Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №12 (101) Декабрь 2024

УДК 373

Дата публикации 30.12.2024

Критериальная характеристика проверки уровня сформированности знаний о видах изобразительного искусства у обучающихся четвертого класса

Бежанова Наталия Леонидовна
канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры «Педагогика детства, специальная психология и дефектология» ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», РФ, г. Севастополь, feofaniyaalfa@mail.ru
Бабкина Екатерина Евгеньевна
ст. 4 курса направления педагогическое образования, профиль: начальное образование, ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», РФ, г. Севастополь, katya.babkina.200505@mail.ru

Аннотация: В данной статье представлена критериальная характеристика проверки уровня сформированности знаний о видах изобразительного искусства у обучающихся четвертого класса, состоящая из критериев, показателей и уровневых показателей. В работе рассмотрены актуальность исследования, указаны ученые, которые внесли вклад в изучение данной проблемы, а также конкретизированы основные понятия. Статья затрагивает причину выбора обучающихся четвертого класса как целевой группы для формирования знаний о видах изобразительного искусства. В тексте работы отмечено, что определить слабые места в обучении и своевременно скорректировать образовательный процесс поможет критериальная характеристика. В связи с этим, в статье представлен необходимый инструментарий, позволяющий проверить уровень сформированности знаний о видах изобразительного искусства у обучающихся четвертого класса.
Ключевые слова: критерий, показатель, критериальная характеристика, знания, виды изобразительного искусства, обучающиеся четвертого класса, уровень сформированности.

The criterion characteristic of checking the level of formation of knowledge about the types of fine arts among fourth grade students

Bezhanova Natalia Leonidovna
cand. ped. sciences, docent, associate professor at the Department of "Pedagogy of «Childhood, Special Psychology and Defectology» FSAEI HE "Sevastopol State University", Russia, Sevastopol
Babkina Ekaterina Evgenievna
4th year student of pedagogical education, profile: primary education FSAEI HE "Sevastopol State University", Russia, Sevastopol

Abstract: This article presents a criterion-based assessment of the level of formation of knowledge about the types of fine arts among fourth grade students, consisting of criteria, indicators and level indicators. The paper considers the relevance of the research, identifies the scientists who have contributed to the study of this problem, and specifies the basic concepts. The article touches on the reason for choosing fourth grade students as the target group for the formation of knowledge about the types of fine arts. It is noted in the text of the work that the criterion characteristic will help to identify weaknesses in learning and timely adjust the educational process. In this regard, the article presents the necessary tools to check the level of formation of knowledge about the types of fine arts among fourth grade students.
Keywords: criterion, indicator, criterion characteristic, knowledge, types of fine arts, fourth grade students, the level of education.

Правильная ссылка на статью
Бежанова НЛ., Бабкина Е.Е. Критериальная характеристика проверки уровня сформированности знаний о видах изобразительного искусства у обучающихся четвертого класса // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 12 (101). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/kriterialnaya-kharakteristika-proverki-urovnya-sformirovannosti-znanij-o-vidakh-izobrazitelnogo-iskusstva-u-obuchayushhikhsya-chetvertogo-klassa.html (Дата обращения: 30.12.2024)

Одной из основных задач обучения изобразительному искусству в начальной школе является формирование знаний о видах изобразительного искусства. Подтверждение сказанному можно найти в следующих официальных документах: Федеральный государственный стандарт начального общего образования (далее − ФГОСНОО) [4], а так же Федеральная образовательная программа начального общего образования (далее – ФОП НОО) [5].

Требования ФГОСНОО  ставят одной из первостепенных задач: формирование у младших школьников знаний о видах изобразительного искусства. Согласно данному документу, учащиеся должны знать «виды изобразительного искусства и уметь их характеризовать» [4, с. 29].

В ФОП НОО содержание программы по изобразительному искусству в четвертом классе «охватывает все основные виды визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных)». Обучающиеся знакомятся с  основами графики, живописи, скульптуры, архитектуры и  декоративно-прикладного искусства [5, с. 263]. 

Необходимость формирования знаний о видах изобразительного искусства рассматривали  в своих трудах такие учёные как: О.О. Грачева, Е.А. Ермолинская, Ю.Ю. Захарина, Л.В. Зымалева, С.Е. Игнатьев, С.И. Колбышева,  В.С. Кузин, Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, С.П. Рощин, Г.П. Сергеева, Л.Г. Савенкова, Н.М. Сокольникова, М.А. Шкуратова, Т.Я. Шпикалова и др.

Л.А. Неменская неоднократно подчеркивала, что предметная область  «Изобразительное искусство» способствует формированию «художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. мироотношений, выработанных поколениями, эстетического отношения к явлениям действительности»  путем освоения знаний о видах изобразительного искусства, в том числе обучающимися четвертого класса [6, с. 4].

С. П. Рощин делает акцент на следующий аспект: «содержание предмета «Изобразительное искусство»  предполагает знакомство с его произведениями, освоение теории искусства, а следовательно изучение всех видов изобразительного искусства» [3, c. 75]

Как отмечает Т.Я. Шпикалова «процесс овладения  элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественно-творческой деятельности не будет эффективным без знания видов изобразительного искусства, таких как живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство» [7, с. 4].

Согласно мнению В.C. Кузина одной из основных задач, которую решает урок изобразительного искусства – «погружение в мир прекрасного»,  знакомство с  известными художниками и их работами, с жанрами живописи, разновидностями скульптуры и архитектурных построек, с основами декоративно-прикладного искусства. Вышеперечисленные знания помогают обучающимся четвертого класса осваивать виды изобразительного искусства [8, с. 299].

Основную роль в выборе обучающихся четвертого класса для проверки уровня сформированности знаний о видах изобразительного искусства занимает вопрос преемственности, влияющий на дальнейшее обучение в школе по предмету «Изобразительное искусство».  По мнению  Л.Е. Федотовой, преемственность в образовании − «связь между  этапами обучения, которая обеспечивает непрерывность и последовательность знаний» [1, с. 1102]. В соответствии с точкой зрения Е.Н. Князевой: «в освоении изобразительного искусства предусматривается преемственность между основной и начальной школой» [9, с. 19]. Четвёртый класс −  является крайним годом обучения в младшем школьном звене,  где закладываются основы знаний, требующихся для более углубленного изучения видов изобразительного искусства  в пятом классе.  Проверка уровня сформированности знаний о видах изобразительного искусства у обучающихся четвертого класса позволит  как оценить текущие знания, так  и создать базу для успешного перехода в среднее звено обучения. Определить слабые места в обучении и своевременно скорректировать образовательный процесс поможет критериальная характеристика [10, с. 64], что и определило цель нашей статьи.  

Цель статьи – представить критериальную характеристику проверки уровня сформированности знаний о видах изобразительного искусства у обучающихся четвертого класса, которая будет состоять из критериев, показателей и уровневых показателей.

В соответствии с точкой зрения В.И. Загвязинского критериальная характеристика – «система оценки, которая включает в себя набор четко определенных критериев и показателей, позволяющих объективно оценивать уровень знаний обучающихся» [10, с. 65].

Для составления  критериальной характеристики нами были рассмотрены  понятия: «критерий»,  «показатель». П.И. Пидкасистый утверждал, что одной из основных и трудноразрешимых  проблем  в образовании является процесс измерения уровня освоения изучаемой информации, требующий установления критериев и показателей [11, с. 124].

По мнению Ш. Н. Сатторова критерий «признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо»  [2, с. 400].

Под показателем, вслед за В.И. Загвязинским, мы будем понимать  «измеряемую характеристику какой-то одной стороны «ключевого» признака (критерия) изучаемого объекта, дающую количественную или качественную информацию о его конкретном свойстве» [12, с. 42].

Из рассмотренных понятий «критерий» и «показатель» можем отметить, что критерий является более широким признаком, на основании которого  определяют педагогические процессы и производят оценку, а показатели выражают степень проявления того или иного критерия.

В соответствии с  ФГОС [4] и ФОП [5] нами были определены  критерии и показатели сформированности знаний о видах изобразительного искусства  обучающихся четвертого класса, представленные в таблице 1.

Таблица 1. Критерии и показатели сформированности знаний о видах изобразительного искусства у обучающихся четвертого класса

Критерии

Показатели

Знание плоскостных видов изобразительного искусства: живопись, графика

– знание жанров живописи;

знание областей применений графики;

знание  художников-живописцев и художников-графистов, названия их картин;

Знание объемно-пространственных видов изобразительного искусства: скульптура, архитектура

знание  разновидностей скульптуры по назначению;

– знание традиционного архитектурного устройства каменного древнерусского храма;

знание основных конструктивных черт древнегреческого храма;

– знание отличительной особенности объемных сооружений, ландшафтной архитектуры и градостроительства.

Знание декоративно-прикладных искусств

– знание групп техник, используемых в декоративно-прикладном искусстве;

знание изобразительных мотивов в орнаментах  народов мира;

– знание элементов декора русской избы;

– знание отличительных особенностей Дымковской, Каргопольской, Абашевской и Филимоновской игрушек.

 

На основании составленной таблицы представим критериальную характеристику проверки уровня сформированности знаний о видах изобразительного искусства у обучающихся четвертого класса, которая учитывает планируемые результаты освоения программы по изобразительному искусству и состоит из высокого, среднего и низкого уровня (табл. 2).

Высокий уровень предполагает, что обучающийся в полной мере усвоил материал, который соответствует программным требованиям ФОП НОО, на уровне осознанного использования полученных знаний в учебной деятельности.

Средний уровень демонстрирует освоения половины информации, необходимой для выполнения программных требований в области знания видов изобразительного искусства у обучающихся четвертого класса.

Низкий уровень  свидетельствует, что изучено  менее половины материала о видах изобразительного искусства, вследствие чего затрудняется дальнейший образовательный процесс.

Таблица 2. Критериальная характеристика проверки уровня сформированности знаний о видах изобразительного искусства у обучающихся четвертого класса

Критерии

Уровневые показатели

Высокий

Средний

Низкий

Знание плоскостных видов изобразительного искусства: живопись, графика

– обучающийся называет 7 жанров живописи: портрет, натюрморт, пейзаж, анималистический, исторический, батальный, бытовой жанры; знает и может охарактеризовать предмет изображения 7 жанров живописи:

(пейзаж

изображение

природы; портрет –изображение

облика человека или группы людей;

натюрморт

изображение

предметов;

анималистический

жанр – изображение

животных;

батальный жанр –

картины, посвященные битвам  или военным походам;

исторический жанр

изображение

исторический

событий или исторических личностей; бытовой

жанр – изображение

повседневной жизни человека, жизненных событий;

– называет 3 области применения графики, такие как книжная графика, плакат, промышленная графика, понимает назначение каждой области графики, приводит конкретный пример к каждой области;

– обучающийся называет к каждому виду (живопись, графика) по 5 и более имён художников, перечисляет названия всех 5 предложенных картин по живописи и 5 предложенных картин по графике, соотносит 10 художников с их картинами.

– обучающийся называет 4 –6 жанров живописи;

–  знает и может рассказать предмет изображения  4 –6 жанров живописи;

– называет 2 области применения играфики, понимает назначение названных областей графики, приводит конкретный пример к каждой названной области;

– обучающийся называет к каждому виду (живопись, графика) по 3–4 художника, перечисляет названия 3–4 картин по живописи и 3–4 картин по графике, соотносит 6–9 художников с их картинами.

– обучающийся называет 1–3 жанра живописи;

– знает и может рассказать предмет изображения  1–3  жанров;

– называет 1 область применения графики, понимает ее назначение, может привести пример;

– обучающийся называет к каждому виду (живопись, графика) по 1–2 художника, перечисляет названия 1–2 картин по живописи и 1–2 картин по графике, соотносит 1–5 художников с их картинами.

Знание объемно-пространственных видов: скульптура, архитектура

– обучающийся называет виды скульптуры по назначению: круглая, рельеф, знает и может охарактеризовать отличие рельефа от круглой скульптуры: рельеф располагается на плоскости и выступает над ней, круглая скульптура находится в пространстве, ее можно обойти со всех сторон;

знает и может охарактеризовать, что

рельефная скульптура в свою очередь подразделяется на два вида

барельеф

и горельеф, а круглая скульптура подразделяется  на бюст, торс, статую и скульптурную группу;

– обучающийся может назвать и сопоставить на картинке 5 конструктивных элементов каменного древнерусского храма: свод, нефы, закомары, глава, купол; знает и может охарактеризовать 3 основные части древнерусского храма: алтарь, средняя часть храма или «церковь», притвор;

– обучающийся знает и может охарактеризовать 3 основные конструктивные черты древнегреческого храма: основание, колонны, антаблемент;

–может объяснить, что представляют собой, в чем заключается различие объемных сооружения,  ландшафтной архитектуры и  градостроительства, привести конкретный пример к каждому виду.

– обучающийся называет виды скульптуры по назначению, но путается в отличии круглой скульптуры от рельефа; не знает подвиды круглой скульптуры и рельефа;

– обучающийся может назвать и сопоставить на картинке 3–4  конструктивных элементов каменного древнерусского храма; знает и может охарактеризовать 2 основные части древнерусского храма;

– обучающийся знает и может охарактеризовать 2 основные конструктивные черты древнегреческого храма;

– может объяснить, что представляют собой, в чем заключается различие 2 из 3 видов архитектуры, привести конкретный пример к каждому названному  виду.

– обучающийся называет один вид скульптуры по назначению, не знает отличие круглой скульптуры от рельефа; не знает подвиды круглой скульптуры и рельефа;

– обучающийся может назвать и сопоставить на картинке 1–2  конструктивных элементов каменного древнерусского храма; знает и может охарактеризовать 0-1 основную часть древнерусского храма;

– обучающийся знает и может охарактеризовать 0-1 основную конструктивную черту древнегреческого храма;

– может объяснить, что представляют собой, в чем заключается различие 1 из 3 видов архитектуры, привести конкретный пример к названному  виду.

Знание декоративно-прикладных искусств

– обучающийся знает и может охарактеризовать, т.е дать определение 4 группам техник, используемых в декоративно-прикладном искусстве: художественная керамика, художественное стекло, художественный текстиль, художественный металл; может привести по 3 примера к каждой группе техник, сопоставить 4 изделия на картинке  с конкретной техникой декоративно-прикладного искусства;

– обучающийся называет изобразительные мотивы   орнаментов 5 народов мира: древнеегипетского, древнегреческого, римского, византийского, русского, может сопоставить каждый названный орнамент с его изображением;

– обучающийся называет и может соотнести с картинкой 7 элементов декора русской избы: полотенце, очелье, причелина, конёк, крыльцо, ставни, лобовая доска;

– обучающийся знает и может объяснить отличительные особенности Дымковской, Каргопольской, Абашевской и Филимоновской игрушек по 3 основаниям: форме, орнаменту росписи и Родине создания.

– обучающийся знает и может охарактеризовать, т.е дать определение 2–3 группам техник, используемых в декоративно-прикладном искусстве; может привести по 2 примера  к названным группам техник, сопоставить 2-3 изделия на картинке  с конкретной техникой декоративно-прикладного искусства;

– обучающийся называет изобразительные мотивы   орнаментов 3–4 народов мира: может сопоставить каждый названный орнамент с его изображением;

– обучающийся называет и может соотнести с картинкой 4–6 элементов декора русской избы.

– обучающийся знает и может объяснить отличительные особенности 2–3 игрушек по 2 основаниям.

– обучающийся знает и может охарактеризовать, т.е дать определение 0–1  группе техник, используемой в декоративно-прикладном искусстве; может привести по 0–1   пример к названной группе техник, сопоставить 0–1   изделие на картинке  с конкретной техникой декоративно-прикладного искусства;

обучающийся называет изобразительные мотивы   орнаментов 0–2 народов мира: может сопоставить каждый названный орнамент с его изображением;

– обучающийся называет и может соотнести с картинкой 0–3 элементов декора русской избы;

– обучающийся знает и может объяснить отличительные особенности 1 из  игрушек по 1 основанию.

 

Таким образом, критериальная характеристика, состоящая из критериев, показателей и уровневых показателей, позволит определить и охарактеризовать уровень сформированности знаний о видах изобразительного искусства у обучающихся четвертого класса. Критериями будут являться:

− знание плоскостных видов изобразительного искусства: живопись, графика (показатели: знание жанров живописи; знание областей применений графики; знание  художников-живописцев и художников-графистов, названия их картин);   

− знание объемно-пространственных видов изобразительного искусства: скульптура, архитектура: ( показатели: знание  разновидностей скульптуры по назначению; знание традиционного архитектурного устройства каменного древнерусского храма; знание основных конструктивных черт древнегреческого храма; знание отличительной особенности объемных сооружений, ландшафтной архитектуры и градостроительства);

− знание декоративно-прикладных искусств: (показатели: знание групп техник, используемых в декоративно-прикладном искусстве; знание изобразительных мотивов в орнаментах  народов мира; знание элементов декора русской избы; знание отличительных особенностей Дымковской, Каргопольской, Абашевской и Филимоновской игрушек).

Дальнейшее направление работы видим в апробации данной критериальной характеристики с целью проверки уровня сформированности знаний о видах изобразительного искусства у обучающихся четвертого класса.

 

 


Список литературы

1. Федотова Л. Е. Преемственность уровней образования в условиях ФГОС // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2020. №2. С. 1099-1103.
2. Сатторов, Ш. Н. Методы, критерии и показатели оценки профессиональной подготовки; сущность, задачи и требования к контролю / Ш. Н. Сатторов, У. М. Ярлакбаев. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2013. № 9. С. 398-400.
3. Рощин С. П., Филиппова Л. С. Урок изобразительного искусства в современной школе: московская электронная школа и традиции в обучении рисованию //Наука и школа. 2020. № 5. С. 74–80.

Список источников
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / [Электронный ресурс] // Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 N 286 (ред. от 18.07.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100): [сайт]. URL: https://school72.tgl.ru/sp/pic/File/2022/OBRAZOVATELNIE_STANDARTI/FGOS-NOO-izm-2022-07-18.pdf (дата обращения: 13.11.2024).
5. Федеральная образовательная программа начального общего образования / [Электронный ресурс] // Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 N 372 Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования (Зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2023 N 74229): [сайт]. – URL: https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-18052023-n-372/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-nachalnogo-obshchego/ (дата обращения: 20.02.2024).
6. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство : 4 класс : учебник / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – 14-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2023. – 159 с.
7. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой. 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская [и др.]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2021. – 192 c.
8. Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: учебно-методическое пособие для учащихся пед. у-щ по спец. № 2016 «Преподавание в нач. классах общеобразоват. шк.» / В. С. Кузин. – М.: Просвещение, 2021. – 319 c.
9. Методическое пособие к примерной рабочей программе начального общего образования «Изобразительное искусство» / под ред. Е. Н. Князевой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022 56 с.
10. Загвязинский, В. И. Методология педагогического исследования : учебно-методическое пособие для вузов / В. И. Загвязинский. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 105 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07865-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/538771 (дата обращения: 26.11.2024).
11. Педагогика : учебник и практикум для среднего профессионального образования / П. И. Пидкасистый [и др.] ; под редакцией П. И. Пидкасистого. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 408 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-00932-3. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/537138 (дата обращения: 10.01.2025).
12. Педагогический словарь : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова [и др.]. – М.: Академия, 2019. – 352 c.

Расскажите о нас своим друзьям: