Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №03 (80) Март 2023

УДК 378.147:61

Дата публикации 22.03.2023

Оценка эффективности методики "Динамичная учебная история болезни" как инструмента повышения мотивации студентов-медиков

Евгеньева Александра Валерьевна
кафедра госпитальной терапии с профпатологией ФГБОУ ВО Ярославского государственного медицинского университета, ассистент, канд. мед. наук, Россия, a-evgenyeva@yandex.ru
Носков Сергей Михайлович
кафедра госпитальной терапии с профпатологией ФГБОУ ВО Ярославского государственного медицинского университета, профессор, доктор. мед. наук, Россия, noskov03@gmail.com
Красивина Ирина Геннадьевна
кафедра госпитальной терапии с профпатологией ФГБОУ ВО Ярославского государственного медицинского университета, профессор, доктор. мед. наук, Россия, ikrasivina@yandex.ru
Широкова Лариса Юрьевна
кафедра госпитальной терапии с профпатологией ФГБОУ ВО Ярославского государственного медицинского университета, профессор, доктор. мед. наук, Россия, larshir01@gmail.com

Аннотация: В данной статье оценивается мотивация студентов к учебному процессу по методике А.А.Реан и В.А.Якунина (в модификации Н.Ц. Бадмаевой), отражено влияние проблемного метода обучения на степень мотивации и оценки за промежуточную аттестацию. В ходе исследования степень мотивации студентов в экспериментальной группе возросла по шкалам «Мотивы престижа» (+21%, p<0,05), «Профессиональные мотивы» (+14,2%, p<0,05), «Мотивы творческой самореализации» (+20,3%, p<0,05), «Учебно-познавательные мотивы» (+24,8%, p<0,05). В экспериментальной группе были выявлены более высокие оценки за промежуточную аттестацию (+16,5%, p<0,05), а также выявлены корреляции между оценкой за аттестацию и баллами по шкале «Учебно-познавательные мотивы» (r=0,89, p<0,05), и по шкале «Профессиональные мотивы» (r=0,74; p<0,05). Применение проблемного подхода в обучении эффективно стимулирует познавательную деятельность и приобретение профессиональных компетенций.
Ключевые слова: проблемное обучение, история болезни, мотивация, профессиональная деятельность, компетенции.

Evaluation of the effectiveness of the method "Dynamic educational case history" as a tool to increase the motivation of medical students

Evgenyeva Alexandra Valerievna
Department of Hospital Therapy with Occupational Pathology, Yaroslavl State Medical University, Assistant, Ph.D. Medical Sciences, Russia
Noskov Sergey Mikhailovich
Department of Hospital Therapy with Occupational Pathology, Yaroslavl State Medical University, Professor, Doctor Medical Sciences, Russia
Krasivina Irina Gennadievna
Department of Hospital Therapy with Occupational Pathology, Yaroslavl State Medical University, Professor, Doctor Medical Sciences, Russia
Shirokova Larisa Yurievna
Department of Hospital Therapy with Occupational Pathology, Yaroslavl State Medical University, Professor, Doctor Medical Sciences, Russia

Abstract: This article assesses the motivation of students to the educational process according to the method of A.A. Rean and V.A. Yakunin (in the modification of N.Ts. Badmaeva), reflects the influence of the problematic teaching method on the degree of motivation and assessment for intermediate certification. During the study, the degree of motivation of students in the experimental group increased on the scales "Motives of prestige" (+21%, p<0.05), "Professional motives" (+14.2%, p<0.05), "Motives for creative self-realization "(+20.3%, p<0.05), "Educational and cognitive motives" (+24.8%, p<0.05). In the experimental group, higher marks for intermediate certification were revealed (+16.5%, p<0.05), and correlations were found between exam grade and scores on the scale "Educational and cognitive motives" (r=0.89, p<0.05), and on the scale "Professional motives" (r=0.74; p<0.05). The use of a problem-based approach in teaching effectively stimulates cognitive activity and the acquisition of professional competencies.
Keywords: problem-based learning, medical history, motivation, professional activity, competencies.

Правильная ссылка на статью
Евгеньева А.В., Носков С.М., Красивина И.Г., Широкова Л.Ю. Оценка эффективности методики "Динамичная учебная история болезни" как инструмента повышения мотивации студентов-медиков // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 03 (80). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/otsenka-effektivnosti-metodiki-dinamichnaya-uchebnaya-istoriya-bolezni-kak-instrumenta-povysheniya-motivatsii-studentov-medikov.html

Введение

На сегодняшний день задачей образовательного процесса является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства [1,2]. Подобные изменения тре­бу­ют от ме­ди­цин­ско­го об­ра­зо­ва­ния фор­ми­ро­ва­ния у сту­ден­тов ос­мыс­лен­но­го от­но­ше­ния к обу­че­нию, фор­ми­ро­ва­нию у сту­ден­тов универсальных и профессиональных компетенций, необходимый в будущей профессии врача. В последние годы на­блю­да­ется переориентация образовательного процесса от идеи «са­мо­цен­но­сти» на­уч­но­го зна­ния к цен­но­стям раз­ви­тия лич­но­сти: ее про­фес­сио­наль­ной иден­тич­но­сти, спо­соб­но­сти к са­мо­раз­ви­тию и са­мо­реа­ли­за­ции [3].

По данным исследований установлено, что многие студенты учатся далеко не в полную меру своих возможностей. Образовательная деятельность мотивируется познавательными интересами лишь у 35% студентов. Значительной части обучающихся (65%) не испытывают интереса к содержательной стороне профессиональных знаний. Частично это можно объяснить тем, что преподаватели не всегда применяют формы обучения, повышающие активность познавательной работы студентов [4, 5, 6]. Современные требования в образовании ставят перед преподавателями задачу внедрения в учебно-воспитательный процесс форм и методов работы, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, что определяет актуальность содержания данного исследования. Проблемный подход в образовании является одним из методов, способствующих формированию у студентов необходимого уровня профессиональных компетенций. Про­цесс по­зна­ния сту­ден­тов в хо­де решения той или иной проблемы при­бли­жа­ет­ся к по­ис­ко­вой, ис­сле­до­ва­тель­ской дея­тель­но­сти, моделирует практическую работу [7].

         Цель - оценить роль проблемного подхода в обучении в качестве метода повышения мотивации студентов к учебному процессу.

         Задачи исследования:

  1. Проанализировать мотивы учебной деятельности, обеспечивающих познавательную активность студентов.
  2. Разработать метод «динамической истории болезни пациента» как формы педагогической деятельности, обеспечивающей проблемный подход в обучении.
  3. Изучить влияние исследуемого метода педагогической деятельности на степень мотивации студентов к учебному процессу.
  4. Сравнить конечный результат обучения (оценка за промежуточную аттестацию) в экспериментальной группе и группе сравнения.

Материалы и методы исследования

В исследовании участвовали 70 студентов шестого курса лечебного факультета ФГБОУ ВО ЯГМУ. В экспериментальной группе (ЭГ – 36 студента) в качестве проблемного метода обучения использовалось написание «динамичной учебной истории болезни» (ДУИБ). В группе сравнения (ГС – 34 человек) обучение происходило стандартным образом (УМК для студентов шестого курса).

Всем студентам было предложено в произвольной форме написать свою автобиографию, после чего подчеркнуть основные моменты, которые, по их мнению, влияют на процесс обучения. Определяющими критериями с точки зрения студентов являлись следующие: возраст, наличие довузовского медицинского образования, «семья-дети», работа в свободное от учебы время. Данные критерии были учтены при описании участников исследования. Обе группы студентов были сопоставимы по сравниваемым параметрам, достоверных различий выявлено не было (p>0,05). Характеристика участников приведена в табл. 1.

Таблица 1. Характеристика участников исследования

Показатели

ЭГ

ГС

Абсолютные/средние значения

%

Абсолютные/средние значения

%

Количество

(n=70)

36

100

34

100

Пол

м

16

44,4

16

47

ж

20

55,5

18

53

Возраст

23,1±0,5

 

22,8±0,7

 

Средний бал по зачетной книжке

3,7±0,8

 

3,9±0,67

 

Семья-дети

4

11,1

3

8,8

Довузовское образование

7

19,4

6

17,6

Работа

7

19,4

6

17,6

Оценка степени мотивации к учебному процессу производилась на основе методики для диагностики учебной мотивации студентов (А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой).  Для оценки мотивов учебной деятельности применялась пятибалльная система по значимости для студентов: 1 балл - минимальная значимость мотива, 5 баллов – максимальная. Вопросы теста объединены в семь шкал, отражающие коммуникативные мотивы, мотивы избегания, мотивы престижа, профессиональные, социальные мотивы, учебно-познавательные мотивы, а также мотивы творческой самореализации. При обработке результатов тестирования подсчитывался средний показатель по каждой шкале опросника.

В качестве конечной контрольной точки исследования была принята пятибальная оценка за промежуточную аттестацию по дисциплине.

Практические занятия в обеих группах исследования строились по типичному плану: вводная часть и контроль исходных знаний; основная часть, включающая разбор теоретического материала по теме занятия с использованием методов активного диалога, «кейс стади», ситуационных задач; практическая часть самостоятельной работы студентов заключалась в курации пациентов терапевтического отделения; и заключительная часть с подведением итогов занятия.

В качестве экспериментального метода проблемного обучения для самостоятельной работы студентов была предложена «динамическая учебная история болезни» (ДУИБ), представляющая собой пустой шаблон истории болезни стационарного больного. Студентам предлагалось по мере курации пациента ежедневно заполнять ДУИБ. Задачи студентов экспериментальной группы во время самостоятельной работы (курации) заключались в следующем:

1 день – опрос, сбор анамнеза заболевания и жизни, осмотр, формулировка предварительного диагноза, установление плана обследования пациента. После практической части работы у постели больного студенты, заполняли лист приема пациента и лист назначений.  Лист приема пациентов отражал данные опроса, анамнеза и объективный статус пациента, заканчивался формулировкой предварительного диагноза (основной, осложнения, сопутствующий). В листе назначений студенты указывали необходимые для уточнения предварительного диагноза методы лабораторной и инструментальной диагностики, а также выписывались лекарственные препараты для перорального и парентерального приема в соответствующей рецептурной форме на латинском языке.

Второй и последующие дни – самостоятельная работа студентов заключалась в ежедневной курации пациента и работе с ДУИБ, в которой, опираясь на полученные результаты исследования (заранее внесенные в историю преподавателем), студенты уточняли и обосновывали окончательный диагноз, назначали дополнительные методы исследования, корректировали ход лечения в зависимости от состояния пациента.

Задачи преподавателя при использовании ДУИБ заключались в ежедневном контроле работы студентов с пациентом и шаблоном истории болезни, обеспечение данными исследований, назначенных студентами, регулировании рецептурных назначений по конкретной патологии (например, оставляя записи дежурных врачей).

В ГС самостоятельная работа студентов заключалась в курации пациента с одномоментным докладом клинического случая.

Статистические исследования

Статистическая обработка результатов исследования проводилась на PC Pentium IY при помощи программного обеспечения, включающего электронные таблицы Excel 7.00, пакеты статистических программ Primer of Biostatistics (Version 4.03, Copyright 1998, McGraw Hill) и Statistica (Version 6.0, Copyright 2001, Stat Soft, Inc). Вычислялись среднее и их различия по Стьюденту. Из непараметрических методов использовался критерий Крускала-Уолиса и Уилкоксона. Анализ зависимостей проводился методом Пирсена. За уровень достоверности принималось значение p<0,05.

Результаты исследования

Исходно обе группы студентов были сопоставимы друг с другом по степени мотивации к учебному процессу. При этом преобладали коммуникативные мотивы и мотивы избегании: в ЭГ - 4,2 и 4,1 баллов, соответственно; в ГС 4,0 и 4,2 баллов, соответственно. Полученные данные были достоверно выше (p<0,05) по сравнению с показателями шкалам «мотивами престижа, творческой самореализации, профессиональными и учебно-познавательными  мотивами».

В конце обучения при повторном тестировании наибольшие изменения наблюдались в экспериментальной группе по шкалам теста «Мотивы престижа», «Профессиональные мотивы», «Мотивы творческой самореализации», «Учебно-познавательные мотивы». Динамики показателей по шкалам «Коммуникативные мотивы», «Мотивы избегания», «Социальные мотивы» в ходе исследования не было выявлено. Динамика данных шкалы «Мотивы престижа» отражена в таблице 2.

Таблица 2. Динамика данных шкалы «Мотивы престижа» в ходе обучения

Группы

Исходно

Повторно

%

ЭГ

3,0±0,43

3,63±0,8

+17,4

p<0,05

ГС

2,9±0,41

3,17±0,52

+8,6

p<0,05

В ходе эксперимента баллы по шкале «Мотивы престижа» возросли в экспериментальной группе - на 17,4 %, в группе сравнения – на 8,6%, по сравнению с исходными значениями.

Баллы по шкале «Профессиональные мотивы» достоверно увеличились только в экспериментальной группе, а именно на 14,2%. Динамика данных шкалы «Профессиональные мотивы» в ходе обучения представлена в таблице 3.

Таблица 3. Динамика данных шкалы «Профессиональные Мотивы» в ходе обучения

Группы обучения

Исходно

Повторно

%

ЭГ

3,09±0,4

3,6±0,6

+14,2

p<0,05

ГС

3,16±0,37

3,25±0,4

+2,8

p>0,05

При повторном тестировании данные по шкале «Мотивы творческой самореализации» увеличились на 20,3% и 4,7% в экспериментальной группе и группе сравнения, соответственно (p<0,05). Разница в группах составила 15,6% (p<0,05). Динамика данных шкалы «Мотивы творческой самореализации» в ходе обучения представлена в таблице 4.

Таблица 4. Динамика данных шкалы «Мотивы творческой самореализации» в ходе обучения

Группы обучения

Исходно

Повторно

%

ЭГ

2,9±0,5

3,64±0,9

+20,3

p<0,05

ГС

3,05±0,58

3,2±0,8

+4,7

p<0,05

Наиболее выраженные изменения в экспериментальной группе наблюдались по шкале «учебно-познавательные мотивы». В экспериментальной группе показатели возросли на 24,8% (p<0,05), что на 14,9% больше, чем в группе сравнения. Динамика данных шкалы «Учебно-познавательные мотивы» в ходе обучения представлена в таблице 5.

Таблица 5. Динамика данных шкалы «Учебно-познавательные Мотивы» в ходе обучения

Группы обучения

Исходно

Повторно

%

ЭГ

3,06±0,4

4,07±0,8

+24,8

p<0,05

ГС

2,91±0,41

3,23±0,6

+9,9

p<0,05

В качестве конечной контрольной точки исследования была принята оценка за промежуточную аттестацию. Баллы полученные в результате промежуточной аттестации по дисциплине были на 16,5% (p<0,05) выше в экспериментальной группе (3,95±0,9), чем в группе сравнения (3,3±0,6).

В ходе исследования были выявлены корреляции данных тестирования степени мотивации студентов и оценкой за промежуточную аттестацию.

В экспериментальной группе были выявлены положительные корреляции степени мотивации студентов по шкале «Учебно-познавательные мотивы» и оценки за аттестацию (r = 0,89, p<0,05); данных шкалы «Профессиональные мотивы» и оценки за аттестацию (r = 0,74, p<0,05). В группе сравнения наблюдалась корреляция степени мотивации студентов по шкале «Учебно-познавательные мотивы» и оценки за промежуточную аттестацию (r=0,69, p<0,05).

Следовательно, в экспериментальной группе значительно возрос интерес к учебе, познавательная активность и самостоятельность студентов, что подтверждается результатами контрольного тестирования и результатами промежуточной аттестации по дисциплине.

Обсуждение

Система образования направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций. Профессиональные компетенции представляют собой не просто сумму знаний и умений, а большей степени характеризуют способность и готовность личности к работе, которая основана на знаниях и опыте, приобретенных благодаря обучению.

Развитие способности личности к обучению реализуется в творческой самостоятельной работе студентов, специально организуемой преподавателем в процессе обучения. Педагог должен применять способы стимулирования познавательной активности учащихся, обеспечивающие продуктивное мышление.  Создание проблемных ситуаций, которые составляют необходимую закономерность творческого мышления, является одним из таких методов. При первичном тестировании студентов в ходе эксперимента было выявлено, что степень мотивации и познавательной активности студентов в основном зависит от коммуникабельности, социальных мотивов, стремления избежать неудовлетворительных оценок.

В системе медицинского образования связь теории и практики происходит на практическом занятии со студентами. Именно на практическом занятии студенты имеют наибольший контакт с преподавателем и сталкиваются с реальной врачебной деятельностью. Целями практического занятия являются не только закрепление теоретических знаний, но и поэтапное формирование умений и навыков в условиях максимально приближенных к реальным функциональным обязанностям будущих специалистов.

Задача педагога побуждать учащихся высказать свои предположения, делать обобщения, давать объяснения фактам, явлениям при создании проблемных ситуаций. Страх ошибки сковывает инициативу студента, приводит к отсутствию творческого подхода и клинического мышления будущих специалистов. В качестве метода проблемного обучения в экспериментальной группе студентов применялась «динамическая учебная история болезни». Благодаря данному методу студент ежедневно самостоятельно определял стоящие перед ним задачи (диагностические, лечебные, профилактические, реабилитационные, деонтологические), находил решение проблемы, искал возможные выходы из конкретных ситуаций. При использовании данного метода работа студента не носила однократный характер, как при решении ситуационных задач в учебной комнате, а представляла собой цепочку взаимосвязанных проблемных ситуаций, обеспечивающих длительную заинтересованность студента в лечебном процессе, поддерживая на высоком уровне его познавательную активность.

При использовании «динамической учебной истории болезни» студенты получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что нет однозначных решений, что каждый из них имеет полное право отстаивать свое мнение.

По результатам повторного тестирования, было выявлено, что у студентов экспериментальной группы существенно повысилась познавательная деятельность, увеличилась степень творческой самореализации, возросла внутренняя мотивация к познанию, повысился  профессиональный интерес к будущей деятельности врача.

Результаты исследования позволяют утверждать, что при использовании на занятиях подобного метода практической работы студентов, как системы проблемных ситуаций, учащимся доступен более высокий уровень познавательной деятельности, который, прежде всего, обеспечивает глубину и осознанность усвоения знаний.

Заключение

В настоящее время крайне наблюдается тенденция к снижению познавательных мотивов студентов. Предлагаемый способ проблемного обучения требует значительных изменений в организации учебного процесса и в представлении учебного материала. Пре­по­да­ва­те­лю не­об­хо­ди­мо вы­де­лить про­блем­ную си­туа­цию, по­доб­рать ар­гу­мен­ты и контр­ар­гу­мен­ты, вы­де­лить ори­ен­ти­ры по­ис­ка, «спро­ек­ти­ро­вать» воз­мож­ные вра­чеб­ные ошиб­ки и уметь ис­поль­зо­вать диа­ло­го­вое об­ще­ние. При этом главная задача преподавателя – до­ве­рить сту­ден­ту са­мо­стоя­тель­ный по­иск пу­ти «от­кры­тия».

Выводы

  1. Исходно при анализе мотивов учебной деятельности студентов, было выявлено статистически значимое (p<0,05) преобладание коммуникативных мотивов и мотивов избегания. Мотивы престижа, творческой самореализации, профессиональные и учебно-познавательные мотивы в меньшей степени обуславливали заинтересованность студентов учебным процессом.
  2. При использовании «динамической учебной истории болезни» степень мотивации студентов в экспериментальной группе возросла на 21% по шкале «Мотивы престижа», на 14,2% по шкале «Профессиональные мотивы», на 20,3% по шкале «Мотивы творческой самореализации» и на 24,8% по шкале «Учебно-познавательные мотивы», по сравнению с исходными значениями.
  3. Применение «динамической учебной истории болезни» в экспериментальной группе студентов определило более высокие отметки за аттестацию по дисциплине по сравнению с группой сравнения; о чем также свидетельствуют выявленные корреляции в экспериментальной группе, а именно степени мотивации по шкале «Учебно-познавательные мотивы» и оценки за аттестацию (r = 0,89; p<0,05);  а также корреляции по шкале «Профессиональные мотивы» и оценки за аттестацию (r = 0,74; p<0,05).

 


Список литературы

1. Винокур В.А. Психологические аспекты формирования проблемно-ориентированного подхода в медицинском образовании//Медицинская психология в России. 2019. T. 11. № 2. C. 4. Vinokur V.A. Psychological aspects of the formation of a problem-oriented approach in medical education//Medical psychology in Russia. 2019. V. 11. No. 2. P. 4.
2. Лопанова Е.В., Судакова А.Н. Подготовка компетентного специалиста средствами проблемно-ориентированного обучения в практике медицинского образования//Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. C. 126-130. Lopanova E.V., Sudakova A.N. Training of a competent specialist by means of problem-based learning in the practice of medical education//Modern problems of science and education. 2016. No. 6. P 126-130.
3. Применение проблемно-ориентированного обучения в медицинском вузе / Г.С. Габдуллина [и др.] // Биология и интегративная медицина. 2021. Т. 47. № S 1. С. 34–40. The use of problem-based learning in medical school / G.S. Gabdullina [et al.] // Biology and Integrative Medicine. 2021. V. 47. No. S 1. P. 34–40.
4. Хурсанова, Д. Х. Структура проблемного обучения студентов в медицинских вузах//Молодой ученый. 2017. № 8 (142). С. 374-376. Khursanova, D. Kh. The structure of problem-based education of students in medical universities//Young scientist. 2017. No. 8 (142). P. 374-376.
5. Хамчиев К.М. Опыт внедрения проблемно-ориентированного обучения в медицинском вузе//Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 7. С. 129-131. Khamchiev K.M. Experience in implementing problem-based learning in a medical school//International Journal of Experimental Education. 2015. No. 7. P. 129-131
6. Климчук В.А. Тренинг внутренней мотивации. СПб.: Речь, 2005. 76 c. Klimchuk V.A. Intrinsic motivation training. St. Petersburg: Rech, 2005. 76 p.
7. Педагогический словарь-справочник: учеб. пособие для студентов, магистрантов, аспирантов и педагогов / под ред. А. И. Воротникова, Т. Л. Кремнева. Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2017. 73 с. Pedagogical dictionary-reference book: textbook. manual for students, undergraduates, graduate students and teachers / ed. A. I. Vorotnikova, T. L. Kremneva. Moscow, Berlin: Direct-Media, 2017. 73 p.

Расскажите о нас своим друзьям: