Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №06 (95) Июнь 2024
УДК 376.1: 159.9.07
Дата публикации 07.06.2024
О проблемах развития цифровой компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Лещева Анастасия Андреевна
магистрант кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», РФ, Краснодар, anastasialeshcheva09@gmail.com
Азлецкая Елена Николаевна
доцент, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, РФ, Краснодар, eazletskaya@mail.ru
Аннотация: Данное исследование посвящено анализу актуальных проблем, связанных с развитием цифровой компетенции у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Авторы статьи представляют обоснованный анализ научных источников, посвященных сущности цифровой компетенции, а также выделяют некоторые ключевые проблемы, связанные с развитием цифровой компетенции у данной категории обучающихся. В ходе теоретического исследования были выявлены следующие проблемы, препятствующие эффективному развитию цифровой компетенции у обучающихся с ОВЗ: неравномерный уровень развития цифровых навыков, трудности при взаимодействии с цифровыми устройствами, сложности, связанные с безопасностью и адаптацией, а также необходимость учета индивидуальных потребностей таких студентов. Кроме того, были выделены некоторые ограничения здоровья, которые могут препятствовать успешному развитию цифровых компетенций у обучающихся с ОВЗ, в том числе психические и интеллектуальные нарушения, ограничения физической подвижности, а также трудности в обучении и восприятии информации. Авторы статьи также выделяют возможные проблемы, которые могут возникнуть в процессе развития цифровой компетентности у обучающихся с ОВЗ, в том числе аспекты психологии личности, воспитательного воздействия, а также важность родительской и педагогической поддержки. В результате анализа проблем развития цифровой компетентности обучающихся с ОВЗ авторы сформулировали ряд выводов и определили направления дальнейшей работы по решению этих проблем с целью предоставления максимальных возможностей для развития цифровой компетентности у обучающихся с ОВЗ.
Ключевые слова: цифровая образовательная среда, цифровая компетентность, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проблемы развития цифровой компетентности.
Master's student of the Faculty of Pedagogy and Psychology Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Kuban State University», Russian Federation, Krasnodar
Docent, Cand. Sci. (Psychology), Associate professor of the Department of pedagogy and psychology, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education «Kuban State University», Krasnodar, Russian Federation, Krasnodar
Abstract: This study is devoted to the analysis of current problems related to the development of digital competence in students with disabilities. The authors of the article present a reasonable analysis of scientific sources devoted to the essence of digital competence, and also highlight some key problems associated with the development of digital competence in this category of students. The theoretical study identified the following problems that hinder the effective development of digital competence in students with disabilities: the uneven level of development of digital skills, difficulties in interacting with digital devices, complications related to safety and adaptation, as well as the need to take into account the individual needs of these students. In addition, some health limitations that may hinder the successful development of digital competence in learners with disabilities were highlighted, including mental and intellectual disabilities, limitations in physical mobility, as well as difficulties in learning and perceiving information. The authors of the article also highlight possible problems that may arise in the process of developing digital competence in students with disabilities, including aspects of personality psychology, educational impact, as well as the importance of parental and educational support. As a result of the analysis of the problems of development of digital competence of students with disabilities, the authors formulated a number of conclusions and identified areas for further work to address these problems in order to provide maximum opportunities for the development of digital competence in students with disabilities.
Keywords: digital educational environment, digital competence, students with disabilities, problems of digital competence development.
Лещева А.А., Азлецкая Е.Н. О проблемах развития цифровой компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 06 (95). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/o-problemakh-razvitiya-tsifrovoj-kompetentnosti-obuchayushhikhsya-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya.html (Дата обращения: 07.06.2024)
Современную эпоху называют эпохой глобальных открытий и информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Бурное увеличение объема информации, массовое внедрение и ИКТ в различные сферы жизни общества, в том числе и в образование, привели к развитию концепции цифровой компетентности.
Развитие образовательного процесса с использованием цифровых ресурсов и потенциала цифровой среды [1; 2] связано с необходимостью развития цифровой компетентности, как у педагогов [3; 4], так и у обучающихся [5; 6; 7], в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) [8; 9].
Образовательная поддержка лиц с ОВЗ, включая детей-инвалидов, занимает одно из приоритетных мест в образовательной системе России. Стратегия внедрения цифровой образовательной среды является ключевой в модернизации образования, особенно в контексте обучения детей с ОВЗ. Поскольку внедрение цифровой образовательной среды в учебно-воспитательный процесс детей с ОВЗ может обеспечить ряд преимуществ и расширение спектра возможностей инклюзивного образования таких как: индивидуализированный подход, визуализация и интерактивность учебной информации, развитие новых навыков, доступ к образованию, мониторинг и оценка образовательных компетенций и других.
Действительно цифровые образовательные технологии позволяют создавать персонализированные образовательные программы, адаптированные к потребностям обучающихся с ОВЗ. Это способствует возможности учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося и обеспечивать им необходимую поддержку. Использование мультимедийных материалов, интерактивных заданий, виртуальной реальности позволяет делать учебный материал более доступным и понятным для обучающихся с ОВЗ, повышая усвоение ими информации, учебную мотивацию. Цифровые технологии способствуют развитию цифровой грамотности, коммуникативных и метапредметных навыков у обучающихся с ОВЗ, что может способствовать их успешной адаптации и интеграции в современное общество. Цифровая образовательная среда может обеспечить широкий доступ к учебным материалам и образовательным ресурсам для детей с ОВЗ, включая тех, которые из-за физических или иных ограничений могут испытывать трудности с посещением образовательной организации. Цифровые образовательные платформы позволяют отслеживать прогресс обучающихся, анализировать их успехи и трудности, что помогает педагогам адаптировать образовательный процесс и оперативно реагировать на потребности обучающихся с ОВЗ.
Таким образом, внедрение цифровой образовательной среды в образовательный, коррекционный и развивающий процесс обучающихся с ОВЗ может повысить качество образования и способствовать их успешной интеграции в общество.
На основании вышеизложенного можем заключить, что, с одной стороны цифровая образовательная среда открывает новые перспективы для обучения и развития детей с ОВЗ, а с другой – требует от них выработки цифровой компетентности, что может быть сложной задачей из-за недостатков в их физическом и (или) психологическом развитии. Данное противоречие позволяет сформулировать проблему исследования: что необходимо учитывать при развитии цифровой компетентности у обучающихся с ОВЗ?
Сущность цифровой компетентности, обобщая определения большинства авторов, можно определить как эффективное использование цифровых технологий в повседневной жизни. Также авторами отмечается неразрывная связь с такими аспектами как: информационная грамотность [10], компьютерная грамотность [11], цифровая грамотность [12], мультимодальная грамотность [13].
Цифровая компетентность, согласно анализу Г.У. Солдатовой и соавторов [14], является ключевым компонентом социальной компетентности. Она базируется на постоянном развитии навыков и знаний, мотивации и ответственности. Это, по мнению авторов, помогает человеку осознанно, результативно, критически и безопасно применять интернет-технологии в различных сферах жизни, таких как информационный контент, коммуникации, онлайн-покупки и технологический прогресс. Цифровая компетентность – это не просто набор технических навыков и знаний в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), она также включает в себя ряд важных качеств, которые определяют наше отношение к цифровому миру и эффективность нашей деятельности в нем, утверждают авторы.
В нашем подходе к развитию цифровой компетентности у обучающихся с ОВЗ мы придерживаемся точки зрения М.В. Токаревой, которая пишет: «...Компетентность – это интегративное качество личности, его характеристика, которое становится результатом образовательного процесса» [15]. Поскольку современная цифровая реальность требует от индивида не только умения ориентироваться в ней и усваивать новые знания, но и глубокого понимания собственной роли в этом мире. Поэтому цифровая компетентность включает в себя не только технические навыки и знания, но также мотивацию, ответственность и понимание своих прав и обязанностей. Важно не только уметь пользоваться современными технологиями, но и осознавать цели и ценности, которые могут измениться в условиях цифровой трансформации. Исходя из такого подхода, следует, что цифровая компетентность – это не просто умение мыслить логически, но и умение эффективно фильтровать информацию и использовать цифровые инструменты с максимальной пользой. Критическое мышление играет основополагающую роль в этом процессе, чтобы уметь извлекать уроки из опыта использования Интернета, что влияет на цифровую социализацию, особенно среди молодежи [16]. Цифровая компетентность является навыком для обеспечения безопасности и психического здоровья в информационном обществе [17; 18]. Это делает цифровую компетентность «краеугольным камнем», одним из важных навыков, наряду с чтением, письмом, математикой и устной речью, которым учащиеся, должны овладеть в школе.
Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова [14] в своем исследовании пришли к заключению, что грамотный цифровой гражданин:
- осознает свою ответственность за распространяемую информацию, понимает последствия распространения дезинформации и ненавистнических высказываний;
- критически оценивает информацию, умеет проверять источники информации, выявлять скрытые мотивы и критически подходить к прочитанному;
- уважает чужое мнение, понимает, что люди могут иметь разные взгляды, и способен вести диалог, не прибегая к оскорблениям и угрозам;
- умеет договариваться, готов к компромиссам и поиску решений, приемлемых для всех сторон;
- защищает свою личную информацию, понимает значение конфиденциальности и принимает меры для ее защиты.
Исходя из вышесказанного и анализа немногочисленных научных источников [4; 8; 19] можно выделить несколько проблем, связанных с развитием цифровой компетентности у обучающихся с ОВЗ:
- неравномерность развития цифровых навыков. Исследования показывают, что у обучающихся с ОВЗ и с нормотипичным развитием наблюдаются не только различия по уровню цифровых навыков, но и неравномерность в развитии различных групп навыков;
- сложности во взаимодействии с цифровыми устройствами. Обучающиеся с ОВЗ могут столкнуться с трудностями во взаимодействии с цифровыми устройствами, что затрудняет процесс развития цифровой компетентности;
- необходимость особого внимания к безопасности и адаптации. Необходимо уделять особое внимание обучению безопасному использованию цифровых устройств и интернет-ресурсов, а также развитию навыков адаптации к нестандартным условиям современного общества;
- индивидуальные потребности и подход. Учитывая индивидуальные особенности каждого учащегося, необходимо разрабатывать индивидуализированные методы обучения, которые соответствуют их потребностям и способствуют эффективному развитию цифровой компетентности.
Эти проблемы подчеркивают важность индивидуального подхода к обучению подростков с ОВЗ, а также необходимость уделения особого внимания развитию цифровых навыков и компетенций в этой группе обучающихся.
А.А. Воронова, К.К. Кравец [20] выделяют проблемы, с которыми сталкиваются педагоги в связи с психофизическими нарушениями учащихся: большое количество времени для объяснения тех или иных понятий, новых для учеников; трудности в проведении групповых занятий, так как каждый ученик с ОВЗ имеет свой темп работы; быстрая утомляемость учеников; взаимосвязь соматического состояния ребенка с его способностями в обучении. Развитие цифровой компетентности «…должно происходить постепенно, регулярно и соответствовать принципу не нанесения вреда обучающимся, так как ученики с ОВЗ быстро утомляемы. Если ребенок плохо себя чувствует, запланированное обучающее мероприятие должно быть перенесено, чтобы не формировать негативное отношение у ребенка к деятельности», – пишут А.А. Воронова, К.К. Кравец [20, с. 58].
Так же можно выделить некоторые ограничения в состоянии здоровья, которые могут препятствовать развитию цифровой компетентности у обучающихся с ОВЗ:
- нарушение психического (интеллектуального) развития. Обучающиеся с выраженной интеллектуальной недостаточностью могут столкнуться с трудностями в развитии цифровой компетентности из-за особенностей их психического здоровья, что требует особого подхода и поддержки [21];
- ограничения в физической мобильности. Обучающиеся со сниженной моторикой или нарушениями движений могут столкнуться с проблемами в управлении мышью, клавиатурой или сенсорными устройствами при работе с цифровыми образовательными программами. Недостаточная адаптивность интерфейсов приложений, неудобное расположение элементов управления или отсутствие поддержки для альтернативных методов ввода могут усложнить процесс обучения для таких обучающихся [22].
- сложности в обучении и восприятии информации. Некоторые ограничения здоровья (нарушение зрения, нарушение слуха, аутизм, дефицит внимания и др.) могут повлиять на способность обучающихся к восприятию информации, что может затруднить процесс развития цифровой компетентности [20].
Эти ограничения в здоровье могут создавать препятствия для эффективного развития цифровой компетентности у обучающихся с ОВЗ, требуя индивидуализированного подхода и специальной поддержки в образовательном процессе.
Кроме того, к проблемам, которые могут возникнуть при развитии цифровой компетентности у обучающихся с ОВЗ разные авторы относят проблемы связанные с психологией личности, образовательным воздействием, процессом родительской и образовательной поддержки.
Е.И. Рассказова и Г.У. Солдатова делают акцент, прежде всего, на психологических проблемах [23]. По мнению авторов обучающиеся могут сталкиваться с психологическими проблемами, связанными с развитием цифровой компетентностью, такими как интернет-зависимость, депрессия, социальная тревожность, нарушения сна, неудовлетворенность своим телом, расстройства пищевого поведения, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), преднамеренное членовредительство и суицидальное поведение. Авторы подчеркивают, что цифровизация жизненного пространства может привести к психологическим проблемам, включая информационный стресс, а также к проблемам в социальных и экономических отношениях в связи с появлением нового поколения, полностью погруженного в цифровую среду.
Трансформация подростков в цифровом мире может привести к цифровому разрыву не только в том, что взрослые будут отставать от детей, но и в отсутствии прогресса в цифровой компетентности, что потенциально повлияет на их образовательные результаты и возможности. Отсутствие цифрового равенства, цифровой инклюзии и цифровой грамотности может помешать обучающимся с ОВЗ активно участвовать в жизни информационного общества и эффективно использовать цифровые технологии для обучения и личностного развития.
Авторами подчеркивается важность развития цифровой компетентности не только у подростков, но и у родителей, подчеркивается необходимость участия родителей и их поддержки в развитии цифровых навыков у подростков с ОВЗ [23; 24]. Устранение разрыва в цифровой компетентности между родителями и подростками, обеспечение равного доступа к цифровым ресурсам и повышение цифровой компетентности могут способствовать созданию более инклюзивной и благоприятной среды для развития цифровых навыков подростками с ОВЗ.
Вышеуказанные проблемы подчеркивают необходимость решения психологических, образовательных и связанных с поддержкой вопросов, способствующих развитию цифровой компетентности у подростков с ОВЗ.
Итак, наш анализ проблем развития цифровой компетентности обучающихся с ОВЗ привел нас к следующим выводам.
- Развитие цифровой компетентности обучающихся с ОВЗ требование современного образования.
- Проблемы развития цифровой компетентности у обучающихся с ОВЗ связаны с неравномерностью развития цифровых навыков, сложностями во взаимодействии с цифровыми устройствами, необходимостью особого внимания к безопасности и адаптации.
- Необходимым условием для эффективного развития цифровой компетентности у обучающихся с ОВЗ от педагогов требуется адаптации образовательного процесса связанная с индивидуализацией, учитывающей специфику потребностей и возможностей каждого ребенка.
- Требуется дальнейшее эмпирическое изучение проблем цифровой компетентности у обучающихся с ОВЗ, которое требует комплексного подхода со стороны специалистов в области педагогики, психологии, медицины и информационных технологий.
- Одним из решений проблем цифровой компетентности у обучающихся с ОВЗ может быть разработка и внедрение индивидуализированных программ обучения, адаптированных под особенности развития каждого конкретного ребенка. Такие программы могут учитывать не только уровень цифровой компетентности и специфику психофизического состояния обучающихся, но и их индивидуальные потребности, интересы и способности.
- Использовать разнообразные образовательные технологии, включая виртуальную реальность, интерактивные обучающие игры и программы, которые позволят детям с ОВЗ эффективно и с удовольствием развивать свои цифровые навыки.
- Проводить дополнительное обучение и поддержку для педагогов и специалистов, работающих с обучающимися с ОВЗ, чтобы они могли эффективно поддерживать и стимулировать развитие цифровой компетентности у своих учеников.
Таким образом, решение проблемы в развитии цифровой компетентности у обучающихся с ОВЗ заключается в заботе об индивидуальных потребностях каждого ребенка, использовании инновационных образовательных технологий и поддержке специалистов в этой области.
Список литературы
1 Российская Федерация. Президент (2000- ; В.В.Путин). О национальных целях и стратегических задачах разви- тия Российской Федерации на период до 2024 года : указ от 07.05.2018 г. № 204. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027/page/2 (дата обращения: 20.12.2021). – Текст : электронный.
2 Российская Федерация. Правительство. О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды : постановление от 07.12.2020 г. № 2040. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012090002 (дата обращения: 20.12.2021). – Текст : электронный.
3 Носкова, Н. В. Цифровая компетентность современного педагога: от теории к инновационной практике / Н. В. Носкова, Л. А. Петрова // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – №68-4. – С. 45-49.
4 Воронова, А. А. Готовность педагогов к социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях цифровизации общества // Концепт. – 2023. – №9. – С. 91-104.
5 Солдатова, Г. У. Психологические модели цифровой компетентности российских подростков и родителей / Г. У. Солдатова, Е. Н. Рассказова. – Текст : непосредственный // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 2 (14). – С. 27-35.
6 Погожина, И.Н. Цифровая компетентность и детство – уникальный вызов 21 века (анализ современных исследований) / И. Н. Погодина, М. В. Сергеева, В.А. Егорова. – Текст : непосредственный // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2019. – № 4. – С. 80-106.
7 Регуш, Л. А. Психологические проблемы подростков России периода цифровизации (2010–2020 гг.) / Л. А. Регуш, Е. В. Алексеева, О. Р. Ветерина, А. В. Орлова, Ю. С. Пежемская // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. – 2022. – № 203. – С. 7–21.
8 Гречушкина Н. С. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья / Н. С. Гречушкина // Сборник по материалам областной интернет-конференции «Современные информационные технологии в образовательной деятельности педагога: вызовы и перспективы». Под редакцией А.А. Логиновой, − Самара: ЦСМ, 2022. − 162 с.
9 Богданова, Е В Информационно- коммуникативные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья// Сборник по материалам областной интернет-конференции «Современные информационные технологии в образовательной деятельности педагога: вызовы и перспективы». Под редакцией А.А. Логиновой. − Самара: ЦСМ, 2022. − 162 с.
10 Ходикова, Н. А. Критическое мышление и информационная грамотность / Н. А. Ходикова // КиБ. – 2021. – №3. – С. 11-15.
11 Паскова, А. А. Формирование компьютерной грамотности как необходимое составляющая информатизации общества / А. А. Паскова, Р. П. Бутко // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2015. – №1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kompyuternoy-gramotnosti-kak-neobhodimaya-sostavlyayuschaya-informatizatsii-obschestva (дата обращения: 16.04.2024).
12 Дышеков, М. В. Использование цифровых технологий в образовании / М. В. Дышеков, Х. Л. Кушхов, З. З. Маздогова.// Журнал прикладных исследований. – 2023. – №4. – С. 99-103.
13 Штифанова, Е. В. Мультимодальная грамотность: акмеологический аспект / Е. В. Штифанова, А. В. Киселева // Акмеология профессионального образования: материалы 16-й Международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. – Екатеринбург : Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2020. – С. 47-50.
14 Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г. У. Солдатова, Т. А. Нестик, Е. И. Рассказова, Е. Ю. Зотова. – Москва : Фонд Развития Интернет, 2013. – 144 с.
15 Токарева, М. В. Цифровая компетенция или цифровая компетентность / М. В. Токарева // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2021. – №4 (52). – С. 133-140.
16 Livingstone, S. Gradations in digital inclusion: children, young people and the digital divide / S. Livingstone, E. Helsper // New media & society. – 2007. – Vol. 9, no. 4. – P. 671–696.
17 Вихман, А. А. Связь интеллектуальных способностей и цифровой компетентности подростков / А. А. Вихман, Е. В. Сибиряков, А. А. Скорынин // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика».– 2022. – № 1. – С. 30–40.
18 Rokenes, F. Development of Student Teachers’ Digital Competence in Teacher Education – A Literature Review / F. Røkenes, R. Krumsvik // Nordic Journal of Digital Literacy. – 2014. – Vol. 4, no. 9. – P. 250–280.
19 Королева, Ю. А. Цифровые навыки подростков с ограниченными возможностями здоровья как условие их социализации / Ю. А. Королева // Вестник ТвГУ. Серия: Педагогика и психология. – 2023. – № 3 (64). – С. 130–140.
20 Воронова, А. А. Формирование медиаграмотности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования / А. А. Воронова, К. К. Кравец // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 10 (октябрь). – С. 52–64.
21 Бобылева, И. А. Цифровые технологии для поддержки детей и молодых людей с выраженными ментальными ограничениями / И. А. Бобылева, Е. А. Романова// Социальные науки и детство. – 2022. – Том 3. – № 4. –С. 7–19.
22 Брольпито А. Цифровые навыки и компетенция, цифровое и онлайн обучение / А. Брольпито. – Турин : Европейскийфонд образования, 2019. – 84 с.
23 Рассказова Е.И. Психологические модели цифровой компетентности российских подростков и родителей / Е. И. Рассказова, Г. У. Солдатова // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 2 (14). – С. 27–33.
24 Насибуллина, А. Д. Проблемы цифровой социализации подростков с ограниченными возможностями здоровья / А. Д. Насибуллина, Ю. А. Королева, М. А. Польшина // Современное педагогическое образование. – 2023. – № 12. – С. 477–481.