Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №01 (90) Январь 2024
УДК 371.315
Дата публикации 29.01.2024
Интеллект-карты как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках по предмету «Технология»
Еланова Карина Сергеевна
Студентка 3 курса, Направления: «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки: «Технология» и «Экономика»» Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, РФ, г. Архангельск, karina.elanova@yandex.ru
Прилуцкая Екатерина Николаевна
к.п.н, доцент кафедры педагогики и психологии детства, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, РФ, г. Архангельск, e. priluzkaya@narfu.ru
Аннотация: В статье представлено описание опыта использования интеллект-карт на уроке технологии для формирования познавательных универсальных учебных действий. Рассмотрено понятие «универсальные учебные действия», виды познавательных универсальных учебных действий. Дается определение ментальной карты, краткая история, методика ее создания, отмечаются возможности её применения на уроках технологии. Представлен опыт использования метода интеллект-карт на уроке технологии при изучении темы «Швейная машина».
Ключевые слова: интеллект-карта, универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия, урок технологии.
Third year student, Pedagogical education (with two majors: Technology and Economics) Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov. V. Lomonosov Northern (Arctic) Federal University, Arkhangelsk, Russia, Russia, Arkhangelsk
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, Northern (Arctic) Federal University, M.V. Lomonosov. D. in Pedagogy and Psychology of Childhood, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Russia, Arkhangelsk
Abstract: The article describes consolidated experience in using mind maps to form cognitive universal learning activities in Arts and Crafts lessons. The paper analyses the concept of universal learning activities, their types. It also concentrates on the definition of a mental map, a brief history of the mind mapping approach and the technique of mind map creation. The applicability of mind maps in Arts and Crafts lessons is soundly evaluated. The findings suggest that mind mapping could be useful in Arts and Crafts lessons in studying the topic “Sewing Machines”
Keywords: mind maps, universal learning activities, cognitive universal learning activities Arts and Crafts lessons
Еланова К.С., Прилуцкая Е.Н. Интеллект-карты как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках по предмету «Технология» // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 01 (90). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/intellekt-karty-kak-sredstvo-formirovaniya-poznavatelnykh-universalnykh-uchebnykh-dejstvij-na-urokakh-po-predmetu-tekhnologiya.html (Дата обращения: 29.01.2024)
В настоящее время система образования предлагает огромный выбор применения разнообразных технологий и методов организации системной деятельности обучающего и преподавателя для реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Традиционные формы обучения совершенствуются, переставая быть привычными. Одной из важных задач педагога в современном обучении является включение ученика в учебную деятельность, формирование универсальных учебных действий. Под универсальными учебными действиями понимается совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [5]. В основу концепции развития универсальных учебных действий легли идеи системно-деятельностного подхода, раскрытые в трудах Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина [4]. Федеральным государственным образовательным стандартом определены личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия [3].
Целью нашего исследования является формирование познавательных универсальных учебных действий у школьников на уроках по предмету «Технология» с помощью метода интеллект-карт.
Задачи исследования:
- представить теоретическую характеристику интеллект-карт;
- рассмотреть историю интеллект-карт;
- описать особенности применения интеллект-карт как способа визуализации мышления для формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся.
В блоке познавательных универсальных учебных действий различают [5]:
- общеучебные, включая знаково-символические;
- логические;
- действия постановки и решения проблем.
Использование ментальных карт в процессе изучения различных тем по предмету «Технология» создает условия, прежде всего, для развития знаково-символических и логических действий.
Ментальные карты представляют собой метод, позволяющий визуально графически представить процессы восприятия, обработки и запоминания информации, решать креативные задачи, отражать механизмы развития памяти и мышления. Отличительной чертой метода ментальных карт является то, что при усвоении информации включаются в работу оба полушария головного мозга, последствием этого является то, что информация полностью сохраняется.
Таким образом, интеллект-карта - это технология отображения информации в графическом виде; инструмент, позволяющий качественно структурировать информацию, мыслить, используя весь свой креативный потенциал [1].
Автором методики ментальных карт считается британский психолог Тони Бьюзен, занимающийся исследованием способов быстрого запоминания информации во время обучения. Концепция интеллект-карт была впервые презентована обществу весной 1974 года после публикации книги, которая являлась прародителем «Супермышления», а именно «Работай головой» [2].
В России изучением метода интеллект-карт занимается профессор Санкт-Петербургского университета - Бершадская Елена Александровна [1].
К свойствам интеллект-карт относятся:
- наглядное представление (всё изображено на одном месте, быстро воспринимается);
- привлекательность для обучающихся (красочно и ярко представлена информация);
- быстрая запоминаемость (благодаря использованию образов и цвета);
- информативность (можно легко выявить, какой информации не хватает);
- креативность (применение нестандартных путей решения задач) [2].
Тони Бьюзеном выделены определённые правила создания интеллект-карт [3]. Прежде всего, в центре горизонтально расположенного листа бумаги с помощью иллюстрации, слова или словосочетания нужно обозначить главное понятие, выделить его, раскрасить с помощью различных материалов – цветных карандашей, фломастеров, текстовыделителей и т.д. Основные темы и идеи исходят из центральной части и расходятся по всему листу, как ветви, с помощью разнообразных линий, стрелок. Можно использовать картинки из журналов, распечатанные иллюстрации, связанные с главным понятием, темой.
Применять интеллект-карты можно в любой сфере деятельности от предпринимательства (в решении очень неоднозначных и непонятных, сложных вопросов) до педагогической сферы, общеобразовательной, интеллектуальной.
Областью применения интеллект-карт является:
- образование (создание конспектов);
- запечатление (заучивание материала);
- демонстрации (лучшее восприятие);
- планирование (управление своим временем);
- мозговой штурм (генерация свежих идей, решение сложных задач) [1].
Практическая ценность применения интеллект-карт на уроках технологии:
- увеличивает возможности творчества как преподавателя, так и обучающихся;
- повышает учебную мотивацию;
- способствует качественному усвоению материала [2].
На уроках по предмету «Технология» применение интеллект-карт имеет огромные возможности. Например, такие темы как «Швейная машина», «Обработка пищевых продуктов», «Витамины», «Производство» и многие другие, можно разобрать чётко, кратко, красочно и понятно с помощью интеллект-карт.
Рассмотрим этапы составления интеллект-карт на уроках технологии. Для начала класс делиться на группы. Далее определяется ассоциация (центральный образ интеллект-карты) с темой. Это могут быть образы, характеризующие главные понятия темы. Затем составляем первичный эскиз интеллект-карты.
Рекомендации по созданию интеллект-карт:
- для наилучшего запоминания полезно использовать рисунки;
-нарисованные ветви можно заключать в различные контуры разной формы;
- писать следует разборчиво;
- желательно использовать стрелки различной формы (можно пофантазировать);
Рассмотрим применение метода интеллект-карт в образовательном процессе на уроках по предмету «Технология» на примере темы «Швейная машина».
Тип урока был комбинированным, урок сопровождался беседой, на нём была представлена демонстрация презентации, объяснение материала с помощью показа составных частей швейных машин на примере швейной машины в классе, самостоятельная работа с учебником.
Урок включал в себя следующие этапы:
- Подготовка учащихся к началу работы на уроке;
- Рассмотрение темы урока по пунктам: история создания швейной машины, виды швейных машин, составные части швейной машины, техника безопасности;
- Закрепление материала;
- Подведение итогов, рефлексия.
Подведение к теме урока и цели проводилось с помощью метода использования алфавита и номера букв в русском алфавите. Таким образом, получилась комбинация цифр: 26 3 6 11 15 1 33 14 1 26 10 15 1. Номера цифр соответствуют номеру буквы в алфавите. У обучающихся должно было получиться термин «швейная машина».
В ходе изучения каждого подпункта темы, обучающиеся постепенно создавали интеллект-карты.
Сложности, которые возникли в ходе работы:
- Разная скорость работы детей с таким материалом;
- Отсутствие фантазии и идей;
- У детей отсутствовало понимание техники безопасности в целом, поэтому данный подпункт изучался немного дольше остальных.
В конце урока, обучающиеся закрепили материал тестом по изученной теме. И представили готовые проекты интеллект-карт по группам (рисунок 1).
Рисунок 1. Составленные обучающимися интеллект-карты
Таким образом, работа над ментальной картой позволила создать условия для развития общеучебных УУД, т.к. обучающиеся учились работать с информацией, полученной из разных источников (объяснение учителя, учебник), выделять главное, структурировать информацию, выполнять знаково-символические действия. Помимо общеучебных УУД формировались универсальные логические действия: умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
В конце урока ребята выходили к доске и защищали свои ментальные карты. Тем самым, развивалось умение осознанно строить речевое высказывание и учителю предоставлялась возможность проверить, как усвоили новый материал обучающиеся. Для контроля усвоения материала на уроке ребятам был предложен тест по теме «Швейная машина», с которым все обучающиеся успешно справились.
Анализируя работу учащихся на уроке по теме «Швейная машина» с использованием метода интеллект-карт, можно сделать вывод, что у детей формировались УУД познавательной направленности как общеучебные, так и логические: ученики учились работать с информацией, структурировать её и представить в виде знаково-символической модели. Хорошие результаты теста, проведённого после изучения новой темы, показал, что интеллект-карты помогают лучше усвоить новый материал. Использование ментальных карт позволяет повысить качество знаний, способствует проявлению познавательной активности и интереса к изучению предмета, помогает сложные темы на уроке превращать в простые схемы, графики; текст в учебнике преобразовывать в уникальный конспект. Кроме того, интеллект-карта помогает логически мыслить, используя творческий потенциал: фантазию и креатив.
Список литературы
1. Бершадский М.Е. Применение технологий "Consept Maps" и "Mind Maps" для повышения уровня информационной компетентности обучаемых // Педагогические технологии. – 2009. – №2. – С. 20-53.
2. Бьюзен Т., Бьюзен Б. Супермышление / Пер. с англ. П.А. Самсонов. Минск, 2019. 272 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. — Министерство Просвещения Российской Федерации, 2021. — Режим доступа: https://fgosreestr.ru/uploads/files/238eb2e61e443460b65a83a2242abd57.pdf (дата обращения: 16.01.2024)
4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: учеб. Пособие для общеобразоват. организаций / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2016. – 159 с.
5. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011. – 59 с.