы увидим, что для направления подготовки «Профессионального обучения (по отраслям)» рассматриваемое понятие определяется как способность использования умений и знаний. Профессиональная компетентность – умение на основе полученного опыта и компетенций решать проблемы профессионального характера [10, с.25]). Гурина Р.В. понимает данное определение как готовность к осуществлению, применению накопленного опыта в деятельности специалиста [11, с.82]. Для более подробного объяснения этого термина обратимся к Марковой А.К. [12, с.83]. Она считает, что его суть содержит все качества личности, способствующие к наиболее эффективному выполнению поставленных задач. Одним из составных элементов профессиональной компетентности для инженера-педагога является психолого-педагогическая подготовка, подразумевающая умение распознавать уникальные черты у обучающихся; владение в полном объеме знаниями из курса психологии и педагогики; понимать, как грамотно использовать информацию для эффективной работы со студентами. Стоит отметить, что инженер-педагог – это тот, кто способен ясно понимать, на каком уровне профессионализма он находится, проводить рефлексию своей деятельности, и на основе анализа делать выводы, и постоянно стремиться совершенствовать свои навыки в работе.
На данный момент популярно определение, данное Тархан Л.З. [13]. По ее мнению, это признак качества освоения деятельности инженером-педагогом, обладающим высоким уровнем знаний в своей специфике, имеющим и применяющим необходимые средства производства и обучения. Профессиональная компетентность состоит из таких элементов компетентностей, как: дидактическая; коммуникативная; рефлексивная; методическая; информационная и т.д.
Подводя итоги, обозначим, что для становления в профессии инженера-педагога требуется профессиональная подготовка, способная объединить все имеющиеся знания и умения из таких областей, как инженерия и педагогика. Кроме того, существуют определенные проблемы в инженерно-педагогическом образовании, требующие скорейшего решения. Стоит отметить, что образование постепенно совершенствуется, предоставляя возможности будущим инженерам-педагогам реализовать себя как на производстве, так и в педагогике.
Список литературы
1. Дёмина О. А., Веселова С. А. Инженерное образование на основе междисциплинарного подхода – ключ к профессиональному успеху // Педагогические науки. – 2023. – № 1 (84). – С. 75-79.
2. Карпинская Т. В. Модель формирования профессиональных компетенций педагога-инженера в процессе изучения дисциплины «Методика производственного обучения» // Веснік Мазырскага Дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта ім. І.П. Шамякіна. – 2022. – № 1 (59). – с. 54-61.
3. Имамова, А. М., Сабирова Ф.М. Эвристический метод обучения в решении задач по теме «Статика» // Актуальные вопросы развития физико-математического и технологического образования : Сборник научных трудов международной научно-практической конференции, Новосибирск, 17–18 апреля 2024 года. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2024. – С. 62-69.
4. Сабирова Ф. М., Имамова А.М. Использование метода ключевых ситуаций при обучении решению задач по физике в VIII классе (на примере темы «Тепловые явления») // Физика в школе. – 2022. – № 6. – С. 55-58.
5. Сабирова Ф. М. О механизме реализации практико-ориентированного подхода в преподавании дисциплин математического и естественно-научного цикла в педагогических вузах России // Инновации в современном мире: Сборник статей Международной научно-практической конференции, Москва, 02 апреля 2015 года. – Москва: Европейский Фонд Инновационного Развития, 2015. – С. 74-77.
6. Аникин И. Ю., Лаптев С. В., Кормин А.М. Педагогические условия формирования компетенций будущих инженеров-педагогов энергетического профиля // Современный ученый. – 2019. – № 1. – С. 12-16.
7. Жмакина Н. Л., Комолова Е. Г. Формирование профессиональной компетентности специалиста образовательного учреждения // Вестник НВГУ. 2010. №1. URL: https://clck.ru/3BrBvZ (дата обращения: 11.07.2024).
8. Белов С. А. Организация успешной педагогической деятельности инженера-педагога // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2012. №15. URL: https://clck.ru/3BrBy6 (дата обращения: 11.07.2024).
8. Дегтярева Г.Н. Формирование профессиональной компетентности экспертной оценки образовательной среды у магистрантов // Ярославский педагогический вестник. 2012. №2. С. 163-167.
9. Маковеева, А. М. Профессиональная компетентность педагога-инженера / А. М. Маковеева ; науч. рук. И. В. Игнаткович // Современные технологии и образование: проблемы, идеи, перспективы : материалы Международной научно-практической конференции (27‒28 ноября 2014 года). В 2 ч. Ч. 2 / ред. колл.: Б. М. Хрусталев [и др.]. – Минск : БНТУ, 2014. – С. 172 - 176.
10. Чошанов М.П. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения // Педагогика – 1997 № 2. – С. 21-27.
11. Гурина Р. Как измерить профессиональную компетентность? // Высшее образование в России. – 2008. - №10. С. 82-89.
12. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знания», 1996. – 192 с.
13. Тархан Л.З. Дидактическая компетентность инженера-педагога: теоретические и методические аспекты: [монография] / Л. З. Тархан. – Симферополь : КРП Издат-во Крымиздатпедгиз, 2008. – 424 с..