Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №01 (90) Январь 2024

УДК 159.9.07

Дата публикации 28.01.2024

Эмоциональное выгорание у педагогических работников

Дуданова Анастасия Сергеевна
студент ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», РФ, г. Пенза, nastya.dudanova@mail.ru
Щербакова Наталья Евгеньевна
канд. пед. наук, доцент кафедры «Педагогика и психология», ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», РФ, г. Пенза, stenyakova-n@mail.ru

Аннотация: Одной из самых социально значимых профессий для общества является профессия педагога. Специфика данной работы, а именно, постоянное взаимодействие с детьми, их родителями и коллегами эмоционально истощает учителя. А огромное количество документации, которую нужно обязательно вести, перегрузы, ответственность перед подрастающем поколением, нехватка свободного времени негативно воздействует на личность преподавателя. В статье рассматривается феномен эмоционального выгорания у субъектов педагогической деятельности. Проведено эмпирическое исследование, результаты которого показали, что состояние эмоционального выгорания развивается уже в первые годы профессионально-педагогической деятельности и знакомо каждому педагогу.
Ключевые слова: педагогическая деятельность, образовательная среда, педагог, эмоциональное напряжение, эмоциональное выгорание.

Emotional burnout among teaching staff

Dudanova Anastasia Sergeevna
student, Penza State University, Russia, Penza
Shcherbakova Natalia Evgenievna
Cand. Sci. (Pedagogical), аssistant professor of Pedagogy and Psychology department, Penza State University, Russia, Penza

Abstract: One of the most socially significant professions for society is the profession of a teacher. The specifics of this work, namely, constant interaction with children, their parents and colleagues emotionally drains the teacher. And the huge amount of documentation that must be kept, overloads, responsibility to the younger generation, lack of free time negatively affects the personality of the teacher. The article examines the phenomenon of emotional burnout in subjects of pedagogical activity. An empirical study was conducted, the results of which showed that the state of emotional burnout develops already in the first years of professional and pedagogical activity and is familiar to every teacher.
Keywords: pedagogical activity, educational environment, teacher, emotional stress, emotional burnout.

Правильная ссылка на статью
Дуданова А.С., Щербакова Н.Е. Эмоциональное выгорание у педагогических работников // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 01 (90). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/emotsionalnoe-vygoranie-u-pedagogicheskikh-rabotnikov.html (Дата обращения: 28.01.2024)

Профессия педагога является незаменимой в нашем мире, поэтому условия работы для субъектов педагогической деятельности должны быть на соответствующем высоком уровне. Но как показывает практика, повышенные требования к педагогам сочетаются в единстве с низким уровнем обеспеченности условий для благоприятной работы. Перегрузы, огромное количество документации, переполненные классы, завышенные требования, нехватка свободного времени – негативно влияют на личность преподавателя, что приводит к снижению работоспособности и физическому истощению.

Отмечается, что в наибольшей степени эмоциональное выгорание развиваются у представителей профессий «человек-человек», именно педагоги находятся в первой группе риска [1, с. 93].

Исследованием данного вопроса занимались многие отечественные психологи, такие как С.П. Безносов, Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, Н.Е. Водопьянова, Э.Э. Сыманюк, И.В. Девятовская, Л.С. Павлова, Е.В. Андриенко, Н.В. Прокопцева, Е.Ю. Сысоева.

Профессиональная деятельность учителя предполагает под собой постоянное активное взаимодействие и общение с людьми, педагог несёт моральную ответственностью за здоровье и жизнь обучающихся, что в свою очередь повышает уровень тревоги и стресса, приводящие к эмоциональному истощению и выгоранию. Поэтому, изучение вопроса о развитии эмоционального выгорания у субъектов педагогической деятельности является актуальной проблемой для нашего общества.

В зарубежной психологии синдром эмоционального выгорания стал изучаться в 70-х годах XX века, а в настоящее время данный феномен активно рассматривается в сфере психологии. Психиатр Х.Д. Фрейденберг был первым, кто стал использовать этот термин в своих научных работах. Он рассматривал эмоциональное выгорание как психологическое состояние эмоциональной загруженности, которая возникает в процессе своей профессиональной деятельности [2, с. 5].

Н.Е. Водопьянова занималась изучением феномена эмоционального выгорания у педагогических работников. По ее мнению, синдром эмоционального выгорания стоит больше сравнивать с психосоматикой, соотнося с состоянием предболезни [3, с. 96].

В 1981 году психологи К. Маслач и С. Джексон выявили, что синдром эмоционального выгорания в большей степени свойственен профессиям коммуникативной направленности [2, с. 5]. Они разработали трехмерный конструкт данного феномена, включающий в себя: 1) эмоциональное истощение (равнодушие) – потеря психоэмоциональных ресурсов; 2) деперсонализация – негативное отношение к своим клиентам, в случае педагога – к детям; 3) редукция личных достижений – негативная оценка себя и своих действий, перекладывание ответственности на других [3, с. 121].

В развитии синдрома эмоционального выгорания участвуют три основных фактора: 1) личностный – возраст, пол, образование, семейное положение и т.д. Подтверждено, что женщины больше подвержены развитию эмоционального выгорания, чем мужчины. А педагоги, имеющие большой стаж работы, намного сильнее испытывают эмоциональное истощение, чем молодые специалисты; 2) ролевой – связан с ролевой позицией, занимаемой индивидом. Практика показывает, что в сфере образования преобладающее большинство сотрудников – женщины, а меньшинство – мужчины. Женщины, в силу обстоятельств берут, на себя большую ответственность, чем могут понести, из-за чего сильно изматываются как физически, так и эмоционально; 3) Организационный – взаимоотношения внутри педагогического коллектива. Психоэмоциональная атмосфера внутри любого коллектива сильно влияет на личность его участников, либо в позитивном ключе, либо в негативном. Постоянные конфликты выводят педагогов из рабочего строя, повышая уровень стресса и тревоги на работе [4, с. 386].

Эмоциональное равновесие разрушается впоследствии того, как снижается уровень удовлетворенности своей профессиональной деятельностью. Установлено, что большинство педагогов испытывают стресс перед возможными трудностями в работе. С возрастом данные ощущения только усиливаются, тревоги становится больше, теряется интерес к работе и пропадает желание выполнять даже базовые обязанности.

На данный момент вопрос о психологической профилактике эмоционального выгорания является очень актуальным. Практика показывает, что наиболее эффективной формой проведения профилактических мероприятий являются: мастер-классы, круглые столы, комплексные практические занятия, тренинги. Данные занятия должны нести не только теоретический аспект, но и практический [5, с. 217]. Групповые обсуждения будут способствовать сплочению коллектива, преодолению поведенческой ригидности, разрядки обстановки, созданию благоприятной атмосферы для работы. Особое внимание стоит уделять ценностно-смысловой сфере специалиста, если педагог не видит смысла в своей работе, то и эмоциональный окрас его деятельности приобретет негативный характер [6, с. 289].

Целью исследования является изучение эмоционального выгорания у педагогических работников. Гипотеза исследования – состояние эмоционального выгорания развивается в первые годы профессионально-педагогической деятельности и негативно сказывается на работоспособности педагогов.

Методики исследования:

  1. Методика «Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности» А.Б. Леоновой и С.Б. Величковской;
  2. Методика «Экспресс-оценка выгорания» В. Каппони и Т. Новак.
  3. Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко;

 Эмпирическая база исследования: в исследовании приняли участие 30 преподавателей со стажем работы от 5 лет.

Рассмотрим результаты эмпирического исследования.

Анализ полученных данных по методике А.Б. Леоновой и С.Б. Величковской показал, что у 80% испытуемых по выборке шкала стресса является выраженной, а у 40% умеренной, это говорит о повышенной мобилизации энергетических ресурсов и эмоциональном напряжении у большей части опрошенных.

Шкала утомления у 54% находится на высоком уровне, а у 46% на среднем уровне, данный показатель говорит о эмоциональном истощении в следствии постоянных нагрузок без должного отдыха у испытуемых по выборке.

Шкала монотонии у 60% находится на среднем уровне, у 40% на низком уровне, это говорит о потере интереса к своей профессиональной деятельности из-за преобладания однотипной монотонной работы у большей части опрошенных.

Шкала психического пресыщения у 40% испытуемых по выборке находится на умеренном уровне, что говорит о наличии желания прекратить или разнообразить свою профессиональную деятельность. У 60% данный показатель находится на низком уровне, что говорит об эмоциональной насыщенности в свой деятельности у большей части опрошенных.

Опросник «Экспресс-оценка выгорания» В. Каппони и Т. Новак выявил, что 60% испытуемых по выборке пребывают в состоянии эмоционального выгорания, у 40% данный феномен находится на стадии формирования. Данный показатель говорит о том, что большая часть опрошенных находятся в состоянии физического и эмоционального истощения, которое возникает на фоне постоянной усталости без возможности активизировать свои энергетические ресурсы.

Анализ по методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко показал, что у 40% испытуемых по выборке фаза резистенции полностью сформирована, это говорит о состоянии эмоционального истощения, которое сопровождается эмоциональной закрытостью и отстраненностью от окружающих. У 27% испытуемых по выборке данная фаза находится на стадии формирования, то есть они ощущают переутомление, но при этом еще готовы прикладывать усилия и проявляют заинтересованность в своей профессиональной деятельности. У 33% испытуемых по выборке данная фаза не сформирована.

Фаза напряжения у 14% испытуемых по выборке полностью сформирована, то есть условия работы психотравмирующее влияют на личность специалиста, что сопровождается депрессивными настроениями, тревожностью. У 53% испытуемых по выборке данная фаза находится на стадии формирования, это говорит о переживании негативных эмоций у большей части опрошенных в ходе своей профессиональной деятельности. У 33% данная фаза не сформирована.

Фаза истощения у 53% испытуемых по выборке находится на стадии формирования, то есть больше половины опрошенных чувствуют психофизиологическое переутомление, которое проявляется в таких симптомах, как эмоциональный дефицит, эмоциональное отчуждение (создание барьеров), деперсонализация, психосоматические нарушения (проблемы со сном, головная боль, проблемы с давлением). У 47% испытуемых по выборке данная фаза не сформирована, что говорит об отсутствии выше перечисленных признаков.

Таким образом, проведенное исследование показало, что у большей части опрошенных выявлен синдром эмоционального выгорания, который сопровождает общей психофизиологической усталостью и потерей интереса к своей профессиональной деятельности. Причем даже если синдром эмоционального выгорания сформирован не до конца, все опрошенные в той или иной степени испытывают эмоциональной истощение.

Проведенное эмпирическое исследование подтвердило поставленную нами гипотезу. Анализ проведенных методик показал, что большинство опрошенных преподавателей, стажем работы больше 5 лет, испытывают синдром эмоционального выгорания. Профессиональная педагогическая деятельность вводит в психотравмирующее состояние, педагоги на постоянной основе испытывают тревогу и стресс.

Данный показатель говорит о том, что в каждом общеобразовательном учреждении должны проводить профилактические мероприятия с субъектами педагогической деятельности. Результаты, представленные в статье, могут быть использованы в своей практической деятельности психологами в общеобразовательных учреждениях.

 

 


Список литературы

1. Болдырева, Т.А. Общие теории деформаций личности: профессиональные деформации: учеб. пособие / Т.А. Болдырева. Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург, 2017. – С. 331.
2. Полякова, О.Б. Категория и структура профессиональных деформаций / О.Б. Полякова // Национальный психологический журнал/ Российская академия образования – Москва, 2014. – С. 2-8
3. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса. — Санкт-Петербург: Питер, 2009. – С. 336
4. Дуданова, А.С. Профессиональная деформация в работе учителя / А.С. Дуданова // Инновационное развитие науки: фундаментальные и прикладные проблемы / Петрозаводск : МЦНП «Новая Наука», 2023. – С. 280-396
5. Сысоева, Е. Ю. Профилактика профессиональных деформаций личности / Е. Ю. Сысоева // Вестник СамГУ / Сам. гос. ун-т. – Самара, 2015. – С. 215-218.
6. Петрова, Е.Г. Проблема эмоционального выгорания у представителей педагогической профессии / Е.Г. Петрова // Психологический журнал/ Иркутский гос. ун-т. – Иркутск, 2014. – С. 288-292.

Расскажите о нас своим друзьям: