Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №12 (89) Декабрь 2023

УДК 377

Дата публикации 31.12.2023

Комбинированный урок как форма обучения дисциплине «Бизнес-планирование»

Антоненко Елизавета Александровна
cтудентка бакалавриата, факультет экономики и управления территориями, Азово-Черноморский инженерный институт ФГБОУ ВО Донской ГАУ, РФ, г. Зерноград, elizavettta_2003@mail.ru
Научный руководитель Крылова Мария Николаевна
кандидат филологических наук, профессор кафедры «Гуманитарные дисциплины и иностранные языки» Азово-Черноморский инженерный институт ФГБОУ ВО Донской ГАУ, РФ, г. Зерноград, krylovamn@inbox.ru

Аннотация: В статье рассмотрен процесс происхождения понятия «комбинированный урок», выделены особенности структуры урока. Проанализирован педагогический опыт проведения комбинированных уроков по различным дисциплинам в средних профессиональных образовательных учреждениях. Объяснена важность постановки целей занятия и подбора методов, средств обучения. С учетом всех особенностей проведения был разработан комбинированный урок как форма обучения дисциплине «Бизнес-планирование».
Ключевые слова: процесс обучения, урок, комбинированный урок, структура, организация, форма обучения, бизнес-идея, бизнес-планирование, методика проведения.

Combined lesson as a form of teaching the discipline "Business planning"

Antonenko Elizaveta Aleksandrovna
undergraduate student, Faculty of Economics and Territorial Management, Azov-Black Sea Engineering Institute of the Donskoy State University, Russia, Zernograd
Scientific adviser Krylova Maria Nikolaevna
Candidate of Philological Sciences, Professor of the Department of Humanities and Foreign Languages, Azov-Black Sea Engineering Institute of the Donskoy State University, Russia, Zernograd

Abstract: The article examines the process of the origin of the concept of "combined lesson", the features of the lesson structure are highlighted. The pedagogical experience of conducting combined lessons in various disciplines in secondary vocational educational institutions is analyzed. The importance of delivering lesson goals and selecting teaching methods and tools is explained. Taking into account all the features of the event, a combined lesson was developed as a form of teaching the discipline "Business Planning".
Keywords: learning process, lesson, combined lesson, structure, organization, form of education, business idea, business planning, teaching methods.

Правильная ссылка на статью
Антоненко Е.А. Комбинированный урок как форма обучения дисциплине «Бизнес-планирование» // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 12 (89). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/kombinirovannyj-urok-kak-forma-obucheniya-distsipline-biznes-planirovanie.html (Дата обращения: 31.12.2023)

 

Одним из подходов к организации системы обучения в среднем профессиональном образовании является классно-урочная система, а основной формой организации учебного процесса – урок. Наиболее распространенным и актуальным типом урока является комбинированный, характеризующийся сочетанием различных видов и целей работы при его проведении.

Несмотря на свою распространенность, методика проведения такого типа урока не имеет чётко установленной организационной структуры, т.е. педагог может придерживаться любой структуры, но неизменным остается сочетание различных элементов урока. «Комбинированность» частей занятия осуществляется на основе технологического подхода, т.е. системной и научно подтвержденной деятельности преподавателя.

Цель исследования – рассмотреть комбинированный урок как одну из форм обучения дисциплине «Бизнес-планирование» для обучающихся образовательной организации СПО.

Методы исследования:

- изучение и анализ научной, учебной и методической литературы;

- описательный метод разнообразных явлений методики преподавания дисциплины (методов, форм и средств обучения);

- метод анализа и синтеза;

- эмпирический метод: анализ деятельности педагогов-практиков.

Содержание образования становится достоянием личности только в процессе её собственной активной деятельности, которая строится на конкретном учебном материале и должна быть организована и оформлена. Следовательно, возникает такое понятие как форма обучения, представляющее собой промежуток времени, в течение которого обучающиеся усваивают учебный материл с помощью управляющей деятельности педагога [6, c.132].

Наибольшую известность получили три основные организационные формы обучения: индивидуальная, классно-урочная и лекционно-семинарская системы [4, с.73].

Суть классно-урочной системы состоит в том, что обучающиеся одного и того же возраста распределяются по классам, работают над одним и тем же материалом, а занятия проводятся по заранее составленному расписанию [7, с.64].

Ключевым компонентом классно-урочной системы, как одним из подходов организации учебного процесса в среднем профессиональном образовании, является урок. Урок – форма организации учебной работы в школе и в среднем профессиональном учебном заведении, при которой занятия проводятся по определенной программе, по твердому расписанию, под руководством преподавателя, с постоянным составом обучающихся [4, с.78]. Самым распространенных типом урока является комбинированный, характеризующийся комбинацией нескольких дидактических целей и видов учебной работы. На нём может сочетаться контроль знаний, формирование умений и навыков с последующим их закреплением, подведение итогов, проведение рефлексии и определение домашнего задания.

Необходимо регламентировать время урока на отдельные этапы, так как контроль знаний не может занимать половину урока, а новый материал не может излагаться в течение оставшегося времени. Следовательно, комбинированные уроки требуют точного расчета времени, подготовки на этапе планирования, что обеспечит достижение оптимальных результатов обучения [2, c.8].

Для успешной разработки комбинированного урока был проанализирован педагогический опыт преподавателей по проведению уроков комбинированного типа, а именно, Е.Н. Байлова по теме: «Назначение и типы систем охлаждения двигателя» для обучающихся первого курса с использованием технологии сотрудничества [1, c.14], О.А. Мигашкиной по теме: «Правила действия с логарифмами» [5, c.11]. И провели анализ совместной деятельности преподавателей П.В. Дубининой и Е.Б. Фокиной по проведении комбинированного урока по химии на тему: «Растворы» с использованием информационно-коммуникационных технологий [3, c.149].

Можно отметить, что структура урока в большей степени совпадает, педагог осуществляет проверку знаний, сообщает новую тему, устанавливает цели, излагает материал, обеспечивает заданиями обучающихся, проводит рефлексию и подводит итоги, т.е. устанавливается общепринятая структура, однако отличаются методы, средства и технологии обучения. На уроках по техническим дисциплинам преподаватели часто применяют практические методы обучения (решение заданий у доски), также используют демонстрационный материал (карточки-задания), проводят устный опрос, который помогает активизировать процесс мышления и развивать коммуникативные навыки. Например, на комбинированном уроке Байлова Евгения Николаевича у обучающихся, с помощью применения преподавателем метода малых групп, сформировалось умение задавать вопросы и отвечать на них, а также осуществлять взаимный контроль знаний и самоконтроль.

При разработке комбинированного урока по дисциплине «Бизнес-планирование» на тему: «Организация бизнес-планирования на предприятии» следует учесть, что важным этапом в организации педагогического процесса является планирование целей урока. Выделяются следующие образовательные цели: закрепить знания обучающихся по пройденным темам: «Теоретические основы бизнеса», «Сущность и значение бизнес-планирования в управлении предприятием»; ознакомить студентов с основными способами организации бизнес-планирования. В ходе достижения первой цели у обучающихся закрепляются знания и формируются навыки поисковой деятельности, умения правильно систематизировать материал и выделять главное. Вторая цель формирует знания и умения в области организации бизнес-планирования, а именно, какие стадии включает данный процесс, условия и стадии его реализации, способ представления бизнес-плана.

Развивающие цели обозначают то, что в процессе усвоения знаний происходит развитие обучаемого во всех направлениях: речи, мышления, сенсорной и двигательной, эмоционально-волевой. Следовательно, была выдвинута одна из развивающих целей: развивать творческую активность, инициативность, навыки поисковой и умственной деятельности в решении профессиональных задач. Данная цель направлена на применение и усовершенствование творческих способностей, творческого мышления в решении поставленной задачи педагогом по созданию и продвижению бизнес – идеи. Инициативного подхода в создании собственного товара или услуги, с помощью которого и происходит постоянное развитие навыков поисковой и умственной деятельности. Воспитывающая цель заключается в трудолюбие и чувстве ответственности за порученное дело. Воспитать трудолюбие у обучающихся не только в физическом плане, но и в умственном.

Первый этап урока характеризуется, как организационный, на котором происходит проверка присутствующих на уроке, состояние кабинета, внешнего вида студентов и их готовности. Формируется настрой на успешное проведение урока.

Второй этап – актуализация пройденного материала. На данном этапе проводится актуализация знаний по ранее изученным темам: «Теоретические основы бизнеса», «Сущность и значение бизнес-планирования в управлении предприятием». Проверка знаний обучающихся осуществляется с помощью таких средств обучения, как карточки-задания. Польза в их использовании заключается в том, что это быстрый способ проверки и актуализации пройденного материала, позволяющий определить степень его усвоения обучающимися при минимальных затратах времени. Такую работу можно давать студентам на каждом уроке, так как задания имеют среднюю степень сложности, и их количество обычно не превышает 4-5 заданий.

Пример карточек-заданий.

Карточка 1.

1. Дайте определение понятия бизнес.

Бизнес – это ________________________________________________________

2. Назовите, какие группы людей могут стать участниками бизнеса.

___________________________________________________________________

3. Определите, к какому понятию относится данное определение.

_____ – это самостоятельный вид плановой деятельности, которая непосредственно связана с предпринимательством.

4. Дополните, какие еще выгоды обеспечивает формальное планирование:

1) заставляет мыслить перспективно;

2) увеличивает возможности в обеспечении необходимой информацией;

3) способствует снижению рисков предпринимательской деятельности;

4) ведет к четкой координации действий всех участников бизнеса;

__________________________________________________________________;

__________________________________________________________________.

Карточка 2.

1. Напишите, что представляет собой предпринимательская деятельность.

Предпринимательская деятельность – это _____________________________

2. Какими четырьмя свойствами наделен бизнес как система?

__________________________________________________________________

3. Отметьте, какие факторы оказывают благоприятное воздействие на предпринимательскую деятельность:

  • повышение качества рабочей силы
  • высокие налоговые ставки
  • льготный налоговый режим
  • организация консультативных центров
  • инфляция
  • рост доли сферы услуг

4. Напишите слово (или словосочетание), которое лежит в основе данного определения.

_____ это объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия и необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений.

На третьем этапе происходит сообщение новой темы, целей и задач урока. Для озвучивания темы урока и соответственно вытекающих из неё целей, и задач, используется такой педагогический прием, как вспомогательные вопросы – наводящие на верную мысль и заранее правильный ответ.

Пример: «Мы с вами знаем, что бизнес-планирование является неотъемлемым этапом открытия и успешного процветания любого предприятия, имеет существенное значение в управлении организацией. Но как же нужно правильно организовать данный процесс, какие факторы и условия необходимо учесть, чтобы добиться желаемого результата?

Как вы уже догадались, тема нашего урока: «Организация бизнес-планирования на предприятии», главной целью которого является поэтапное рассмотрение организации бизнес-планирования на предприятии, также решение несколько поставленных задач: 1) рассмотреть обязательные условия для успешной организации бизнес-планирования; 2) выделить основные стадии процесса бизнес-планирования; 3) рассмотреть понятия «бизнес-идея» и «презентация бизнес-плана»; 4) изучить схему действий различных стадий реализации бизнес-плана.

На четвертом этапе происходит изложение нового материала с помощью устно словесных (лекция, беседа, объяснение) и наглядно-демонстрационных (презентация) методов обучения. Устные словесные методы обучения являются неотъемлемой частью при проведении любого вида, типы урока. Применяются на разных его этапах, но больше всего используются при изложении нового материала. Передача учебного материала осуществляется в форме лекции, не без исключения объяснения преподавателем непонятных моментов темы. Продуктивная лекция не может быть просто чтением отобранного материала, обязательно должны быть включены вопросы педагога и предположительные ответы обучающихся.

Пример: презентация бизнес-плана – это краткое изложение основных положений бизнес-плана на переговорах с инвесторами и потенциальными партнерами.

Педагог: в какой форме должна проходить презентация бизнес-плана инвесторам и что решается в ходе переговоров?

Ответы обучающихся: презентация должна проходить в форме диалога, а не лекции. В ходе переговоров происходит согласования условий и оформление договорных отношений. По результатам переговоров вносятся соответствующие коррективы в бизнес-план.

Поэтому лекция должна проходить с элементами беседы, а иногда и с дискуссией. Беседа помогает студентам лучше разобраться с изучением нового материала, так как при обмене знаниями, преподаватель может выявить пробелы в знаниях обучающихся и вовремя их восполнить. Объяснение также происходит при сообщении обучающимся о выполнении задания, где педагог подробно разъясняет все тонкости для успешного его выполнения.

Наглядно-демонстрационные методы позволяют передать большой объем информации за малое количество времени, отведенное на изучение данной темы, с помощью мультимедийной презентации. Обучающиеся получают знания, слушая рассказ, лекцию, из учебной или методической литературы, через экран, проектор в «готовом» виде, что экономично.

Знаковые системы также используются при изучении темы. Учебное теоретическое пособие «Бизнес-планирование» применяется на разных этапах урока и является помощником при изучении нового материала, выполнении заданий и в поиске ответов на вопросы преподавателя, также применяются изобразительные средства обучения, а именно, плакат со стадиями реализации бизнес-плана, который помогает при объяснении и усвоении нового материала, обеспечивает высокую степень наглядности.

Пятый этап – закрепление материала с помощью элементов деловой игры. Деловая игра – активный метод обучения, представляющий собой усложненный вид ролевой игры, с помощью которого воссоздается модель реальной производственной деятельности [6, с.274]. Благодаря такому методу обучения, у студентов воспитывается чувство ответственности, так как каждый игрок в команде принимает участие в создании ключевой бизнес-идеи, и должен нести ответственность за её успешное или провальное представление.

Обучающимся нужно разделиться на две команды по шесть человек в каждой, пока студенты рассаживаются по своим местам, педагог раздает листы А4, ручки, линейки, фломастеры и рисует на доске таблицу, которую обучающимся нужно будет перечертить на листочек и заполнить.

Задача состоит в том, что обучающимся необходимо разработать одну или несколько идей, заполнить таблицу, т.е. ответить на вопросы, которые будет решать бизнес-идея, в случае, если это продукт, то на учебной доске, предварительно разделив её на две половинки, цветным мелом, нарисовать получившийся продукт совместной деятельности.

№ n/n

Бизнес – идея

Ключевые вопросы для её развития

Какую проблему решает идея?

Какие потребности она удовлетворяет?

Кто потребитель товара/услуг?

В чем уникальность товара/услуги?

Как может развив. товар/услуга?

Какова реалистич. идеи?

….

….

….

….

….

…..

….

…..

….

….

….

….

….

….

….

По истечении времени, отведенного на выполнение задания, каждая команда выходит к доске, становится рядом со своим рисунком, и в течение пяти минут должна передать необходимую, полезную информацию о получившемся товаре/услуге за столь короткое время. Преподаватель, как потенциальный потребитель продукции, должен поставить баллы за каждый ответ на ключевой вопрос для реализации бизнес-идеи. Насколько качественно, при этом понятно и доступно получится это сделать, зависит сумма выставленных баллов, также от умения подать материал, презентабельного внешнего вида продукции и степени полезности разработанной бизнес-идеи обществу. Максимальное количество баллов за каждый ответ – 5 баллов. Какая команда наберет больше баллов, та и выиграет. За первое место обучающимся выдается сертификат на получение одной пятерки по любому предмету, а за второе место – ручка и блокнот.

На данном этапе также педагогическая деятельность преподавателя не может осуществляться без наглядных пособий, включающие записи на учебной доске, направленные на зрительное восприятие информации. Учебная доска предоставляет возможность для участия в коллективной работе, развития творческих способностей, личных и социальных навыков, применяется учебная доска для демонстрации и создания продукта на этапе деловой игры, также для визуализации таблицы по составлению ключевой бизнес-идеи с помощью разноцветных маркеров, линеек.

Шестой этап – подведение итогов. Делаются выводы, что поставленная цель на сегодняшний урок была достигнута, все задачи решены. Также обобщаются все моменты тем, повторяются ключевые определения, подводящие к логическому завершению урока.

На седьмом этапе проводится рефлексия, которая также является способом для получения эмоционального отклика, где обучающимся предлагается оценить свой вклад в общий результат урока. Преподаватель также может проанализировать свою деятельность в ходе проведения урока, так и обучающиеся могут дать справедливую оценку деятельности педагога. В данном случае студентам предлагается оценить свою активность на уроке, ответив на несколько поставленным вопросов:

1) Что больше всего понравилось и запомнилось вам на уроке?

2) Какие изменения вы бы внесли в ход сегодняшнего урока?

3) Сформировалось ли у вас определенное представление о таком сложном процессе, как бизнес-планирование?

Восьмой этап – озвучивание домашнего задания, для того чтобы успешно закрепить материал, обучающиеся должны ответить на вопросы в конце параграфа, а также выучить конспект лекции.

Итак, можно сделать вывод, система урока зависит от дидактических целей и задач, решаемых в процессе обучения, а также от средств обучения, имеющихся в распоряжении педагога. Средства обучения предназначены для формирования знаний, умений, навыков, повышения качества обучения, направлены на активизацию познавательной деятельности обучающихся, формирование абстрактного мышления с помощью наглядных пособий и технических средств обучения.

Выбор эффективных средств обучения должен основываться на соответствии конкретным учебно-воспитательным целям, специфике учебного материала, на выборе оптимальных методов обучения. Для того чтобы урок прошел эффективно, желательно сочетать различные методы обучения, как устные словесные (лекция, объяснение, беседа), наглядно-демонстрационные (записи на учебной доске, презентация), практические (выполнение заданий) и активные методы (элементы деловой игры). Методы обучения активно применяются преподавателями для получения наилучшего результата, как и средства обучения, роль которых состоит в интенсификации труда педагогов, позволяющей повысить темп изучения учебного материала.

Таким образом, особенности структуры данного типа урока проявляются в комбинировании различных этапов его проведения, с помощью которых можно достигнуть наилучших результатов обучения при изучении нового материала и одновременном его закреплении.  

 

 


Список литературы

1. Байлов Е.Н. Методическая разработка: «Методика проведения комбинированного урока по МДК 01.01 «Устройство автомобилей». Краснодар: ГБПОУ КК Краснодарский информационно-технологический техникум, 2019. 38 с.
2. Бондарева В.И., Кудлацкая Л.В., Игнатенко О.А. Методические рекомендации «Типы и виды учебных занятий» для преподавателей по организационным формам обучения. Ачинск: КГБПОУ АМТ, 2020. 39 с.
3. Дубинина П.В., Фокина Е.Б. Групповая работа обучающихся и использование ИКТ при проведении комбинированного урока как инновационный подход в обучении дисциплин «Химия» и «Информатика» // Образование и педагогические науки в XII веке: Мат. 2-й Всерос. науч.-практ. конф. Пенза: Наука и просвещение, 2021. С. 148-150.
4. Капранова В. А. Педагогика: учеб. теорет. пособие. Минск: МГЛУ, 2020. 148 с.
5. Мигашкина О.А. Методика проведения комбинированного занятия по дисциплине «Математика». Башкортостан: ГБПОУ ДМК, 2019. 31 с.
6. Подласый И.П. Педагогика. М.: Юрайт, 2020. 576 с.7. Саяпина Н.Н. Теория обучения: учебно-методическое пособие. Саратов: СГУ, 2021. 86 с.

Расскажите о нас своим друзьям: