Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №05 (94) Май 2024
УДК 372.874
Дата публикации 31.05.2024
Диагностика формирования художественного мышления средствами иллюстрации на уроках изобразительного искусства
Скрипочка Анастасия Владимировна
Студентка кафедры искусств, Тюменский государственный университет, РФ, г. Тюмень, stud0000249820@utmn.ru
Научный руководитель Евсеева Ольга Юрьевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры искусств, Тюменский государственный университет, РФ, г. Тюмень, o.y.evseeva@utmn.ru
Аннотация: Статья посвящена изучению проблемы формирования художественного мышления средствами иллюстрации на уроках изобразительного искусства. На основе уточненного понятия «формирование художественного мышления средствами иллюстрации на уроках изобразительного искусства» формулируются показатели данного качества школьников. Для каждого показателя разработаны методы и диагностические задания для обучающихся на занятиях изобразительным искусством.
Ключевые слова: формирование художественного мышления, художественное мышление, иллюстрация, изобразительное искусство
Art student, Tyumen State University, Russia, Tyumen
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Arts, Tyumen State University, Russia, Tyumen
Abstract: The article is devoted to the study of the problem of the formation of artistic thinking by means of illustration in the lessons of fine art. On the basis of the clarified concept of "the formation of artistic thinking by means of illustration in fine art lessons", indicators of this quality of schoolchildren are formulated. Methods and diagnostic tasks for students in visual arts classes have been developed for each indicator
Keywords: formation of artistic thinking, artistic thinking, illustration, fine art
Скрипочка А.В., Евсеева О.Ю. Диагностика формирования художественного мышления средствами иллюстрации на уроках изобразительного искусства // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 05 (94). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/diagnostika-formirovaniya-khudozhestvennogo-myshleniya-sredstvami-illyustratsii-na-urokakh-izobrazitelnogo-iskusstva.html (Дата обращения: 31.05.2024)
Постановка проблемы.
К задачам школьной образовательной системы на сегодняшний день относится не только формирование у обучающихся прочной когнитивной базы, но и развитие творческих умений и навыков [12, с. 50]. Что соответственно, предполагает, среди прочего, и развитие художественного мышления.
Изобразительное искусство играет неотъемлемую роль в развитии и формировании исследуемого качества у детей. Данное качество позволяет человеку не только понимать искусство и воспринимать предметы творчества с точки зрения прекрасного, но и замечать самые мельчайшие детали нашего мира и ценить то, что нас окружает.
Вопросы формирования и развития художественного мышления актуальны уже долгие годы. Становление художественного мышления у человека происходит с раннего детства и лежит в основе любой его деятельности, а также является одним из главных аспектов в творческой среде.
В своих трудах С.Л. Рубинштейн рассматривает тему мышления, заостряя особое внимание на единстве значения взаимосвязи, а также теснейшего сплетения логического мышления в понятиях с наглядным содержанием, художественным мышлением, восприятием [10, с. 319].
Несмотря на колоссальный вклад различных авторов проблема формирования художественного мышления на уроках в общеобразовательной школе остается актуальной и в наши дни.
Изложение основного материала исследования. Уроки изобразительного искусства являются основой в формировании различных художественных умений и навыков. Именно на этих занятиях самая комфортная среда для формирования художественного мышления различными средствами и методами. Одним из эффективных средств формирования художественного мышления является иллюстрация.
Иллюстрация является не только средством «знакомства с литературой», но и мощным средством развития различных мыслительных операций [1, с. 34]. Обращение к теме иллюстрирования на уроках, не только визуально обогащает литературные произведения, но и способствуют формированию эстетического восприятия, целостной картины мира и активизации художественного мышления у учащихся в процессе выполнения творческой работы.
Тематические занятия, предполагающие иллюстрирование учащимися литературных произведений включены в различные программы по изобразительному искусству, например, программу В.С. Кузина. Работа над тематическими сюжетными композициями (рисование на темы, сюжетное рисование) предполагает активизацию, а соответственно и развитие таких качеств мышления, как вариативность, гибкость, способность передавать смысловую составляющую, сюжет в изображении, чем и отличается от рисования с натуры [5, с. 31]. Но именно иллюстрирование, как один из вариантов тематического рисования, предлагает не просто создать учащимся творческую работу, а обратить их внимание на художественный образ созданный в литературном произведении и передать его в иллюстрации, с пониманием обоснованности своего решения.
Для разработки диагностического инструментария необходимо уточнить рабочее определение понятия «формирование художественного мышления средствами иллюстрации» . Для этого определимся с ключевыми понятиями исследования. Мышление — это психический процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира [7].
При этом художественное мышление в свою очередь является одним из основных средств в творчестве. А привлечение внимания к формированию и развитию творческого мышления одна из важнейших педагогических проблем, требующих решения. Л.С. Выготский подчеркивал важность формирования художественно мышления, как мощного инструмент развития индивидуальности, креативности, самостоятельности, также отталкиваясь от мнения автора художественное мышление имеет неделимую связь с интеллектуальными способностями, с чем нельзя не согласится [6, с. 6].
По словам В.С. Кузина яркой чертой художественного мышления можно назвать способность «мыслить образами». Действительно, художественное развитие и формирование мышления, тесно взаимосвязано с его образной составляющей. Атак же немаловажна, как подчеркивал В.С. Кузин, так называемая – насмотренность, способность анализировать [8, с. 161-163].
Отталкиваясь от рассмотренных подходов и определений, человек обладающий художественным мышлением, не только способен скопировать и передать изображение, но и эмоции, чувства, настроение. Данный тип мышления помогает поистине взглянуть на мир глазами творца. Заметить детали, ощутить мгновение, передать впечатление.
Мы рассматриваем иллюстрацию (от лат. illustratio - освещение, наглядное изображение), как изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции и т. п.), собственно, как область искусства - изобразительное истолкование литературного и научного произведения [4].
Опираясь на всё вышеперечисленное, было уточнено рабочее определение понятия «формирование художественного мышления средствами иллюстрации», которое рассматривается нами, как процесс формирования способности анализа, понимания и интерпретации художественных работ и образов.
На основании темы исследования была подготовлена и проведена начальная диагностика по определению уровня сформированности художественного средства средством иллюстрации на уроках изобразительного искусства. Исследование проходило на базе МАОУ СОШ №70 города Тюмени с обучающимися 5 класса. Участниками исследования стали 31 ученик.
На основе уточнённого нами понятия были выделены следующие показатели: «способность анализировать и сопоставлять художественные иллюстрации с литературными произведениями»; «способность создавать художественные иллюстрации.».
Для каждого из показателей были определены диагностические методы: тестирование; творческое задание. Опишем сущность диагностических заданий по показателям.
Первое задание было направлено на установление уровня показателя «способность анализировать и сопоставлять художественные иллюстрации с литературными произведениями»: ученикам было предложено задание на сопоставление художественных иллюстраций и отрывков литературных произведений, а также выполнить собственную иллюстрацию впечатлившись поученной парой произведений.
1.Я сегодня увидел в пуще
След широких колес на лугу.
Треплет ветер под облачной кущей
Золотую его дугу.(С.А. Есенин)
2. Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой! (М. Ю. Лермонтов)
3. Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя. (А.С. Пушкин)
4. Синие, чистые дали
Между зеленых ветвей
Бело-молочными стали…
Ветер играет смелей (В.Я. Брюсов)
Для данного показателя были определены уровни.
Способность анализировать и сопоставлять художественные иллюстрации с литературными произведениями на высоком уровне (3 балла) Учащийся правильно выполнил задание. Иллюстрация имеет оригинальный художественный образ, целостный завершенный вид.
Способность анализировать и сопоставлять художественные иллюстрации с литературными произведениями на среднем уровне (2 балла) Учащийся выполнил задание частично или допустил ошибку. Иллюстрация в основном соответствует содержанию произведений, художественный образ оригинален, но нет завершенного или цельного вида работы.
Способность анализировать и сопоставлять художественные иллюстрации с литературными произведениями на низком уровне (1 балл) Учащийся не выполнил задание или допустил ошибки, или иллюстрация не соответствует тематике и содержанию произведений, не имеет завершенного вида.
В процессе выполнения тестирования обучающиеся испытывали как интерес, так и некую сложность. Для многих творческое задание вызвало затруднение, поскольку такая работа была для них в новинку.
Не смотря на ряд трудностей с которыми столкнулись обучающиеся, некоторый процент ребят, вникнув с суть смогли полноценно выполнить задачу.
Второе диагностическое задание направлено на выявление уровня показателя «способность создавать художественные иллюстрации» Применяемый диагностический метод – творческое задание. Задание формулировалось следующим образом: прослушайте отрывок литературного произведения и создайте собственную художественную иллюстрацию.
По показателю «способность создавать художественные иллюстрации» были сформулированы следующие уровни.
Умение создавать собственные художественные иллюстрации высоком уровне (3 балла) Иллюстрация соответствует содержанию текста, отличается оригинальностью, имеет целостный завершённый вид.
Умение создавать собственные художественные иллюстрации на среднем уровне (2 балла) Иллюстрация соответствует содержанию текста, имеет стандартный вид, работа не завершена.
Умение создавать собственные художественные иллюстрации на низком уровне (1 балл) Иллюстрация не соответствует содержанию текста.
Результаты диагностики уровня освоения второго показателя – «создание собственной художественной иллюстрации» показали, что у учеников возникли трудности: они не знали, как проиллюстрировать литературное произведение. Некоторые ученики изображали отдельные предметы или объекты, не стараясь создать оригинальную иллюстрацию. После диагностических заданий была проведена рефлексия, позволившая выявить что вызвало сложность в выполнении, с какими трудностями столкнулись учащиеся.
Таким образом, на этапе начальной диагностики были определены следующие уровня сформированности художественного мышления
Показатель «способность анализировать и сопоставлять художественные иллюстрации с литературными произведениями» составил: В (высокий уровень) - 10%, С (средний уровень) - 40%, Н (низкий уровень) - 50%;
Показатель «умение создавать собственные художественные иллюстрации» имеет следующие результаты: В (высокий уровень) – 20%, С (средний уровень) – 40%, Н (низкий уровень) – 40%;
Результаты начальной диагностики отражены в таблице
№ | Ф. Имя | Способность анализировать и сопоставлять художественные иллюстрации и литературные произведение | Умение создавать собственные художественные иллюстрации | Общий балл |
1. | Гоша С. | С (2 балл) | Н (1 балл) | 3 балла Н |
2. | Ангелина П. | Н (1 балл) | С (2 балла) | 3 балла Н |
3. | Вероника К. | Н (1 балла) | С (2 балла) | 3 баллов Н |
4. | Даша Е. | В (3 балла) | Н (1 балла) | 4 баллов С |
5. | Дима А | С (2 балла) | В (3 балла) | 5 балла В |
6. | Мирослава К. | Н (1 балла) | В (3 балла) | 4 балла С |
7. | Катя З. | Н (1 балла) | Н (1балла) | 2 балла Н |
8. | Дима Е. | С (2 балла) | С (2 балла) | 4 балла С |
Выводы. На основе суммы баллов по двум показателям: «способность анализировать и сопоставлять художественные иллюстрации с литературными произведениями» и «умение создавать собственные художественные иллюстрации», можно выделить 3 уровня развития художественного мышление подростков средствами иллюстрации.
Сформированность художественного мышления и умения создавать иллюстрацию (6 баллов) - учащийся умеет анализировать и сопоставлять иллюстрации с литературными произведениями, создает выразительный художественный образ, отражающий литературное произведение.
Сформированность художественного мышления и умения создавать иллюстрацию (5-4 балла) – учащийся в основном умеет анализировать и сопоставлять иллюстрации с литературными произведениями, создает художественный образ, отражающий литературное произведение.
Сформированность художественного мышления и умения создавать иллюстрацию (3 балла) - учащийся затрудняется в анализе и сопоставлении иллюстраций и литературных произведений, не проявляет интерес к созданию художественного образа, или созданном образе не отражается литературное произведение.
На основании данных результатов, можно сделать следующие выводы, показатели исследуемого качества подростков находиться на среднем и ниже среднего уровнях. В связи с этим сформулированы следующие задачи:
- сформировать у подростков основные представления о художественной иллюстрации;
- выявить эффективные методы и примы развития художественного мышления;
- повысить уровень художественного мышления школьников на уроках изобразительных искусств.
Поставленные задачи будут осуществляться в ходе выполнения формирующих заданий на уроках изобразительного искусства в пятом классе МАОУ Средняя общеобразовательная школа № 70, корпус № 1 города Тюмени. Также необходимо, с учетом возрастных особенностей обучающихся, верно, подобрать методы и формы работы, направленные на развитие обозначенного показателя.
Представленная диагностика позволяет не только провести первоначальную диагностику, но и контролировать формирование исследуемого качества, что предполагает замену фрагментов литературных произведений и иллюстративного материала в тестовом задании и иллюстрирование различных литературных произведений в творческом задании диагностики.
Список литературы
1. Лосев, Г. Е. Факторы, влияющие на развитие творческого мышления школьников / Г. Е. Лосев // Повышение профессиональной квалификации руководящих и педагогических работников в условиях модернизации образования: Сборник тезисов по материалам 2-й городской научно-практической конференции, 2011. – С. 50-52. – EDN VRWJZF.
2. Бакиева О, А., Первухина А. А. Развитие художественного мышления учащихся в ходе создания иллюстрации // Вопросы педагогики. 2020. № 12. С. 34 – 37.
3. Валикжанина, С.В. Изучение образов животных в русских народных
сказках на уроках композиции: Методическая разработка / С.В. Валикжанина, 2010 – 31 с.
4. Щетинин И.Д. Формирование художественного мышления средствами иллюстрации // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-1. С. 269-271. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-hudozhestvennogo-myshleniya-sredstvami-illyustratsii (дата обращения: 31.05.2024).
Список источников:
5. Рубинштейн, С.Л, Основы общей психологии / С.Л, Рубинштейн. – Санкт-Петербург: Издательский дом, 1999. – 720 с.
6. Гегель Г. В. Эстетика. В 4-хт. - М., 1968-1973
7.Выготский Л.С. Психология искусства/ Л.С. Выготский . – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 480 с.
8. Кузин В.С. Психология / В.С. Кузин. – Москва : Высшая школа, 1982. – 256 с.
9. Художественная энциклопедия (иллюстрированный словарь искусств и художеств). А-И: Том 1. – ООО ДиректМедиа, 2013 . – 345 с.