Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №01 (90) Январь 2024

УДК 378:372

Дата публикации 18.01.2024

Педагогические условия эффективного профессионального обучения в вузах МЧС России

Стефаненко Павел Викторович
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных дисциплин Федерального государственного казённого образовательного учреждения высшего образования «Донецкий институт государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны

Аннотация: В данной статье исследуются педагогические условия, необходимые для эффективной профессиональной подготовки в высших учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС). Используя смешанный метод, исследование объединяет качественный и количественный анализ для оценки образовательных практик и их влияния на подготовку специалистов по реагированию на чрезвычайные ситуации. Основные результаты показывают, что обучение на основе симуляций реальных сценариев чрезвычайных ситуаций значительно повышает практические навыки и способность принимать решения у курсантов и студентов. Исследование также подчеркивает важность междисциплинарного обучения, объединяющего знания из различных областей, чтобы подготовить обучающихся к решению многогранных задач, связанных с реагированием на чрезвычайные ситуации. Кроме того, исследование выявило необходимость постоянного обновления учебных ресурсов, чтобы идти в ногу с меняющимся характером сценариев чрезвычайных ситуаций. Эти выводы не только способствуют пониманию педагогической практики в области специализированной подготовки специалистов по реагированию на чрезвычайные ситуации, но и предлагают направления для совершенствования учебных программ и методик преподавания в учебных заведениях МЧС России.
Ключевые слова: Педагогические условия, профессиональная подготовка, чрезвычайные ситуации, экспериментальное обучение, междисциплинарное образование.

Pedagogical conditions for effective professional training in universities of the Emercom of Russia

Stefanenko Pavel V.
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Department of Humanitarian Disciplines of the Federal State-owned Educational Institution of Higher Education "Donetsk Institute of the State Fire Service of the Ministry of Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters of the Russian Federation"

Abstract: This article examines the pedagogical conditions necessary for effective professional training in higher educational institutions of the Ministry of Emergency Situations of Russia. Using a mixed methods approach, the study combines qualitative and quantitative research to evaluate educational practices and their impact on emergency response training. Key findings indicate that simulation-based training in real-life emergency scenarios significantly improves students' practical skills and decision-making ability. The study also highlights the importance of interdisciplinary learning that integrates knowledge from different fields to prepare students to address the multifaceted challenges associated with emergency response. Additionally, the study identified the need to continually update training resources to keep pace with the changing nature of emergency scenarios. These findings not only contribute to the understanding of pedagogical practice in the field of specialized training for emergency response specialists, but also suggest directions for improving curricula and teaching methods in educational institutions of the Ministry of Emergency Situations.
Keywords: Pedagogical conditions, professional training, emergency situations, experimental learning, interdisciplinary education

Правильная ссылка на статью
Стефаненко П. В. Педагогические условия эффективного профессионального обучения в вузах МЧС России // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 01 (90). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/pedagogicheskie-usloviya-effektivnogo-professionalnogo-obucheniya-v-vuzakh-mchs-rossii.html (Дата обращения: 18.01.2024)

Сфера профессионального образования, особенно в специализированных учебных заведениях, подобных тем, что находятся под эгидой МЧС России, находится на переломном этапе, когда традиционные педагогические методы пересекаются с постоянно меняющимися требованиями современного реагирования и управления в чрезвычайных ситуациях. Важность данного исследования обусловлена острой необходимостью оценки и совершенствования педагогических условий, лежащих в основе подготовки специалистов, от которых ожидается эффективная работа в стрессовых и зачастую непредсказуемых чрезвычайных ситуациях.

Быстрая эволюция природных и техногенных угроз в сочетании с возрастающей сложностью общественных структур и технологических систем требует переоценки существующих образовательных методик в высших учебных заведениях МЧС. Целью данной статьи исследования является изучение и понимание многогранных педагогических подходов, которые могут способствовать формированию надежной, адаптируемой и квалифицированной рабочей силы, способной компетентно и спокойно реагировать на чрезвычайные ситуации.

Устраняя этот пробел в педагогическом дискурсе, исследование фокусируется на выявлении, анализе и предложении эффективных образовательных стратегий и условий, которые могут значительно повысить качество подготовки, предоставляемой в этих специализированных учреждениях. Задача состоит не только в том, чтобы повысить уровень теоретических и практических знаний сотрудников экстренных служб, но и вооружить их критическим мышлением, навыками решения проблем и психологической устойчивостью, необходимыми для непредсказуемой сферы реагирования на чрезвычайные ситуации.

Анализ педагогических аспектов профессиональной подготовки в высших учебных заведениях МЧС России необходим для создания основы, которая может быть использована для разработки учебных программ, методик обучения и формулирования образовательной политики, которая призвана внести вклад в более широкое понимание того, как можно оптимизировать профессиональную подготовку спасателей.

Методология данного исследования направлена на системное изучение педагогических условий, повышающих эффективность профессиональной подготовки в высших учебных заведениях МЧС России. Признавая многогранность педагогических работ, в данной статье используется смешанный подход, объединяющий качественные и количественные методологии исследования для всестороннего понимания предмета.

Изучение педагогических условий эффективной профессиональной подготовки в специализированных учреждениях требует всестороннего понимания существующих научных трудов в этой области. Литература, посвященная высшим образовательным учреждениям МЧС России, дает представление о различных педагогических подходах и их влиянии на развитие профессиональных качеств у курсантов и студентов.

А. С. Андрианов [1, с. 102] дает основополагающий взгляд на развитие личностных и профессиональных качеств в процессе начальной подготовки обучающихся в высших учебных заведениях МЧС России. Акцент на интеграции теоретических знаний с практическими навыками подчеркивает необходимость сбалансированного подхода к обучению. Этот принцип в равной степени применим и к подготовке специалистов экстренного реагирования.

В качестве примера можно привести работы О. Ю. Баранова, А. В. Борисенко, А. Р. Курочкина, А. А. Сушкевича, В. С. Ускова [2, с.5], в которых рассматриваются педагогические условия, необходимые для формирования профессионально важных качеств у обучающихся в вузах МЧС России. Их анализ подчеркивает важность создания образовательной среды, способствующей формированию как интеллектуальных, так и практических компетенций, необходимых для работы в чрезвычайных ситуациях.

Актуальной является работа С. А. Варламова [3, с.10], посвященная организационно-педагогическим условиям формирования профессионально-экологической компетентности. Ученый делает акцент на компетентностном подходе к образованию и подчеркивает необходимость создания учебной программы, тесно связанной с реальными сценариями чрезвычайных ситуаций, что позволит выпускникам быть хорошо подготовленными к решению сложных задач своей профессии.

Исследования В. П. Мельника [4, с.15] и В. Г. Старостина, Ф. Ф. Халилуллина [5, с. 58] вносят дополнительный вклад в этот дискурс. Основополагающие принципы их научных работ направлены на изучение вопросов формирования профессионально важных качеств спасателей, особенно в плане развития у них устойчивости в стрессовых ситуациях, развития навыков принятия решений и адаптивности.

В совокупности это научное обозрение подчеркивает необходимость создания комплексной и динамичной образовательной системы, способной отвечать на меняющиеся вызовы, с которыми сталкиваются профессионалы в области реагирования и управления в чрезвычайных ситуациях. Таким образом, данный обзор литературы закладывает основу для детального изучения конкретных педагогических условий и их применения в контексте высших учебных заведений МЧС.

Анализ профессиональной подготовки в вузах МЧС России позволил получить значимые результаты, которые способствуют пониманию образовательных практик в этой специализированной области. Интеграция качественных и количественных методологий позволила провести всесторонний обзор педагогической среды и ее влияния на подготовку специалистов по реагированию на чрезвычайные ситуации и предложить, на наш взгляд, некоторые наиболее оптимальные пути повышения эффективности профессионального обучения в вузах МЧС России.

В результате качественного изучения данного вопроса выяснилось, что экспериментальное обучение, как одно из педагогических условий эффективного обучения, характеризующееся имитацией реальных сценариев чрезвычайных ситуаций, играет решающую роль в развитии практических навыков и способности обучающихся принимать решения. Такой подход хорошо согласуется с педагогическим принципом обучения на практике.

При данном виде обучения отмечается значительная корреляция между частотой проведения практических занятий и уровнем уверенности курсантов и студентов в своих профессиональных способностях. При этом наблюдается высокий уровень удовлетворенности обучающихся практическими аспектами обучения, что говорит о том, что данный метод обучения является эффективным.

Еще одним важным педагогическим условием эффективного обучения в вузах МЧС России является междисциплинарное обучение. Научные исследования в этой сфере показали, что курсы, объединяющие знания из различных специальных дисциплин и таких как психология, менеджмент и других, были особенно эффективны при подготовке обучающихся к решению многогранных задач, связанных с реагированием на чрезвычайные ситуации. Такой междисциплинарный подход не только расширяет кругозор у курсантов и студентов, но и вооружает их разнообразными навыками, которые необходимы в динамичной сфере управления чрезвычайными ситуациями.

Еще одним из путей повышения эффективности обучения в вузах МЧС России считаем внедрение в учебный процесс более обновленных и технологически продвинутых учебных ресурсах. Быстрая эволюция сценариев чрезвычайных ситуаций, обусловленная такими факторами, как технологический прогресс и изменение климата, требует постоянного обновления учебных материалов и методов, чтобы они оставались актуальными и эффективными.

В заключение данного исследования следует отметить, что инновационные педагогические парадигмы играют важнейшую роль в повышении качества профессиональной подготовки в высших учебных заведениях, находящихся под эгидой МЧС России. Необходимость педагогической трансформации в этих учебных заведениях трудно переоценить, особенно в эпоху, когда сфера чрезвычайных ситуаций находится в состоянии быстрого изменения под влиянием двух сил - технологического прогресса и эволюционирующих природных и антропогенных угроз.

Основные результаты данного исследования подчеркивают необходимость интеграции практических методов обучения, которые тщательно моделируют реальные сценарии чрезвычайных ситуаций, тем самым значительно повышая практические навыки и умение принимать решения у обучающихся. Этот методологический подход объединяет теоретические знания с практическим опытом, тем самым обеспечивая более целостное понимание и готовность к непредвиденным ситуациям. Применение междисциплинарных педагогических технологий является важнейшим фактором в формировании у слушателей МЧС более прочных и разносторонних навыков. Объединяя различные дисциплины, такие как психология, менеджмент и стратегии реагирования на чрезвычайные ситуации, эти педагогические методы способствуют более широкому и тонкому пониманию многогранной природы чрезвычайных ситуаций. Авторы исследования также выступают за включение в учебную программу новейших технологических ресурсов, чтобы обеспечить соответствие обучения динамичным и постоянно меняющимся сценариям чрезвычайных ситуаций. Это влечет за собой непрерывный процесс омоложения учебной программы, чтобы привести ее содержание в соответствие с последними технологическими и экологическими достижениями. В данном исследовании речь идет об укреплении педагогических рамок в высших учебных заведениях МЧС и является ключевым шагом на пути к подготовке кадров профессионалов, которые не только теоретически подкованы, но и умеют ориентироваться в сложностях и непредсказуемостях, присущих реагированию и управлению в чрезвычайных ситуациях. Поэтому объединение практических, междисциплинарных и технологически усовершенствованных учебных сред имеет первостепенное значение для достижения этой цели, что в конечном итоге будет способствовать созданию более устойчивой и эффективной инфраструктуры реагирования на чрезвычайные ситуации.

 


Список литературы


1. Андрианов А.С. Развитие личностно-профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел в процессе первоначальной подготовки в вузах МВД РФ: дисс. канд. пед. наук: 13.00.08. – Новосибирск, 2020. – 206 с.
2. Баранова О.Ю., Борисенко А.В., Курочкин А. Р., Сушкевич А.А., Усков В.С. Педагогические условия формирования профессионально важных качеств курсантов вузов системы МЧС России : [Электронный вариант] // Современное педагогическое образование. – 2023. – №4. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-professionalno-vazhnyh-kachestv-kursantov-vuzov-sistemy-mchs-rossii. (дата обращения: 04.12.2023).
3. Варламов С.А. Организационно-педагогические условия формирования профессионально-средовой компетентности курсантов вузов МВД России : [Электронный вариант] // МНИЖ. – 2021. – №1-4 (103). – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-professionalno-sredovoy-kompetentnosti-kursantov-vuzov-mvd-rossii (дата обращения: 01.12.2023).
4. Мельник В.П. Педагогические условия развития профессионально значимых качеств личности курсантов МВД России : [Электронный вариант] // Современное педагогическое образование. – 2023. – №3. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-professionalno-znachimyh-kachestv-lichnosti-kursantov-mvd-rossii (дата обращения: 30.11.2023).
5. Старостин В.Г., Халилуллин Ф.Ф. Особенности формирования профессионально важных качеств курсантов образовательных организаций системы МВД России : [Электронный вариант] // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. – 2021. – №2 (12). – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-professionalno-vazhnyh-kachestv-kursantov-obrazovatelnyh-organizatsiy-sistemy-mvd-rossii. (дата обращения: 29.11.2023).

Расскажите о нас своим друзьям: