Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №01 (90) Январь 2024
УДК 378.1.011.31-051
Дата публикации 31.01.2024
Направленность личности преподавателя высшей школы в контексте гуманизации образования
Богавиев Тагир Рамильевич
обучающийся 1 курса Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» в г. Ялте
Аннотация: В статье рассмотрена проблема педагогической деятельности преподавателя Высшей школы в условиях гуманизации высшего образования. Определена гуманистическая направленность личности преподавателя и совокупность качеств, необходимых ему для реализации гуманистически ориентированной деятельности в подготовке специалистов. Предпринята попытка осуществить анализ причин, препятствующих преподавателям использовать педагогически целесообразные гуманистические принципы в правильном подборе содержания, технологий, форм и методов обучения на современном этапе.
Ключевые слова: Гуманизация образования, гуманистическая направленность личности преподавателя, формирование гуманистических ценностей, оценивание деятельности преподавателя, профессиональные знания, профессиональные умения.
1st year student Humanitarian and pedagogical academy (branch) V.I. Vernadsky Crimean Federal University in Yalta
Abstract: The article considers the problem of pedagogical activity of a Higher school teacher in the context of humanization of higher education. The humanistic orientation of the teacher's personality and the set of qualities necessary for him to implement humanistically oriented activities in the training of specialists are determined. An attempt has been made to analyze the reasons that prevent teachers from using pedagogically appropriate humanistic principles in the correct selection of content, technologies, forms and methods of teaching at the present stage.
Keywords: Humanization of education, humanistic orientation of the teacher's personality, formation of humanistic values, evaluation of the teacher's activity, professional knowledge, professional skills.
Богавиев Т. Р. Направленность личности преподавателя высшей школы в контексте гуманизации образования// Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 01 (90). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/napravlennost-lichnosti-prepodavatelya-vysshej-shkoly-v-kontekste-gumanizatsii-obrazovaniya.html (Дата обращения: 31.01.2024)
Постановка проблемы. Характерной особенностью современных образовательных программ становится их направленность на гуманизацию профессиональной подготовки, целью которой является двойной процесс: обще-профессиональное развитие и профессиональное самовоспитание индивидуально-личностных качеств. За этим стоит осознанное стремление к новому качеству подготовки специалистов.
Говоря о гуманизации образования, педагоги сосредотачиваются в основном на создании условий для развития личности студента и забывают о другом равноправном субъекте учебного процесса – преподавателе и его развитии как специалиста и личности.
В то же время, гуманизацию, по мнению Зязюна И. А., «невозможно свести к каким – то конкретным технологиям или методам – это целостная ориентация, в основе которой перестройка личностных установок педагога» [3, с. 9-11].
Считаем, что результативность процесса гуманизации образования в Высшей школе предопределяется особенностями педагогической деятельности преподавателя, которая по своей природе имеет гуманистический характер.
Анализ последних исследований и публикаций. Об актуальности подготовки преподавателей, способных осуществлять обучение будущих специалистов на гуманистических началах, свидетельствуют многочисленные публикации последних лет. Аспекты формирования личности педагога, технологические вопросы усовершенствования подготовки специалистов в высших учебных заведениях освещены в исследованиях И. Блозвы, И. Буцика, Д. Геляровской, А. Демина, В. Ильина, Н. Журавской, т. Ищенко, А. Колоска, П. Лузана, В. Манько, А. Сущенко. Развитие педагога как личности и профессионала стало предметом исследования Е. Зеера, К. Левитана, И. Лушникова, А. Марковой, л. Митиной, В. Сластенина.
В трудах ведущих отечественных ученых и педагогов подчеркивается необходимость решения и актуальность проблемы педагогической составляющей деятельности преподавателя и ее гуманистическую направленность.
Цель статьи – обосновать структуру направленности преподавателя Высшей школы в контексте гуманизации образования.
Считаем, что эффективность гуманизации высшего образования определяется сформированностью преподавателя как личности. Мы присоединяемся к мнению А. Сущенко о необходимости особого внимания к личности преподавателя, содействия процессу самореализации их гуманистического потенциала в педагогической деятельности, объективации гуманистических резервов как элементов мотивационной сферы и структуры личности [7, с. 38].
Современные требования к личности педагога заключаются в том, что: «педагогическим работником должно быть лицо с высокими моральными качествами, имеющее соответствующее педагогическое образование, надлежащий уровень профессиональной подготовки, осуществляющее педагогическую деятельность, обеспечивающее результативность и качество своей работы, физическое и психическое состояние здоровья которого позволяет выполнять профессиональные обязанности в учебных заведениях» [1, c. 412]. Базовым компонентом модели именно такого преподавателя является, по нашему мнению, направленность его личности, которая проявляется в устойчивом доминировании тех или иных мотивов человека – постоянная направленность его мыслей, интересов, всей деятельности.
Гуманистическая направленность – направленность на личность другого человека, утверждение словом и трудом высочайших духовных ценностей, нравственных норм поведения и отношений. Это проявление профессиональной идеологии педагога, его ценностного отношения к педагогической действительности, ее цели, содержанию, средствам, субъектам, подчеркивают И. Зязюн, л. Крамущенко, И. Кривонос [5, c. 30-31].
Мы считаем, что гуманистическая направленность личности преподавателя означает отношение к студенту как к высшей ценности, признание его права на свободу и счастье, свободное развитие и проявление своих способностей.
В соответствии с теоретическим исследованием нами была определена совокупность качеств, необходимых преподавателям для реализации гуманистически ориентированной деятельности в подготовке специалистов. За основу была взята совокупность качеств, определенных Кудусовой А. Ш.
Профессиональные знания: методологические – включают содержательные понятия о гуманизме, гуманности, гуманитаризации образования; социально-гуманитарную и профессиональную подготовку; основные направления гуманистической направленности, а также общие принципы психолого-педагогических явлений; теоретические-определение гуманистической направленности дисциплин социально-гуманитарного и специального циклов; личностно-ориентированная дидактика; процессы гуманизации и гуманитаризации в профессиональном образовании, цели и задачи гуманистического образования; принципы, формы и методы гуманистического обучения; методические – особенности социально-гуманитарной и профессиональной подготовки в вузе; формы и методы обучения студентов в контексте гуманистической направленности подготовки специалиста; технологические – средства и приемы гуманизации образования.
Профессиональные умения: гностические – умение создать психологический климат доверия, формы общения в процессе обучения с учетом индивидуальных особенностей личности; умение корректно формулировать и аргументировать, отстаивая свое мнение; избегать авторитаризма и превосходства; информационные – стремление и способность адаптировать учебную информацию в соответствии индивидуальных потребностей и возможностей студентов, быть сориентированным на их интересы и потребности; организаторские – умение организовывать учебно-воспитательную и вне аудиторную работу с каждым студентом, активизировать его способности; коммуникативные-умение вызывать доверие, создавать ситуацию успеха, сочувствия и общности в решении поставленных задач; учитывать индивидуальные особенности, а также симпатии и антипатии в работе со студентами малыми группами; умение быть эмпатичным; технологические – умение привлечь студента к решению поставленных на занятии задач, используя принципы гуманизма, эмоционально-положительную атмосферу в процессе обучения; прикладные – умение учитывать и контролировать проявления своих индивидуальных особенностей в ситуации взаимодействия [4, c. 60].
Роль преподавателя в формировании гуманистических ценностей личности студента проявляется не только в правильном подборе содержания, технологий, форм и методов обучения, но и в систематической целенаправленной работе над собой, в развитии и совершенствовании нравственных качеств собственной личности.
Сегодня подходить к учебному процессу в Высшей школе так, как это было раньше, не рационально. Безапелляционная власть авторитарной педагогики слишком разделяет преподавателя и студента. Она затмевает равноправие двух сторон (преподаватель – студент), угнетает, не дает возможности молодым людям всесторонне проявить себя. Необходимо отдавать предпочтение Демократической педагогике, сотрудничеству, которое ставит перед собой цель равноправных отношений между студентами и преподавателями, разрушает барьер между тем, кто учит, и тем, кого учат. Это педагогика взаимного доверия и уважения, Содружества и творчества.
К сожалению, на современном этапе соблюдение преподавателями педагогически целесообразных гуманистических принципов в правильном подборе содержания, технологий, форм и методов обучения почти не реализуется.
Подавляющее большинство преподавателей склоняется к использованию традиционных форм обучения, руководствуясь при этом различными причинами. Считаем, что одной из доминантных причин сдерживания активного и целенаправленного участия преподавателя в решении задач формирования гуманистической направленности личности будущего специалиста – это проблема оценивания педагогической деятельности преподавателей университетов.
Рейтинг современного преподавателя высших учебных заведений определяется по результатам его учебной, учебно-методической, научной, воспитательной деятельностей и внедрения научных достижений в производство. Преподаватель, имея подробную методику оценки его учебно-научно-методических достижений за год, самостоятельно определяет свой рейтинг. На результаты его учебной работы существенно влияет количество выполненных учебных часов; в оценивании результатов методической работы доминирует количество опубликованных методических рекомендаций и их объем (в печатных листах); научные достижения, преимущественно, определяются количеством докладов на научно-методических конференциях, статей, монографий. При подведении итогов воспитательной работы учитывается количество проведенных воспитательных мероприятий – бесед со студентами, экскурсий, вечеров, конкурсов и тому подобное.
Таким образом, в рейтинговом оценивании педагогической деятельности преподавателя вуза акценты сделаны на количественные показатели его работы, а качественные показатели педагогической деятельности остаются без внимания. Речь идет о лекционном мастерстве преподавателя, его умении реализовывать современные дидактические технологии, педагогическую технику, весомость научных достижений (разработаны научные технологии, методики, системы, а не количество отпечатанных научных статей) и др. [2, с. 57].
В связи этим, считаем, для решения этой проблемы целесообразным обратить за опытом в системе высшего образования США, где доминируют подходы, при которых качество работы преподавателя является определяющим критерием оценки его деятельности. Оценивание проводится на основе комплексного изучения деятельности преподавателя, где источниками его оценки являются [6, с. 114]: систематический формальный рейтинг у студентов; неформальный рейтинг у студентов; оценка руководителя; рейтинг среди коллег; оценивание комитета преподавателей; содержание конспектов преподаваемого курса; участие преподавателя в рабочих семинарах; остаточные знания студентов; результаты экзаменов; популярность элективных курсов (количество студентов, которые их посещает); самооценка (итоговый доклад преподавателя); мнение союза студентов-выпускников.
Стоит отметить, что оценивание педагогической деятельности преподавателей университетов США является разносторонним, в нем задействованы коллеги, администрация, студенты, общественность. Следует указать, что доминирующими показателями при оценивании педагогического мастерства преподавателя являются мнения студентов и результаты его учебной работы. В частности, после овладения курсом студентам предлагается оценить его важность, полезность, логичность содержания и тому подобное. Кроме того, респонденты оценивают педагогическую технику преподавателя, личностные качества, отношение к студентам, определяют сильные и слабые его характеристики.
Следует отметить, что результаты оценки преподавателей студентами доступны широкой публике. Для того, чтобы не ошибиться в правильности своего выбора, студенты знакомятся с содержанием и последовательностью курса и результатами анкетирования преподавателя своими предшественниками (преимущественно, курс преподают несколько преподавателей). В свою очередь, и для преподавателей полезной является информация об отношении студентов к предлагаемому курсу и к нему как к педагогу. Считаем, что освещенный опыт организации оценивания педагогической деятельности преподавателей университетов США может стать ценным источником идей для формирования личности преподавателя Высшей школы, способного осуществлять обучение студентов на гуманистических началах.
Важной причиной торможения процесса формирования гуманистической направленности личности будущего специалиста считаем однобокое понимание образовательной деятельности преподавателями вузов. В отличие от преподавателей высших учебных заведений педагогического профиля, которые имеют профессиональное высшее педагогическое образование, обогащенное личным опытом преподавания в школе и опытом педагогических исследований в аспирантуре педагогического вуза, преподаватели многих вузов другого профиля (технических, экономических, медицинских, сельскохозяйственных и т.п.) не имеют профессиональной психолого-педагогической подготовки, а являются специалистами из различных предметных отраслей, не ориентированных на образовательную деятельность.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что в контексте гуманизации образования стратегия деятельности преподавателя обретает в настоящее время принципиально иной смысл – формирование нового типа личности во всей многогранной полноте ее интеллектуального, культурного, психологического и социального развития, отвечающего современным условиям. Особую значимость приобретает проблема развития личности преподавателя Высшей школы, способного осуществлять обучение студентов в контексте гуманизации образования. К сожалению, надлежащая работа в этом направлении в учебных заведениях не имеет четкой целеустремленности и последовательности, а то и вовсе отсутствует. Традиционная система обучения, отличающаяся устойчивостью и консерватизмом, не способствует формированию личности преподавателя Высшей школы, способного осуществлять обучение будущих специалистов на гуманистических началах.
Учитывая проанализированные причины сдерживания активного и целенаправленного участия преподавателя в решении современных задач образования, можно прийти к выводу, что важное условие гуманизации образования – сформированность личности преподавателя Высшей школы, способного осуществлять обучение будущих специалистов на гуманистических началах, – трудно осуществимое условие.
Актуальными направлениями дальнейшей разработки очерченной проблемы является изучение форм и методов подготовки преподавателя и его развитие как специалиста и личности в контексте гуманизации образования, поиск путей оптимизации данного процесса, цель которого – преодолеть постоянный разрыв, который возникает между научно-теоретическими знаниями и опытом педагогической деятельности преподавателя, создать условия для взаимодействия педагогической науки и практики и, пожалуй, самое главное – инициировать у преподавателей внутренние механизмы их личностно-профессионального развития.
Список литературы
1. Волкова Н.П. Педагогика: пособие для студентов высших учебных заведений / Н. П.Волкова. – К.: издательский центр «Академия», 2002 – 576 с.
2. Вощевская О. В. профессиональная подготовка инженеров-аграрников в системе высшего образования США: дис.канд. пед. наук: 13.00.04 / Вощевская Ольга Владимировна. – Тернополь, 2008 – 125 С.
3. Зязюн И. А. Современное образование в контексте гуманистической философии / И. А. Зязюн // Диалог культур : философия образования. – Львов: Мир, 1999 – С. 5-12.
4. Неподвиж Н.В. Формирование кадрового потенциала : исследование профессионально важных знаний, умений, навыков / Н. В. Неподвиж // материалы IV Междунар. наук. – практ. конф. «Динамика научных исследований – 2005». – Днепропетровск: Наука и Образование, 2005 – с. 60-62.
5. Педагогическое мастерство: учебник / [И. А. Зязюн, Л. В. Крамущенко, И. Ф. Кривонос и др.] ; Под ред. И. А. Зязюна. – [2-е изд., допов. и переделал.]. – К.: Высшая шк., 2004 – 422 с.
6. Ризниченко С.Т. К проблеме аттестации научно-педагогических кадров в США // теоретические вопросы образования и воспитания. – 2000 – №9. – С. 112-116.
7. Сущенко А.В. Теоретико-методические основы гуманизации педагогической деятельности учителя в основной школе: автореф. дис. на соискание наук. степени д-ра. пед. наук: 13.00.04 «Теория и методика профессионального образования» / А. В. Сущенко. – Харьков, 2004 – 44 с.
8. Новиков, А. М. Методология научного исследования / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. – М.: Либроком, – 2010. – 280
9. Смирнов, С. Д. Психология и педагогика в высшей школе [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / С. Д. Смирнов. – 3-е изд., пер. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018 – Режим доступа: http://www.biblio-online.ru (Дата обращения: 13.01.2024).
