Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №06 (47) Июнь 2020

УДК 1174

Дата публикации 30.06.2020

Актуальные вопросы организации методического сопровождения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования

Шустова Анна Васильевна
старший преподаватель кафедры методики преподавания иностранных языков, ФГБОУ ВО МПГУ, Россия, Москва, aka-shoo@mail.ru
Иванова Татьяна Сергеевна
тьютор, кафедра иностранных языков и коммуникативных технологий, НИТУ “МИСиС”, Россия, Москва, redactora@yandex.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос методического сопровождения преподавателей в системе среднего профессионального образования, его задачи и существенное влияние на организацию работы в дистанционном формате. Делается вывод о том, что многие из текущих проблем, вызванных стремительными мировыми изменениями, можно решить посредством налаживания как вертикальных, так и горизонтальных связей между сотрудниками в рамках одного образовательного учреждения.
Ключевые слова: методическое сопровождение, СПО, ЭИОС, дистанционное обучение

Current issues of methodological support organization in educational institutions of secondary vocational education

Shustova Anna Vasilyevna
senior Lecturer, Moscow Pedagogical State University, Russia, Moscow
Ivanova Tatiana Sergeevna
tutor, Department of Modern Languages and Communication, National University of Science and Technology “MISIS”, Russia, Moscow

Abstract: The article deals with the issue of methodological support of the teaching staff in secondary vocational education, its aims and substantial influence on the organization of distance work. It is concluded that many of the current problems caused by the rapid world changes might be solved if we establish not only vertical, but also horizontal communication between the employees of one and the same educational institution.
Keywords: methodological support, secondary vocational education, electronic educational information environment, distance education

Правильная ссылка на статью
Шустова А.В., Иванова Т.С. Актуальные вопросы организации методического сопровождения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 06 (47). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/aktualnye-voprosy-organizatsii-metodicheskogo-soprovozhdeniya-v-obrazovatelnykh-uchrezhdeniyakh-srednego-professionalnogo-obrazovaniya.html (Дата обращения: 30.06.2020)

Вопрос постоянного преобразования и усовершенствования процесса обучения на уровне среднего профессионального образования (далее СПО) не теряет своей актуальности в связи с постоянно трансформирующимися требованиями к выпускникам средних специальных учебных заведений. В отдельных областях, например, связанных с применением информационно-коммуникационных технологий, социальный заказ меняется стремительнее, чем нормативные документы, обеспечивающие образовательную деятельность. Очевидно, что для обучения компетентного молодого специалиста педагог не может опираться только на существующие стандарты, но должен уметь самостоятельно находить способы решения возникающих задач, в том числе обновлять содержание образовательных программ в соответствии с меняющимися требованиями, выбирать и применять оптимальные способы достижения образовательных результатов. Одной из первостепенных задач педагога на данный момент определяется не передача обучающемуся необходимых знаний, а развитие у студента понимания в необходимости и способности к усвоению знаний самостоятельно, развитие умения выработки стратегии их применения к определенной ситуации [1].

Методическое сопровождение – это система мер, направленная на постоянное совершенствование образовательной деятельности в целом и повышение профессиональной компетентности педагога и эффективности педагогической деятельности, в частности. Компонентами методического сопровождения является нормативно-методические материалы, учебно-информационные материалы, учебно-методическая документация, мероприятия по повышению профессиональной компетентности, такие как симпозиумы, конференции, методические объединения и т.д.

Исследователи дают различные трактовки задач методического сопровождения [2, 3], но рассмотрев типичные проблемы, возникающие у педагогических работников, можно выделить следующие функции методического сопровождения: диагностирующая, организационно-методическая, мотивационная. Диагностирующая работа предполагает выявление несоответствия содержания, качества и результатов образовательного процесса требованиям государственных стандартов среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) и профессиональным стандартам выпускника, а также выявление пробелов в знаниях, и умениях педагога. Организационно-методическая деятельность заключается в поиске решений возникающих проблем, организации методической поддержки. Мотивационная работа направлена на создание условий, стимулирующих саморазвитие педагога, снижение риска профессионального выгорания. В целом методическое сопровождение направлено на помощь преподавателю в разрешении актуальных проблем педагогического, организационного, исследовательского, проектировочного характера в соответствии с обозначенными профессиональным стандартом трудовыми функциями [4].

В образовательных учреждениях СПО отдельные проблемы стоят особенно остро в связи со спецификой данного типа образования, сочетающего в себе программу и требования среднего общего образования с СПО [5], а также с постоянно возрастающими требованиями к квалификации выпускника и непредвиденными изменениям в процессе обучения. В пример можно привести недавний массовый переход образовательных организаций на дистанционную форму обучения.

Ориентируясь на эти факторы, мы можем выделить наиболее важные на данный момент задачи методического сопровождения в организациях СПО:

1) помощь в создании интегрированных рабочих программ дисциплин, сочетающих знания и умения общеобразовательных и профессионально-ориентированных дисциплин;

2) помощь в выявлении тех областей научно-преподавательской деятельности, которые вызывают затруднения у конкретно взятого работника, и содействие в поиске путей и способов решения подобных затруднений.

Эти проблемы могут частично решаться за счет тесного сотрудничества преподавательского состава внутри учебного учреждения и сетевого взаимодействия со сторонними организациями.

Социализация необходима педагогу для обмена опытом, ознакомления с новыми идеями и технологиями, информация о которых появляется в учебно-методической литературе с запозданием. Мы считаем целесообразным проведение методических объединений не только среди коллег, ведущих занятия по одной дисциплине, но и межкафедральных, а также с действующими представителями соответствующих профессий. Таким образом, у педагогических работников появляется возможность разрабатывать интегрированные рабочие программы, учитывающие актуальные проблемы, возникающие у профессионалов в процессе их трудовой деятельности. Особенно актуальной подобная дискуссия кажется в свете проводящегося в данный момент проекта «Разработка моделей интенсификации освоения образовательных программ в условиях актуализации федеральных государственных образовательных стандартов и оптимизации образовательного процесса в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования» по актуализации ФГОС СПО, где отдельное внимание уделяется развитию метапредметных навыков и интенсификации образовательного процесса [6].

Безусловно, упростить рабочий процесс могли бы современные учебно-методические пособия, созданные с учётом требований ФГОС СПО и профессиональных стандартов, но, к сожалению, подобные УМК, например, по иностранному языку, существуют для крайне ограниченного количества специальностей.

В свете недавно сложившейся ситуации перехода на дистанционную форму обучения особого внимания заслуживает проблема низкого уровня готовности учебных учреждений в целом и отдельных кадров в частности к подобному переходу.

Несмотря на растущую популярность дистанционного образования и ряда возможностей, которые дает эта форма обучения [7, 8], большинство образовательных организаций на уровне СПО не рассматривают дистанционную форму обучения как полноценную альтернативу аудиторной работе. Это обусловлено тем, что даже на заочной форме обучения обучающиеся посещают практические занятия, так как специфика СПО зачастую предполагает развитие технических навыков, которое возможно только при проведении текущего контроля преподавателем и своевременной корректировке ошибок с целью не позволить автоматизировать некорректные действия.

В связи с этим, дистанционные формы работы обычно рассматриваются как вспомогательные, а не основные в процессе обучения, что приводит к отсутствию на должном уровне разработанных учебных материалов для осуществления дистанционной работы. Сотрудники учебных учреждений оказываются в ситуации, когда, обладая крайне ограниченными временными ресурсами и зачастую не обладая навыками работы в электронной информационно-образовательной среде (далее ЭИОС) им необходимо продолжать вести преподавательскую деятельность. С особо крупной переработкой в сложившейся ситуации сталкиваются педагоги, работающие одновременно в нескольких учебных заведениях. Несмотря на функциональное сходство ЭИОС разных образовательных учреждений, работа в них может значительно отличаться, что приводит к дополнительным тратам временных и энергетических ресурсов.

Адаптация учебных материалов под дистанционную форму обучения занимает у преподавательского состава существенно больше времени, чем подготовка к традиционному аудиторному занятию, в связи с чем видится несколько возможных решений:

- дополнительная стимуляция сотрудников, занимающихся разработкой подобных программ;

- создание единой электронной системы обучения наподобие Московской электронной школы и Российской электронной школы на уровне СПО для свободного обмена разработками, подобное решение могло бы существенно упростить процесс формирования занятий дистанционной формы, что не отменяет возможности стимулировать особо активных разработчиков (подобная практика также присутствует в МЭШ и РЭШ);

- общее повышение уровня информационно-коммуникативной компетенции педагогического состава за счет курсов повышения квалификации с целью впоследствии снизить затраты времени и повысить качество результатов работы с ЭИОС.

Таким образом, хотя существуют определенные проблемы в образовательных организациях уровня СПО, их решение представляется возможным при сотрудничестве преподавательского состава и администрации на всех уровнях, что способствует не только решению текущих вопросов, но и позволит поднять уровень профессиональной подготовки в будущем.


Список литературы

1. Чикилева Л.С., Танцура Т.А. Организация профессиональной деятельности преподавателя вуза / Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 05 (46). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/organizatsiya-professionalnoj-deyatelnosti-prepodavatelya-vuza.html (Дата обращения: 25.05.2020)
2. Решетников В.Г. Организационно-методическое сопровождение и методическая поддержка деятельности педагогов в условиях модернизации образования // ОНВ. 2013. №5 (122). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-metodicheskoe-soprovozhdenie-i-metodicheskaya-podderzhka-deyatelnosti-pedagogov-v-usloviyah-modernizatsii (дата обращения: 20.05.2020)
3. Харитонова, Е.Н. Методическое сопровождение деятельности преподавателя как условие формирования индивидуальной траектории профессионального развития / Е.Н. Харитонова // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskoe-soprovozhdenie-deyatelnosti-prepodavatelya-kak-uslovie-formirovaniya-individualnoy-traektorii-professionalnogo-raz-468708.html (дата обращения: 20.05.2020)
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 608н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 24 сентября 2015 г. N 38993) URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.004.pdf (дата обращения: 20.05.2020)
5. Шустова А.В. Задача достижения личностных целей будущего дизайнера в процессе обучения иностранному языку // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация: Материалы III Международной научной конференции. М.: МХПИ, 2019. С. 581-583.
6. Модели интенсификации освоения образовательных программ и оптимизации сроков подготовки обучающихся в образовательных организациях, реализующих программы СПО URL: http://spo-new-fgos.firo-nir.ru/images/modeli_intensifikacii.pdf (дата обращения: 15.06.2020)
7. Ахметова, Д. З. Инклюзивный подход к психолого-педагогическому сопровождению обучения с применением дистанционных образовательных технологий : научно-методическое пособие / Институт экономики, управления и права (г. Казань) . – Казань : Познание, 2014 . – 64 с.
8. Нагаева, Ирина Александровна. Дистанционные образовательные технологии в современном образовании : монография . – Москва|Берлин : Директ-Медиа, 2018 . – 159 с.

Расскажите о нас своим друзьям: