Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №06 (95) Июнь 2024
УДК 37.017.92
Дата публикации 30.06.2024
Общечеловеческие ценности как аксиологический феномен в педагогических деятельности
Григорян Виталий Дмитриевич
Преподаватель, Московский университет им. С.Ю. Витте, РФ, г. Москва, vitaly.edu@yandex.ru
Аннотация: В статье автор характеризует общечеловеческие ценности в соотношении с традиционными ценностями в контексте развития отечественной педагогики. Автор акцентирует внимание на аксиологической концепции культуры, как ведущего методологического подхода в исследованиях, посвященных рассматриваемой проблематике, что детерминирует противоречивость содержания анализируемого феномена. Также в работе освещается общечеловеческие ценности в ракурсе развития российского законодательства об образовании и документов стратегического планирования, иных нормативно-правовых актов.
Ключевые слова: общечеловеческие ценности, аксиология культуры, традиционные ценности, аксиологическая концепция культуры, гуманизм
Lecturer, Moscow Witte University, Russia, Moscow
Abstract: In the article author characterizes universal human values in relation to traditional values in the context of the development of pedagogy. The author focuses on the axiological concept of culture as the leading methodological approach in research on the subject under consideration, which determines the inconsistency of the content of the analyzed phenomenon. The work also highlights universal values from the perspective of the development of russian legislation on education and strategic planning documents, other normative legal acts.
Keywords: universal values, axiology of culture, traditional values, axiological concept of culture, humanism
Григорян В.Д. Общечеловеческие ценности как аксиологический феномен в педагогических деятельности // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 06 (95). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/obshhechelovecheskie-tsennosti-kak-aksiologicheskij-fenomen-v-pedagogicheskikh-deyatelnosti.html (Дата обращения: 30.06.2024)
В современной педагогической практике общечеловеческие ценности выступают как важная и необходимая составляющая целеполагания при постановке задач и требуемых результатов освоения гуманитарных и социально-экономических дисциплин. В зависимости от уровня образования в аннотациях и пояснительных записках к рабочим программам учебных предметов можно обнаружить общечеловеческие ценности, которые будут отнесены или к личностным результатам, или к формируемым общекультурным компетенциям. Особенностью является универсальность общечеловеческих ценностей, что позволяет включать их в описание курсов дисциплин относящееся к той части учебной программы, которая формируется участниками образовательных отношений. В действительности, высокий гуманитарный посыл общечеловеческих ценностей, основанный, как правило, на лучших образцах и достижения отечественной и зарубежной художественной культуры позволяет преподавателю в своей учебно-методической деятельности проявить достаточную гибкость при разработке учебного модуля дисциплины или в работе с программой внеурочной деятельности.
В широком смысле тема общечеловеческих ценностей в современной науке остается достаточно дискуссионной, не смотря на деактуализацию термина в более узком понимании и переключении фокуса внимания научно-педагогического сообщества на традиционные духовно-нравственные ценности. Среди основных вопросов в рамках рассматриваемой проблематики можно выделить следующие:
- определение сущности понятия «общечеловеческие ценности» и его отражение в правовом поле российского законодательства об образовании;
- соотношение понятий общечеловеческие ценности и традиционные духовно-нравственные ценности;
- методологические подходы к изучению общечеловеческих ценностей;
Универсальность взглядов на предмет и содержание рассматриваемого понятия встречается и в учебных пособиях по дисциплинам социально-гуманитарного блока, где культура выступает как фактор формирования общечеловеческих ценностей. Можно отметить некоторое влияние аксиологической концепции культуры, которая нашла отражение в трудах отечественных ученых и педагогов на рубеже XX-XXI вв. Сегодня аксиологическая концепция распространена не только в философии и культурологии, но и в педагогике. Согласно этой концепции по мнению Выжлецова Г.П. «культура, в конечном итоге, есть реализация ценностей как воплощения трансцендентного и живого человеческого духа. Поэтому аксиология культуры является на современном этапе сущностным ядром всего гуманитарного знания, а его истиной становится духовная ценность.» [7]. В результате такая приверженность аксиологической концепции культуры среди отечественных исследователей позволяет рассматривать общечеловеческие ценности как объект педагогического творчества, в рамках которого конкретное и предметное наполнение будет зависеть от ценностно-мотивационных установок самого преподавателя. Во многом такое представление об общечеловеческих ценностях предопределяет два основных методологических подхода к их изучению – парадигмальный и аксиологический. В первом случае проблема общечеловеческих ценностей рассматривается с точки зрения отдельной научной школы или традиции, во втором случае это уже упомянутая выше аксиологическая концепция культуры, которая за последние три десятилетия стала довольно распространенной.
Говоря о деактуализации общечеловеческих ценностей, нужно отметить, что на законодательном уровне это произошло еще раньше, когда в 2012-м году был принят новый федеральный закон об образовании. В ст. 3, п.3 утверждается «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования» [3]. В прежнем же законе от 10 июля 1992 года в ст. 2, п. 1 утверждался «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности» [1].
Значительное внимание к традиционным духовно-нравственным ценностям возникает после обращения президента РФ В.В. Путина с посланием к Федеральному Собранию в 2013-м году, когда был сделан соответствующий акцент на традиционные ценности «которые тысячелетиями составляли духовную, нравственную основу цивилизации, каждого народа: ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной, жизни не только материальной, но и духовной, ценностей гуманизма и разнообразия мира» [4]. В последствии можно обнаружить, как общечеловеческие ценности продолжают фигурировать в нормативно-правовых актах Министерства просвещения, но при этом уступают традиционным ценностям и соответствующим им нравственным категориям в части целеполагания и приоритетов. Например, в федеральной образовательной программе среднего общего образования можно обнаружить выражение «традиционные ценности и сокровища мировой культуры» [6]. Согласно Концепции гуманитарной политики РФ за рубежом утверждаются традиционные ценности, которые включены в духовное наследие мировой цивилизации, а именно приоритет духовного над материальным, защита прав и свобод человека, семья, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие [2]. В Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года присутствует следующее положение: уважение самобытных традиций народов, населяющих Российскую Федерацию, что относится к «основополагающим общечеловеческим принципам [5].
Стоит отметить, что «приоритет общечеловеческих ценностей» во многих учебных пособиях, монографиях и методических разработках фигурировал и на протяжении 2010-х годов, ведь закон об образовании их не запрещал, а только смещал акценты в содержании образовательной политики государства имея ввиду ее гуманистический характер. Это можно объяснить, как инерционностью, так и процессами развития международного сотрудничества в сфере образования, например, присоединением Российской Федерации к Болонскому процессу в 2003 году и выход из него в 2022 году. Универсальность общечеловеческих ценностей интуитивно соответствовала идее создания единого европейского образовательного пространства. В целом такой подход представлялся весьма обоснованным в условиях глобализации с концепцией мультикультурализма и культурного релятивизма, которая была актуальна в конце XX – начале XXI вв. Как справедливо отмечает Котлярова В.В. «Общечеловеческие ценности уже в самом своем названии содержат смысловое противоречие: с одной стороны, общечеловеческое – это понятия, представления и законы, имеющие всеобщий и абсолютный характер. С другой стороны, ценности – культурообусловленный феномен, культуру можно представить, как совокупность конкретных, разделяемых большинством ее представителей ценностей, находящихся в определённой иерархии. Массовое внедрение общечеловеческих ценностей предполагает насаждение одной, одинаковой, общей культуры для всего человечества» [8]. Такая смысловая противоречивость, на которую указывает автор позволяет утверждать, что общечеловеческие ценности – являются если не общим местом для научных спекуляций, то точно феноменом аксиосферы применительно к современной педагогической деятельности. Если обратить внимание на обыденные представления о содержании общечеловеческих ценностей, то это набор этических категорий, как правило, относящихся к абсолютным и фундаментальным ценностям. Категории этики и морали часто употребляются в научной литературе как синонимы, тем более, что одни категории этики невозможно раскрыть не обращаясь к содержанию других, например, рассуждая о добре и зле, любви, мужестве, справедливости и т.д.
Традиционные духовно-нравственные ценности следует относить к нравственным категориям, которые основаны на духовном и культурном опыте человека, формирующем его идентичность: религиозную, национальную, гражданскую и др. Они отличаются практическим характером содержания и предметностью, что как уже было упомянуто выше, обусловлено исторической эпохой и социально-экономическим укладом в отличии от умозрительных конструктов, которые могут быть предметом философских дискуссий.
Поэтому под общечеловеческими ценностями будут подразумеваться абстракции добра, свободы, справедливости, уважения, мира, любви, процветания и т.п. Призыв к таким ценностям фактически ничего не изменяет, потому что каждый народ, каждая культура и каждая эпоха наделяет их своеобразным смыслом, но именно это специфическое наполнение и исключается из рассмотрения при переходе к общечеловеческим ценностям [8].
Таким образом можно сделать вывод, что вопрос содержательной характеристики «общечеловеческие ценностей» остается предметом рассмотрения философии и культурологии с опорой на соответствующие методологические подходы. В российском законодательстве об образовании и документах стратегического планирования общечеловеческие ценности сегодня характеризуются контекстом традиционных духовно-нравственных ценностей, которые конкретизируют их многозначное содержание применительно к исторической и культурной самобытности российской цивилизации.
Список литературы
1. Закон РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1
[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1888
2. Концепция гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 5 сентября 2022 г. №611 // docs.cntd.ru: [сайт]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/351673959 (дата обращения 20.06.2024)
3. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/documents/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
4. Послание Президента Федеральному Собранию 12 декабря 2013 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kremlin.ru/transcripts/19825
5. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. №1666 // docs.cntd.ru: [сайт]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/902387360 (дата обращения: 20.06.2024)
6. Федеральная образовательная программа среднего общего образования, утверждённая приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. №371 // Министерство просвещения Российской Федерации: официальный сайт. – URL: https://fgosreestr.ru/poop/federalnaia-obrazovatelnaia-programmasrednego-obshchego-obrazovaniia-utverzhdena-prikazom-minprosveshcheniia-rossii-ot-18-05-2023-pod-371 (дата обращения 20.06.2024)
7. Выжлецов Г. П. Аксиология культуры на рубежах веков // Международный журнал исследований культуры. — 2016. — 2 (23). — С. 26
8. Котлярова, В. В. Современный ценностный кризис и поиск общечеловеческих ценностей / В. В. Котлярова // Гуманитарные и социальные науки. – 2011. – № 2. – С. 80-85.