Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №01 (90) Январь 2024
УДК 370
Дата публикации 26.01.2024
Особенности формирования представлений о географических объектах у учащихся с задержкой психического развития
Ибрагимова Алие Рустемовна
канд. пед. наук, доцент, Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь
Аблязимова Алие Илимдаровна
студентка, кафедра специального (дефектологического) образования Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь
Аннотация: Данная статья посвящена изучению особенностей формирования представлений о географических объектах у учащихся с задержкой психического развития. В ходе исследования охарактеризованы особенности развития учащихся с задержкой психического развития, описаны основные трудности, с которыми сталкиваются такие учащиеся при усвоении географических понятий и знаний. А также обозначены особенности формирования представлений о географических объектах у учащихся с задержкой психического развития.
Ключевые слова: задержка психического развития; географические представления; специальное образование; индивидуальный подход; наглядные материалы; игровые методы обучения; практическая деятельность; образовательные технологии.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubova, Russian Federation, Simferopol
student, Department of Special (Defectological) Education Crimean Engineering Pedagogical University named after Fevzi Yakubova, Russian Federation, Simferopol
Abstract: This article is devoted to the study of the peculiarities of the formation of ideas about geographical objects in students with mental retardation. In the course of the study, the features of the development of students with mental retardation are characterized, the main difficulties faced by such students in mastering geographical concepts and knowledge are described. The features of the formation of ideas about geographical objects in students with mental retardation are also indicated.
Keywords: mental retardation; geographical representations; special education; individual approach; visual materials; game teaching methods; practical activities; educational technologies.
Ибрагимова А.Р., Аблязимова А.И. Особенности формирования представлений о географических объектах у учащихся с задержкой психического развития // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 01 (90). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-formirovaniya-predstavlenij-o-geograficheskikh-obektakh-u-uchashhikhsya-s-zaderzhkoj-psikhicheskogo-razvitiya.html (Дата обращения: 26.01.2024)
Одним из наиболее необходимых предметов в школе является география, которая способствует формированию целостных представлений об окружающей среде. Преподавание географии, содержание которой отражает основы географической науки, отличается от других предметов комплексным подходом изучения природы, общества и предмета их взаимодействия, обладает значительным потенциалом для достижения целей экологического обучения и воспитания учащихся на всех уровнях школьного обучения [5].
В данном исследовании будут изучены особенности формирования представлений о географических объектах у учащихся с задержкой психического развития. Именно поэтому необходимо охарактеризовать какая категория детей характеризуется задержкой психического развития.
По мнению Н.Л. Белопольской задержка психического развития является психолого-педагогическим определением одной из наиболее часто встречающихся патологий в психофизическом развитии детей. Задержку психического развития характеризует неравномерное формирование процессов познавательной деятельности, что выражается в недостаточно развитой речи, мышлении, а также расстройствах эмоционально-волевой сферы [2].
Особенности развития учащихся с задержкой психического развития проявляются в следующих аспектах:
– Учащиеся с задержкой психического развития испытывают затруднения в усвоении новой информации, абстрактном мышлении, решении задач и проблем.
– Дети с задержкой развития испытывают трудности в установлении контактов с окружающими, понимании невербальных сигналов и поддержании социальных отношений.
– У учащихся с задержкой психического развития возникают трудности с освоением повседневных навыков, таких как самообслуживание, общение и управление своим поведением.
– Дети с задержкой психического развития могут достигать ключевых этапов развития, таких как речь, деятельность или социальные навыки, в более позднем возрасте.
–У каждого учащегося с задержкой психического развития могут быть свои уникальные особенности и потребности, требующие индивидуального подхода к обучению и поддержке [9].
Именно поэтому важно обеспечить учащимся с задержкой психического развития индивидуальную поддержку, составив для них соответствующие образовательные планы и предоставив специализированное обучение и поддержку.
Понимание и учет этих особенностей важны для образовательных работников, родителей и специалистов, работающих с учащимися с задержкой психического развития, чтобы разработать эффективные стратегии обучения и поддержки, соответствующие потребностям каждого ребенка.
Далее перейдем к непосредственному обоснованию особенностей формирования представлений о географических объектах у учащихся с задержкой психического развития.
К изучению категории «представление» обращались философы, психологи, педагоги, физиологи и др. Та по мнению С.Я. Рубинштейн представление – это психическое отражение объектов внешнего мира или внутренних образов посредством чувственного восприятия, которое возникает без прямого контакта с объектом. Представление может быть визуальным, звуковым, тактильным и т.д. [8].
Согласно исследованиям А.Н. Леонтьева, «представление – это процесс переноса воспринимаемых объектов и явлений от восприятия в психическую плоскость как при непосредственном восприятии, так и при воссоздании прошлого воспринятого опыта. Представления являются абстрактным воспроизведением восприятия, то есть продуктом мыслительной переработки информации, воспринимаемой рецепторами и органами человеческих чувств. Как правило, в восприятии отражаются яркие существенные черты воспринимаемых объектов» [7, с. 36].
К.И. Вересотская выдвигает свою версию. Она пишет, что «представления – это проекция внешнего объективного мира в чувственной форме» [3, с. 24].
Представления о географических объектах по мнению С.А. Абдулвагабовой – это знания, идеи и концепции, которые у людей формируются о различных физических и культурно-исторических элементах нашей планеты. Это включает понимание таких объектов как горы, реки, озера, моря, океаны, континенты, страны, города, а также ландшафты, экосистемы и другие элементы земной поверхности и того, как человек взаимодействует с ними [1].
В процессе формирования географических понятий и знаний, учащиеся с задержкой психического развития могут столкнуться со следующими трудностями:
1. Учащиеся с задержкой психического развития испытывают трудности с пониманием абстрактных географических понятий, таких как широта, долгота или концепция континентов и океанов.
2. Учащимся с задержкой психического развития может быть сложно понять пространственные взаимосвязи и карты, что может повлиять на их способность воспринимать географическую информацию.
3. Трудности в экспрессивных и восприимчивых языковых навыках могут препятствовать пониманию и передаче географических концепций и информации.
4. Сохранение географической информации, такой как названия стран, столиц или географических объектов, может представлять трудности для учащихся с задержкой психического развития из-за трудностей, связанных с памятью.
5. Учащиеся могут испытывать трудности с обобщением и применением географических концепций в различных контекстах или пониманием географических явлений.
6. Трудности с визуальной обработкой могут препятствовать их способности интерпретировать географические карты, символы и другие визуальные представления географической информации [4].
Решение этих проблем может потребовать разработки индивидуальных образовательных стратегий, использования наглядных пособий, упрощенной речи, практических занятий и других индивидуальных подходов [6].
При преподавании географии учащимся с задержкой психического развития крайне важно использовать методы и приемы, соответствующие их конкретным потребностям в обучении. Вот несколько стратегий формирования представлений о географических объектах у учащихся сзадержкой психического развития:
1. Конкретные и осязаемые материалы: Следует использовать практические материалы, такие как тактильные карты, глобусы и трехмерные модели, чтобы обеспечить осязаемое представление географических объектов. Такой подход может способствовать пониманию и вовлечению.
2. Упрощенная речь и наглядные материалы. Необходимо использовать четкие и сжатые объяснения, наглядные пособия и графику для улучшения понимания, и запоминания информации.
3. Повторение и подкрепление. На уроках географии следует использовать повторяющийся опыт обучения и мероприятия по подкреплению для поддержки удержания внимания.
4. Индивидуальные планы обучения. Индивидуальные планы обучения должны быть адаптированы к способностям каждого учащегося.
5. Опыт из реальной жизни. Немаловажно предоставить возможности для получения опыта из реальной жизни, такого как экскурсии или виртуальные туры, чтобы помочь учащимся связать географические понятия с окружающим миром.
5. Позитивное подкрепление и поощрение. Позитивное подкрепление и поощрение необходимо, чтобы поддержать учащихся их в процессе образования. Это формирую мотивацию у обучающихся [1].
В конечном счете, важно обеспечить благоприятную и инклюзивную среду обучения, которая признает и учитывает индивидуальные потребности учащихся с ограниченными интеллектуальными возможностями. Используя эти методы и техники, преподаватели могут способствовать получению значимого опыта обучения и помочь сформировать у учащихся с задержкой психического развития географические представления.
Таким образом, в результате изучения особенностей формирования представлений о географических объектах у учащихся с задержкой психического развития подчеркивается необходимость особого подхода к образовательному процессу для этой категории учащихся. Основные трудности, с которыми они сталкиваются при усвоении географических знаний, включают когнитивные, коммуникативные и визуально-пространственные проблемы. В связи с этим, эффективные методы формирования представлений о географических объектах у этих учащихся требуют учета их индивидуальных потребностей, использование конкретных наглядных материалов, применение упрощенной лексики и многократное повторение материала. Данные выводы призваны обеспечить разработку персонализированных образовательных стратегий, способствующих успешному усвоению географических представлений и знаний учащимися с задержкой психического развития.
Список литературы
1. Абдулвагабова, С.А. Формирование представлений о географических понятиях как условие активизации познавательного интереса учащихся / С.А. Абдулвагабова // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. – 2014. – №3 (28). – С. 37-43.
2. Белопольская, Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития / Н.Л. Белопольская. – Изд. 2-е, испр. – М.: Когито-Центр, 2019. – 183 с.
3. Вересотская, К.И. Зрительное восприятие изображений предметов / К.И. Вересотская. – М.: Наука, 2019. – 125 с.
4. Гайфуллина, Л.К. Особенности сформированности некоторых представлений об окружающем мире у младших школьников с ЗПР / Л.К. Гайфуллина // Конференциум АСОУ. – 2017 – № 4. – С. 61–65.
5. Гайсумова, Л.Д. Формирование географических представлений на уроках географии в условиях современной школы / Л.Д. Гайсумова, Р.С. Эльмурзаев, М.А. Иразова // Молодой ученый. – 2015. – № 5 (85). – С. 446-448.
6. Данилова, Л.А. Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития: монография / Л.А. Данилова. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 144 c.
7. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: Наука, 2012. – 234 с.
8. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Питер, 2012. – 705 с.
9. Филиппова, Н.В. Современный взгляд на задержку психического развития / Н.В. Филиппова, Ю.Б. Барыльник, А.С. Исмайлова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – №10 (2). – С. 256 – 262.