Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №11 (88) Ноябрь 2023

УДК 372.881.111.1

Дата публикации 27.11.2023

Мотивация как ключевой фактор геймифицированного изучения английского языка

Козлитина Татьяна Валерьевна
магистрантка факультета иностранных языков педагогического института НИУ «БелГУ», Белгород, Россия, E-mail:1293692@bsu.edu.ru
Научный руководитель Мусаелян Елена Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, педагогического института НИУ «БелГУ», Белгород, Россия, E-mail: musaelian@bsu.edu.ru

Аннотация: Современная система образования предлагает большое количество полезных и одновременно увлекательных способов изучения предмета. В данной статье рассматривается один из таких способов – геймификация. В статье раскрывается понятие геймификации в образовательной среде, а также исследуется положительное влияние использования геймификации на уроках английского языка для мотивации и вовлеченности учащихся.
Ключевые слова: геймификация, мотивация, обучение, иностранный язык.

The motivation as a key factor in gamified English language learning.

Kozlitina Tatyana Valeryevna
Student of Faculty of Foreign Languages of Institute of Pedagogy, Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia
Scientific advisor Musaelian Elena Nikolaevna
PhD in Philological sciences, Associate Professor of Foreign Languages Department, Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia

Abstract: The modern education system offers a plethora of useful and simultaneously engaging methods for subject learning. This article explores one such method – gamification. The paper elucidates the concept of gamification in the educational environment and investigates the positive impact of its application in English language lessons on the motivation and engagement of students.
Keywords: gamification, motivation, education, foreign language.

Правильная ссылка на статью
Козлитина Т.В. Мотивация как ключевой фактор геймифицированного изучения английского языка // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 11 (88). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/motivatsiya-kak-klyuchevoj-faktor-gejmifitsirovannogo-izucheniya-anglijskogo-yazyka.html (Дата обращения: 27.11.2023)

 

Изучение языка с помощью традиционных методов часто кажется монотонным и скучным, что в результате приводит к потере интереса и отсутствию мотивации у детей. Однако в связи с глобальной цифровизацией возможности образовательных технологий значительно расширяются, что позволяет «не только разнообразить формы учебной деятельности, но и повысить эффективность усвоения изучаемого материала»[2, с.74]. Одной из таких образовательных технологий является геймификация. По мнению Мурзагалиной Г. М., Тихомирова Г. В. и других, «геймификация образования - это стратегия повышения вовлеченности путем включения игровых элементов в образовательную среду» [ 4, с. 495].

Игровой подход известен в обучении давно и уже успел доказать свою эффективность. Игры одинаково нравятся взрослым и детям. Игры вовлекают человека в процесс и облегчают восприятие информации. В сфере образования геймификация выполняет очень много функций: образовательная, развивающая, мотивирующая, коммуникативная, социокультурная и развлекательная. Геймификация в обучении не ограничивается использованием готовых игр, она превращает весь образовательный процесс в игру, мотивирует и воодушевляет учащихся.

Одна из существенных задач, стоящих перед преподавателем является привлечение  ученика к преподаваемому предмету. Мотивация служит наиважнейшей основой достижения успеха в изучении иностранного языка. Она является движущей силой, которая обеспечивает включенность учащихся в работу на уроке. Поэтому главная цель использования геймификации в обучении иностранному языку – применение новейших игровых образовательных технологий для привлечения внимания обучающихся к изучаемому предмету и повышение их уровня мотивации.

Д. Л. Готлиб определяет мотивацию как «субъективный процесс образования и формирования внутренних и внешних мотивов, который стимулирует, регулирует и организует деятельность по овладению иностранным языком, которая направлена на достижение определенных целей, в том числе коммуникативных и образовательных» [3, с. 6]. Геймификация преимущественно работает через систему внешних вознаграждений, это могут быть баллы, призы, монеты, что, безусловно является внешней мотивацией. И хотя, внешняя мотивация в данном случае играет большую роль, не стоит забывать, что во время игры у обучающихся формируются такие эмоции как любопытство, энтузиазм и интерес, которые характерны для внутренней мотивации.

Можно выделить следующие преимущества геймифицированного подхода в образовании:

- у педагога отсутствует необходимость повышения мотивации при помощи внешних факторов. Игра сама по себе приносит удовольствие и увлекает учащихся, приносит им положительные эмоции и порождает внутреннюю мотивацию. Положительные эмоции, сопровождающие процесс любой игры, способствуют повышению интереса обучающегося, концентрации его внимания на задании, а также обеспечивают более легкое запоминание нового материала.

- при использовании геймификации обучающиеся могут получить обратную связь мгновенно. Дети могут быстро увидеть результаты своих усилий, что влияет на повышение мотивации. Это может быть правильный ответ на вопрос викторины или прохождение одного из уровней в квесте. Это чувство достижения повышает мотивацию учащихся, у них возникает желание продолжать процесс обучения, так как они видят результат своих страданий в реальном времени. При использовании традиционных методов обучения учителю требуется время, чтобы  проверить задание ученика. Из-за загруженности преподавателей такая проверка может занимать неделю и более, что затрудняет сохранение мотивации у детей.

- одну и ту же игру можно использовать несколько раз, меняя лишь ее содержание. Как отмечает  Т. А. Гольцова «элементы геймификации могут фигурировать в разных формах и образах, а, следовательно, могут применяться на различных этапах обучения и  в ходе разных видов работы» [1, с.81].

Стратегии геймификации в обучении иностранному языку включают интерактивные приложения, квесты и викторины, которые помогают детям погрузиться в языковую среду и провести время с удовольствием. Шокорев К. В. справедливо отметил, что «геймификация включает в себя создание систем, в которых игровая цель, такая как получение очков или призов, достигается посредством изучения или же отработки необходимого материала» [5, с. 211].Использование элементов игры делает процесс изучение языка увлекательным и захватывающим, что стимулирует детей продолжать обучение.

В качестве примера использования геймификации в образовательной среде  можно привести несколько онлайн-ресурсов и приложений, которые преподаватели могут использовать для повышения уровня мотивации и вовлеченности своих учеников при изучении иностранного языка:

1. Duolingo для школ: платформа, специально разработанную для преподавателей. Она включает в себя игровые элементы, такие как точки, полосы и уровни, мотивируя детей постоянно практиковаться и прогрессировать в изучении языка.

2. Quizlet Live: платформа флэш-карт, имеет режим совместной игры под названием Quizlet Live. Это способствует командной работе и соревнованию, поощряя детей запоминать и понимать словарный запас и фразы на иностранном языке.

3. Lingodeer: интерактивное приложение для изучения языков, которое использует геймификацию для обучения различным языкам. Она включает в себя уроки, задания и викторины в игровом формате, что делает процесс обучения увлекательным для детей.

4.  FluentU: использует видео из реального мира при изучении языка. Платформа геймифицирует опыт, превращая видео в интерактивные уроки, где дети могут взаимодействовать с контентом с помощью викторин и игр.

5.  Busuu: приложение для изучения языка включает в свои уроки геймифицированные элементы. Дети могут выполнять задания, получать награды и практиковаться в разговоре с носителями языка, совершенствуя свои языковые навыки в игровой форме.

Поскольку мир становится все более взаимосвязанным, владение английским языком становится ценным активом, и геймификация доказала, что является эффективным и приятным способом достижения этой цели. Геймификация изменяет правила игры в сфере образования, особенно когда речь заходит о мотивации детей к изучению английского языка. Делая обучение приятным, обеспечивая мгновенную обратную связь, позволяя персонализировать и обеспечивая долгосрочное взаимодействие, геймификация создает среду, в которой дети стремятся учиться и развивать свои языковые навыки.


Список литературы

1. Гольцова Т.А., Проценко Е.А. Использование средств геймификации в процессе обучения иностранным языкам // Ярославский педагогический вестник. 2021. №1. С.81 - 89. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-sredstv-geymifikatsii-v-protsesse-obucheniya-inostrannym-yazykam (Дата обращения: 27.11.2023).
2. Гольцова Т. А., Проценко Е. А. Геймификация как эффективная технология обучения иностранным языкам в условиях цифровизации образовательного процесса // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. №3. С 65 - 77. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/geymifikatsiya-kak-effektivnaya-tehnologiya-obucheniya-inostrannym-yazykam-v-usloviyah-tsifrovizatsii-obrazovatelnogo-protsessa (Дата обращения: 27.11.2023).
3. Готлиб Д. Л. Овладение иностранным языком в основной школе: проблемы мотивации // Мир науки. Педагогика и психология. 2018. №3. С. 1 – 18. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ovladenie-inostrannym-yazykom-v-osnovnoy shkole-problemy-motivatsii (Дата обращения: 13.11.2023).
4. Мурзагалина Г.М., Тихомирова Г.В., Филиппова О.В., Корнеева Н. Ю., Галиакберова В. Н. Геймификация в образовании как фактор повышения интереса к усвоению учебного материала // Московский экономический журнал. 2022. №4.С. 494-501. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/geymifikatsiya-v-obrazovanii-kak-faktor-povysheniya-interesa-k-usvoeniyu-uchebnogo-materiala (Дата обращения: 13.11.2023)
5. Шокарев К.В. Геймификация как метод повышения мотивации студентов высших учебных заведений в преподавании иностранного языка на примере английского языка // Образование и право. 2020. №5. С. 208-214. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/geymifikatsiya-kak-metod-povysheniya-motivatsii-studentov-vysshih-uchebnyh-zavedeniy-v-prepodavanii-inostrannogo-yazyka-na-primere (Дата обращения: 27.11.2023).

Расскажите о нас своим друзьям: