Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №01 (90) Январь 2024

УДК 796.034

Дата публикации 21.01.2024

Оценка общей физической подготовленности юных волейболисток

Гузь Сергей Михайлович
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики физического воспитания, Петрозаводский государственный университет, e-mail: ffk-s.m.guz@mail.ru
Дробыш Алексей Сергеевич
старший преподаватель кафедры теории и методики физического воспитания, Петрозаводский государственный университет.

Аннотация: Статья посвящена оценке общей физической подготовленности юных волейболисток. В соответствии с требованиями системного подхода в научных ис¬следованиях подтверждено позитивное влияние систематических занятий волейболом на организм детей 9-11 лет. Исследования показали, что занятия волейболом способствуют гармоничному развитию юных спортсменок, способствуют интенсивному развитию специфических (для волейбола) и не специфических двигательных способностей.
Ключевые слова: общая физическая подготовка, волейбол, оценка развития физических качеств у юных волейболисток.

Young female volleyball players’ general physical preparedness assessment

Guz Sergey Mihajlovich
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of Physical Education, Petrozavodsk State University, e-mail: ffk-s.m.guz@mail.ru
Drobysh Alexey Sergeevich
Senior Lecturer at the Department of Theory and Methodology of Physical Education, Petrozavodsk State University.

Abstract: The article studies young female volleyball players’ general physical preparedness assessment. In accordance with systematic approach demand in research positive impact of systematic volleyball training on 9-11 year-old child-athletes has been proved. The research showed that volleyball training promotes all-round development of young athletes and contributes to intensive growth of specific (for volleyball) and non-specific motion abilities.
Keywords: general physical preparedness, volleyball, young female volleyball players’ physical qualities assessment.

Правильная ссылка на статью
Гузь С.М., Дробыш А.С. Оценка общей физической подготовленности юных волейболисток // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 01 (90). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/otsenka-obshhej-fizicheskoj-podgotovlennosti-yunykh-volejbolistok.html (Дата обращения: 21.01.2024)

Волейбол — один из самых распространённых видов спорта, являющийся отличным средством приобщения молодежи к физической культуре и спорту, к активному отдыху. Широкий диапазон физиологического воздействия игры в волейбол на организм занимающихся, в сочетании несложными правилами и посильными игровыми приёмами, позволяет заниматься этой доступной игрой, начиная с юного возраста [2, 5, 6].

Занятия волейболом способствуют развитию двигательного аппарата, помогают развивать такие жизненно важные физические качества, как ловкость, выносливость, быстроту реакции, способствуют укреплению дыхательной, сердечно-сосудистой и мышечной систем, «снимают» умственную усталость [4, 5, 9]. Помимо спортивного и физкультурно-оздоровительного, волейбол имеет большое воспитательное и агитационное значение [2, 4, 5, 6, 9].

Спортивная подготовка может рассматриваться как модель, на основе которой могут разрабатываться подходы общей педагогики, связанные с возрастным развитием детей и подростков, поскольку она направлена на совершенствование физического развития и двигательных способностей, и только на основе этого на достижение высокого спортивного результата [1, 3, 7, 8, 10].

С каждым годом углубляются сведения о функциональных возможностях различных физиологических систем детей разного возраста. По этим данным можно проследить изменения, происходящие с возрастом, чем отличается один возраст от другого. Эти сведения позволяют устанавливать нормы допустимых нагрузок для разных возрастных групп [3, 8, 10]. Знание объёма функциональных возможностей детей каждой возрастной группы способствует необходимому научному обоснованию и правильной организации процесса физического воспитания подрастающего поколения [1, 5, 7, 8, 9, 10].

Отмечаемое многими специалистами снижение уровня физической подготовленности школьников, регулярно возникающие дискуссии о необходимости пересмотра требований по общей физической подготовленности школьников, обуславливают актуальность настоящего исследования, призванного показать, как занятия волейболом влияют на общефизическую подготовленность детей 9-11 лет на начальном этапе подготовки.

В исследовании приняло участие 10 девочек 9-11 лет. Продолжительность исследования составила 2 года.

В процессе педагогического эксперимента тестирование общефизической подготовленности юных спортсменок 9-11 лет проводилось в начале и по окончании 1 и 2 года исследований.

Сравнительный анализ результатов юных волейболисток 10 лет выявил достоверный (p<0,05) прирост результатов во всех упражнениях (табл. 1), в частности:

- в отжиманиях в упоре лежа прирост за 1 год занятий волейболом составил, в среднем, 3,9 раза;

- в прыжках в длину с места прирост после 1 года занятий составил, в среднем, 12,3 см;

- в упражнении «подъем туловища» прирост составил, в среднем, 3,6 раза;

- в упражнении «наклон туловища вперед» прирост после 1 года занятий волейболом составил, в среднем, 3,5 см;

- в беге на 1000 м показатели девочек после 1 года спортивной подготовки улучшились, в среднем, на 15,8 сек.

Таким образом, сравнительный анализ результатов по ОФП, полученных в начале педагогического эксперимента и по окончании 1 года исследования, показал, что общий уровень физической подготовленности юных волейболисток значительно вырос и, соответственно, занятия волейболом способствовали интенсивному развитию двигательных способностей юных спортсменок.

Таблица 1. Сравнительный анализ показателей общефизической подготовленности юных волейболисток в начале и после 1 года исследования

Упражнения

Статист.

показ.

Исходные

показатели

После 1 года исследования

p

Отжимания в упоре лежа, раз

M

8,3

12,2

p<0,05

m

0,41

0,31

σ

1,30

0,97

Прыжок в длину с места, см

M

134,9

147,2

p<0,05

m

0,51

0,62

σ

1,62

1,95

Поднимание туловища, раз/30 сек

M

10,6

14,2

p<0,05

m

0,31

0,41

σ

0,97

1,30

Наклон туловища вперед, см

M

10,1

13,6

p<0,05

m

0,41

0,41

σ

1,30

1,30

Бег 1000 м, сек

M

332,6

316,8

p<0,05

m

0,62

0,62

σ

2,60

2,60

 

 

По окончании 2 года исследований состоялось заключительное (в рамках педагогического эксперимента) тестирование общей физической подготовки юных волейболисток.

Сравнительный анализ результатов юных волейболисток 11 лет показал, что после 2 лет занятий во всех упражнениях им удалось добиться достоверного (p<0,05) прироста результатов (табл. 2), в частности:

- в отжиманиях в упоре лежа прирост за второй год занятий волейболом составил, в среднем, 4,1 раза;

- в прыжках в длину с места прирост составил, в среднем, 13,5 см;

- в упражнении «подъем туловища» прирост составил, в среднем, 3,3 раза;

- в упражнении «наклон туловища вперед» прирост составил, в среднем, 4,6 см;

- в беге на 1000 м показатели девочек после 2 года спортивной подготовки улучшились, в среднем, на 13,6 сек.

Таким образом, анализ результатов по ОФП, полученных по окончании 2 года исследования, показал, что общий уровень физической подготовленности юных волейболисток значительно вырос и, соответственно, занятия волейболом способствовали ускоренному развитию двигательных способностей юных спортсменок.

Таблица 2. Сравнительный анализ показателей общефизической подготовленности юных волейболисток после 1 и 2 года исследования

Упражнения

Статист.

показ.

После 1 года исследования

После 2 года исследования

p

Отжимания в упоре лежа, раз

M

12,2

16,3

p<0,05

m

0,31

0,31

σ

0,97

0,97

Прыжок в длину с места, см

M

147,2

160,7

p<0,05

m

0,62

0,82

σ

1,95

2,60

Поднимание туловища, раз/30 сек

M

14,2

17,5

p<0,05

m

0,41

0,41

σ

1,30

1,30

Наклон туловища вперед, см

M

13,6

18,2

p<0,05

m

0,41

0,31

σ

1,30

0,97

Бег 1000 м, сек

M

316,8

303,2

p<0,05

m

0,62

0,51

σ

2,60

1,62

 

 

В процессе организации и проведения естественного педагогического эксперимента были поставлены задачи, направленные на достижение цели исследования. Их решение в процессе исследовательской работы позволяло проверить гипотезу, выдвинутую в процессе организации и проведения естественного педагогического эксперимента.

Решение задач, поставленных в процессе педагогического эксперимента, и результаты исследования, позволяют сделать следующие выводы:

1. Анализ научно-методической литературы показал, что возраст 9-11 лет является благоприятным для занятий волейболом, так в данный возрастной период создаются хорошие предпосылки для развития координационных способностей, развития скоростно-силовых качеств, гибкости и ловкости.

2. Анализ литературы показал, что в процессе организации спортивных занятий детей 9-11 лет необходимо учитывать возрастные особенности развития различных функциональных систем организма. Необходимо учитывать, что дети быстро устают от монотонной, однообразной деятельности и, соответственно, их занятия должны проходить на высоком эмоциональном уровне, в игровой форме.

3. В соответствии с требованиями системного подхода в научных ис­следованиях подтверждено позитивное влияние систематических занятий волейболом на организм детей 9-11 лет. Показано, что с физиологических позиций эти занятия в современных условиях адекватны. При этом наблюдаемый в данном исследовании контингент по уровню спортив­ной подготовленности соответствовал нормам, приводимым в специальной литературе, что подтверждается показателями юных волейболисток в контрольных упражнениях по общефизической и технической подготовке. Исследования показали, что занятия волейболом способствуют гармоничному развитию юных спортсменов, способствуют интенсивному развитию специфических (для волейбола) и не специфических двигательных способностей.


Список литературы

1. Бальсевич В.К. Проблемы совершенствования процесса физического воспитания младших школьников // Сов. педагогика. 1993. № 8. С. 18-21.
2. Губа В.П. Теория и методика спортивных игр: учебник. Теория и методика спортивных игр. Москва: Издательство «Спорт», 2020. 720 с.
3. Гусева М.А. Физическая культура. Волейбол: учебное пособие / М.А. Гусева, К.А. Герасимов, В.М. Климов. Физическая культура. Волейбол. Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2019. 80 с.
4. Корнилов А.Н. Содержание специальной физической подготовки профессиональных волейболистов в соревновательном периоде / А.Н. Корнилов, Ю.В. Нечушкин // Теория и практика физической культуры. 2012. №5. С. 5.
5. Коротаева Е.Ю. Развитие физических качеств и функциональных возможностей средствами волейбола: учебное пособие. Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА). Москва: Проспект, 2019. 45 с.
6. Нечушкин Ю.В. Оптимизация процесса управления специальной физической подготовкой волейболистов в соревновательном периоде годичного цикла / Ю.В. Нечушкин, А.Н. Корнилов // Теория и практика физической культуры. 2012. №7. С. 73-74.
7. Никитин С.Е. Взаимосвязь показателей физических качеств и физического развития у школьников, занимающихся волейболом // Теория и практика физической культуры. 2012. №4. С. 37.
8. Тертычный А.В. Волейбол для 12-13-летних: учебно-методическое пособие. Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2013. 127 c.
9. Фомин Е.В. Физическое развитие и физическая подготовка юных волейболистов / Е.В. Фомин, Л.В. Булыкина, Л.В. Силаев. Москва: Издательство «Спорт», 2018. 192 с.
10. Фетисова С.Л. Волейбол: учебное пособие / С.Л. Фетисова, А.М. Фокин, Ю.Я. Лобанов. Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2018. 96 с.

Расскажите о нас своим друзьям: