Социальная психология | Мир педагогики и психологии №06 (47) Июнь 2020

УДК 159.9

Дата публикации 30.06.2020

Особенности тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста с разной увлеченностью компьютерными играми

Научный руководитель Калягина Елена Александровна
Кандидат психологических наук, доцент, ИНПО ХГУ им. Н. Ф. Катанова, РФ, г. Абакан, elena.kalyagina@rambler.ru
Канзерова Анна Олеговна
Магистрант 1 курса ХГУ им.Н.Ф. Катанова, РФ, г. Абакан, annakanzerova@yandex.ru

Аннотация: В данной статье рассмотрены результаты эмпирического исследования страхов и тревожности детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся компьютерными играми, и редко играющими в компьютерные игры, с применением методик «Страхи в домиках» (А.И. Захаров, М. Панфилова) и проективного теста тревожности «Выбери нужное лицо» (Р.Тэммл, М.Дорки, В. Амен). В исследовании приняли участие 30 дошкольников, из них 15 – дети, увлекающиеся компьютерными играми, и 15 – дети, не имеющие увлечения компьютерными играми. В результате исследования обнаружено, что детям, увлекающимися компьютерными играми, свойственны высокий и средний уровень тревожности, боязнь сказочных персонажей и крови, а для детей, не увлекающихся компьютерными играми, характерны средний и низкий уровни тревожности, боязнь темноты и животных, при этом применение углового критерия Фишера показало, что по высокому уровню тревожности нет значимых различий между детьми, которые играют в компьютерные игры, и теми, кто не играет или играет редко.
Ключевые слова: Компьютерные игры, дошкольники, киберсоциализация, страхи, тревоги

Features of anxiety and fears in older preschool children with different interests in computer games

Scientific adviser Kalyagina Elena Alexandrovna
Candidate of psychological Sciences, associate professor, INPO KSU. N. F. Katanov, Russia, Abakan
Kanzerova Anna Olegovna
1rd year master student of KSU. N. f. Katanova, Russia, Abakan

Abstract: This article includes the results of an empirical study of the fears and anxieties of older preschool children, keen on computer games, and rarely playing computer games. Psychological test were “Fears in the houses” (A.I. Zakharov, M. Panfilova) and “Choose the right person” (R.Tamml, M. Dorki, V. Amen). The study involved 30 preschoolers, 15 of them - children who are keen on computer games, and 15 - children who are not keen on computer games. As a result of the study, it was found that children who are keen on computer games are characterized by a high and medium level of anxiety, fear of fairy-tale characters and blood, and children who are not keen on computer games are characterized by medium and low levels of anxiety, fear of darkness and animals. Using of angular Fisher's test showed that there are no significant differences in the high level of anxiety between children who play computer games and those who do not play or rarely play.
Keywords: Computer games, preschoolers, cybersocialization, fears, anxieties

Правильная ссылка на статью
Калягина Е.А., Канзерова А.О. Особенности тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста с разной увлеченностью компьютерными играми // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 06 (47). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-trevozhnosti-i-strakhov-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-raznoj-uvlechennostyu-kompyuternymi-igrami.html (Дата обращения: 30.06.2020)

Актуальность данной темы обусловлена увеличением количества времени, проводимого детьми за компьютерами, планшетами и смартфонами, в связи с необходимостью соблюдения режима самоизоляции, так как посещение детских образовательных учреждений и прогулки были под запретом, а родители заняты работой в удаленном формате.

Долгое и бесконтрольное применение технических гаджетов детьми может приводить к появлению компьютерной зависимости или интернет-зависимости. Ю.А. Губарева и О.И. Миронова утверждают, что «у подростков с наличием интернет-зависимости эмоциональный мир характеризуется бедностью, отгороженностью в социальном плане, отчуждённостью от проблем, переживаний и состояний окружающих людей» [2, С. 342], а В.А. Иванченко и М.С. Куратова выявили, что для интернет-зависимой молодежи характерны «конфликт между «я-реальным» и «я-идеальным», общий негативный фон восприятия себя, склонность воспринимать себя излишне критично» [5, С. 154]. Вероятно, использование компьютера в более раннем возрасте также может негативно сказываться на эмоциональном состоянии детей.

В то же время, С.И. Васенина отмечает, что «компьютер в дошкольном учреждении является обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды» [1, С. 10], а значит, могут быть использованы с целью обучения в игровой форме, что является наиболее оптимальным вариантом для детей дошкольного возраста.

В.А. Пиндюрин выделяет три основных вида компьютерной деятельности: познавательная увлеченность, игровая увлеченность и коммуникативная увлеченность [6]. В рамках данного исследования нас интересует именно игровая увлеченность, что предполагает регулярное использование компьютерных игр ребенком.

А.В. Ермоленко утверждает, что создатели компьютерных игр эксплуатируют два принципа, известные в научной психологии: принцип дофаминовой зависимости и принцип лучшего запоминания незавершенных действий (эффект «Зейгарник») [3, С. 23], т.е. компьютерные игры влияют на эмоции детей. Они обладают притягательной способностью завораживать человека, вызывать волнение, азарт и восторг, поэтому детям сложно оторваться от компьютерных игр, даже если в них присутствует страшные эпизоды. По мнению российского психолога А. И. Захарова, страх — это одна из основных эмоций человека, начинающаяся в ответ на действие устрашающего стимула [4, с.6], при этом во многих современных компьютерных играх содержатся сцены насилия, что может провоцировать повышение тревог и страхов у детей, поскольку страшные сцены остаются в сознании ребёнка, а затем возникают в детских снах, в темном помещении, когда ребёнок остается один дома.

В связи с вышесказанным было принято решение изучить и выявить особенности тревог и страхов у детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся и не увлекающихся компьютерными играми.

Объект исследования – эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – особенности тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста, играющих в компьютерные игры.

Мы предполагаем, что дети, часто играющие в компьютерные игры, имеют более выраженный уровень, страхов и тревожностей, чем дети, мало играющие в компьютерные игры.

Для того, чтобы проверить данную гипотезу, было проведено психологическое тестирование на выборке, в которой приняли участие 30 испытуемых в возрасте 5-7 лет. Отбор испытуемых проводился при помощи анкеты для родителей, в соответствии с вопросом о частоте использования ребенком компьютерных игр (редко/часто). В результате анкетирования мы сформировали две равные по численности группы детей старшего дошкольного возраста (15 человек в каждой группе):

Первая группа испытуемых дети, редко играющие в компьютерные игры.

Вторая группа испытуемых - дети, часто играющие в компьютерные игры.

С целью изучения влияния компьютерных игр на тревожность и страхов у детей старшего дошкольного возраста нами были взяты две методики выявления детских страхов «Страхи в домиках» (авторы: А.И. Захаров, М. Панфилова) и проективный тест тревожности «Выбери нужное лицо» (авторы: Р.Тэммл, М.Дорки, В. Амен).

Рассмотрим результаты  исследования по первой методике, целью которой является определения уровня тревожности ребенка. Методика предназначена для детей 4-7 лет. Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциональной приспособленности ребенка к социальным ситуациям, показывает отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе.

Таблица 1. Анализ результатов по проективному тесту тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен «Выбери нужное лицо»

Уровень тревожности

1 группа испытуемых

2 группа испытуемых

 Число эмоциональных негативных выборов

ИТ %

Число эмоциональных негативных выборов

ИТ %

Высокий

4

27 %

7

47 %

Средний

6

40 %

5

33%

Низкий

5

33%

3

20 %

Во время исследования наблюдалось у детей с высоким уровнем тревожности отмечалась скованность движений, при этом в беседах с родителями было сказано, что у детей преобладают трудности со сном, боязнь любых незначительных перемен, беспокойство перед началом нового задания, неуверенность в себе.

Первичный анализ собранных данных, представленных в таблице 1, указывает на то, что дети старшего дошкольного возраста, которые увлекаются компьютерными играми, более тревожны, чем дети этого же возраста, не имеющие такого увлечения. С целью статистической проверки этого результата был проведен анализ с применением φ -критерия Фишера. Полученное значение (φ*эмп = 1.147 при значимом φ*>1.64, p<0.05) показало, что по высокому уровню тревожности нет значимых различий между детьми, которые играют в компьютерные игры, и теми, кто не играет или играет редко.

Рассмотрим результаты  исследования по второй методике, целью которой является выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет.

Таблица 2. Анализ результатов по методике выявления детских страхов А.И.Захаров, М.Панфилова «Страхи в домиках»

Страхи из списка методики

Количество ответов детей по данной методике

1 группа испытуемых

2 группа испытуемых

темнота

10

5

 сказочные персонажи

3

10

 кровь

4

7

 стихии

4

4

 врач, боль

3

6

 война

2

4

животные

7

6

Анализ собранных данных доказывает, что дети, которые часто играют в компьютерные игры, больше всего подвержены страху сказочных героев и крови, а дети, редко играющие в компьютерные игры, больше всего боятся темноты и животных. Несмотря на то, что распределение страхов у детей из разных групп имеет свою специфику, можно заметить, что в целом в этом возрасте они имеют больше сходства, чем отличия, кроме страха сказочных персонажей, но именно эти устрашающие элементы содержатся в большинстве современных компьютерных игр. Таким образом, мы можем сделать вывод об опровержении выдвинутой гипотезы о различии страхов и тревожности у детей, увлекающихся и не увлекающихся компьютерными играми.

Появиться страх и тревожность могут в любом возрастном периоде, а если эти эмоции подкреплять компьютерными играми, то они еще больше возрастут. В старшем дошкольном возрасте страхи и тревоги наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они во многом носят возрастной переходящий характер, поэтому мы считаем, что в работе с детьми при устранении страхов и тревожностей необходимо большое значение придавать взаимоотношениям родителей и детей, т.к. именно они существенным образом сказываются на процессе устранения страха и тревожностей.


Список литературы

1. Васенина С. И. Развивающие компьютерные игры как средство математического развития детей дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2015. - №20.1. - С. 8-10.
2. Губарева Ю.А., Миронова О.И. Нарушения эмоционально-волевой сферы подростков вследствие интернет-зависимости // Евразийское Научное Объединение. 2019. № 6-5 (52). С. 342-344.
3. Ермоленко А.В. Компьютерная зависимость как феномен отклонения в когнитивном развитии личности // Психология. 2011. №2. С. 22-26.
4. Жигарькова О.П. Время тревожных детей // Мы и мир. Психологическая газета. 2001. №1. С. 6-7.
5. Иванченко В.А., Куратова М.С. Социально-психологические особенности личности с интернет-зависимостью // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2016. № 2. С. 154-158.
6. Пиндюрин В. А. Компьютерная аддикция подростков – проблема ХХI века // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 15. С. 1801–1805. URL: http://e-koncept.ru/2016/96279.htm (Дата обращения: 15.05.2020).

Расскажите о нас своим друзьям: