Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №01 (90) Январь 2024
УДК 159.922.7
Дата публикации 31.01.2024
Особенности толерантного поведения младших школьников из семей с негармоничным типом воспитания
Лебеденко Ольга Алексеевна
кандидат философских наук, доцент кафедры психологии развития, Южный Федеральный Университет, РФ г. Ростов-на-Дону, oalebedenko@sfedu.ru
Ямполь Людмила Васильевна
учитель начальных классов МАОУ «Школа № 77» г. Ростова-на-Дону, магистрант м.п. «Практическая психология образования», Южный Федеральный Университет, РФ г. Ростов-на-Дону, l9518221308@mail.ru
Аннотация: В данной статье рассматривается проблема развития толерантного поведения младших школьников в зависимости от типа воспитания. Исследование было направлено на изучение типов семейного воспитания младших школьников, анализ компонентов толерантности (ценностные ориентации, эмоциональная устойчивость, коммуникативная компетентность, эмпатия, ассертивность), проявлений толерантности в основных сферах жизни ребенка (толерантность в кругу друзей; толерантность и окружающий мир; толерантность у себя дома). Авторами высказано предположение о том, что существуют различия в компонентах и направленности толерантности младших школьников из семей с гармоничным и негармоничным типами воспитания. В результате эмпирического исследования выявлено: младшие школьники из семей с негармоничным типом воспитания имеют более низкие показатели толерантного поведения; у этой группы детей наблюдаются более низкие показатели толерантности по всем сферам жизни. Полученные выводы могут быть интересны педагогам-психологам при осуществлении работы по развитию толерантности младших школьников с учетом особенностей детско-родительских отношений.
Ключевые слова: младший школьник, толерантность, воспитание, компоненты толерантности, тип воспитания, негармоничный тип воспитания.
Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Developmental Psychology Southern Federal University, Russian Federation, Rostov-on-don
primary school teacher MAOU «School No. 77» Rostov-on-Don, master's student m.p. «Practical Psychology of Education», South Federal University, Russian Federation, Rostov-on-Don
Abstract: This article examines the problem of the development of tolerant behavior of younger schoolchildren, depending on the type of upbringing. The research was aimed at studying the types of family education of younger schoolchildren, analyzing the components of tolerance (value orientations, emotional stability, communicative competence, empathy, assertiveness), manifestations of tolerance in the main areas of a child's life (tolerance in a circle of friends; tolerance and the world around; tolerance at home). The authors suggest that there are differences in the components and orientation of tolerance of younger schoolchildren from families with harmonious and inharmonious types of education. As a result of an empirical study, it was revealed that younger schoolchildren from families with an inharmonious type of upbringing have lower indicators of tolerant behavior; this group of children has lower indicators of tolerance in all spheres of life. The obtained conclusions may be of interest to educational psychologists in carrying out work on the development of tolerance of younger schoolchildren, taking into account the peculiarities of child-parent relations.
Keywords: junior schoolchild, tolerance, education, components of tolerance, type of education, inharmonious type of upbringing.
Лебеденко О.А., Ямполь Л.В. Особенности толерантного поведения младших школьников из семей с негармоничным типом воспитания // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 01 (90). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-tolerantnogo-povedeniya-mladshikh-shkolnikov-iz-semej-s-negarmonichnym-tipom-vospitaniya.html (Дата обращения: 31.01.2024)
Понимание закономерностей развития ребенка без учета социально-культурной среды, в которой он оказывается с самого рождения, невозможно. Система отношений ребенка с близкими взрослыми составляет уникальный компонент социальной ситуации развития и определяет его зону актуального и ближайшего развития. По мнению О.А. Карабановой, модель оптимального стиля родительского воспитания представляет собой многокомпонентную систему по сохранению эмоциональной близости и взаимозависимости субъектов отношений, созданию зоны ближайшего развития автономии ребенка. [1, с.71]
В основе неэффективных детско-родительских отношений, как пишет Р.В. Овчарова, лежит интолерантность родителей к своим детям. Родительская толерантность обеспечивает субъективное развитие личности ребенка, средовую адаптацию, психологическое благополучие и безопасность ребенка. В процессе создания гармоничных взаимоотношений и формированию стиля семейного воспитания важная роль принадлежит личности родителя, в частности, родительской толерантности как фактору семейного общения. [2, с.53]
Период младшего школьного возраста сензитивен для формирования толерантности. Толерантность признают как многомерность культур, взглядов и убеждений, а также принципы, по которым они объединяются. Это основа отношений между представителями разных верований и точек зрения. Процесс формирования толерантной личности основан на свободе человека, в том числе в самотворчестве, а также в борьбе со стереотипами и культурными предрассудками. Успешное общение с окружающими играет особую роль в установлении межличностных отношений в подростковом возрасте, что влияет на формирование личности и отношения с социумом. [3, с. 686]
Современные психологические исследования отражают важность анализа проблемы формирования толерантности не только в образовательной организации, но и в процессе семейного воспитания. Анализ установок толерантного поведения в семьях различных социальных групп показал, что за последние годы снизилось количество респондентов, оценивающих толерантность как важное качество личности. Молодые родители не всегда выделяют толерантность как качество, которое необходимо формировать у своих детей. Результаты исследования показывают, что увеличилось количество публикаций по проблеме толерантности, однако снизилась значимость развития толерантности у взрослого населения россиян. Что на наш взгляд, может быть фактором, препятствующим формированию толерантного поведения подрастающего поколения. [4, с.211]
Если обратить внимание на требования Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, то в нем не только говорится о воспитании межличностной толерантности, но и ставится задача развития «этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей»; «навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций». [5]
Е.В. Наумова рассматривает толерантность младших школьников как реализуемую готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, предпочтения, стереотипы поведения. [6, с.30] В структуре толерантности младшего школьника Батрак Я.А. выделяет ряд компонентов, позволяющих определить психологические условия развития толерантного поведения в данном возрасте: ценностные ориентации, эмоциональная устойчивость, коммуникативная компетентность, эмпатия, ассертивность. [7, с.15]
Все выше сказанное подчеркивает актуальность выбранной темы и определяет потребность в ее дальнейшем исследовании. Поэтому целью нашего исследования явилось изучение особенностей толерантного поведения младших школьников из семей с негармоничным типом воспитания. Была сформулирована гипотеза о том, что существуют различия в компонентах и направленности толерантности младших школьников из семей с гармоничным и негармоничным типами воспитания. В исследовании принимали участие младшие школьники (в возрасте 9-10 лет) МАОУ «Школа № 77» города Ростова-на-Дону. Общая выборка респондентов составила 65 человек.
Эмпирическое исследование включало в себя нескольких этапов.
Первый этап исследования состоял в определении типов воспитания младших школьников в родительских семьях с помощью методики «Анализ семейных взаимоотношений» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис), позволяющий определить гармоничный или негармоничные типы воспитания. Были получены следующие результаты: гармоничный тип воспитания наблюдается у 35,3% родителей, а устойчивые нарушения семейного воспитания выявлены у 52,3% респондентов, неустойчивый тип воспитания отмечается у 12,3% родителей.
Далее проведен анализ негармоничных типов воспитания: потворствующая гиперпротекция наблюдается у 30% родителей; эмоциональное отвержение выявлено у 30 % родителей; у 29 % родителей присутствует повышенная моральная ответственность.
Второй этап работы включал в себя исследование уровня толерантности и степень развитости отдельных компонентов толерантности у младших школьников. Результаты диагностирования по методике «Анкета самооценки навыков толерантного поведения младших школьников» (Я.А. Батрак) показали: большинство респондентов имеют средний уровень проявления толерантности (57%); высокий уровень толерантности имеют 25% респондентов; низкий уровень проявления толерантности имеют только 18% респондентов, то есть младшие школьники с таким уровнем толерантности не проявляют терпимости по отношению к окружающим, критичны ко всем. Наиболее развитым компонентом толерантности у младших школьников является ассертивность, а наименее развитым – эмпатия.
Анализ уровня толерантности в основных сферах жизни ребенка, проведенный с помощью методики изучения толерантности детей (Доминик Де Сент Марс) выявил, что лучше всего у младших школьников сформирована толерантность в такой сфере жизни ребенка как «толерантность в кругу друзей», что говорит о высокой терпимости к своим сверстникам, выражении отзывчивости и позитивном отношении к ним. На втором месте по уровню сформированности находится компонент «толерантность и окружающий мир», что говорит о том, что младшие школьники адекватно относятся к окружающим людям и миру, уважительном восприятии другого народа и его культуры. Менее всего у респондентов сформирован компонент «толерантность у себя дома», что говорит о средней терпимости к членам своей семьи, возможно в таких семьях случаются конфликты, из-за чего у школьника складывается менее положительное отношение к своей семье.
Качественный и количественный анализ толерантного поведения младших школьников из семей с гармоничным и негармоничным типом воспитания показал: младшие школьники из семей с негармоничным типом воспитания имеют более низкие показатели толерантного поведения; у младших школьников с негармоничным типом воспитания наблюдаются более низкие показатели толерантности по всем сферам жизни детей, однако, более ярко различия выражены по шкале «толерантность у себя дома».
Третий этап работы заключался в подтверждении полученных выводов с помощью методов математической статистической обработки (критерий Манна-Уитни). Было выявлено, что между группами младших школьников из семей с гармоничным и негармоничным типами воспитания существуют статистически значимые различия по шкале «Уровень толерантности» (асимптотическое значение = 0.038). Средний ранг в группе младших школьников из семей с негармоничным типом воспитания равняется 25,26, что меньше среднего ранга в группе младших школьников из семей с гармоничным типом воспитания (34,52). Следовательно, младшие школьники из семей с негармоничным типом воспитания имеют более низкий уровень толерантности, менее терпимы, чем младшие школьники из семей с гармоничным типом воспитания.
Существуют статистически значимые различия между группами младших школьников из семей с гармоничным и негармоничным типами воспитания по шкале «Ассертивность» (асимптотическое значение = 0.002). В группе младших школьников из семей с негармоничным типом воспитания средний ранг меньше, чем в группе младших школьников из семей с гармоничным типом воспитания. Так, младшие школьники из семей с негармоничным типом воспитания более зависимы от внешних влияний и оценок, чем младшие школьники из семей с гармоничным типом воспитания.
Анализ эмпирических данных позволяет сформулировать ряд выводов:
- выявлены негармоничные типы воспитания (потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, повышенная моральная ответственность);
- наиболее развитым компонентом толерантности у младших школьников является ассертивность, а наименее развитым – эмпатия;
- младшие школьники из семей с негармоничным типом воспитания имеют более низкие показатели толерантного поведения;
- у младших школьники из семей с негармоничным типом воспитания выявлены более низкие показатели толерантности шкале «толерантность у себя дома»;
- выявлены статистически значимые различия в группах младших школьников из семей с негармоничным и гармоничным типами воспитания по шкалам «Уровень толерантности», «Ассертивность».
Следовательно, гипотезы исследования о существовании различий в компонентах и направленности толерантности младших школьников из семей с гармоничным и негармоничным типами воспитания подтвердилась.
По результатам эмпирического исследования был разработан проект психолого-педагогической программы по развитию толерантности младших школьников, включающей в себя диагностический, развивающий и просветительский блоки.
В заключении отметим, что полученные выводы могут быть интересны педагогам-психологам при осуществлении работы по развитию толерантности младших школьников с учетом особенностей детско-родительских отношений.
Список литературы
1. Карабанова О.А. В поисках оптимального стиля родительского воспитания// Национальный психологический журнал. 2019. – № 3(35). – С. 71–79
2. Овчарова Р.В., Николаева И. А. Родительская толерантность как фактор развития личности ребенка: монография. - Москва: Юрайт, 2023. - 195 с.
3. Лебеденко О.А. Особенности толерантности младших школьников с разным уровнем тревожности. В книге: Ананьевские чтения - 2021. Материалы международной научной конференции. Под общей редакцией А.В. Шаболтас. Отв. ред. В.И. Прусаков. Санкт-Петербург, 2021. С. 686-687.
4. Рюмшина Л.И., Зинченко Е.В., Чернова А.А., Бердянская Ю.В., Батычко О.В. Динамика установок формирования толерантности в семье у представителей различных социальных групп// Российский психологический журнал. 2022, 19(4). С. 211–230.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 30.10.23)
6. Наумова Е.В. Изучение сформированности толерантности младших школьников // Молодой ученый. - 2015. - №19.1. - С. 30-31.
7. Батрак Я.А. Развитие толерантности младших школьников. - Братск: Гимнц, 2018. - 97 с.