Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №01 (90) Январь 2024
УДК 159.9.072
Дата публикации 31.01.2024
Особенности психологического благополучия мужчин и женщин
Цариценцева Оксана Петровна
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»
Аннотация: Статья представляет собой описание и анализ результатов эмпирического исследования психологического благополучия мужчин и женщин. Раскрывается актуальность исследования психологического благополучия личности, обозначаются теоретические основания эмпирического исследования. Изучение психологического благополучия личности проводилось с помощью шкалы психологического благополучия К.Рифф. В исследовании приняли участие 104 человека (18 мужчин, 86 – женщин от 25-55 лет). Результаты эмпирического исследования показали, что преобладающим уровнем психологического благополучия на современном этапе является высокий уровень. Сравнение результатов мужчин и женщин показало, что уровень психологического благополучия мужчин и женщин существенно не отличается. Однако имеются отличия по компонентам определяющим позитивное функционирование личности, а именно: для женщин характерен более высокий уровень самопринятия, чем у мужчин. Кроме того, женщины чаще ориентированы на личностный рост и имеют устойчивые цели. В то же время как мужчинам в большей степени присущ высокий уровень автономии.
Ключевые слова: психологическое благополучие, личность, мужчина, женщина, удовлетворенность жизнью, самопринятие, личностный рост.
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Associate Professor, Department of Age and Pedagogical Psychology, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Orenburg State Pedagogical University"
Abstract: The article is a description and analysis of the results of an empirical study of the psychological well-being of men and women. The relevance of the study of psychological well-being of the individual is revealed, the theoretical foundations of empirical research are indicated. The study of psychological well-being of the individual was carried out using the K. Riff Psychological Well-Being Scale. 104 people took part in the study (18 men, 86 - women from 25-55 years old). The results of an empirical study showed that the predominant level of psychological well-being at the present stage is a high level. Comparison of the results of men and women showed that the level of psychological well-being of men and women does not differ significantly. However, there are differences in the factors determining the phenomenon under study, namely: women have a higher level of self-acceptance than men. In addition, women are more often focused on personal growth and have sustainable goals. At the same time, men have a higher level of autonomy.
Keywords: psychological well-being, personality, man, woman, life satisfaction, self-acceptance, personal growth.
Цариценцева О.П. Особенности психологического благополучия мужчин и женщин // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 01 (90). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-psikhologicheskogo-blagopoluchiya-muzhchin-i-zhenshhin.html (Дата обращения: 31.01.2024)
Актуальность темы исследования. Особенность современного общества – нестабильность, необратимость, подвижность. Изменения в политике, экономике, социальной и духовной сферах общества, происходящие сегодня в мире, сказываются на психологическом благополучии человека. Факт снижения субъективного ощущения комфорта и удовлетворения отмечают в своих исследованиях отечественные психологи Карапетян Л.В., Козьмина Л.Б., Пахоль Б.Е., Дубровина И.В. и др.
Исследование благополучия в России началось сравнительно недавно. В советский период эта тема практически не рассматривалась. Однако с 2000-х годов и в настоящее время это направление в психологии является одним из перспективных. Ведут разработки в этом направлении Карапетян Л.В. (2017, 2018, 2019); Козьмина Л.Б. (2014); Шамионов Р.М., Бочарова Е.Е. (2014); Дубовик Ю.Б. (2012); Жуковская Л.В. (2011); Ширяева О.С. (2008); Шевеленкова Т.Д, Фесенко П.П. (2005); Куликов Л.В. (2000, 2004).
Актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность определило выбор темы исследования. Цель исследования: выявить и описать уровневые особенности психологического благополучия мужчин и женщин. Для изучения психологического благополучия мужчин и женщин мы обратились к методу опроса, применив шкалу психологического благополучия Рифф К., адаптированную Шевеленковой Т.Д., Фесенко П.П. (2005) [18].
Наше исследование строилось на следующих теоретических основаниях. Психологическое благополучие – это интегральный показатель степени направленности личности на реализацию основных компонентов позитивного функционирования (позитивное отношение к окружающим; самопринятие; автономия; личностный рост; компетентность в управлении средой; жизненные цели), а также степень реализованности этой направленности в данный момент времени без осмысления прошлого, настоящего и будущего. Рифф К. отмечает, что выделенные компоненты психологического благополучия соотносятся с различными структурными элементами теорий, в которых так или иначе речь идет о позитивном функционировании личности. Например, «самопринятие» (как компонент психологического благополучия по Рифф К.) соотносится не только с понятиями «самоуважение» и «самопринятие», введенными и разработанными Маслоу А., Роджерсом К., Олпортом Г. и Яходой М. Оно также включает в себя признание человеком своих достоинств и недостатков, соотносимое с концепцией индивидуации Юнга К. Г., а также позитивную (в основном) оценку человеком собственного прошлого, описанное Эриксоном Э. как часть процесса эго-интеграции. Феномен «психологическое благополучие» личности в 21 веке активно изучается и в России. Отечественные ученые признают, что это очень объемное и сложное понятие, которое включает в себя множество составляющих, однако практически все сходятся с зарубежными коллегами во мнении, что психологическое благополучие – это переживание, ощущение счастья, удовлетворения жизнью (гедонистический подход) или личного уровня достижений, самоактуализации, эффективности степень успешности, самореализации (эвдемонический подход). Психологическое благополучие по П.П. Фесенко и Т.Д. Шевеленковой – это целостное переживание, выраженное в субъективном ощущении счастья, удовлетворённости собой и собственной жизнью, а также связанное с базовыми человеческими ценностями и потребностями. Таким образом, психологическое благополучие личности – это достаточно сложное переживание человеком удовлетворенности собственной жизнью, отражающее одновременно как актуальные, так и потенциальные аспекты жизни личности [1, 6, 18].
Тема психологического благополучия мужчин и женщин нам кажется особенно актуальной, так как сегодня, мы не просто наблюдаем, но и становимся участниками расширения биполярной модели «мужское–женское» в «мужественность – женственность». Пол – уже не жесткая биологическая данность, а гендер как социально формируемая особенность. Процесс изменения стереотипов не всегда сопровождается личностным принятием, вызывает сложности и зачастую снижает способность человека жить полноценной жизнью [8, 11, 16]. Обращает на себя внимание и тот факт, что принадлежность полу задает разные модели поведения, установки, позиции и ценностные ориентации человека и особенности психологического благополучия личности. Полоролевая модель поведения имеет свой определенный набор качеств, которые при разной степени согласованности с доминирующими ценностями общества влияют на индивидуальную иерархию структурно представленных факторов психологического благополучия и, как следствие, на общий уровень переживания человеком удовлетворенности собственной жизни. На основании обозначенных теоретических положений, мы предположили, что психологическое благополучие мужчин и женщин будет иметь различия.
В исследовании приняло участие 104 человека. Из них 18 (17%) мужчин, 87 (83%) – женщин. Все респонденты принадлежат к возрастному периоду 25-55 лет.
На первом этапе нашего эмпирического исследования мы проанализировали уровни психологического благополучия всех респондентов нашей выборки. Результаты представлены на рисунке 1.
Рис.1. Уровни психологического благополучия всех респондентов
Обращает на себя внимание тот факт, что большинство опрошенных имеют высокий уровень психологического благополучия (60%). Респонденты этой группы обладают высоким уровнем рефлексии, они самостоятельны и независимы, способны противостоять общественным стереотипам и дискурсам; они – авторы своей жизни, все поступки их осознанны и подчинены собственным правилам; имеют личные критерии для оценки себя и своего поведения. Им свойственна стрессоустойчивость, они могут управлять окружением, контролировать всю внешнюю деятельность, а также эффективно использовать представляющиеся возможности, улавливают или самостоятельно создают условия и обстоятельства, которые подходят для удовлетворения их личных потребностей и достижения собственных целей. Отличительной особенностью этой группы людей является наличие четких намерений, конкретных целей в жизни и чувство направленности. 21% участников исследования достигают среднего уровня психологического благополучия, который проявляется в том, что эти люди, несмотря на довольно широко развитые собственные компетентности, продолжают контролировать внешнюю среду. Они часто ориентируются на общественное мнение, социальные стереотипы, положение, статус. Личность со средним уровнем психологического благополучия предпочитает общение в малом, но значимом круге общения. Тем ни менее, люди этой группы воспринимают мир позитивно, принимают возможность радостного пребывания в нем, умеют наслаждаться тем, что имеют. Но по отношению к себе, как правило, у них остается негатив. Они часто критикуют свое прошлое, жалеют о содеянном, назначают виновных за случившееся с ними. У 19% респондентов выявлен низкий уровень психологического благополучия, который проявляется у них в отсутствии опыта позитивных близких отношений со значимыми другим. Часто это одинокие люди, которые не желают идти на компромиссы для поддержания важных связей с окружающими. Эти мужчины и женщины испытывают сложности в организации повседневной деятельности, они чувствуют себя неспособными изменить или улучшить складывающиеся обстоятельства. Мир они воспринимают как несправедливый, жестокий и полный угроз. Беспокойство, тревожность, подозрительность, негативный эмоциональный фон и потребность в самоконтроле – отличительные черты людей с низким уровнем психологического благополучия.
Для детализации феномена и понимания нашей выборки мы сравнили уровнипсихологического благополучия отдельно у принявших в исследовании мужчин (18 человек) и женщин (86 человек). Анализ результатов позволил выявит следующие особенности. Высокий уровень зафиксирован у 50% мужчин (9 человек), что значительно ниже, чем у женщин. Психологическое благополучие на высоком уровне – у 62% женщин (54 человека). Низкий уровень психологического благополучия, напротив, чаще встречается у мужчин – 28% (5 человек), когда у женщин всего у 18% (15 человек). Средний уровень практически одинаков: у 22% мужчин (4 человека) и у 20% женщин (17 человек). Таким образом, женщины чаще имеют высокий уровень психологического благополучия, а мужчины – низкий уровень психологического благополучия.
Причин этому можно выделить несколько. Например, Мороз Т.С., Федоренко Ю.В., Достойнова М.В., рассматривая особенности психологического благополучия женщин в период средней взрослости, считают, что основной ценностью у мужчин остаётся работа, у женщин приоритет отдан семье. Именно семья повышает удовлетворённость смыслом жизни женщин. Группа ученых предполагает, что удовлетворённость браком в сочетании с возможностью работать и реализовывать себя в профессии обуславливает более высокий уровень психологического благополучия женщин. Они увидели закономерность, что замужние женщины одновременно стремятся к автономии, самостоятельно регулируют собственное поведение, но и оценивают себя в соответствии с личными критериями. У них был выявлен высокий уровень приспособления к существованию в обществе, учитывая собственные потребности и мотивы, выявлена адекватная самооценка, высокая потребность в общении, взаимодействии, совместной деятельности, выявлена высокая степень определённости в своём эмоциональном отношении к происходящей действительности. Проверка статистической значимости обнаруженных различий проводилась с помощью непараметрического критерия – угловое преобразование Фишера (критерий φ*). Результаты проверки показали, что различия в уровне психологического благополучия мужчин и женщин не достигают уровня статистической значимости (φ*эмп. = 0,99, p>0,05, по высокому уровню).
Для полного понимания структурных особенностей психологического благополучия мужчин и женщин мы сравнили среднее значение проявления факторов исследуемого феномена у каждого из полов. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1. Факторы психологического благополучия мужчин и женщин
Пол
| Факторы психологического благополучия | |||||
Позитивное отношение | Автономия | Управление окружением | Личностный рост | Цели в жизни | Самопринятие | |
женский | 58,89 | 54,42 | 59,05 | 61 | 63,84 | 60,21 |
мужской | 58 | 55,94 | 59,11 | 55,58 | 59,17 | 54,94 |
Интересным выявленным фактом стало, что у мужчин, несмотря на более низкий общий уровень психологического благополучия, есть один фактор, у которого показатель выше, чем у женщин, – автономность. Для проверки обнаруженного отличия мы снова обратились к критерию – угловое преобразование Фишера (критерий φ*). Результаты статистической проверки показали, что полученные различия не достигают уровня статистической значимости относительно низкого уровня. Этот уровень автономии встречается одинаково часто в обеих выборках (φ*эмп. = 0,413, p>0,05). Однако относительно высокого уровня автономии мы обнаруживаем, что у женщин реже (6% от женской выборки) встречается высокий уровень, чем у мужчин (22% от мужской выборки) (φ*эмп. = 1,91, p<0,05). По Еремеевой А.В. этот факт можно объяснить тем, что в ситуациях автономности мужчины и женщины переживают различные чувства: мужчины – состояние удовольствия, а женщины – интереса и увлеченности [14]. В ситуациях неавтономности женщины испытывают облегчение значительно чаще мужчин. Объяснить данные результаты можно, на наш взгляд, и эволюционным развитием мужских и женских социальных функций. Мужчина, всегда будучи физически сильнее женщины, отвечал за свой род, он решал самостоятельно, где более безопасно и более сытно будет находиться своей семье, общине, племени. Он принимал решение, основываясь на собственном опыте, опираясь на свои возможности и умения. Позже мужчина сам выбирал женщину, добивался ее расположения, боролся с соперниками за нее. Сейчас мужчина в патриархальном типе семьи отвечает за финансовую стабильность и безопасность, является ее главой.
В результате нашего исследования у женщин выявлены более высокие, чем у мужчин показатели в самопринятии, личностном росте и наличии цели в жизни. Причиной различий в самопринятии (высокий уровень самопринятия был выявлен у 6% мужчин и 23% женщин), по нашему мнению, может являться разная реакция полов на негатив и опасность. Так как у мужчин, которые эволюционно призваны защищать и отвоевывать, в большинстве случаев на стресс и конфликтную ситуацию включается реакция «бей или беги», то они чаще всего проявляют агрессию, гнев, ярость и уходят от решения возникших проблем. А женщины, напротив, так как они более ослаблены из–за вынашивания потомства, для выживания выбирают иную реакцию — «дружи и приручай». В результате они обращаются к различным социальным группам, которые помогают им обеспечить выживаемость, а также пытаются договориться с «врагом» или переманить его на свою сторону. До сих пор женщины в сложной стрессовой ситуации часто обращаются за помощью к подругам, коллегам, психологам. Именно это позволяет им более эффективно принимать себя и уверенно идти к намеченной цели. Результаты статистической проверки с помощью критерий φ* показали, что полученные различия достигают уровня статистической значимости (φ*эмп. = 2,041, p<0,05).
Причиной высокого показателя у женщин фактора «личностный рост» можно назвать стремительное развитие цивилизации и глобализации многих процессов. Результаты статистической проверки с помощью критерий φ* показали, что полученные различия достигают уровня статистической значимости (φ*эмп. = 1,91, p<0,05). Этот факт дал женщине дополнительные силы, время и возможности быть в профессиональном плане практически на одном уровне с мужчиной. Мы предполагаем, что это позволяет «слабой» половине человечества быть не только сильнее, но и психологически благополучнее. Такие факторы, как «позитивное отношение» и «управление окружением» приблизительно находятся у мужчин и женщин на одном уровне.
Таким образом, у опрошенных нами мужчин и женщин 25–55 лет уровень психологического благополучия различия незначительны, при этом у женщин он выше, чем у мужчин по факторам «личностный рост» и «самопринятие». «Управление окружением» и «позитивное отношение», «цели в жизни», «автономия» проявлено практически одинаково.
На основании полученных результатов, мы можем отметить, что при работе с психологическим благополучием мужчин и женщин практикующим психологам, по нашему мнению, необходимо в процессе консультирования включить когнитивный компонент и, опираясь на данные нашего исследования, довести до клиента информацию об особенностях психологического благополучия [10, 11, 13, 17]. Знания об уровнях и факторах феномена, о различиях их проявления у мужчин и женщин позволят не только привлечь внимание к сложному переживанию человеком удовлетворенности собственной жизнью, но и осознать этот многофакторный интегральный показатель. Осознание и понимание ведет к целостному восприятию себя, удовлетворенностью собой и своим опытом, даже негативным. Стоит отметить, что самопринятие – один из факторов психологического благополучия, который по–разному проявляется у мужчин и женщин. Для более детальной коррекционно–развивающей работы на следующем этапе консультаций мы рекомендуем определить индивидуальные показатели факторов психологического благополучия, которые снижают его общий уровень. Например, для повышения факторов «положительное отношение с другими» и «самоприянтие» можно предложить тренинг позитивного отношения к себе и другим. Цель которого – формирование навыков эффективного взаимодействия с окружающими и самим собой. Он решает ряд задач: развитие коммуникативных навыков; формирование навыков уверенного поведения; осознание своих положительных и отрицательных качеств; формирование положительной «Я–концепции». С целью повышения факторов «автономия» и «личностный рост», на наш взгляд, можно использовать тренинговую программу «Способы саморегуляции эмоционального состояния». Она направлена на сохранение и укрепление психического здоровья, нормализацию психоэмоционального состояния, формирование психологической устойчивости и мотивации к личностному самосовершенствованию, умения слышать себя, понимать свои истинные потребности и стремления. Для повышения уровня таких факторов как «управление окружением» и «цели в жизни» мы предлагаем, как вариант, использовать тренинг «Дорожная карта моих целей». Цель мероприятия: четкое построение жизненной перспективы и профессионального самоопределения личности. Оно решает комплексно ряд задач: осознание собственной идентичности, собственной системы ценностей и определение зоны ближайшего личностного развития; обучение целеполаганию, навыкам планирования и достижения поставленных целей, построению жизненной перспективы; выработка жизненных целей: формирование структурного видения своей жизни через значимые события; осознание связи (отношения) событий с окружающими людьми и определение характера этих связей; отработка умений ставить цели и планировать их достижение, развитие способности принимать решения и быть ответственным за свой выбор; осознание промежуточных этапов и возможных путей достижения своей профессиональной цели.
Список литературы
1. Бенко, Е.В. Обзор зарубежных публикаций, посвященных исследованию благополучия / Е. В. Бенко // Вестник ЮУрГУ. («Серия : Психология»). – 2015. – № 2 – С. 5-13.
2. Водяха, С.А. Современные концепции психологического благополучия личности // Дискуссия. – 2012. – №. 2– С. 95-98.
3. Дубовик, Ю. Б. Исследование психологического благополучия в пожилом и старческом возрасте [Электронный ресурс] / Ю. Б. Дубовик // Психологические исследования : [электрон. науч. журн.]. – 2011. – №. 1(15). – Режим доступа: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2011n1–15/433–dubovik15.html
4. Еремеева, А.В. Cпецифика проявлений субъектности в ситуациях автономности и неавтономности // Вестник Вятского государственного университета. – 2020. – № 3 (137). – С. 158–167.
5. Загурский, К. Жизненный цикл и другие детерминанты субъективного благополучия // Социология: теория, методы. – 1999. – № 3. – С. 176–202.
6. Карапетян, Л.В. Теоретические подходы к пониманию субъективного благополучия / Л. В. Карапетян // Личностное развитие и обучение: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Тольятти: ТГУ, 2016. – № 1 (123). – С. 171–182.
7. Карапетян, Л.В. Эмоционально–личностное благополучие: монография / Л.В Карапетян – Екатеринбург: Уральский институт ГПС МЧС России, 2017. – 212 с.
8. Козьмина, Л.Б. Особенности психологического благополучия и удовлетворенности трудом женщин разных возрастных групп // Общество: социология, психология, педагогика. – 2022. – № 2. – С.116-121.
9. Куликов, Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и политика / Ред. В.Ю. Большаков. – СПб: Издательство Санкт–Петербургского университета, – 2000, – С. 476-510.
10. Лебедева, Е.А. Значение целей в жизни человека и в жизни организации // Международное научное обозрение. – 2015. – № 7 (6). – С. 84-85.
11. Мороз, Т.С. Особенности психологического благополучия женщин в период средней взрослости. // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 6 (67). – С. 64-67.
12. Пахоль, Б.Е. Субъективное и психологическое благополучие: современные и классические подходы, модели и факторы: / Б. Е. Пахоль// Украинский психологический журнал. – 2017. – No 1 (3). – С. 80-104.
13. Пилипенко, Т.С. Самопринятие как субъектная характеристика // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. –2022. – №. 40. – С. 78-85.
14. Савельева, О.С. Субъективное благополучие как проблема социальной психологии личности // Материалы межрегиональной заочной научно–практической конференции «Актуальные проблемы психологии личности». – Новосибирск: НГПУ, 2009. – С. 29-32.
15. Фомина, О.О. Благополучие личности: проблемы и подходы к исследованию в отечественной психологии // Интернет–журнал «Мир науки». – 2016. – № 6. – С. 64-79.
16. Шаехов, З.Д. Психологическое благополучие в контексте пола и сексуальной идентичности // Национальный психологический журнал. – 2021. – № 3 (43). – С. 31-42.
17. Шамионов, Р.М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы. – Саратов: Научная книга, 2008. – 296 с.
18. Шевеленкова, Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. – 2005. – № 3. – С. 95-129.