Социальная психология | Мир педагогики и психологии №12 (89) Декабрь 2023
УДК 159.99
Дата публикации 31.12.2023
Отношение к материнству первородящих женщин
Улыбышева Анастасия Максимовна
студентка 4 курса факультета клинической психологии, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П.Павлова
Котлярова Марина Николаевна
к. психол. н., доцент кафедры общей и специальной психологии с курсом педагогики, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П.Павлова
Аннотация: В статье дан анализ некоторых аспектов материнства: психологической готовности женщин к роли матери, включая их общую личностную зрелость, способность создавать эффективные отношения с детьми, мотивацию к рождению и воспитанию, наличие необходимых знаний и навыков для успешной реализации материнской роли. Авторами данной статьи было проведено исследование на базе ГБУ РО Женская консультация № 1, состоящие из двух этапов, где рассматривалось отношение к материнству женщин, родивших естественным путем и женщин, родивших путем кесарева сечения. В результате авторами обнаружены изменения отношения к материнству у женщин обеих групп, как до, так и после родов. В частности, изменился психологический компонент гестационной доминанты, а также наблюдались значительные изменения ценностно-смысловой сферы. Результаты данного исследования могут быть активно применены в таких сферах практики, как индивидуальное консультирование женщин, психологическое сопровождение как на этапах беременности, так и в послеродовом периоде.
Ключевые слова: материнство, беременность, представления о материнстве, кесарево сечение, естественные роды
4th year student of the Faculty of Clinical Psychology, Pavlov Ryazan State Medical University
Associate professor at the Department of the Faculty of Clinical Psychology, Pavlov Ryazan State Medical University
Abstract: The article analyzes some aspects of motherhood: women's psychological readiness for the role of mother, including their general personal maturity, the ability to create effective relationships with children, motivation for birth and upbringing, the availability of necessary knowledge and skills for the successful realization of the maternal role. The authors of this article conducted a study on the basis of GBU RO Women's Consultation No. 1, consisting of two stages, which examined the attitude to motherhood of women who gave birth naturally and women who gave birth by cesarean section. As a result, the authors found changes in the attitude towards motherhood in women of both groups, both before and after childbirth. In particular, the psychological component of the gestational dominant has changed, and significant changes in the value-semantic sphere have also been observed. The results of this study can be actively applied in such areas of practice as individual counseling for women, psychological support both at the stages of pregnancy and
Keywords: motherhood, pregnancy, perceptions of motherhood, caesarean section, natural birth
Улыбышева А.М., Котлярова М.Н. Отношение к материнству первородящих женщин // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 12 (89). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/otnoshenie-k-materinstvu-pervorodyashhikh-zhenshhin.html (Дата обращения: 31.12.2023)
Анализ существующих теоретических исследований позволил выделить две основные позиции, с которых рассматривается материнство: как обеспечение условий для развития ребенка и как часть личностной сферы женщины [9].
Кроме того, выделяются следующие подходы к определению материнства:
Первый подход - культурно-исторический. Учитывая положения данного подхода, материнство - это одна из социальных женских ролей, которая детерминирована общественными нормами, ценностями и установками, влияющими на проявление материнского отношений, даже если потребность быть матерью заложена в женской природе (М. Мид, Э. Бадинтер, И.С. Кон, В.А. Рамих и др.).
Так, М. Мид рассматривает материнство как укоренившийся инстинкт, биологически обусловленный уникальными процессами, а именно, такими как зачатие, беременность, роды и лактация.
Второй подход - природно-биологический. Сторонники данного подхода изучают материнство как «материнский инстинкт», т.е. биологическую предрасположенность женщины к определенным моделям поведения (А. Бандура, Д. Роттер, А. Скиннер, Дж. Боулби, М. Эйнсворт). Материнское поведения, с точки зрения биологического подхода, представляет собой лишь деятельность, направленную на организацию физиологической среды и стимулирование развития ребенка. Рассматриваемый подход охватывает многие области, например, этология, где материнство понимается как поведение, подобное поведению животных, но более сложно организованное и культурно изменчивое. В социобиологическом направлении материнство рассматривается как генетически детерминированная поведенческая стратегия, которая направлена на максимальное распространение гена в популяции. Кроме того, данный подход изучает «родительский вклад»: затраты родительских ресурсов на репродуктивный успех и стабильность вида [8, 9].
По мнению А.И. Захарова (1998), беременность обусловлена инстинктом материнства и ее главной целью является продолжение рода. Автор выделяет следующие факторы, способствующие возникновению и проявлению инстинкта материнства в виде последующей заботы о детях и любви к ним:
1. Прообраз материнства. Выраженность инстинкта у прародителей и родителей.
2. Желание иметь детей, установка на них.
3. Положительный отклик на наступление беременности.
4. Нежность к зарождающейся жизни (первое шевеление плода создает ощущение сопричастности).
5. Чувство жалости и сострадания к ребенку (первый крик новорожденного вызывает чувство радости и желание помочь ребенку).
6. Чувство близости с ребенком (первое прикладывание к груди - опыт, соучастия в жизни ребенка).
7. Эмоциональная отзывчивость матери (улыбка ребенка в ответ на доброжелательное, любящее отношение родителей) [4].
Третий подход – функционально - личностный, анализирующий материнство как одну из составляющих личностной сферы женщины (Г. Г. Филиппова). Г. Г. Филиппова определяет материнство как ту часть личностной сферы женщины, филогенетическая и онтологическая история и направленность которой сосредоточены на задаче зачатия и воспитания детей [8]. В рамках данного подхода рассматриваются установки и ожидания матери, удовлетворенность ролью матери в разных возрастных периодах ребенка, компетентность матери, а также материнские качества, являющиеся наиболее оптимальными для всестороннего развития ребенка. Кроме того, данный подход обращает внимание на влияние материнско-дочерних отношений на успешность материнства дочери, а также изучаются особенности половозрастной и личностной идентификации женщины [8; 10].
Анализ отечественных и зарубежных исследований на тему самосознания [2, 3] и становления материнства как особого этапа в формировании самосознания женщины [5, 7] позволяет выделить в структуре женского самосознания следующие компоненты: самопостижение (когнитивный компонент) и как его итог представления о себе как о матери; самоотношение (эмоционально-оценочный компонент), то есть женщина оценивает то, насколько хорошо она справляется с ролью матери; самореализация (поведенческий компонент), которое мы рассматриваем как процесс организации поведения матери, особенно отношений с ребенком.
Самопостижение у женщин - это процесс постоянного развития представлений о себе как матери, их углубления и расширения. На ранних стадиях это отдельные представления о своем поведении как матери, отношение к выполнению материнских функций. Следующие этапы характеризуются тем, что женщина оперирует с предшествующими знаниями о себе как о матери, приобретенными в разное время в разных ситуациях. Обобщенный образ «Я-мать» включает в себя составляющие «Я-реальное», «Я-идеальное», «будущее Я» и «прошлое Я». В целом, самопостижение включает в себя представления о себе как о матери, о способах взаимодействия с ребенком и об эмоциональном фоне взаимодействия, который формируется в обобщенный «Я-образ».
Самоотношение матери - это ее личное отношение к себе, к тому, что она узнает и понимает о себе. Оно описывает конфликт между представлением женщины о себе в роли матери и о том, какая должна быть идеальная мать. Если возникает несоответствие между этими представлениями, то женщина может изменить свои отношения с ребенком, представления о себе как матери или представления об идеальной матери. Самоотношение напрямую связано с самопознанием, так как оно возникает в процессе познания себя и формирует его специфику и направленность. В дальнейшем процесс самопостежения может сопровождается разнообразными переживаниями, которые будут оказывать влияние на эмоционально-ценностное отношение к себе и на самооценку.
Самореализация - процесс, в ходе которого женщина организует свое поведение, чтобы лучше взаимодействовать с ребенком. Она использует результаты своих личностных преобразований, то есть самопостижения и самоотношения, чтобы лучше понимать своего ребенка. Этот процесс включает в себя эмоциональную составляющую, умение реагировать на поведение и эмоции ребенка, а также выбор стилей, способов взаимодействия и тип детско-родительских отношений.
В нашем исследовании мы опираемся на функционально-личностный подход, теоретическая основа которого была изучена и описана нами ранее. Практическая ценность данного исследования состоит в возможности применения его результатов в индивидуальном консультировании беременных женщин, психологическом сопровождении женщин на разных этапах беременности и в послеродовом периоде.
Цель исследования
Выявить особенности представлений о материнстве первородящих женщин после естественных родов и кесарева сечения.
Гипотеза
Характер родоразрешения является фактором, который способен поменять представления женщины о материнстве.
Методы и методики исследования
Исследование проводилось на базе ГБУ РО Женская консультация № 1 в период с 01.09.2022 – 31.03.2023.
Исследование состояло из нескольких этапов:
На первом этапе женщинам предлагалось пройти тестирование, состоящее из трех методик, с целью изучения представлений о материнстве, и опрос, с помощью которого нами была получена информация о предполагамой дате родов, пути родоразрешения и контактные данные для связи. На данном этапе мы выявили, что все женщины готовились к естественным родам. Выборку составили 52 человека.
На втором этапе, спустя 3 месяца после родов, женщинам было предложено повторное тестирование, состоящее из тех же методик и опрос, по которому мы получили информацию о способе родоразрешения. На данном этапе, часть женщин отказалось проходить повторное тестирование вообще, поэтому наша выборка уменьшилась, а часть женщин отказалась от прохождения рисуночной методики.
Далее мы разделили женщин на две группы и был произведен последующий анализ результатов. Группа женщин, которые готовились к естественным родам и родили данным путем (группа 1). Группа женщин, которые готовились к естественным родам, но по неизвестным нам причинам, родили с помощью кесарева сечения (группа 2).
В итоговом исследовании приняли участие 38 женщин, 19 из которых родили естественным путем и 19 с помощью оперативного вмешательства, т.е. кесаревым сечением.
Нами были использованы следующие методики:
1. С целью выявления особенностей переживания беременности и ситуации материнства, восприятия себя и ребенка, выраженности ценности ребенка был использован рисуночный тест «Я и мой ребенок» Г.Г. Филипповой.
2. С целью выявления осознаваемых и неосознаваемых установок, отношения женщин к семье, межличностных отношений, отношениий между мужчиной и женщиной и самовосприятия была подобрана методика «Незаконченные предложения» Сакса Леви.
3. С целью выявления отношения женщины к себе беременной, отношения женщины в формирующейся системе «мать-дитя» и отношения беременной женщины к окружающим был использован тест отношений беременной– ТОБ И. В. Добрякова.
При обработке и анализе данных были использованы такие математические приемы как: расчет средних значений, расчет критерия t - Стьюдента, расчет критерия φ – Фишера.
Анализ и интерпретация результатов
Далее остановимся на полученных данных.
Результаты по методике «Тест отношения беременной» И. В. Добрякова:
В дородовой период не наблюдается явных различий при сравнение средних показателей по шкалам методики ТОБ в группах 1 и 2. (гист. 1).
После родов в группе 2 преобладает оптимальный тип ПКГД по отношению к группе 1. То есть, женщины, родившие путем кесарева сечения рациональнее и гармоничнее относятся к ситуации материнства. (гист. 2). При сравнении периодов до и после родов во 2 группе наблюдается тенденция к снижению оптимального типа ПКГД после родов. (гист. 4).
По шкале оптимальный тип ПКГД у женщин, группы 1, после родов уровень гармоничности и ответственности понизился. Наблюдается тенденция к повышению гипогестогнозического типа, что свидетельствует о более инфантильном отношении к периоду материнства после родов. (гист. 3).
Гистограммы 1-4. Сравнение до и послеродовых периодов группы женщин естественного родоразрешения и кесарева сечения по методике «Тест отношения беременной» И. В. Добрякова с помощью расчета средних значений
В дородовом периоде у женщин, родивших естественным путем, уровень конфликтности в семье значительно выше, чем у женщин, родивших через кесарево сечение. В рисунках это проявлялось следующим образом: на переднем плане нарисованы предметы, скрывающие части фигур, непропорциональной длины конечности, много второстепенных деталей, а также заменой образа ребенка или себя на растение, животное или символ, перерисовкой отдельных фигур и изолированностью ребенка.
У женщин, родивших естественным путем, после родов преобладает чувство незащищённости, а также недоверие к себе. Проявляются данные признаки непропорциональным изображением конечностей друг другу и туловищу, введением в рисунок третьих лиц, отсутствием рук, ног, а также рисунки, где мать стоит спиной, а ребенок лицом. Однако, стоит отметить, что после родов у женщин данной группы в зону высокой значимости попадает показатель улучшения общения с другими людьми. Трудности общения до родов на рисунках проявлялись слишком коротким, либо недостаточным размером рук, изображением тела как длинного, вытянутого, отсутствием основных деталей лица, а также минимализмом и схематизацией в рисунках, что не наблюдается в рисунках после родов.
В группе женщин, родивших кесаревым сечением, до и после родов не наблюдается значимых различий, однако, можем предположить наличие тенденции к проявлению враждебности и конфликтности в семье после родов. Проследить можем на рисунке в виде изображений нечетких, слабых линий, отсутствием конечностей, наличием третьих лиц на изображении, руки у родителя могут быть раскинуты, либо подняты вверх, вместо глаз пустые глазницы, а также замена образа ребенка или себя, ограничение пространства и рисование в рамке, отсутствие совместной деятельности и контакта с ребенком.
Результаты по методике «Незаконченные предложения», полученные с помощью критерия φ – Фишера показали, что:
До родов женщины 1 группы относятся к себе и смотрят в будущее более рационально и позитивно, нежели чем у женщин 2 группы. (табл. 1). Также стоит отдельно выделить различия по шкале чувство вины, женщины 2 группы значительно выше переживают чувство вины, связанное с различными жизненными ситуациями, чем женщины 1 группы.
Таблица 1. Показатели шкал «Отношение к себе», «Взгляды на будущее», «Чувство вины»
Отношение к себе | ||
| Естественные роды | Кесарево сечение |
| ||
«мне все равно» | 26,32% | 5,26% |
«я против всех» | 5,26% | 15,79% |
«справлюсь сама» | 0% | 26,32% |
| ||
«воспитать ребенка» | 5,26% | 21,05% |
«стать хорошей мамой» | 5,26% | 15,79% |
«быть счастливой» | 21,05% | 0% |
| ||
«люблю кушать» | 15,79% | 0% |
«люблю сладкое» | 21,05% | 5,26% |
| ||
«злюсь» | 15,79% | 0% |
«иду вперед» | 26,32% | 10,53% |
«расстраиваюсь/грущу» | 26,32% | 52,63% |
Взгляды на будущее | ||
| Естественные роды | Кесарево сечение |
| ||
«счастливым» | 0% | 15,79% |
«прекрасным» | 31,58% | 10,53% |
| ||
«родится малыш» | 15,79% | 0% |
«я стану мамой» | 26,32% | 5,26% |
«я рожу» | 0% | 15,79% |
Чувство вины | ||
| ||
«детство» | 10,53% | 0% |
«насилие» | 0% | 15,79% |
| ||
«врала» | 26,32% | 5,32% |
«не имею возможности помочь» | 0% | 10,53% |
* Зона значимости; зона неопределенности
После родов по шкале страхи и опасения у женщин 2 группы эмоциональное отношение лучше, относительно женщин 1 группы. (табл. 2).
Таблица 2. Показатели шкалы «Страхи и опасения»
Страхи и опасения | ||
| Естественные роды | Кесарево сечение |
| ||
«уже ничего» | 10,53% | 0% |
«умереть» | 0% | 10,53% |
| ||
«за будущее» | 0% | 10,53% |
| ||
«менять планы» | 15,79% | 0% |
«остановиться» | 0% | 26,32% |
«поступить правильно» | 0% | 15,79% |
* Зона значимости; зона неопределенности
При анализе результатов периодов до и после родов женщин 1 группы, наблюдается то, что женщины после родов перестали безразлично смотреть на ситуации, в которых все идет против них и отдавали предпочтение ответу «справлюсь сама», также стали меньше поддаваться отрицательным эмоциям. Отношение к будущему не изменилось, женщины, как и до родов считают, что будущее счастливое и прекрасное. В отношении ребенка, женщины отмечали до родов желание скорее стать мамой и увидеть малыша, после же родов отмечается, чтобы малыш скорее вырос и ожидание выхода из декретного отпуска. Стоит взять во внимание следующее наблюдение, до родов доминирующем страхом у женщин данной группы были роды, их наступление и сам процесс, однако, после родов девушки заявляли о том, что теперь уже ничего не бояться. Что относится к личной жизни испытуемых, до родов супружеская жизнь казалась счастьем и сказкой, после родов данный показатель исчез и замужество стало казаться увлекательным опытом.
При сравнении результатов периодов до и после родов женщин 2 группы, после родов в два раза увеличились ответы в сторону желания вырастить и правильно воспитать ребенка, а также женщины отмечали наличие сильной привязанности. Отношение к будущему у данной категории изменилось, до родов женщины считали, что впереди счастье, после родов будущее кажется далеким и неизведанным. В личной жизни до родов наблюдались некоторые сложности, отмечалось, что их интимная жизнь обычная, однообразная и, имея иной сексуальный опыт, девушки изменились бы в лучшую сторону, стали увереннее в себе. После родов ситуация касательно сексуальной жизни изменилась, женщины давали следующие ответы: моя половая жизнь «стала прекрасна», «изменилась после родов в лучшую сторону».
Отдельно по рисуночному тесту «Я и мой ребенок», можно сделать вывод о том, что в дородовом и послеродовом периодах женщины 2 группы отказывались от рисования (до родов – 10,5%; после родов – 21,1%), что свидетельствует о наличии конфликта с ситуацией беременности и материнства. У женщин 1 группы до родов конфликта с ситуацией беременности не наблюдается, то есть, все женщины прошли данный тест, однако, после родов 21,1% отказались от повторного тестирования в виде рисунка, что говорит нам о вступлении в конфликт с материнством, не принятием на себя роли матери и отвержением ребенка.
Проанализировав общий массив данных, также отдельно хочется отметить результаты шкалы «отношение к матери» в методике незаконченные предложения. Женщины 1 группы имеют благополучную семью, любящие, доверительные отношения со своей матерью, считают себя лучшими подругами. Женщины 2 группы отмечали обратное, что между ними и матерью нет понимания, что в детстве им мало уделяли любви и заботы, а также говорили о том, что не смогут простить маме многих ошибок и поступков.
Выводы:
1. До родоразрешения различий в представлениях о материнстве в нашей выборке не выявлено, все женщины имеют примерно одинаковое отношение к ситуации беременности и дальнейшему материнству.
2. Что касается сравнительной характеристики послеродового периода в обеих группах, то в группе естественных родов снизился оптимальный тип ПКГД, то есть, женщины стали менее рациональны в ситуации материнства, значим уровень недоверия к себе, а также нами было выявлено вступление данной группы женщин в конфликт с материнством. Можем предположить, что данный феномен обусловлен качеством родов, затяжным родоразрешением, кроме того, можем связать с тем, что в первые минуты встречи медперсонал мог не пробудить инстинкт материнства и привязанности, не приложив малыша к матери, либо возникли физические трудности, по причине которых мать увидела ребенка только спустя время. Кроме того, можем выдвинуть гипотезу о том, что это явление послеродовой депрессии, либо, наоборот, эмоционального выгорания по истечение 3 месяцев после ухаживания за младенцем.
В группе кесарева сечения, несмотря на присущий конфликт с материнством, у женщин преобладает оптимальный тип ПКГД, они находятся в стабильном эмоциональном состоянии, нацелены на воспитание ребенка и готовы приложить к этому все усилия. Данный факт, исходя из наших предположений, можно связать с возникшим чувством вины. Большинство женщин понимают, что лучший исход для ребенка — естественное прохождение через родовые пути. Данной группе женщин изначально были поставлены естественные роды, а по неизвестным нам причинам, роды прошли кесаревым сечением, именно этот факт мог вызвать чувство вины к ребенку, что они ему что-то недодали, и на данный момент данное чувство является движущим фактором их поведения по отношению к ребенку, а именно то, что они изо всех сил стараются правильно воспитать его, вкладывают в развитие все силы.
3. После родов у женщин, родивших естественным путем, отношение к будущему не изменилось, девушки, как и до родов считают, что будущее счастливое и прекрасное. В отношении ребенка, женщины отмечали до родов желание скорее стать мамой и увидеть малыша, после же родов отмечается, чтобы малыш скорее вырос и ожидание их выхода из декретного отпуска. Мы предполагаем, что данные результаты могут быть связаны с незавершенным процессом адаптации к женской роли, особенностями физического и психологического состояния, а также, возможного отсутствия помощи со стороны близких. Кроме того, оптимальный тип ПКГД значительно снизился, наблюдается тенденция к повышению гипогестогнозического типа.
4. У женщин, родивших кесаревым сечением, отношение к будущему изменилось, если до родов женщины считали, что впереди счастье, то после родов будущее кажется им далеким и неизведанным. Также в дородовой период в личной жизни наблюдались сложности, однако после родов данная ситуация изменилась в лучшую сторону, девушки отмечали улучшение их сексуальной жизни с партнером.
Таким образом, проведенное нами исследование позволило подтвердить наши предположения о том, что характер родоразрешения является фактором, меняющим представления женщины о материнстве. Однако, нами были получены некоторые противоречивые результаты, требующие дальнейшего изучения.
Список литературы
1. Агнаева, Е. Х. Динамика невербального образа ребенка у беременной женщины // Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы / Е. Х. Агнаева // . — 2010. — № 1. — С. 76-80.
2. Акушерство / Г.М. Савельева, Р.И. Шалина, Л.Г. Сичинава [и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. – М : ГЭОТАРМедиа, 2020. – 576 с. – ISBN 978-5-9704-5324-7.
3. Бернс, Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание / Р. Бернс. – М., 1986.
4. Захаров, А. И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий пси¬хических травм / Захаров, А. И. - СПб., 1998. - С. 3-77.
5. Малуха, Ю.В. Психоэмоциональное состояние женщин после операции кесарево сечение / Ю.В. Малуха, М.П. Лозицкая. – Гродно.
6. Столин, В.В. Самосознание личности : учебное пособие / В.В. Столин. – М : Изд-во Московского университета, 1983. – 284 с.
7. Структурно-содержательный анализ самосознания матери // cyberleninka : сайт. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strukturno-soderzhatelnyy-analiz-samosoznaniya-materi
8. Филиппова, Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии / Г.Г. Филиппова // Вопросы психологии. – 2001. – № 2. – С. 22-36.
9. Филиппова, Г.Г. Материнство: сравнительно-психологический подход / Г.Г. Филиппова // Психологический журнал. – 1998. – № 5. – С. 81-88.
10. Филиппова, Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. – М., 2002.
11. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология / Л.Б. Шнейдер. – М., 2011.
12. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. – СПб., 2008.