Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №03 (80) Март 2023
УДК 37.02
Дата публикации 31.03.2023
Оценка влияния волевых качеств подростков на достижение спортивных успехов
Мезинов Владимир Николаевич
профессор кафедры педагогики и образовательных технологий, доктор педагогических наук, профессор, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, г. Елец, Россия. 89205045421 vmezinov127@yandex.ru
Карякин Роман Евгеньевич
аспирант кафедры педагогики и образовательных технологий ЕГУ им. И.А. Бунина, г. Елец, Россия. koryakin.95@list.ru 89103519757
Аннотация: . В данной статье обосновывается идея о том, что важнейшее свойство «спортивного характера» определяют волевые качества. Одним из главных средств воспитания силы воли является преодоление трудностей. Поэтому для развития волевых качеств у подростка должны быть созданы определенные условия. Среди них: регулярные нагрузки, направленные на преодоление трудностей, различный характер нагрузок, постепенно возрастающая их сложность. Цель исследования - определить и систематизировать преобладающие волевые качества личности подростков и оценить их влияние на достижение спортивных успехов. База исследования: Международная гимназия «Сколково» г. Москва. Выборка: 124 обучающихся от 12 до 14 лет. Эмпирические методы исследования: изучение и обобщение педагогического опыта по проблеме исследования, анкетирование, интервьюирование. Исследование показало значительную положительную связь между волевыми качествами, мотивацией и достижением спортивных успехов. Нами были определены следующие черты характера, позволяющие подросткам добиваться высоких спортивных достижений: амбициозность, стойкость, стрессоустойчивость, мужественность, дисциплинированность, настойчивость, целеустремленность. Анализ результатов проведенного исследования помогает прояснить взаимосвязь между чертами личности, участием в спорте и спортивными успехами. Успех или неудача спортсменов зависит от сочетания многих факторов: физических, тактических, технических и психологических. Поэтому существует необходимость целостного подхода к развитию спортсменов-подростков. Для этого необходимо создание оптимальных условий для целостного развития за счет сочетания спорта и образования.
Ключевые слова: волевые качества подростков, развитие волевых качеств, личностные качества, спортивные успехи, целостный подход.
Professor of the Department of Pedagogy and Educational Technologies, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, I.A. Bunin Yelets State University, Russia, Yelets vmezinov127@yandex.ru
Postgraduate student of the Department of Pedagogy and Educational Technologies of I.A. Bunin YSU, Yelets, Russia koryakin.95@list.ru
Abstract: This article substantiates the idea that the most important property of a "sporting character" is determined by strong-willed qualities. One of the main means of educating willpower is overcoming difficulties. Therefore, certain conditions must be created for the development of strong-willed qualities in a teenager. Among them: regular loads aimed at overcoming difficulties, different nature of loads, their gradually increasing complexity. The purpose of the study is to identify and systematize the prevailing strong-willed qualities of the personality of adolescents and to assess their impact on achieving sports success. Research base: International Gymnasium "Skolkovo", Moscow. Sample: 124 students from 12 to 14 years old. Empirical research methods: study and generalization of pedagogical experience on the problem of research, questionnaires, interviewing. The study showed a significant positive relationship between strong-willed qualities, motivation and achievement of sports success. We have identified the following character traits that allow teenagers to achieve high sporting achievements: ambition, resilience, stress resistance, masculinity, discipline, perseverance, purposefulness. The analysis of the results of the study helps to clarify the relationship between personality traits, participation in sports and sports success. The success or failure of athletes depends on a combination of many factors: physical, tactical, technical and psychological. Therefore, there is a need for a holistic approach to the development of adolescent athletes. To do this, it is necessary to create optimal conditions for holistic development through a combination of sports and education.
Keywords: strong-willed qualities of adolescents, development of strong-willed qualities, personal qualities, sports success, holistic approach.
Мезинов В.Н., Карякин Р.Е. Оценка влияния волевых качеств подростков на достижение спортивных успехов // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 03 (80). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/otsenka-vliyaniya-volevykh-kachestv-podrostkov-na-dostizhenie-sportivnykh-uspekhov.html (Дата обращения: 31.03.2023)
Личностные качества занимают довольно заметное место среди других волевых качеств у подростков, способствующих достижению спортивных успехов.
Почти все, чего достигает человек, происходит благодаря его волевым усилиям, направленным на преодоление различных трудностей. И особенно важность силы воли проявляется в спорте, потому что волевые действия используются на протяжении всего тренировочного процесса.
Волевые качества, развитые в соответствии с особенностями спортивной деятельности и становящиеся чертами личности спортсмена, определяют важнейшее свойство «спортивного характера».
Одним из главных средств воспитания силы воли является преодоление трудностей. Поэтому для развития волевых качеств у подростка должны быть созданы определенные условия. Среди них: регулярные нагрузки, направленные на преодоление трудностей, различный характер нагрузок, постепенно возрастающая их сложность.
Для более детального изучения этого вопроса обратимся к определению ключевых понятий волевой сферы личности.
Воля - это психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели [2].
Волевые качества - это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в определенных специфических условиях, исходя из характера преодолеваемой проблемы [5].
В эмпирических исследованиях Т.Н. Погодаевой волевая подготовка спортсмена - это длительный и целенаправленный психолого-педагогический процесс, направленный на развитие и воспитание сознательной саморегуляции спортсмена, определенных качеств и нравственных чувств, необходимых для волевых усилий в преодолении препятствий и трудностей [4].
Е.А. Мехтелева и Л.О. Мехтелева отмечают, воля воспитывается не только во время спортивной деятельности, поэтому необходимо применять жизненно важные для спортсмена задачи и действия, требующие от него быть независимым, активным, творческим и социально ответственным [3].
То есть волевые качества юных спортсменов сопрягаются в комплексе: воля к победе, способность к предельной мобилизации и концентрации, уверенность, эмоциональная и общая психическая устойчивость.
Развитие волевых качеств у спортсменов подростков может быть основано на улучшении физических качеств, двигательных навыков и умений. Большую роль здесь играют практические задачи волевой подготовки юного спортсмена, его физической, технической, тактической и психологической подготовки.
Необходимость спортивного совершенствования спортсменов-подростков определяет важность систематического преодоления ими трудностей, связанных с тренировочными нагрузками, их постепенного увеличения и оптимального регулирования [1]. Таким образом, обучение через нагрузки оказывают непосредственное влияние на волю спортсмена и во многом определяют систему факторов развития его волевых качеств.
Воспитание и развитие волевых качеств базируется на общих правилах:
- согласно принципу постепенности, юные спортсмены начинают подготовку с преодоления незначительных трудностей, а затем постепенно увеличивают их интенсивность. Это способствует формированию у них уверенности в своих силах. Однако только существенные трудности имеют образовательное и воспитательное значение;
- необходимо настроить спортсмена на обязательное выполнение задания и создать уверенность в том, что предложенная сложная задача выполнима;
- создать условия для проявления каждым спортсменом энергетических волевых напряжений, вплоть до запредельных;
- крайне важно развивать способность к длительным волевым усилиям, включая монотонную деятельность;
- необходимо постоянно добиваться результатов при выполнении упражнений на волевые усилия и оценивать их. Усилия воли, затраченные без оценки, разрушают способность к волевым действиям.
Цель исследования - определить и систематизировать преобладающие волевые качества личности подростков и оценить их влияние на достижение спортивных успехов.
База исследования: Международная гимназия «Сколково» г. Москва. Выборка: 124 обучающихся от 12 до 14 лет. Методы исследования: изучение и обобщение педагогического опыта по проблеме исследования, анкетирование, интервьюирование.
Исследование было направлено на анализ взаимосвязи между восприятием спортсменами лидерских качеств и результатов; осуществлялось через комбинацию групповой и парной работы.
На начальном этапе по результатам диагностики индивидуально спортсмены-подростки составили план-проспект дефицитов (недостаточно развитые качества) и точек роста (сильные стороны личности).
Дальнейшая работа была продолжена в виде серии тренингов. Рассматривались методы:
- «подбадривания себя» - важно как для усиления мотивации к занятиям спортом, так и с точки зрения достижения успеха в выступлениях. По характеру воздействия на человека “подбадривание себя” может быть воспринято как косвенное внушение;
- формула «бескорыстия», которую также можно рассматривать как тип косвенного внушения, связанного с пресуппозицией. В последнем случае фокус внимания и акцентирование волевого процесса устанавливаются субъектом посредством исключения выбора и устранения сомнений;
- использование формулы «самоотдача», направленной на повышение мужества и решительности спортсменов-подростков, также способствует успеху соревновательных выступлений.
Основная цель тренингов – совместно научиться решать проблемы. Все тренинги имеют схожую структуру: психологический разогрев; постановка, разбор и решение проблемы; рефлексия.
Так, основная часть тренинга «Как развить у себя мотивацию к спортивным достижениям?» включала серию упражнений и процедур. Данные показали два типа целевой ориентации. Спортсмен может быть как высоко ориентированным на задачу, так и низко ориентированным на результат, а также может быть высоко или низко ориентированным как на задачу, так и на результат. Спортсмены с высокой ориентацией на результат и низкой ориентацией на задачу, как правило, развивают неадаптивное поведение по сравнению со спортсменами, у которых наблюдается обратное. Неадаптивное поведение включает в себя: стремление к статусу, чрезмерную компетентность, неспортивное отношение и агрессивное поведение. Когда юный спортсмен видит высокую ориентацию на задачу в сочетании с высокой ориентацией на результат, это приводит его к желаемому конкурентному профилю.
Упражнение «Инвентаризация плюсов и минусов» позволило юным спортсменам наглядно увидеть их отношение к избранной сфере деятельности. Сильный спортсмен должен уметь сосредоточиваться на своих целях и общей картине, что помогает им оставаться преданными тренировкам. Они также должны быть в состоянии сосредоточиться на моменте во время соревнований и не обращать внимания на все, что происходит на трибунах со зрителями или что может происходить в их личной жизни за пределами их спорта. Будут случаться неудачи, и спортсмен не сможет добиться успеха, если он не будет устойчивым. Даже после поражения успешные спортсмены сохраняют позитивный настрой и используют полученный опыт как возможность учиться и двигаться вперед.
Следующее упражнение «Каталог личностных и спортивных целей» предполагало освоение и применение несколько ключевых правил, к ним относятся:
- уметь определить свою конечную цель;
- выяснить, как достичь своей конечной цели;
- овладеть способностью ставить небольшие конкретные мини-цели;
- регулярно следить за своим прогрессом;
- уметь адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам.
Вполне очевидно, что активное включение в спортивную деятельность личности свидетельствует о наличии мотивации к спортивным достижениям и наоборот.
Следующее упражнение, которое предлагалось ребятам «Мой жизненный путь». Здесь предполагалось моделирование личной жизни в спортивной карьере. Следует отметить, что единственно верной модели не существует, поэтому подростки выбирали наиболее оптимальный вариант в соответствии с индивидуальными предпочтениями [6]. В завершении нами была проведена процедура «Стратегии спортивной мотивации», в ходе которой в соответствии с индивидуальными жизненными планами определяли конструкт релевантных стратегий спортивной самомотивации.
С целью выявления черт характера, которыми обладают более мотивированные дети, которые добиваются значительных спортивных результатов и нацелены на дальнейший успех, нами был проведен опрос 124 подростков в возрасте от 12 до 14 лет. Дети назвали следующие черты характера, позволяющие добиваться высоких спортивных достижений: амбициозность, стойкость, стрессоустойчивость, мужественность, дисциплинированность, настойчивость, целеустремленность.
В ходе исследования нами была проведена диагностика уровня сформированности у 124 подростков в возрасте от 12 до 14 лет волевых качеств личности.
Результаты исследования представлены (в %,) в таблице №1.
Таблица№1.
№ | Волевые качества подростков | Сентябрь 2022г. | Декабрь 2022г. |
1. | Амбициозность | 54% | 68% |
2. | Целеустремленность | 53% | 74% |
3. | Стойкость | 56% | 76% |
4. | Стрессоустойчивость | 59% | 64% |
5. | Мужественность | 62% | 78% |
6. | Дисциплинированность | 67% | 84% |
7. | Настойчивость | 56% | 78% |
Среднее арифметическое определялось по формуле:
Xср. = ∑ Xi / n,
где Xi = ∑ xi =x1+x2+x3+…хn;
n – количество испытуемых;
Xср. – среднее арифметическое.
При анализе уровня развития волевых качеств у детей показатели целеустремленности, дисциплинированности, настойчивости значительно увеличились.
Анализ результатов проведенного исследования помогает прояснить взаимосвязь между чертами личности, участием в спорте и спортивными успехами. Успех или неудача спортсменов зависит от сочетания многих факторов: физических, тактических, технических и психологических. Поэтому существует потребность целостного подхода к развитию спортсменов-подростков. Для этого необходимо создание оптимальных условий для целостного развития за счет сочетания спорта и образования.
Список литературы
1. Белокопытова С.В., Ступников Д.А., Иванов Ю.В. Особенности подросткового возраста для формирования мобильности спортсменов средствами физической культуры в детско-юношеских спортивных школах // Молодой ученый. 2019. № 34 (272). С. 45-46.
2. Божкова Г.Н., Быков А.В. Методы воспитания морально-волевых качеств подростков в спорте // Теория и практика физической культуры. 2018. № 5. С. 41-43.
3. Мехтелева Е.А., Мехтелева Л.О. Влияние предстартового психологического состояния на спортивный результат в плавании // Интернаука. 2021. № 18-2 (194). С. 13-19.
4. Погодаева Т.Н. Формирование эмоционально-волевой сферы подростков на занятиях физической культурой // Альманах мировой науки. 2018. № 3 (23). С. 173-175.
5. Шагивалеева Г.Р., Штерц О.М., Бисерова Г.К. Волевые качества спортсменов как субъективный фактор достижения успеха в командных видах спорта // Теория и практика физической культуры. 2018. № 3. С. 9-11.
6. Шагивалеева Г.Р., Бисерова Г.К., Льдокова Г.М. Волевая саморегуляция личности как фактор достижения успеха в соревновательной деятельности тхэквондистов // Теория и практика физической культуры. 2020. № 6. С. 32-34.