Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №01 (90) Январь 2024
УДК 37
Дата публикации 19.01.2024
Научно-теоретический анализ понятия дифференцированный подход к преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией
Тен Людмила Валентиновна
Магистрант 3 курса, специальность «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Логопедия», магистерская программа «Логопедические технологии преодоления Речевых нарушений», Институт детства Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск, goldfish_8303@mail.ru
Аннотация: Работа посвящена рассмотрению научно-теоретического анализа дифференцированного подхода к преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией. Рассмотрены понятия дизартрия, произносительная сторона речи, дифференциация, дифференцированный подход. Показаны аспекты взаимодействия с родителями по работе над произносительной стороны речи у детей с дизартрией.
Ключевые слова: дифференцированный подход, произносительная сторона речи, звукопроизношение, дизартрия.
2nd year undergraduate, specialty «Special (defectological) education», profile «Speech therapy», master's program «Speech therapy technologies for overcoming speech disorders», Institute of Childhood Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk
Abstract: The work is devoted to the consideration of a scientific and theoretical analysis of a differentiated approach to overcoming violations of the pronunciation side of speech in children with dysarthria. The concepts of dysarthria, the pronunciation side of speech, differentiation, and a differentiated approach are considered. The aspects of interaction with parents on working on the pronunciation side of speech in children with dysarthria are shown.
Keywords: differentiated approach, the pronunciation side of speech, sound reproduction, dysarthria.
Тен Л.В. Научно-теоретический анализ понятия дифференцированный подход к преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 01 (90). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/nauchno-teoreticheskij-analiz-ponyatiya-differentsirovannyj-podkhod-k-preodoleniyu-narushenij-proiznositelnoj-storony-rechi-u-detej-s-dizartriej.html (Дата обращения: 19.01.2024)
Проблема произносительной стороны речи у дошкольников с дизартрией представляет собой серьезное и многогранные нарушение, которое оказывает значительное влияние на их способность правильно произносить звуки, слоги и слова. Дизартрия представляет собой неврологическое расстройство, которое влияет на моторику артикуляционных органов и контроль над речевыми мышцам.
В практике логопедии наблюдается увеличение числа детей, страдающих дизартрическими расстройствами речи с каждым годом. Статистика указывает на то, что дизартрия является одним из наиболее тяжелых и распространенных расстройств речи у детей дошкольного возраста. По данным, на семь новорожденных детей приходится целых пять с пораженной центральной нервной системой [1].
Дизартрии характеризуются нарушениями не только звукопроизношения, но и других аспектов речи, таких как просодическая сторона (ритм, глубина дыхания), координация вдоха и выдоха, интонационно-мелодическая сторона (сила звука, интонация). Эти аспекты представляют собой сложную систему, влияющую на общую четкость и понимание произнесенной речи.
На сегодняшний момент проблема дифференцированного подхода к преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией остается в центре внимания. Это объясняется тем, что дизартрия занимает особое место среди нарушений речи у детей, где часто основным аспектом проблемы является нарушение звукопроизношения и просодики. Эффективные и индивидуализированные методы подхода к обучению детей с дизартрией представляют собой актуальную задачу в работе логопедов, направленную на максимальное развитие речевых навыков у каждого ребенка.
По мнению Е.А. Даниловой «дифференциацией является определенная система, по которой обучаются дети, где они получают определенную степень подготовки образовательного характера, обусловливающую возможности адаптироваться при постоянном изменении условий и большее внимание направлять на соответствующие его возможностям учебные материалы» [4].
Актуальность и проблема нашего исследования заключается в том, что дошкольный возраст характеризуется большими индивидуальными различиями в развитии детей. Каждый ребенок имеет свои уникальные потребности и темпы развития, что требует индивидуализированного подхода в работе над проблемами произношения:
-Дети могут сталкиваться с разнообразными трудностями в произношении звуков, интонации, ритма, и даже дыхательных навыков. Дифференцированный подход позволяет логопеду точно выявлять и направлять работу на конкретные трудности каждого ребенка.
-Индивидуальный подход способствует развитию положительной самооценки у детей. Когда они видят, что методы обучения адаптированы под их потребности, это повышает мотивацию и уверенность в себе, что является ключевыми факторами успешного преодоления проблем произношения.
-Использование разнообразных методов обучения, ориентированных на индивидуальные потребности, увеличивает эффективность учебного процесса. Каждый ребенок может получить те навыки и знания, которые необходимы именно ему, что ускоряет процесс преодоления трудностей в произношении.
-Дифференцированный подход включает сотрудничество с родителями, что является важным аспектом успешного преодоления проблем. Родители получают индивидуализированные рекомендации и инструкции для работы с ребенком дома, что обеспечивает непрерывность обучения.
-Индивидуальная поддержка создает психологически комфортную среду для ребенка. Он чувствует, что его потребности воспринимаются во внимание, что способствует позитивному восприятию обучения и формированию положительного отношения к языку и общению.
-Преодоление сопутствующих проблем. Некоторые дети с проблемами произношения могут сталкиваться с сопутствующими трудностями, такими как отставание в развитии чтения или письма. Дифференцированный подход включает в себя комплексное решение этих проблем, обеспечивая более полное и всестороннее развитие.
-Каждый ребенок уникален в своем восприятии и стиле обучения. Дифференцированный подход позволяет адаптировать методы обучения к индивидуальным особенностям восприятия и обучения каждого ребенка, что способствует более эффективному усвоению материала.
-Успешное преодоление проблем произношения в дошкольном возрасте создает прочную основу для успешного обучения в школе. Дифференцированный подход способствует развитию не только речи, но и навыков общения и языкового восприятия, что является важным аспектом школьной подготовки.
Дизартрия представляет собой нарушение артикуляционной стороны речи, которое в основном связано с нарушением моторики речевых органов. У детей, страдающих дизартрией, произношение звуков и слов может быть затруднено, что влияет на их способность эффективно общаться. Однако, с помощью дифференцированного подхода, можно создать эффективные стратегии для преодоления этих нарушений и обеспечить детям с дизартрией возможность полноценного общения.
Дизартрия представляет собой сложное нарушение произношения речи, обусловленное нарушением моторных навыков и контроля над артикуляторными органами. Для эффективного преодоления этих нарушений важен дифференцированный подход, который учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка [5].
Обратимся к определению Б.Л. Баряевой которая считает, что «дифференциация – принцип совершенствования системы образования, который реализует индивидуальный подход в обучении и воспитании; предполагает изменение учебных планов и программ, содержания и методов образования, темпов и сроков обучения в соответствии с потребностями, возможностями, интересами обучающихся; создание учебных заведений различных типов, профильных классов, классов поддержки и коррекции; построение индивидуальных образовательных траекторий с учетом субъектного опыта индивида, его предпочтений и ценностей, актуализацию личностных функций учащегося в процессе обучения»[3].
По нашему мнению, дифференцированный подход — это стратегия обучения, которая адаптируется к индивидуальным потребностям и уровню учащихся. В контексте дизартрии это подразумевает учет специфических трудностей каждого ребенка и разработку персонализированных методов обучения.
Первый шаг в дифференцированном подходе — это тщательная оценка каждого ребенка с дизартрией. Логопед должен определить уровень нарушений, типы ошибок, а также общий уровень языкового развития. На основе этой информации логопед разрабатывает индивидуальный образовательный план.
Важным элементом дифференцированного подхода является постоянный мониторинг прогресса и коррекция методов обучения в соответствии с изменениями в потребностях ребенка. Регулярные оценки и обратная связь от родителей помогают логопеду адаптировать программу обучения для достижения максимальных результатов.
Для эффективной работы с детьми с дизартрией необходимы индивидуальные занятия с логопедом. Профессионал сможет адаптировать методики и упражнения под конкретные потребности каждого ребенка. Работа на индивидуальной основе позволяет более точно выявить проблемные зоны и предоставить персонализированный подход к их преодолению.
Дифференцированный подход, по нашему мнению, выглядит следующим образом:
1.Индивидуальная оценка:
Первый шаг - тщательная индивидуальная оценка каждого ребенка с дизартрией. Логопед проводит анализ звукопроизношения, просодии, дыхания и других аспектов речевого аппарата. Эта оценка позволяет выявить конкретные трудности и потребности ребенка.
2.Разработка индивидуального плана обучения:
На основе результатов оценки логопед разрабатывает индивидуализированный образовательный план, учитывая уровень развития и конкретные трудности каждого ребенка. План должен быть гибким и подлежать регулярной коррекции в зависимости от прогресса.
3. Формирование целевых навыков:
Цели обучения определяются в зависимости от характера и степени нарушений у каждого ребенка. Это может включать в себя улучшение артикуляции, развитие правильного дыхания и контроля над интонацией. Каждая цель формулируется четко и измеримо.
4.Работа с артикуляцией и фонетикой:
Дифференцированный подход включает в себя работу непосредственно с артикуляцией и фонетикой. Логопед использует специальные упражнения и техники для коррекции звукопроизношения, улучшения дыхательных навыков и усиления мускулатуры артикуляторов.
5.Вариативность методов обучения:
Для учета индивидуальных особенностей каждого ребенка используются различные методы обучения. Это может включать в себя игры, интерактивные задания, использование визуальных поддержек и технологий. Разнообразие методов обеспечивает более эффективное воздействие на детей с различными стилями обучения.
6.Регулярный мониторинг и коррекция:
Процесс обучения регулярно подвергается мониторингу, и методы корректируются в соответствии с прогрессом. В случае необходимости адаптации целей или методов обучения логопед регулирует план обучения.
7.Интеграция навыков в повседневную жизнь:
Основная цель — не только улучшение произношения на занятиях, но и интеграция новых навыков в повседневную жизнь. Работа в различных контекстах способствует устойчивости и естественному
Дифференцированный подход в логопедии предполагает не только индивидуализированный подход к самим детям, но также включает в себя взаимодействие с их родителями. Работа с родителями играет ключевую роль в обеспечении устойчивого и эффективного прогресса в развитии речи детей дошкольного возраста [2].
Представим некоторые аспекты этого взаимодействия которые важны по нашему мнению:
1.Индивидуальная оценка и планирование:
Логопед начинает с тщательной индивидуальной оценки речевого состояния ребенка. После этого разрабатывается персонализированный образовательный маршрут, который учитывает особенности нарушений произношения и потребности конкретного ребенка.
2.Понятное объяснение диагноза:
Логопед объясняет родителям диагноз и основные черты нарушения произношения, предостерегая от использования терминов, которые могут вызвать беспокойство. Это создает основу для понимания родителями необходимости их активного участия в процессе реабилитации.
3.Обучение техникам произношения:
Логопед предоставляет родителям подробные инструкции по использованию методов и техник, которые применяются в процессе занятий. Это может включать в себя упражнения для улучшения произношения определенных звуков, различные игры и деятельности для стимуляции развития речи.
4.Домашние задания и регулярный мониторинг:
Логопед предоставляет родителям домашние задания, которые поддерживают текущие методы обучения. Родители получают четкие указания о том, как выполнять эти задания и интегрировать их в повседневную практику. Регулярный мониторинг прогресса также важен, и логопед устанавливает четкие временные рамки для обсуждения результатов.
5.Создание развивающей среды:
Логопед помогает родителям создать поддерживающую среду в доме, где применение новых навыков произношения становится частью ежедневной практики. Речевые игры, чтение книг и общение в неформальной обстановке могут существенно улучшить результаты.
6.Организация совместного обучения:
Логопед может проводить сессии совместного обучения, где родители активно участвуют в занятиях. Это не только улучшает уровень вовлеченности родителей, но и позволяет логопеду адаптировать подход к уникальным особенностям взаимодействия с каждым ребенком.
7.Обратная связь и рекомендации:
Логопед предоставляет регулярную обратную связь родителям, выделяя прогресс и обсуждая дополнительные рекомендации. Это также включает в себя корректировку методов обучения в зависимости от изменения потребностей ребенка.
Таким образом, работа с родителями при дифференцированном подходе позволяет создать комплексную систему поддержки для детей с нарушением произношения и обеспечивает интеграцию полученных навыков в повседневную жизнь.
Важным элементом дифференцированного подхода является постоянный мониторинг прогресса и коррекция методов обучения в соответствии с изменениями в потребностях ребенка. Регулярные оценки и обратная связь от родителей помогают логопеду адаптировать программу обучения для достижения максимальных результатов.
В заключение отметим, что основным проявлением дизартрии у дошкольников являются трудности с произношением звуков. Это может влиять на артикуляцию и выражение звуков и слогов, что затрудняет понимание речи окружающими. С ранней диагностикой и комплексным лечением, многие дети с дизартрией могут достичь существенного улучшения в произношении и развитии речевых навыков. Важна ранняя интервенция и поддержка, чтобы обеспечить наилучшие перспективы для дошкольников с этой проблемой.
Дифференцированный подход к преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией является важным шагом к обеспечению им полноценного общения. Понимание индивидуальных особенностей, индивидуальные занятия с логопедом, использование технологий, совместная работа с родителями и учителями, а также постоянный мониторинг - все эти компоненты вместе создают устойчивую и эффективную систему поддержки для детей с дизартрией.
Список литературы
1.Акбарова З.А. Проблемы онтогенеза речи: подходы и решения // Молодой ученый. 2020. № 5. С. 286-287.
2.Архипова Е.Ф. Автоматизация звуков с приемами нейростимуляции. М.: Изд. В. Секачев, 2019. 60 с.
3.Баряева Л.Б. Ретроспективный анализ методик логопедической работы по преодолению речевого дефекта при стертой дизартрии у дошкольников //Специальное образование. 2020. № 2. С. 172–78.
4.Данилова Е.А. Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников с дислалией и стертой дизартрией// Инновации. Наука. Образование. 2020. № 23. С. 1544-1551
5.Якиманская И.С. Психолого-педагогические проблемы дифференци-рованного обучения//Советская педагогика. 2017. №4. С.31-38.