Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №01 (90) Январь 2024

УДК 796.894

Дата публикации 21.01.2024

Оценка развития силы у спортсменов 18-22 лет в процессе занятий гиревым спортом

Гузь Сергей Михайлович
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики физического воспитания, Петрозаводский государственный университет, e-mail: ffk-s.m.guz@mail.ru
Дробыш Алексей Сергеевич
старший преподаватель кафедры теории и методики физического воспитания, Петрозаводский государственный университет.

Аннотация: в статье нашли своё отражение результаты педагогического эксперимента, направленного на исследование развития силы у гиревиков 18-22 лет. Контрольно-педагогические испытания, проведенные после 1 года исследования, показали существенное, но недостоверное улучшение всех силовых показателей.
Ключевые слова: развитие силы, гиревой спорт, оценка силовых показателей у гиревиков 18-22 лет.

Assessment of strength development in 18-22 year old athletes in the process of kettlebell lifting

Guz Sergey Mihajlovich
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of Physical Education, Petrozavodsk State University, e-mail: ffk-s.m.guz@mail.ru
Drobysh Alexey Sergeevich
Senior Lecturer at the Department of Theory and Methodology of Physical Education, Petrozavodsk State University.

Abstract: The article reflects the results of the pedagogical experiment aimed at studying the development of strength in kettlebell lifters of 18-22 years old. Control-pedagogical tests conducted after 1 year of the study showed a significant but unreliable improvement of all strength indices.
Keywords: strength development, kettlebell sport, assessment of strength indicators in 18-22 years old kettlebell lifters.

Правильная ссылка на статью
Гузь С.М., Дробыш А.С. Оценка развития силы у спортсменов 18-22 лет в процессе занятий гиревым спортом // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 01 (90). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/otsenka-razvitiya-sily-u-sportsmenov-18-22-let-v-protsesse-zanyatij-girevym-sportom.html (Дата обращения: 21.01.2024)

Гиревой спорт является исконно русским видом занятий физическими упражнениями, а также соревнований в таких качествах, как выносливость, сила и ловкость [4, 6]. На Руси всегда любили силу. Издавна сильный человек пользовался почтением среди окружающих. Пожалуй, ни одно торжество не обходилось в России без состязаний силачей в молодецкой удали. Для демонстрирования силы и мощи применяли разные снаряды тех времён. Зачастую в ход шли простые брёвна, камни, а также мешки с зерном [4]. Однако, более распространённым снарядом являлись гири различного веса, которые позволяли исполнять довольно-таки сложные упражнения, вызывающие заинтересованность публики. Занятия с гирями являются частью культуры народов России [2, 3, 5, 6].

Доступность этого вида спорта привлекает к нему всё новых поклонников, ведь прост снаряд, а польза велика. Данный вид спорта выдвигает немалые требования к спортсмену, которые заключаются в показателях выносливости, большой мощности, высокой работоспособности при напряжённом проявлении функций систем, близких к максимальным [1, 8]. Как следствие этого, проявление существенной закисленности тканей и органов спортсмена [5, 8]. Упражнения с гирями позволяют результативно развивать морально-волевые, физические, а также психологические качества [2, 3]. С целью увеличения аэробной производительности требуется введение в тренировочный процесс таких видов спорта, как лыжи, плавание, кросс в умеренном темпе [1, 9, 11]. Упражнения с гирями представляют собой эффективное средство как общефизической подготовки, так и могут являться основой для эффективной подготовки в различных видах спорта [7, 11]. И также напротив: спортсмены, которые не смогли достичь каких-либо больших результатов в одном виде спорта, начинают заниматься гиревым спортом, и впоследствии на высоком уровне выступают на соревнованиях разного ранга [1, 7, 11]. Необходимо отметить, что занятия с гирями прекрасно влияют на нервную систему, укрепляя её, улучшают работу сердца и лёгких, увеличивают кровообращение. Свою немалую роль эти упражнения играют, благодаря усилению обмена веществ. Они предоставляют возможность людям, страдающим полнотой, существенно снизить свои показатели веса, обрести крепкую и развитую мускулатуру, а тем, кто имеет недобор веса - прибавить как итог увеличения силы и объём мышц [2, 4, 6, 10]. Опираясь на многочисленные исследования можно утверждать, что гиревикам характерна развитая мускулатура туловища, а также высокое развитие силы мышц-разгибателей верхних и нижних конечностей. У высококвалифицированных спортсменов сила мышц-разгибателей сформирована в одинаковой мере [1, 5, 8, 9, 11].

Своеобразной характерной чертой систематических тренировок с гирями является не только повышение уровня взрывной и скоростной сил, а также и развитие силовой выносливости, то есть значительное увеличение возможности выполнения физической нагрузки с определённым силовым напряжением на протяжении продолжительного времени. Поэтому большинство авторов сходятся во мнении, что многократные подъёмы гири исполняются за счёт развития двух видов выносливости: общей и силовой [3, 7, 9]. Таким образом, очевидно, что специфика гиревого спорта определяет преимущественный развитие общей и силовой выносливости, а не максимальной силы [5, 8, 10]. При этом очевидно, что максимальные силовые показатели спортсменов-гиревиков также подвержены различной динамике, что и определило цель нашего исследования, а именно изучение влияния занятий гиревым спортом на развитие максимальных показателей силы спортсменов 18-22 лет. В педагогическом эксперименте приняло участие 8 атлетов в возрасте от 18 до 22 лет. Продолжительность исследования составила 1 год.

В качестве контрольных нормативов были выбраны упражнения: жим (штанги) лёжа, становая тяга, приседание со штангой, динамометрия левой и правой кистей, подтягивания.

В процессе силовой подготовки гиревиков широко применялись такие средства, как жимы гирь стоя, лежа и сидя; полуприседы и приседания со штангой, упражнения с гантелями, упражнения с отягощением собственного веса, различные специально-подготовительные упражнения, направленные на тренировку всех основных мышечных групп.

В начале педагогического эксперимента и по его окончании было проведено тестирование атлетов (табл. 1).

Таблица 1. Результаты контрольных испытаний спортсменов гиревиков 18-22 лет

 

Стат. показ.

Жим

(штанги)

лёжа,

кг

Становая тяга,

кг

Приседа-ние со штангой, кг

Динамометрия правой кисти, кг

Динамо-метрия

левой кисти, кг

Подтяги-вание,

раз

Начало исследо-вания

M

78,13

188,13

99,88

50,63

47,0

14,75

±σ

18,18

43,33

30,30

6,66

3,03

4,24

±m

6,49

15,48

10,82

2,37

1,08

1,51

Окончание исследо-вания

M

84,63

205,0

118,13

51,25

48,0

16,25

±σ

16,67

42,42

30,30

6,06

3,63

4,54

±m

5,95

15,15

10,82

2,16

1,29

1,62

 

t

0,7

0,8

1,2

0,2

0,6

0,7

Математико-статистическая обработка данных и их последующий анализ показали, что, несмотря на существенные приросты спортсменов-гиревиков 18-22 лет в отдельных контрольных упражнениях, результаты, полученные по окончании исследования, оказались недостоверно лучше исходных результатов контрольно-педагогических испытаний. Тем не менее, анализ показал, что на достоверность различий могли повлиять следующие факторы: небольшое количество спортсменов, которые принимали участие в исследовании, а также большой разброс в результатах спортсменов-гиревиков, связанный со значительной разницей в классе отдельных спортсменов.

Проведённые исследования позволяют сделать следующие обобщения:

  1. Анализ литературных источников показал, что в 18-22 года организм мужчины практически полностью сформирован, но всё-таки ещё не все физические качества достигают своего максимального развития. Мускулатура в этом возрасте увеличивается в объёме, потому возрастают силовые показатели, мышечный корсет и сформировавшийся скелет дают возможность проявления максимальных усилий. Развитие быстроты находится на высоком уровне, что характеризуется быстрым протеканием нервно-мышечных процессов. Показатели выносливости с 18 до 21 года достигают 85-90% от максимально возможных. К 19-21 году механизмы координации соответствуют уровню взрослого человека. Это можно объяснить тем, что нервная система уже закончила своё развитие, а процессы возбуждения и торможения находятся в равновесии между собой.  В возрасте от 18 до 22 лет мышцы и соединительно-тканные компоненты продолжают расти, и, как следствие этого, происходит процесс укрепления связок и сухожилий. В случае достаточного уровня гибкости, её необходимо поддерживать с помощью различных специальных упражнений и, наоборот, при недостаточной гибкости этому следует уделять гораздо больше внимания.
  2. Изучение методики тренировки в гиревом спорте показало, что в процессе спортивной подготовки значительное внимание уделяется совершенствованию общефизической подготовки, общей выносливости, развитию специальных физических качеств и готовности в функциональном плане к тренировочным нагрузкам большого объёма. В связи с этим, во время тренировочного процесса используется широкое разнообразие методов и средств развития физических качеств. Существенную роль играют упражнения с отягощениями (гантели, штанга и т.д.), специально-подготовительные упражнения для развития различных физических качеств спортсменов. Повышается объём нагрузки в специальной подготовке при сохранении или увеличении общего уровня нагрузки в целом.
  3. На основе анализа результатов контрольно-педагогических испытаний спортсменов-гиревиков 18-22 лет можно сделать следующие выводы:

- в жиме лежа в начале исследования результат в среднем равнялся 78,13 кг, а по окончании исследования соответственно - 84,63 кг. По результатам математической обработки данных в жиме лежа, выявился показатель t=0,7 (при граничном t≥2,1), что указывает на то, что в жиме лежа не удалось добиться достоверного прироста результатов.

- в становой тяге в начале исследования средний показатель составил 188,13 кг, а по окончании - 205 кг. По результатам математической обработки данных в становой тяге средняя ошибка разности составила t=0,7 (при граничном t≥2,1), что указывает на то, что в становой тяге не удалось добиться достоверного прироста результатов.

- в приседании со штангой в начале исследования результат составил 99,88 кг, а по окончании - 118,13 кг. По результатам математической обработки данных в приседании со штангой средняя ошибка разности составила t=1,2 (при граничном t≥2,1), что указывает на то, что в приседаниях не удалось добиться достоверного прироста результатов.

- по результатам в испытании динамометрия правой и левой кистей, получились следующие данные: в начале исследования F пр. кисти - 50,63 кг и F лев. Кисти – 47 кг, а по окончании F правой кисти - 51,25 кг и F левой кисти – 48 кг. По результатам математической обработки данных, средняя ошибка разности составила t=0,2 и t = 0,6 (при граничном t≥2,1), что указывает на то, что в динамометрии, как и в других упражнениях, также не удалось добиться достоверного прироста результатов.

-  по результатам в контрольном испытании «подтягивание», были получены следующие данные: в начале исследования он равен 14,75 раз, а по окончании - 16,25 раз. По результатам математической обработки данных, средняя ошибка разности составила t=0,7 (при граничном t≥2,1), что указывает на то, что в подтягивании также не удалось добиться достоверного прироста результатов.

Тем не менее, исследования показали значительные приросты во всех контрольно-педагогических испытаниях и возможно при незначительном увеличении количественного состава экспериментальной группы и самое главное, подбора атлетов, не выходящих за рамки двух-трёх весовых категорий, а также подбор группы спортсменов примерно равной квалификации, позволили бы показать достоверный прирост результатов, отражающих силовые способности спортсменов. Дальнейшие исследования в данной области позволят проверить данные предположения.

 


Список литературы

1. Аксенов М.О., Ильин А.Б. Проектирование тренировочного процесса в тяжелой атлетике с учетом генетических предрасположенностей / М.О. Аксенов, А.Б. Ильин // Теория и практика физической культуры. 2017. №6. С. 75-77.
2. Архангородский В.С. Гиревой спорт. К.: Здоровья, 1980. 52 с.
3. Балакшин В.Н., Моренченко С.В. Физическое воспитание: учебное пособие по атлетической гимнастике и гиревому спорту для студентов всех специальностей. Саратов: Изд-во Саратовск. гос. техн. ун-та, 2001. 66 с.
4. Воротынцев А.И. Гири. Спорт сильных и здоровых. М.: Советский спорт, 2002. 272 с.
5. Гимазов Р.М., Булатова Г.А. Адаптивные реакции нервно-мышечной системы на тренировочные нагрузки в юношеском гиревом спорте / Р.М. Гимазов, Г.А. Булатова // Теория и практика физической культуры. 2017. №8. С. 53-55.
6. Горбов А.М. Гиревой спорт. М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. 191 с.
7. Дворкин Л.С. Силовые единоборства. Атлетизм, культуризм, пауэрлифтинг, гиревой спорт. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. 384 с.
8. Дворкин Л.С. Возрастное исследование профилирования производительности нервно-мышечной системы юных тяжелоатлетов / Л.С. Дворкин, Н.И. Дворкина, С.В. Фомиченко, С.И. Попова // Теория и практика физической культуры. 2018. №2. С. 30-32.
9. Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта. М.: Изд-во «Владос», 2002. 608 с.
10. Жирнов А.Н. Гиревой спорт: Методическое пособие. Тамбов: Изд-во ТВАИИ, 2003. 74 с.
11. Сивохин И.С. Эксперимент по оценке эффективности силовых методов тренировки / И.С. Сивохин, А.Н. Белегов, В.Ф. Скотников, А.И. Федоров, М. Тапсир, А. Калашников, О.Ю. Комаров // Теория и практика физической культуры. 2017. №11. С. 77-82.

Расскажите о нас своим друзьям: