Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №06 (47) Июнь 2020

УДК 374.33

Дата публикации 30.06.2020

Использование гаджетов в оздоровительном беге для самостоятельных занятий обучающихся

Тюрина Олеся Владимировна
старший преподаватель, кафедра физической культуры, Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет, РФ, Санкт-Петербург, tyrik80@yandex.ru
Ахмамбетов Аслан Рустамович
Инструктор, Спортивный клуб «Победа», РФ, Санкт-Петербург, asik80@bk.ru

Аннотация: В данной статье речь идет об использовании гаджетов во время самостоятельных тренировок обучающихся по оздоровительному бегу. В статье оценивается польза оздоровительного бега на здоровье и выносливость человека во время занятий. А также рассматриваются возможности различных видов современных гаджетов для использования для оздоровительного бега. Автор для написания статьи использовал анализ научной литературы по теме оздоровительный бег, а также информацию о возможностях и видах современных гаджетов для самостоятельных тренировок. В заключение работы, были сделаны выводы относительно возможностей гаджетов для спортивных тренировок во время внеурочных занятий.
Ключевые слова: самостоятельные тренировки, оздоровительный бег, аэробные упражнения, гаджеты для спорта, физическая культура

Using gadgets in health-improving running for self-study of students

Tyurina Olesya Vladimirovna
chief lecturer, St. Petersburg State University of Economics, Russia, St. Petersburg
Aslan Akhmambetov Rustamovich
Instructor, Sports Club «Victory», Russia, St. Petersburg

Abstract: In this article, we are talking about using gadgets during independent training of students in health-improving running. The article assesses the benefits of recreational running on human health and endurance during training. It also discusses the possibilities of various types of modern gadgets for use for recreational running. The author used the analysis of scientific literature on the topic of Wellness running, as well as information about the capabilities and types of modern gadgets for self-training. In conclusion, conclusions were made regarding the possibilities of gadgets for sports training during extracurricular activities.
Keywords: self-training, wellness running, aerobic exercises, gadgets for sports, physical culture

Правильная ссылка на статью
Тюрина О.В., Ахмамбетов А.Р. Использование гаджетов в оздоровительном беге для самостоятельных занятий обучающихся // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 06 (47). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/ispolzovanie-gadzhetov-v-ozdorovitelnom-bege-dlya-samostoyatelnykh-zanyatij-obuchayushhikhsya.html (Дата обращения: 30.06.2020)

В данной статье рассматривается проблема использования гаджетов в оздоровительном беге. Дело в том, что урочные формы физической культуры не могут в полной мере решить задачу оздоровления. Актуальность данной темы связана с тем, что на сегодняшний день в рамках физической культуры в учебном заведении, одной из важнейших компетенций, которые требуется сформировать у обучающихся, является самостоятельное использование физической культуры для оздоровления и укрепления организма [1]. Объектом исследования являются гаджеты применяемые при самостоятельных занятиях оздоровительным бегом. В данной работе, мы фокусируем свое внимание на студентах 1-3 курса ВУЗов (юноши и девушки в возрасте 18-22 лет), адаптационные способности которых, позволяют включаться в разнообразные формы активности вне учебного заведения. В свою очередь, гаджеты рассматриваются в качестве вспомогательного мотивирующего звена. Современные технологии могут помочь обучающимся в самостоятельной организации физической активности, в частности в тренировках по оздоровительному бегу. В связи с этим в данной статье мы планируем рассмотреть, что представляет собой оздоровительный бег и каким образом  обучающиеся могут использовать гаджеты в регулировании самостоятельных нагрузок, проблему мотивации студентов для самостоятельных занятий. А также предложим проект программы самостоятельных занятий по оздоровительному бегу  для студентов при помощи выбора приложения на смартфоне.

На сегодняшний день много негативных факторов снижающих уровень здоровья у людей, в том, числе к этим факторам относится и недостаточная двигательная активность, связанная с сидячим образом жизни во время обучения или работы.

Оздоровительный бег относится к аэробным упражнениям, которые, по мнению многих исследователей несут наибольший оздоровительный потенциал для обучающихся, а также для лиц среднего и пожилого возрастов [1,3]. Оздоровительный бег относится к длительным упражнениям циклического характера. Положительное воздействие его на организм человека уже давно доказано многими научными следованиями и медицинской практикой. Дело в том, что в процессе занятий совершенствуются приспособительные механизмы организма, снимается нервно-психическое перенапряжение, улучшаются процессы обмена веществ и кровоснабжения тканей и органов, что положительно влияет на весь организм.

Оздоровительный бег является эффективным средством для сохранения здоровья организма, повышения выносливости и применяется в оздоровительной и адаптивной физической культуре. Однако в рамках физической культуры важно помнить о том, что любые упражнения должны использоваться с постепенным повышением нагрузки, иначе может быть нанесен вред организму, различные травмы. Поэтому современные гаджеты могут помочь обучающимся контролировать уровень индивидуальной нагрузки на организм при самостоятельных тренировках и тем самым снизить уровень травматичности и вредя для организма при занятиях.

Теперь давайте рассмотрим достижения современных технологий, которые могут быть использованы при оздоровительном беге. В гаджеты встроены GPS/глонасс чипы, которые дают возможность определить ваше местоположение, таким образом, становится намного легче ориентироваться на местности, что позволяет изменять и планировать маршруты для бега. На сегодняшний день гаджеты также позволяют использовать маршруты других бегунов, рассчитывать расстояние и время тренировки,  а функция «Track back» позволяет вернуться в первоначальную точку.

Благодаря планированию тренировок и использованию статистики активности, обучающиеся могут фокусироваться на цели, наглядно отслеживая свои достижения. С помощью гаджетов также можно составлять индивидуальный тренировочный план на основании личных физических возможностей. Как правило, интенсивность тренировки отмечается на основании отслеживания таких параметров как сердечный пульс, темп, скорость, время восстановления после тренировки, количество потраченных калорий и др.

Также благодаря возможностям гаджетов, обучающийся может делиться своими достижениями в социальных сервисах, что значительно повышает  мотивацию для продолжения занятий. Интересно отметить, что в статье Кузнецовой Т.А. и Лебедева М.П., говорится, о том, что самостоятельным занятиям оздоровительным бегом, часто препятствует отсутствие компании, которая бы разделяла увлечение. Таким образом, можно говорить о том, что гаджеты частично решают проблему нехватки коммуникации в процессе занятий оздоровительным бегом.

На сегодняшний день существует несколько видов гаджетов:

  • Приложения на смартфонах (RunKeeper, Endomondo, Movescount, Runtastic, Strava, Sports Tracker). Этот вариант наиболее доступен для большинства.
  • Датчики сердечных сокращений. Данный гаджет помогает контролировать нагрузку во время оздоровительного бега, потому, что отслеживает безопасною частоту сердечных сокращений. Также пульсометры позволяют отслеживать влияние различных нагрузок на организм.
  • Фитнесс-браслеты. Данные гаджеты снабжены акселерометром, GPS-датчик и пульсометром.
  • Smart-часы позволяют устанавливать различные приложения, работающие в операционной системе, установленной в часах – Android или iOS.
  • Спортивные часы. Эти гаджеты снабжены электронным компасом, барометром, отслеживают пульс, скорость и другие необходимые параметры тренировки. А также включают в себя всю информацию по различным спортивным режимам. Все результаты занятий сохраняются на часах. Снабжены функцией «комментарии тренера».

В рамках данной статьи, мы предлагаем педагогу, занимающимся воспитательной деятельностью в учебном заведении либо педагогу по физической культуре и спорту, предложить обучающимся начать самостоятельные занятия оздоровительным бегом. Для этого, мы разработали проект программы, на основании, которой можно достичь наиболее значимых результатов в рамках агитационной деятельности по культуре и спорту:

  1. Обучающимся рассказывается о возможностях современных гаджетов для самостоятельных занятий, а также отмечается положительное влияние оздоровительного бега на спортивную форму, выносливость, общее самочувствие.
  2. Предлагается провести марафон «самостоятельных занятий по оздоровительному бегу». Длительность марафона определяется на три-шесть месяца.
  3. Заинтересовавшихся обучающихся определяют в несколько групп, в зависимости от спортивной подготовки и состояния здоровья.
  4. Каждой группе предлагается установить на свой смартфон   приложение (RunKeeper, Endomondo, Movescount, Runtastic, Strava, Sports Tracker). Каждая группа, должна коллективно выбрать одно приложение для всех. Допускается дополнительное использование других спортивных гаджетов, но приложение на смартфоне- обязательно для всех участников, для создания близкого социального круга, приверженного одной цели.
  5. Преподаватель помогает каждому обучающемуся в зависимости от  группы, к которой он относится определить начальную нагрузку и желаемый/возможный эффект к концу марафона.
  6. Обучающиеся начинают занятия, с контролем своих достижений в выбранном приложении на смартфоне. Задачей педагога на этом этапе, является провоцирование обучающихся обмениваться своими достижениями в киберпространстве, активно общаться.
  7. Подводятся итоги марафона, участники обсуждают свои результаты и делятся дальнейшими планами.

В заключение, хотелось бы отметить, что возможности современных гаджетов для самостоятельных занятий во внеурочное время для обучающихся дают массу положительных влияний на обучающихся, таких как: мотивация для занятий, возможность видеть результаты своих усилий, контроль за нагрузками, составление планов тренировок и д.р. Таким образом, мы можем говорить о том, что использование современных технологий в занятиях спортом, помогает обучаемся поддерживать необходимую индивидуальную суточную активность, не перенапрягать свой организм, и отслеживать свои достижения. При этом задачей педагога является информирование обучающихся о вспомогательных современных технологиях и создание условий, при которых обучающиеся могли бы с безопасностью для себя начать самостоятельные занятия. В связи с этим мы в рамках данной статьи предложили проект программы самостоятельных занятий по оздоровительному бегу  для студентов при помощи выбора приложения на смартфоне. Результаты данного проекта могут быть апробированы на тестовой группе студентов 1-3 курса в ВУЗе.


Список литературы

1. Балакин Ю.П. Оздоровительный бег как эффективное средство в оздоровительной и адаптивной физической культуре // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ozdorovitelnyy-beg-kak-effektivnoe-sredstvo-v-ozdorovitelnoy-i-adaptivnoy-fizicheskoy-kulture (дата обращения: 24.06.2020).
2. Кузнецова Т.А., Лебедева М.П. Мотивационная структура личности студентов, занимающихся оздоровительным бегом // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsionnaya-struktura-lichnosti-studentov-zanimayuschihsya-ozdorovitelnym-begom (дата обращения: 29.06.2020).
3. Устинов И. Е. Особенности регулирования нагрузки в оздоровительном беге // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2013. №4 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-regulirovaniya-nagruzki-v-ozdorovitelnom-bege (дата обращения: 24.06.2020).
4. Холодова Г.Б., Михеева Т.М. Оздоровительный бег как средство повышения работоспособности студента // Вестник ОГУ. 2013. №12 (161). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ozdorovitelnyy-beg-kak-sredstvo-povysheniya-rabotosposobnosti-studenta (дата обращения: 24.06.2020).

Расскажите о нас своим друзьям: