Коррекционная психология | Мир педагогики и психологии №03 (80) Март 2023

УДК 376

Дата публикации 22.03.2023

Аспекты логопедической работы по восстановлению чтения при сенсорной афазии

Черкасова Мария Александровна
Студент, Смоленский Государственный Университет, РФ, г. Смоленск, paxtecum16@yandex.ru

Аннотация: В публикации представлены результаты изучения состояния читательского навыка у больного с сенсорной афазией, составлены и апробированы методики восстановления чтения. Специфика работы определяется характером нарушения речи, динамикой комплексного восстановления больного и личностными особенностями больного.
Ключевые слова: чтение, речь, сенсорная афазия, восстановления чтения, понимание речи, обследование.

Aspects of speech therapy work to restore reading in sensory aphasia

Cherkasova Maria Alexandrovna
Student, Smolensk State University, Russian Federation, Smolensk

Abstract: The publication presents the results of studying the state of reading skills in a patient with sensory aphasia, compiled and tested methods for restoring reading. The specifics of the work are determined by the nature of the speech disorder, the dynamics of the complex recovery of the patient and the personality of the patient.
Keywords: reading, speech, sensory aphasia, reading recovery, speech comprehension, examination.

Правильная ссылка на статью
Черкасова М.А. Аспекты логопедической работы по восстановлению чтения при сенсорной афазии // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 03 (80). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/aspekty-logopedicheskoj-raboty-po-vosstanovleniyu-chteniya-pri-sensornoj-afazii.html (Дата обращения: 22.03.2023)

Трудности чтения являются общим признаком афазии, включая проблемы с устным чтением и пониманием прочитанного, а также снижение скорости чтения. Чтение необходимо для широкого спектра социальных, коммуникативных и развлекательных аспектов жизни человека. При этом трудности с чтением ограничивают участие и потенциально влияют на общее качество жизни. Поэтому часто люди, столкнувшиеся с афазией, мотивированы восстановить навык чтения, признавая важность чтения в повседневной жизни.

Иногда человек с сенсорной афазией, который достигает определенного уровня развития речевых навыков при афазии, разочаровывается в чтении и отказывается уделять ему чрезмерное внимание. С другой стороны есть примеры, доказывающие, что, несмотря на чрезвычайно плохую обработку письменных материалов в обычных клинических тестах, возможно вести богатую, интересную литературную жизнь. Пожалуй, лучшим примером здесь служит история Джона Хейла, чья афазия красноречиво описана его женой Шейлой [9, с.5]. Джон был известным историком эпохи Возрождения, писателем и лектором, который перенес тяжелый инсульт, приведший к афазии. Он больше не мог говорить, и его чтение значительно ухудшилось. Он не понимал отдельных слов в простых письменных заданиях на сопоставление слов с объектами и коротких «детских» рассказах — заданиях, обычно используемых в клинических условиях. Однако он разбирался в своих академических журналах. Шейла Хейл пишет: «Я могу сказать это, потому что он отмечает их в тех местах, которые кажутся подходящими, и отвечает на вопросы о них, указывая на соответствующие отрывки» [9, с.47]. Позже, во время выздоровления, он также сохранил свою любовь к книгам, записавшись в библиотеку, связавшись с местным книготорговцем, чтобы купить книги, и читая для удовольствия.

По-прежнему работа с афазией вызывает трудности и бывает мало доступна прогнозированию. В том числе и восстановление письменной речи. Но большое число людей перенесших инсульт или ЧМТ указывает на необходимость изучения этого вопроса.

 Данная статья посвящена определению психолого-педагогические условия успешного восстановления чтения у взрослого с сенсорной афазией и экспериментальному обоснованию их эффективность. Работа проводилась с пациентом с сенсорным видом афазии [3, с.145].

Кратко данную форму афазии можно охарактеризовать, как грубое нарушение понимания речи. Центральным симптомом этой формы афазии, является нарушение фонематического слуха, распад способности к акустическому анализу фонем [речевых звуков], каждая из которых имеет смыслоразличительную функцию. Расстройства фонематического слуха, обусловливают грубые нарушения понимания речи. Появляется «феномен отчуждения смысла слов», который характеризуется «отделением» звуковой оболочки слова от ее предметной соотнесенности. Пациент слышит слово, но не понимает его смысла. Звуки речи теряют для пациента свое стабильное звучание, и каждый раз воспринимаются искаженно, смешиваются между собой.

Больные теряют возможность дифференцировать звуки речи (фонемы) и слова. Разные слова звучат для больных одинаково, а одни и те же могут звучать по-разному. Часто нарушается возможность повторения слов и не всегда доступно понимание даже правильно повторенного слова. Смысл слов теряется для больного [2, с.8].

В результате в собственной речи пациентов, отмечается малопродуктивное многословие, состоящее из набора несвязанных между собой элементов речи или их частей. Собственная речь становится бессвязной. Отмечаются вербальные и литеральные парафазии, эхолалии, аграмматизмы, искажения звуковой структуры слов. Нередко в такой дезорганизованной речи встречаются правильно произносимые слова, короткие фразы, однако это происходит спонтанно, без осознания со стороны говорящего. Пациенты с сенсорной афазией очень эмоциональны. Они много и непродуктивно говорят, жестикулируют, а при восприятии обращенной к ним речи опираются на мимику, жесты и интонацию собеседника. Нужно отметить, что когда контекст беседы им понятен, качество собственной (экспрессивной) речи улучшается.

И, наоборот, при утомлении симптомы сенсорной афазии усиливаются, качество понимания речи, а также собственная речь ухудшаются. Автоматизированная речь, повторение, называние отдельных слов грубо нарушены. Чтение как функция достаточно сохранна, нередко чтение можно использовать в ходе восстановительного обучения. Письмо и счет нарушены.

На первом этапе целью было определение степени сформированности навыка чтения у людей с акустико-гностической сенсорной афазии.

В соответствии с целью решались следующие задачи:

  1. выявить наличие признаков алексии и состояние навыка чтения в целом у людей с акустико-гностической сенсорной афазии;
  2. проанализировать перспективы в работе по восстановлению навыка чтения у людей с акустико-гностической сенсорной афазии;

В эксперименте была использована методика Смирновой И.А. для обследования способности к чтению и письму [7]

  1. Данная методика используется для диагностики дислексии, дисграфии. Обследование не требует специального оборудования, помимо демонстрационного материала и занимает 10-15 минут, если фокусировать внимание исключительно на вопросах формирования навыка чтения. Часть методики посвящена проблеме дисграфии, но в данном исследование она не входит в сферу исследования. В ходе диагностики фиксируются промежуточные результаты с помощью системы штрафных балов (полный и правильный ответ – 0 баллов; частично правильный – 2 балла; более 2 ошибок – 3 балла) и дополнительных пометок, отражающих специфику работы поциента.

При обследовании суммируются оценки за 18 тестов.

Анализ результатов показал, что обследуемый испытывает различные трудности при выполнении заданий.

При выполнении заданий на дифференциацию сходных изображений обследуемый И. с трудом определял фигуры по частичному изображению. Даже если фигура была изображена целиком и узнаваема, И. не всегда мог точно ее назвать, использую при этом ассоциативные связи. Например, рисунок снежинки он называл словом «холодно». В полной мере сформированы представления о зрительном образе печатных букв, но при этом возникли трудности в случаях, когда изображения букв наслаиваются друг на друга или они изображены фрагментарно.

При выполнении заданий на пространственную ориентировку на листе бумаги не возникли трудности с пониманием инструкции или с правильным указанием объекта. Но часть задания, где надо назвать пространственные характеристики объекта, оказалась не выполнена. В ходи анализа результатов большие трудности вызывает несоответствие между пониманием речи у обследуемого и тем, насколько он способен сам использовать речь. Если в задании нужно правильно указать объекты и их характеристики по словам логопеда, то такая работа выполняется успешно. Если же обследуемому нужно самому ответить на вопрос к заданию, то чаще всего его ответы ассоциативны: изображение мяча - «играть», машина – «колесо», различные домашние животные – «кошка» или «собака».

Таблица 1. Результаты выполнения диагностических заданий (по методике обследования способности к чтению и письму Смирновой Е.А)

 

И.

1.Способность к узнаванию цветных предметных изображений

7

2.Способность к узнаванию контурных изображений

5

3. Способность оперировать зрительными образам

4

4. Способность к узнаванию изображений в усложненных условиях (пробы Поппельрейтера)

4

5.Зависимость зрительного гнозиса от размера изображения. Устойчивость и переключаемость зрительного внимания. Дифференциация сходных изображений Целостность восприятия.

6

6. Распределение внимания.

1

7.Различение геометрических форм. Зрительный анализ изображения с различением геометрических форм.

2

8. Дифференциация величины предметов и способность к рядообразованию.

0

9.Пространственная ориентировка на листе бумаги

3

10.Временные представления.

0

11. Знание печатных букв.

0

12.Прочность знания печатных букв. Обобщенность зрительного восприятия букв.

0

13. Дифференциация сходных печатных букв.

0

14.Узнавание печатных букв в усложненных условиях зрительного восприятия

2

15.Дифференциация прямого и зеркального изображений печатных букв.

1

16. Техника чтения и понимание читаемого. Характер ошибок при чтении.

1

17.Понимание читаемого

4

18.Наличие смысловой догадки при чтении

6

Сумма баллов

46

Несмотря на высокий уровень понимания речи, активный словарный запас и сам навык чтения, правильным ответ все-таки считается только в случае его полного соответствия заданию. Ответы, которые имели бы ассоциативную связь с вопросом или бы примерно отражали контекст, засчитываются как неправильные.

Как мы видим, большинство заданий вызвали трудности. Успешно выполнены задания, в которых не задействован навык смыслового чтения: способность к рядообразованию, знание и дифференциация печатных букв (кроме случая их фрагментарного изображения), временные представления. Присутствует закрепление понятий в повторяющихся заданиях. Так, например, в первом задании все объекты имели приблизительные ассоциативные наименования: «играть», «плавает». В следующих заданиях используются изображения тех же предметов, и постепенно точных названий становится больше.

Результаты в таблице показывают, что наибольшие затруднения вызывает работа со смыслом предложений и текстов. Одновременно с этим ошибок при самом процессе чтения немного, в основном они интонационные (паузы, акценты на знаках препинания, ударения) сам навык чтения сформирован вполне устойчиво с беглым чтением слов. При смысловых вопросах к прочитанному тексту ни один ответ не был полным и точным: «О ком рассказывается? Кто герои?» - «Волк» (не волчица); «Почему зайца не поймали» - «Убежал». Ответы практически односложные, развернутых пояснений нет. Задание, где нужно указать соответствие между короткой фразой и иллюстрацией, выполнено верно, но тоже с комментированием на уровне ассоциаций: «Мы поедем в деревню на поезде» - «Чемодан», «Скоро Новый Год» - «Снег».

Можно выделить отдельно сложности, связанные с выбором иллюстраций из похожих между собой вариантов. Так, например, около коротких фраз используются две зимних иллюстрации, и хотя ответ был дан верно, был момент неуверенности. К тексту про попугая нужно было выбрать иллюстрацию, которая бы совпадала с сюжетом. На всех трех вариантах присутствуют детали, относящиеся к тексту (мальчик, звонок, попугай), и, видимо, этого совпадения достаточно для принятия решения, несмотря на отступление от сюжета истории.

Задание на смысловую загадку часто оценивается как наиболее сложное. При его выполнении правильно были прочитаны два предложения: «По небу плыли облака» и «Толя закрыл глаза». Видимо именно эти конструкции оказались наиболее устойчивыми. Во всех остальных случаях возникли трудности.

Таким образом, применение методики выявления степени сформированности навыка чтения у людей с акустико-гностической сенсорной афазии (по методике обследования способности к чтению и письму Смирновой Е.А.), позволило выявить широкий спектр затруднений, которые сопровождают процесс чтения у людей с сенсорной афазией. Ошибки возникли в связи с узнаванием печатных букв в усложненных условиях зрительного восприятия (искаженное и фрагментарное изображение), ответы к смысловым вопросам текста неполные, пересказ отсутствует, выбор иллюстрации из похожих вариантов не отражает сюжета текста, хотя и совпадает по некоторым деталям с общим контекстом.

На следующем этапе работы были разработаны и апробированы занятия по восстановлению чтения у взрослого человека с афазией.

Занятия проводились дважды в неделю по 30 минут и содержали в себе коррекционно-развивающие упражнения, упражнения для улучшения слогового чтения и задания по работе с текстом.

Занятия велись в четкой последовательности с сохранением структуры: в начале урока несколько заданий на слоговое чтение, потом упражнения на восстановление функции называния с применением графических приемов, в середине урока коррекционно-развивающие упражнения на развитие ВПФ, в конце урока работа с текстом и ответы на вопросы к нему. Использование коррекционных заданий, направленных на развитие внимания и мышления, объясняется с одной стороны тем, что такая задача является актуальной для людей с сенсорной афазией. С другой стороны это обеспечивает незначительную смену деятельности, так как процесс чтения в таком концентрированном виде очень трудозатратен. Причем большая часть ресурса задействована не на процесс чтения (хоть он и требует абсолютного внимания), а именно на сам процесс узнавания и называния.

 Такой подход помогает систематически, целенаправленно и организованно осуществлять восстановление чтения у взрослого с сенсорной афазией. Было проведено 12 таких занятий.

В качестве обучающих материалов использовались пособия по чтению, ориентированные на детей (Алифанова Е.А., Егорова Н.Е [1], Дмитриева В.Г.[8]) и пособия, специально составленные для работы с сенсорной афазией (Клепацкая Л.Б.[4], Кошелева Н.В. [5], Румова Г.А.[6]).

На занятиях использовались задания, связанные с такими понятиями, как антонимы и синонимы (без актуализации самих терминов), обобщающее значение слова, синонимические близкие слова, так же использовалась наглядность.

Все упражнения выполнялись в устной форме, поэтому помимо основной цели – восстановление навыка чтения, – решались задачи, направленные на активизацию пассивного словарного запаса, на развитие связной речи, умение формулировать свои мысли и излагать их полным и грамотным ответом.

С наибольшей охотой и заинтересованностью больной с сенсорной афазией подходил к заданиям, в которых требовалось с помощью графических средств (стрелок, овалов, цепочек) установить соответствие между словами и рисунками. Задания такого рода выполнялись практически без ошибок, что связано с высокой степенью понимания речи и трудностями в назывании.

После того как были проведены запланированные и подготовленные занятия по восстановлению чтения у больного с сенсорной афазией, на контрольном этапе практического исследования нами была проведена диагностика, целью которой являлось установление уровня развития чтения.

На данном этапе использовались те же диагностические задания, что и на констатирующем этапе исследования, что позволило сделать сравнительные выводы и оценить результативность использованных занятий. Сравнивая результаты выполнения заданий в этот раз и в прошлый, можно наглядно увидеть, что даже за такой небольшой промежуток времени ситуация существенно изменилась.

Результат проделанной работы мы так же можем представить в виде таблицы. Почти все показатели, связанные с выполнением задания и определяющие уровень развития чтения, стали лучше. Особенно успешнее выполнялась работа, связанная с называнием и пониманием читаемого. Ситуация со смысловой догадкой по-прежнему слабее других, но и тут тоже есть положительная динамика.

При выполнении первых заданий все же часто встречается называние предмета по ассоциации. Но даже тут можно отметить, что ассоциативная связь становится сложнее. Так например «мяч» уже не просто «играть», а «играть в футбол».

Практически полностью исчезли ошибки, связанные с называнием букв, в том числе и в различных усложненных вариантах. Только один раз возникла путаница между буквами Б и Ь.

 Таблица 2. Результаты выполнения диагностических заданий (по методике обследования способности к чтению и письму Смирновой Е.А)

 

И.

1.Способность к узнаванию цветных предметных изображений

4

2.Способность к узнаванию контурных изображений

3

3. Способность оперировать зрительными образам

3

4. Способность к узнаванию изображений в усложненных условиях (пробы Поппельрейтера)

3

5.Зависимость зрительного гнозиса от размера изображения. Устойчивость и переключаемость зрительного внимания. Дифференциация сходных изображений Целостность восприятия.

4

6. Распределение внимания.

1

7.Различение геометрических форм. Зрительный анализ изображения с различением геометрических форм.

2

8. Дифференциация величины предметов и способность к рядообразованию.

0

9.Пространственная ориентировка на листе бумаги

2

10.Временные представления.

0

11. Знание печатных букв.

0

12.Прочность знания печатных букв. Обобщенность зрительного восприятия букв.

0

13. Дифференциация сходных печатных букв.

0

14.Узнавание печатных букв в усложненных условиях зрительного восприятия

0

15.Дифференциация прямого и зеркального изображений печатных букв.

1

16. Техника чтения и понимание читаемого. Характер ошибок при чтении.

1

17.Понимание читаемого

2

18.Наличие смысловой догадки при чтении

5

Сумма баллов

31

Понимание прочитанного улучшилось, но это более заметно на коротких фразах и текстах. В случае, где нужно установить соответствие между фразой и иллюстрацией, ошибок нет вообще. В первый раз после прочтения короткого текста про волчицу и зайца не был дан правильный ответ ни один вопрос к тексту. Теперь же на два вопроса был дан точный ответ по содержанию. На остальные вопросы ответы были не точными и скорее строились на ассоциациях к контексту. Так например, на вопрос «Что остановило волчицу?» ответ был «Мужик». В рассказе речь идет о животных и никакие люди там не упоминаются. Но есть момент, когда волчица боится фар автомобиля, соответственно в машине есть водитель, и именно он мешает волчице достичь успеха на охоте.

Анализ и сравнение полученных по итогам контрольного этапа данных, позволяет нам убедиться в том, что результат контрольного этапа связан с деятельностью в рамках формирующего эксперимента. Материалы для коррекционных занятий подбирались с учетом наиболее проблемных мест в работе с чтением. По итогу серии занятий те самые упражнения, которые вызывали стойкие затруднения, выполнялись успешнее. Не смотря на наличие ошибок, итоговый бал указывает на видимое улучшение навыка чтения. Это наблюдение позволяет утверждать действенность и эффективность проведённых нами занятия с целью восстановления чтения у больного с сенсорной афазией.

Таким образом, завершив опытно-практическое исследование, мы видим изменения в развитии чтения у взрослого с сенсорной афазией, основанные на систематическом проведении специальных занятий, направленных на усовершенствования называния, понимания прочитанного и смысловую догадку. В ходе занятий проводилась работа по активизации пассивного словаря, расширялось и уточнялось представление о значении слов, об образе букв, улучшился навык чтения и усовершенствовалось понимание читаемого с помощью графических и наглядных средств.

Анализируя результаты, можно наблюдать положительную динамику в процессе восстановления чтения у взрослого человека с сенсорной афазией.

Вопрос восстановления чтения у людей с сенсорной афазией нуждается в дальнейшем изучении и в поиске практических эффективных средств, помогающих преодолевать с учетом клинической картины и индивидуальных психологических и эмоциональных качеств человека с сенсорной афазией.

 


Список литературы

1. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Развитие правильности и осознаниости чтения: Рабочая тетрадь. М.: Книголюб, 2006. 32 с.
2. Бейн Э.С., Герценштейн Э.Н., пособие по восстановлению речи у больных с афазией. М.: МЕДГИЗ, 1962. 335 c.
3. Визель Т.Г. Вариативность форм афазии. Монография. Барнаул: АлтГПУ, 2015. 271 с.
4. Восстановление речи после инсульта. Комплекс упражнений для восстановления речи (средняя и лёгкая форма афазии) / Л. Б. Клепацкая. — Москва : Изд-во В. Секачев, 2018. 188 с.
5. Кошелева Н.В. Тематические лексико-грамматические упражнения для восстановления речи у больных с афазией. М.: Астрель, 2006. 207 с.
6. Румова Г.А. Я вновь читаю и говорю: Сборник рассказов для восстановления и развития речи по рисункам X. Бидструпа. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. 100 с.
7. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования способности к чтению и письму: Наглядно-методическое пособие. М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, ИД Карапуз, ТЦ Сфера, 2006. 60 с, ил.
8. Тренажер по чтению / сост. Дмитриева В.Г. М.: АСТ, 2014. 32 с.
9. Шейла Хейл. Человек, потерявший язык: случай афазии. Penguin, 2003. 305 с.

Расскажите о нас своим друзьям: