Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №06 (47) Июнь 2020

УДК 37.013.73

Дата публикации 30.06.2020

Кросс-культурный потенциал студента как ресурс развития культуры

Рощупкин Виталий Геннадьевич
кандидат педагогических наук, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, РФ, г. Самара, r.wit@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматривается роль кросс-культурного потенциала студента как субъекта в развитии культуры, выявляются механизмы культурного развития, анализируется соотношение понятий развития, возможности и потенциала, определяется содержание кросс-культурного потенциала студента как субъекта культуры.
Ключевые слова: кросс-культурный потенциал, культура, развитие, возможность, рефлексия, творчество.

Cross-cultural potential of a student as a resource for the development of culture

Roshchupkin Vitaliy Gennadevich
candidate of pedagogical sciences, Samara National Research University, Russia, Samara

Abstract: The article discusses the role of the student’s cross-cultural potential in the development of culture, identifies the mechanisms of cultural development, analyzes the relationship between the concepts of development, opportunity and potential, determines the content of the student’s cross-cultural potential.
Keywords: cross-cultural potential, culture, development, opportunity, reflection, creativity

Правильная ссылка на статью
Рощупкин В. Г. Кросс-культурный потенциал студента как ресурс развития культуры // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 06 (47). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/kross-kulturnyj-potentsial-studenta-kak-resurs-razvitiya-kultury.html (Дата обращения: 30.06.2020)

Понятие потенциала неразрывно связано с такими философскими категориями, как «возможность» и «развитие», которые часто становились предметом исследования ученых. Так, значимость категории возможного в исследованиях культуры подчеркивали Ж.-П. Сартр, Ф. Ницше, В. Франкл, М.К. Мамардашвили, А.А. Брудный, Д.А. Леонтьев и многие другие. Обобщая философские трактовки категории «возможность», А.А. Кокорин определил ее как «категорию, отражающую всеобщее свойство явлений действительности создать условия, причины и основания для возникновения «новых» явлений в результате своего взаимодействия» [3, с. 255].

При этом возможность становится действительностью не сама по себе, а через деятельность субъекта, который осмысливает свои возможности через осмысление условий, причин, оснований достижения своих целей. Кроме того, как отмечает Д.А. Леонтьев, субъект принимает на себя и ответственность за реализацию возможности, беря на себя обязательство перед самим собой использовать имеющиеся ресурсы для ее реализации. «Это процесс воплощения возможности в действие, в ходе которого происходит трансформация: возможное – ценное (осмысленное) – должное – цель – действие» [4, с. 33].

Признавая наличие сферы возможного и ее влияние на жизнь человека, мы признаем в качестве его характеристики такие качества, как автономия и самодетерминация, т.к. возможность становится действительностью посредством самостоятельного выбора субъекта. Мы согласны с Д.А. Леонтьевым, что механизмы культурной деятельности не являются автоматическими, самостоятельно срабатывающими механизмами, их влияние на человеческую жизнедеятельность реализуется через самоопределение субъекта по отношению к ним, через осмысление и ответственный выбор [4, с.27]. По мере роста самодетерминации растет и склонность субъекта ориентироваться на осмысленные и вариативные возможности в противовес однозначной необходимости. Важным моментом здесь выступает так называемая внешняя точка опоры. Как отмечал Л.С. Выготский, управлять собой непосредственно нельзя, но можно опосредованно, через внешнюю, культурную точку опоры [11, с. 115].

Именно в этом состоит отличие потенциала от возможности. Как пишет М.К. Мамардашвили: «Потенция в отличие от возможности – есть возможность, обладающая одновременно силой на свое осуществление» [5, с. 151]. Не случайно, говоря о возможности, мы говорим о возможности вообще, но всегда о потенциале как потенциале субъекта деятельности, так как потенциал неразрывно связан с деятельностью субъекта, его способностью эту деятельность совершить. Только в деятельности можно раскрыть потенциал субъекта. При этом, говоря о субъекте культурной деятельности, мы имеем в виду студента вуза.

Вместе с тем, потенциал является характеристикой опыта студента как субъекта деятельности, но это не сам опыт, а возможности, которые в нем содержатся, возможности студента по реализации своего опыта, его актуализации, осмыслению, пониманию возможности его использования через творческую деятельность, расширение смыслового поля культуры, если мы говорим о культурном и кросс-культурном потенциале студента.

Не случайно сфера потенциального лежит на пересечении основных процессов, присущих культуре как системе – воспроизводства и развития: потенциальная сфера включает ценностные основания данной культуры, принципы, механизмы и основополагающие способы культурной деятельности, которые являются условием для дальнейшего расширения пространства культуры. Поэтому формирование опыта культурной деятельности студента предполагает освоение им определенных принципов, способов, механизмов культурной деятельности, направленных как на воспроизводство, так и на расширение культурного пространства (поля смыслополагания), в том числе через творческую деятельность субъекта культуры.

Итак, культурный потенциал субъекта включает в себя культурный опыт, закрепленные в определенной знаковой системе результаты культурной деятельности субъекта, которые выступают условием дальнейшего воспроизводства культуры. В основе потенциала лежат, прежде всего, внутренние ресурсы студента, его свойства, способности, ценности и т.д.

Кросс-культурный потенциал студента как субъекта культуры включает в себя результат (опыт) его смысловой (культурной, кросс-культурной) деятельности, которая строится на основе принципов дискретизации, семиотизации, аксиологизации и с использованием механизмов смыслообразования (понимания и рефлексии) в целях освоения различных способов смыслообразования для обеспечения возможности взаимопонимания, взаимодействия субъектов различных единичных культур, а также для развития культуры [9]. Опыт кросс-культурной деятельности студента лежит в основе творческой деятельности по изменению, развитию культуры и общества. Кроме опыта кросс-культурный потенциал включает в себя способности студента осуществлять и развивать кросс-культурную деятельность, направленную на развитие культуры. Речь идет о способности студента понимать (осмыслять, выявлять и реконструировать уже известные смыслы и порождать свои собственные), а также связанных со смыслообразованием и смыслополаганием рефлексивных и креативных способностях.

Слово «развитие» первоначально означало развертывание свитка (книги) при чтении. Цицерон употреблял его, говоря о «развитии мысли»: то, что было «свернуто» в сознании говорящего, теперь разворачивается перед аудиторией [10, с. 14]. Другими словами, развитие предполагает, в том числе, развертывание того, что уже есть, потенциально имеется у студента.

Сегодня «развитие» рассматривается, прежде всего, как «философская категория, отражающая всеобщее свойство явлений действительности изменять свои содержание, сущность и качество» [3, с. 254]. Развитие ведет к качественным изменениям явления, появлению у него новых качеств в результате изменения механизмов функционирования, структуры. Другими словами, развитие — это не только самораскрытие студента, актуализация имеющегося у него потенциала, но качественное изменение его состояния как системы. Такое изменение состояния основывается на невозможности сохранения имеющихся способов функционирования. При этом происходит изменение существующей структуры, что сопряжено с изменением типа связи элементов системы.

Развитие культуры происходит с появлением проблем, противоречий, «разрывов» в ее функционировании, а на уровне субъекта – в его культурной деятельности. Движущими силами развития выступают, прежде всего, внутренние противоречия и механизмы. Противоречие представляет собой взаимодействие противоположных сторон и тенденций системы, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая общим источником ее самодвижения и развития. Понятие же механизма применительно к процессам развития, как справедливо отмечают В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев, говорит о том, как конкретно оно осуществляется, каким образом обеспечивается самодвижение системы [10, с. 153].

Основными механизмами культурного развития являются рефлексия и творчество. Рефлексия, являясь, по словам А.Е. Дельвы, связкой опыта наличного и осваиваемого гносеологическим образом (обращение сознания на опыт) [1, с. 4], выступает важнейшим моментом развития культурной деятельности, моментом, от которого зависят все организованности деятельности.

Творчество, понимаемое как механизм движения, развития, «взаимодействия, ведущего к развитию» [8, с. 147], применительно к культурной деятельности представляет собой социокультурный механизм реконструкции и создания новых смыслов. Оно может быть рассмотрено как нестандартный для данной культурной традиции способ смыслообразования и смыслополагания. Посредством творчества субъекта культура расширяет сферу применения принципов, способов и механизмов смыслообразования, увеличивая тем самым пространство культуры. При этом, как подчеркивают А.А. Пелипенко и И.Г. Яковенко, вектор движения направлен в сторону полагания, практической реализации и синтезирования наибольшего числа смыслов [7, с. 252].

Развитие культуры возможно только через развитие субъекта, который из элемента системы (направленной на воспроизводство) становится творческой силой, меняющей систему. При этом психологическая причинность и психологические мотивы рассматриваются как производные по отношению к общекультурным принципам, механизмам и интенциям.

Творчество в психологии чаще всего исследуется сквозь призму способностей субъекта, тем самым, соотносясь в первую очередь с индивидуальными качествами субъекта деятельности, в частности с креативностью [2]. Именно через творчество происходит разрешение противоречия между социальными потребностями, индивидуально представленными в виде освоенных ценностей, интериоризированных норм и внутренними возможностями, ядром которых выступает способность. Противоречие возникает, в том числе и из-за того, что имеющиеся на определенный момент деятельности способности субъектов не позволяют в полной мере достичь необходимых целей общества, что и приводит к возникновению спроса на нестандартные способы объединения и использования наличных ресурсов-способностей [6, с. 104]. Таким образом, в творчестве соединяются, как способности студента, так и его стремление к самоактуализации. На основе способностей, лежащих в основе знаний, умений, навыков субъекта, формируется его опыт деятельности, в том числе творческой деятельности. Вместе с тем деятельность субъекта соотносится с ценностями и смыслами, во имя которых она осуществляется, предполагает его самоактуализацию, развитие способности быть подлинным субъектом своей жизни, превращать свою жизнедеятельность в предмет практического преобразования.

Итак, субъект культуры выступает, прежде всего, в качестве актора, того, кто воздействует на окружающую его действительность, взаимодействует с ней. Важнейшими характеристиками этого взаимодействия выступают культурный потенциал субъекта, а также потенциал культуры. Разность данных потенциалов способствует развитию культуры. Однако развитие не происходит автоматически, а базируется на возникновении у субъекта специфической мотивации решения ранее неизвестной проблемы, «разрыва» в культурной деятельности и требует наличия определенного потенциала, который, реализуясь, позволяет решать значимые общественные проблемы и одновременно способствует развитию субъекта деятельности. Одним из таких потенциалов является кросс-культурный потенциал студента как субъекта, чья реализация способствует развитию культуры за счет освоения и комбинирования субъектом потенциалов различных культур.


Список литературы

1. Дельва А.Е. Понимание как феномен межкультурной коммуникации: дис. ... канд. культурологии. СПб., 2006. 156 с.
2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2007. 368 с.
3. Кокорин А.А. Анализ: теория, методология, методика (аксиоматическое эссе). М.: Изд-во МГОУ, 2009. 292 с.
4. Леонтьев Д.А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному // Личностный потенциал. Структура и диагностика. М.: НПФ «Смысл», 2011. С. 19-42.
5. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1992. 416 с.
6. Марков В.Н. Творческий потенциал и его оценка // Акмеология. 2014. № 3 (51). С. 103-111.
7. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М.: Изд-во «Языки русской культуры», 1998. 376 с.
8. Пономарев Я.А. Перспективы развития психологии творчества // Психология творчества: школа Я.А. Пономарева. Сер. «Научные школы Института психологии РАН» / Под ред. Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2006. 624 с.
9. Рощупкин В.Г. Развитие кросс-культурного потенциала субъекта в пространстве образования // Современные научные исследования и разработки. - 2018 – № 5 (22) [Электронный ресурс] URL: http://olimpiks.ru/zhurnal-sovremennyye-nauchnyye-issledovaniya-i-razrabotki – ISSN 2415-8402. – [Дата обращения 05.06.2020].
10. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М.: Школьная Пресса, 2000. 416 с.
11. Шадрин Н.С. Проблема детерминации (самодетерминации) поведения в культурно-исторической и экзистенциальной психологии // Культурно-историческая психология. 2012. Т.8. № 2. С. 113-122.

Расскажите о нас своим друзьям: