Коррекционная психология | Мир педагогики и психологии №12 (101) Декабрь 2024

УДК 159.9

Дата публикации 30.12.2024

О профилактике аутодеструктивного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы

Цыренова Светлана Валерьевна
Магистрант, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, РФ, г. Улан-Удэ, 89963508962@mail.ru
Пестерева Ольга Александровна
к.п.н., доцент кафедры психологии детства, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, РФ, г. Улан-Удэ, p_olga_al@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена аутодеструктивному поведению, которое широко распространено в современном мире. В ней приводится статистика суицидов среди подростков в России, Республике Бурятия и говорится о необходимости профилактики аутодеструктивного поведения. Авторы описывают свой опыт проведения первичной и вторичной профилактики отклонений в развитии и поведении подростков в условиях сельской общеобразовательной школы. Первичная профилактика направлена на минимизацию возможного риска возникновения аутодеструктивных проявлений в будущем, вторичная профилактика предусматривает оказание психологической помощи и сопровождение учащихся группы риска по аутодеструктивному поведению. В статье приводятся результаты диагностического исследования подростков, подтверждающие эффективность профилактической работы.
Ключевые слова: подростки, аутодеструктивное поведение, суицид, первичная и вторичная психологическая профилактика.

On the prevention of autodestructive behavior of adolescents in a secondary school

Tsyrenova Svetlana Valerievna
Master's degree Banzarov Buryat State University, Russia, Ulan-Ude
Pestereva Olga Alexandrovna
сandidate of pedagogical sciences, associate professor, department of psychology of childhood Banzarov Buryat State University, Russia, Ulan-Ude

Abstract: The article is devoted to autodestructive behavior, which is widespread in the modern world. It provides statistics on suicides among adolescents in Russia and the Republic of Buryatia and talks about the need to prevent auto-destructive behavior. The authors describe their experience in conducting primary and secondary prevention of developmental and behavioral disorders in adolescents in rural secondary schools. Primary prevention is aimed at minimizing the possible risk of auto-destructive manifestations in the future, secondary prevention provides psychological assistance and support for students at risk for auto-destructive behavior. The article presents the results of a diagnostic study of adolescents, confirming the effectiveness of preventive work.
Keywords: teenagers, autodestructive behavior, suicide, primary and secondary psychological prevention.

Правильная ссылка на статью
Цыренова С.В., Пестерева О.А. О профилактике аутодеструктивного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 12 (101). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/o-profilaktike-autodestruktivnogo-povedeniya-podrostkov-v-usloviyakh-obshheobrazovatelnoj-shkoly.html (Дата обращения: 30.12.2024)

 

В современном обществе достаточно четко прослеживается динамичный рост аутодеструктивного поведения среди несовершеннолетних. Ипатов А.В., Евсеенкова Е. В., Махрина Е. А., Высоцкая В. С., Польская Н.А.,  и другие исследователи отмечают распространенность среди подростков таких форм аутодеструктивного поведения, как самоповреждающее поведение, нарушения пищевого поведения (анорексия, булимия, зависимость от диет и пр.), различные виды безрассудного поведения, включая употребление психоактивных веществ, высокорискованные действия (например, выполнение опасных для жизни трюков), вызывающие иллюзорное ощущение безопасности и «заговоренности», небезопасные сексуальные отношения и бунтарство, включая пренебрежение социальными правилами [2; 3; 10]. Одной из наиболее радикальных форм аутодеструктивного поведения является суицид.

В подростковом возрасте наблюдается пик суицидального риска. Данный возраст является кризисным, так как в этот период происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни индивида. В 2021 году ВОЗ определила самоубийство среди подростков четвертой по значимости причиной смертности. Горбушина А.В., Власов А.С. отмечают, что В России за последние несколько лет частота суицидов составляла 19-20 случаев на 100 000 подростков [8].

Динамика суицидов среди несовершеннолетних в Республике Бурятия носит неустойчивый характер. В период с 2019 по 2021 года наблюдался рост количества суицидов среди несовершеннолетних, в 2022-2023 годах отмечался спад. Пик суицидов зафиксирован в 2021 году (19 случаев), самый низкий показатель был зафиксирован в 2023 году. За 5 лет наибольшее количество случаев завершенного суицида среди несовершеннолетних было зарегистрировано в г. Улан-Удэ. Самый низкий уровень суицидальных попыток отмечался в 2020 году (72 случая), в остальные годы количество суицидальных попыток было стабильно высоким. Максимальное количество суицидальных попыток было совершено несовершеннолетними в 2023 году (124 случая) [11].

Аналогичная ситуация наблюдается и в отношении роста употребления вейпов, алкоголя и других психоактивных веществ, что выдвигает необходимость разработки комплексных, многоуровневых мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию различных форм аутодеструктивного поведения несовершеннолетних. В настоящий момент в психолого-педагогической практике существуют разные подходы и пути решения  этой сложной проблемы [8; 9; 10]. В данной статье мы поделимся своим опытом работы по профилактике аутодеструктивного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы.

В рамках магистерской диссертации нами была разработана программа по профилактике аутодеструктивного поведения среди подростков, которая была реализована в девятых и десятых классах МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» с. Нижний Саянтуй Тарбагатайского района Республики Бурятия. Целью программы было снижение проявлений аутодеструктивного поведения подростков и факторов, способствующих его формированию. Программа была разделена на 2 части: первичную и вторичную профилактику.

Первичная профилактика аутодеструктивного поведения среди подростков была направлена на решение следующих задач:

- внедрить в практику школы просветительские, профилактические, психокоррекционные мероприятия для учащихся и их родителей (в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы, видео- и телефильмов);

- отработать формы и методы работы по формированию у подростков самостоятельных форм поведения, по развитию их эмоционально-волевой сферы;

- содействовать внедрению в практику школы восстановительного подхода к разрешению межличностных конфликтов;

- содействовать получению детьми, родителями и педагогами психолого-педагогической помощи, с целью предупреждения возникновения проблем в обучении и развитии подростков, профилактики нарушений личностного развития;

- способствовать созданию психологически безопасной среды содействующей сохранению и укреплению психологического и психического здоровья учащихся школы.

Перечисленные задачи решались в процессе консультативной, информационно-просветительской, развивающей работы с учащимися, педагогами и родителями (таб.1).

Таблица 1. Первичная профилактика аутодеструктивного поведения подростков

Формы и методы профилактики

Категория сопровождения

  • Занятия на тему: «Подросток и конфликты», «Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом», «Способы саморегуляции эмоционального состояния», «Все в жизни можно исправить».
  •  Психологические акции «День улыбок», «Счастье есть!».
  • Игра «В чем смысл жизни?»

Учащиеся

  • Информирование обучающихся и родителей о телефонах доверия и вызове экстренной помощи.
  • Оформление информационного стенда на тему: «Психологическая помощь. Телефон доверия».
  • Подготовка листовок, памяток для родителей и учителей.
  •  Информационный семинар для педагогов «Профилактика аутодеструктивного поведения подростков».

Классные руководители, педагоги, родители, учащиеся

  • Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.
  • Проведение лекций на тему «Возрастные особенности подростка. Трудности подросткового возраста», «Наши ошибки в воспитании детей».
  • Показ видео-ролика «Телефон доверия»

Родители

 

К мероприятиям вторичной профилактики аутодеструктивного поведения среди подростков мы отнесли:

- работу с «группой риска», то есть подростками, имеющими выраженную склонность к формированию аутодеструктивного поведения без проявления такового в настоящее время, выявление данных обучающихся;

- активное обучение подростков «группы риска» социально важным навыкам, которое реализуется в форме групповых тренингов (тренинги общения, стрессоустойчивости, развития самосознания и уверенности в себе).

Использование активных форм работы с подростками «группы риска» было направлено на развитие у них саморегуляции эмоционального состояния, повышение жизнестойкости, формирование позитивного мышления, уверенного поведения, позитивной временной перспективы. Для этой категории подростков была разработана и реализована система занятий «Выбор всегда за тобой». Занятия проводились по принципу социально-психологического тренинга в классном кабинете, где можно свободно располагаться и передвигаться. Их продолжительность не превышала одного школьного урока. Цель и содержание занятий представлены в таблице 2.

Таблица 2. Тематический план занятий «Выбор всегда за тобой»

Цель занятия

Содержание занятий

Подготовительный этап

1

Сплочение подростков, создание доверительных отношений

Подготовительная часть.

1. Знакомство

2. Ритуал приветствия

3. Кодекс группы

Основная  часть.

1. Упражнение «Неужели это я?»

2. Упражнение «Паутина»

3. Упражнение «Дружеская рука»

Заключительная часть.

1. Упражнение «Свечка»

2

Обогащение участников группы информацией друг о друге и сплочение коллектива, диагностика эмоционального состояния группы в целом.

Подготовительная часть.

1. Ритуал приветствия

2. Упражнение «Конфетка + магический камень»

Основная  часть.

1. Упражнение «Фигурные построения»

2. Упражнение «Бип».

Заключительная часть.

1. Упражнение «Рукопожатие в группе»

Основной этап

3

 Снижение уровня тревожности подростков, снятие напряженности в отношениях между подростками и родителями, повышение информационной грамотности о саморазрушающем поведении

Подготовительная часть.

1. Упражнение «Приветствие разными частями тела»

Основная  часть.

1. Упражнение «Колечко»

2. Упражнение «Что важнее»

3. Упражнение «Самогипноз».

Заключительная часть.

1. «Формула на сегодня» Д. Карнеги

4

Формирование личного отношения к жизни, конкретной ситуации, избавление от негативных эмоций

Подготовительная часть.

1. Ритуал приветствия

2. Упражнение «Друг к дружке!»

Основная  часть.

1. Упражнение «Тело и настроение»

2. Упражнение «В чем мне повезло в этой жизни?»

3. Упражнение «Избавление от негативных эмоций».

Заключительная часть.

1. Рефлексия. Я узнал (а) сегодня…

2. Мне понравилось/не понравилось сегодня …

3. Мне хотелось бы…

5

Снижение уровня стрессового состояния, формирование позитивного мышления

Подготовительная часть.

1. Ритуал приветствия

2. Упражнение «Аукцион»

Основная  часть.

1. Упражнение «Бумажные мячики»

2. Упражнение «Камешек в ботинке»

3. Упражнение «Позитивный человек. Какой он?».

Заключительная часть.

1. Рефлексия. Я узнал (а) сегодня…

6

 Обучение приемам совладения собой, развитие эмпатии и способности оказывать поддержку другим в трудной ситуации

Подготовительная часть.

1. Ритуал приветствия

2. Упражнение «Говорю, что вижу»

Основная  часть.

1. Упражнение «Копилка обид»

2. Упражнение на невербальную поддержку (SOS!)

3. Упражнение «Ситуация».

Заключительная часть.

1.Упражнение с мячом «Мне нравится в тебе…»

2. Упражнение «Рукопожатие в группе»

7

 Развитие социальных навыков в ситуациях отказа, развитие навыков наблюдения и самонаблюдения, развитие вербальных и невербальных средств общения

Подготовительная часть.

1. Ритуал приветствия

Основная  часть.

1. Мозговой штурм «Опасные ситуации. Вежливый отказ» (разбор 5 ситуаций)

2. Упражнение «Физиономист»

3. Упражнение «За» и «Против»

Заключительная часть.

1. Упражнение «Рукопожатие в группе»

8

Развитие способности к самоопределению жизненных целей и определение необходимых качеств, для их достижения

 

Подготовительная часть.

1. Ритуал приветствия

2. Упражнение «Подари улыбку»

Основная  часть.

1. Упражнение «Волшебное зеркало»

2. Упражнение «Мои достоинства»

3. Упражнение «Соглашаюсь – не соглашаюсь»

Заключительная часть.

1. Упражнение «Рукопожатие в группе»

9

Развитие способностей самоопределения, прогнозирования и преодоления жизненных преград

Подготовительная часть.

1. Ритуал приветствия

2. Упражнение «Спутанные цепочки»

Основная  часть.

1. Упражнение «Мой выбор»

2. Упражнение «Преграды»

3. Упражнение «Гусеница»

Заключительная часть.

1. Упражнение «Пожелания»

10

Цель: Повышение самооценки в достижении целей, Формирование уверенного поведения, формирование позитивной временной перспективы

Подготовительная часть.

1. Ритуал приветствия

2. Упражнение «Опустить предмет»

  1. Основная  часть.

1. Упражнение «Цели и дела»

2. Упражнение «Сегодня первый день твоей оставшейся жизни»

3. Упражнение «Мое прошлое, настоящее и будущее»

Заключительная часть.

1. Упражнение «Мне сегодня понравилось, что…»

Заключительный этап

11

Подведение подростками итогов работы группы в контексте собственных достижений и прав, актуализация представлений о своих правах. Ориентация группы на ситуацию «там и тогда»

Мини-лекция «Мои права».

Рассматриваются права:

- право на жизнь

- право на защиту от любых форм насилия

- право на учебу

- право на обращение за помощью к врачу, полицейскому, педагогу или взрослому, которому ребенок доверяет

- право на уважительное отношение окружающих

- право сказать: «Нет!»

Упражнение «Я хочу тебе пожелать…»

- Пусть каждый из Вас напишет свое пожелание каждому участнику группы на отдельном листочке-ладошке и подарит ему на память.

- Подростки обмениваются пожеланиями.

Обсуждение. Проводится медитация.

Прощание.

 

Диагностическое исследование, проведенное до и после реализации программы, показало положительные результаты (таб. 3, таб. 4).

Таблица 3. Результаты входной и итоговой диагностики подростков по «Опроснику суицидального риска» (Т. Н. Разуваева) в %

 

 

Уровни

Шкалы

«Антисуицидальный фактор»

«Несостоятельность»

«Слом культурных барьеров»

«Временная перспектива»

«Социальный пессимизм»

 

ВД

ИД

ВД

ИД

ВД

ИД

ВД

ИД

ВД

ИД

Высокий

15

85

54

0

8

0

23

0

46

0

Средний

54

15

31

62

23

0

38

8

31

15

Низкий

31

0

15

38

69

100

38

92

23

85

 

Таблица 4. Результаты входной и итоговой диагностики подростков по  методике исследования самоотношения  (В. В. Столин, С. Р. Пантилеев) в %

 

Уровни

Шкалы

Самоуверенность

Саморуководство

Самоценность

Самопринятие

Внутренняя конфликтность

Самообвинение

ВД

ИД

ВД

ИД

ВД

ИД

ВД

ИД

ВД

ИД

ВД

ИД

Высокий

0

15

0

15

0

15

0

15

23

0

15

0

Средний

69

85

8

54

62

85

62

85

46

69

38

92

Низкий

31

0

92

31

38

0

38

0

31

31

46

8

 

Сопоставляя результаты входной и итоговой диагностики по «Опроснику суицидального риска» и методике исследования самоотношения (МИС) и мы отмечаем уменьшение количества подростков с высокими показателями по таким шкалам, как «Несостоятельность» (с 54 % до 0%), «Слом культурных барьеров» (с 8 % до 0%), «Временная перспектива» (с 23 % до 0%), «Социальный пессимизм» (с 46 % до 0 %) и снижение количества подростков с низкими показателями по таким шкалам, как «Антиусуицидальный фактор» (с 31 % до 0%), «Самоценность» (с 38 % до 0%), «Самоуверенность» (с 31 % до 0 %), «Самопринятие» (с 38 % до 0 %) и «Самообвинение» (с  46 % до 8 %). После реализации профилактической программы учащиеся стали более осознанно относиться к своим переживаниям, желаниям и стремлениям, стали понимать в более высокой степени свою уникальность. Следовательно, разработанная и реализованная нами в образовательной школе программа профилактики аутодеструктивного поведения подростков была эффективной.

Подводя итоги, следует отметить, что профилактика аутодеструктивного поведения подростков должна включать разные направления деятельности (диагностическую работу, консультативную, информационно-просветительскую и др.) и опираться на совокупность трех основных и взаимосвязанных аспектов профилактической работы:

- несовершеннолетним необходимо знать свои потребности и способы их удовлетворения, они должны понимать источники своих переживаний, прежде всего, негативных, в основе которых в большинстве случаев, лежат неудовлетворенные потребности;

- несовершеннолетним необходимо приобрести позитивный опыт успешного самостоятельного удовлетворения жизненных потребностей. Их необходимо вооружить эффективными и социально-приемлемыми навыками удовлетворения собственных потребностей, которые одновременно послужат и целям развития личности, и целям укрепления психологического здоровья;

- несовершеннолетним необходимо научиться справляться со своим состоянием в случае, когда по каким-либо причинам удовлетворение собственных потребностей невозможно. Это подразумевает овладение способами деятельности, ведущей к разрядке, эффективными формами психологической защиты и адекватными формами психической саморегуляции.

 


Список литературы

1. Белоусова С. А. Опыт организации вторичной психологической профилактики самоповреждающего поведения школьников // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. – 2020. – 1 (9). – С. 24-46
2. Евсеенкова Е. В. Факторы риска аутодеструктивного поведения у старших подростков // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2019. – Т. 21, № 1. – С. 74-86.
3. Ипатов А. В. Психология аутодеструктивного поведения подростков : монография. – М.: РУСАЙНС, 2024 . – 288 с.
4. Коррекция эмоциональных и поведенческих проблем детей: практикум / сост. Е. Г. Руновская. – Ярославль: Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова, 2019. – 60 с.
5. Любов Е. Б. Самоповреждающее поведение подростков: дефиниции, эпидемиология, факторы риска и защитные факторы / Е. Б. Любов, П. Б. Зотов, Г. С. Банников. // Суицидология. – 2019. – Т. 10, № 4 (37). – С. 16-46
6. Медведева Н. И., Тормосина Н. Г. Аутодеструктивное поведение подростков: психологические аспекты, психологическая диагностика и профилактика // Международный журнал экспериментального орбразования. – 2011. - № 12. – С. 41-42
7. Тормосина Н. Г. Психологическая профилактика аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте: диссертация кандидата психологических наук: 19.00.07 / Тормосина Н. Г.; Пятигорский государственный лингвистический университет. – Пятигорск, 2014. – 237 с.

Список источников
8. Горбушина А.В., Власов А.С. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика [Электронный ресурс] : учебное пособие. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2021. Режим доступа : https://mcito.ru/Uchebnoe_posobie_ Suitsidalnoe_povedenie_podrostkov
9. Методические рекомендации для образовательных организаций по определению индивидуальной профилактической работы для обучающихся с девиантным поведением / Л. Ю. Вакорина, Н. Н. Васягина, Ю. А. Герасименко, И. В. Пестова. – М.: ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2018. – 41 с.
10. Польская Н. А. Аутодеструктивное поведение в подростковом возрасте: профилактика и основы психолого-медико-педагогической помощи : Методические рекомендации / Н. А. Польская. – М.: ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2019. – 58 с.
11. Правительство Республики Бурятия : официальный сайт. - Улан-Удэ. – URL : https://egov-buryatia.ru/authorities/government

Расскажите о нас своим друзьям: