Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №01 (90) Январь 2024

УДК 373.31

Дата публикации 01.01.2024

Формирование функциональной грамотности младших школьников в условиях дистанционного формата обучения

Бахтина Елена Александровна
магистрант, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, РФ, г.Елец, elena.sukhoterina.99@mail.ru
Научный руководитель Нехороших Наталья Александровна
канд. пед. наук, доцент, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, РФ, г.Елец, natalneh@yandex.ru

Аннотация: В статье представлены технологии, необходимые для формирования функциональной грамотности младших школьников. Для современных детей цифровая среда стала окружающим миром, что оказывает влияние на их познавательные возможности и формирует особое отношение к цифровому образовательному миру. Автор обращает внимание на то, что работа с учебными текстами занимает ведущее место в организации процесса обучения и способствует использованию полученных знаний, умений и навыков в решении поставленных задач.
Ключевые слова: функциональная грамотность, младшие школьники, дистанционный формат обучения, цифровые технологии.

Formation of functional literacy of younger schoolchildren in the conditions of distance learning

Bakhtina Elena Alexandrovna
graduate student, Yelets State University named after I.A. Bunin, Russian Federation, Yelets
Scientific supervisor Nekhoroshikh Natalia Alexandrovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate professor, Yelets State University named after I.A. Bunin, Russian Federation, Yelets

Abstract: The article presents the technologies necessary for the formation of functional literacy of primary school children. For modern children, the digital environment has become the world around them, which affects their cognitive abilities and forms a special attitude towards the digital educational world. The author draws attention to the fact that working with educational texts occupies a leading place in the organization of the learning process and promotes the use of acquired knowledge, skills and abilities in solving tasks.
Keywords: functional literacy, primary school students, distance learning format, digital technologies.

Правильная ссылка на статью
Бахтина Е.А. Формирование функциональной грамотности младших школьников в условиях дистанционного формата обучения // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 01(90). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/formirovanie-funktsionalnoj-gramotnosti-mladshikh-shkolnikov-v-usloviyakh-distantsionnogo-formata-obucheniya.html (Дата обращения: 01.01.2024)

 

В последнее время современное образование в Российской Федерации все больше направлено на самореализацию субъектов образования, непрерывный поиск индивидуальных возможностей и ориентирует педагогов образовательных организаций постоянно развиваться и повышать свою квалификацию.

 

Модернизация современного образования привела к глобальной информатизации, увеличению объема используемой компьютерной техники и интерактивных средств обучения, присоединению всех школ к сети Интернет. «Федеральные проекты и государственные программы Российской Федерации, а именно «Развитие образования» на 2018 – 2025 годы, «Информационное общество» и «Учитель будущего» предполагают широкое применение информационных и коммуникационных технологий на всех уровнях образования, ориентируют образовательные организации активно использовать инновационные технологии, при этом соблюдать качество образовательных программ и соответствовать запросам обучающихся» [1]. Данный подход сказывается и на системе начального общего образования, которое стремительно развивается согласно условиям технологичного мира.

 

Согласно федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения одним из обязательных требований, предъявляемым к условиям реализации программы, является формирование у школьников функциональной грамотности – «способности решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности» [5]. Также обратим внимание на то, что стандарт направлен на систематическое улучшение и эффективное использование электронной информационно-образовательной среды, направленной на достижение наилучших результатов в обучении школьников, а именно: умение искать, анализировать, обрабатывать, хранить, использовать и применять информацию в максимально рациональной форме. Современный учитель начальных классов должен реализовывать во время учебного процесса современные информационные технологии с целью формирования функциональной грамотности [3].

 

Одним из эффективных средств личностного развития ученика начальных классов является чтение, которое способствует формированию умения проводить анализ полученной информации и умело применять эти знания в социуме. С.А. Шейкина и М.В. Буряк выделяют следующие основные составляющие функциональной грамотности:

 

– читательская грамотность (формирование умения «быть вдумчивым читателем», понимание содержание прочитанного произведения, анализирование и объяснение прочитанного);

 

– финансовая грамотность (формирование умения ориентироваться на рынке ценных бумаг);

 

– математическая грамотность (формирование умения решать непростые задачи);

 

– естественно-научная грамотность (узнавание окружающего мира, погружение в мир «наблюдений и экспериментов») [2].

 

Формируя функциональную грамотность учитель начальных классов должен уметь объединять разные педагогические технологии, например, технологию проектного обучения, технологию проблемного обучения, игровые технологии, информационно-коммуникационную и др.

 

Изучая литературные источники по данной теме, отметим, что в дистанционном образовании большое место занимают игровые технологии. Деловые и дидактические игры могут опираться на изучаемые материалы или ситуации реальной жизни. Это кроссворды, викторины, ребусы, интеллектуальные или лингвистические игры.

 

Для успешной реализации технологии проблемного обучения в дистанционном процессе необходимо большое внимание уделять средствам создания проблемной ситуации в условиях «виртуальной реальности»; учитывать возрастные особенности детей, развитию их устной и письменной речи; использовать такие навыки, которые простимулируют активную познавательную деятельность младших школьников [4].

 

Опираясь на опыт работы в условиях дистанционного формата обучения (во время введения карантинных мер в образовательной организации) приведем примеры заданий, которые мы предлагали ученикам 3 класса на внеурочной деятельности «Функциональная грамотность», используя информационно-коммуникационные технологии. Занятия проходили на платформе «Яндекс.Телемост» в режиме видеовстречи с использованием разнообразной графики, анимации и интерактивных заданий. Использование детьми компьютера (телефона) в таком формате обучения не превышало 25 минут (согласно требованиям СанПин). Отметим, что все задания способствовали развитию у младших школьников произвольного внимания, познавательных интересов и потребностей, увеличению словарного запаса, умению использовать различные средства коммуникации для грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной форме.

 

Задание по теме «Про мыло», направленное на формирование читательской грамотности, предполагало под собой умение работать со словарем С.И. Ожегова и находить в нем значение нужного слова. Детям предлагалась ссылка на толковый словарь, где они могли найти по интерактивному алфавитному указателю слово и записать его значение в свои рабочие тетради. После выполнения задания школьники могли проверить себя – на экране появлялся правильный ответ.

 

Тема «Чем интересно мыло и как оно «работает»» вызвало у обучающихся младших классов наибольший интерес. Детям предлагалось задание с анимированными изображениями – необходимо было «перетащить» картинку к нужному слову (рис.1). Данное задание было направлено на формирование у детей естественно-научной грамотности.

 

 

Рисунок 1. Анимированное изображение для занятия по теме «Чем интересно мыло и как оно «работает»

 

Занятие по теме «Расходы и доходы бюджета» предполагало включение в урок заданий, направленных на формирование математической грамотности у детей младшего школьного возраста. Так, например, ученики в игровой форме и при помощи мультимедийных картинок познакомились с понятием «инфографика», учились рассчитывать доходы и расходы на примерах заданий учебника (рис.2).

 

 

Рисунок 2. Мультимедийная картинка для занятия по теме «Расходы и доходы бюджета»

 

При изучении темы «Что такое «бюджет»?» мы подобрали задания, направленные на формирование финансовой грамотности у обучающихся. Например, изучая расходы государства (рис.3), дети должны были нажать на прямоугольники с верными вариантами ответа. В случае правильного выбора прямоугольники окрашивались в зеленый цвет, если же ответ был неверным – в красный.

 

Рисунок 3. Интерактивное задание для занятия на тему «Что такое «бюджет»?

 

Отметим, что помимо заданий, предложенных во время внеурочной деятельности, младшие школьники получали дополнительные задания, которые выполняли дома совместно с родителями. Предлагая школьникам следующие задания, выполнение которых связано с использованием цифровых образовательных ресурсов, мы применяем в своей работе технологию проектного обучения:

 

– изучение работы электронных библиотек: просмотр цифровых книг, прослушивание аудио-книг, создание читательского дневника в онлайн-формате;

 

– составление и размещение «постов» в социальных сетях образовательного учреждения (подбор информации о проведенных мероприятиях в школе, демонстрация достижений класса);

 

– подготовка презентации или монтаж видеоролика, опираясь на темы пройденного раздела внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» (предполагалась групповая работа).

 

После снятий карантинных мер и вернувшись в очный формат обучения, мы решили провести опрос среди младших школьников и выяснить их отношение к выполнению заданий по функциональной грамотности в процессе дистанционного формата обучения. Проанализировав ответы детей, было отмечено:

 

– при помощи интерактивных заданий мы способствовали расширению объема представлений у детей об окружающем мире, способствовали использованию школьниками творческого подхода в решении как учебных, так и бытовых задач;

 

 – адаптируя учебные задания для организации дистанционных занятий, мы не только формировали функциональную грамотность, но и повысили цифровую компетентность младших школьников.

 

Опыт работы по теме исследования позволил нам прийти к следующему выводу, что формированию функциональной грамотности младших школьников в условиях дистанционного формата обучения могут способствовать такие практические задания, которые ребенок может не только использовать в своем социальном окружении, но и те, которые позволят ему успешно приспособиться к информационному миру.

 

 


Список литературы

1. Бахтина Е. А. Повышение квалификации педагогов для педагогической поддержки развития детей в условиях дистанта / Е. А. Бахтина // Сборник материалов XII всероссийской студенческой научной конференции «Ребёнок в языковом и образовательном пространстве» – Елец, 2022. – С. 38-43.
2. Буряк М. В., Шейкина С. А. Функциональная грамотность. 3 класс. Тренажер для школьников / М. В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 112 с.
3. Михайлова Т. А. Дистанционное обучение младших школьников и его влияние на формирование функциональной грамотности / Т. А. Михайлова // Известия Уральского государственного университета, 2020. – № 2 – С. 66-73.
4. Семененко Ю. В. Функциональная грамотность младших школьников в условиях дистанционного обучения: проблемы и перспективы. / Ю. В. Семененко / Профессиональное образование в современном мире, 2021. – № 2. – С. 98-106.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/#1000 (дата обращения: 05.12.2023)

Расскажите о нас своим друзьям: