Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №06 (95) Июнь 2024
УДК 376.37
Дата публикации 30.06.2024
Коррекция оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста посредством логопедических занятий
Вишневский Владимир Анатольевич
канд. пед. наук., доцент кафедры педагогики и педагогического мастерства, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» в г. Ялте, РФ, г. Ялта, vmwbox@gmail.com
Панченко Татьяна Евгеньевна
Студент института педагогики, психологии и инклюзивного образования, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» в г. Ялте, РФ, г. Ялта, tatya234tatyana@mail.ru
Аннотация: В статье анализируются теоретические основы организации логопедических занятий по устранению оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста. Рассмотрено понятие «дисграфия», выявлены основные причины возникновения дисграфии и ее виды. Проанализирован процесс коррекционной работы при оптической дисграфии.
Ключевые слова: дисграфия, оптическая дисграфия, младшие школьники
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Pedagogical Skills Humanitarian and Pedagogical Academy (branch) of the Federal State Educational Institution of Higher Education "V.I. Vernadsky KFU" in Yalta, Russian Federation, Yalta
Student of the Institute of Pedagogy, Psychology and Inclusive Education Humanitarian and Pedagogical Academy (branch) of the Federal State Educational Institution of Higher Education "V.I. Vernadsky KFU" in Yalta, Russian Federation, Yalta
Abstract: The article analyzes the theoretical foundations of the organization of speech therapy classes to eliminate optical dysgraphy in primary school children. The concept of "dysgraphy" is considered, the main causes of dysgraphy and its types are identified. The process of corrective work in optical dysgraphy is analyzed.
Keywords: dysgraphy, optical dysgraphy, primary school children
Вишневский В.А., Панченко Т.Е. Коррекция оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста посредством логопедических занятий // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 06 (95). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/korrektsiya-opticheskoj-disgrafii-u-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta-posredstvom-logopedicheskikh-zanyatij.html (Дата обращения: 30.06.2024)
Введение. Актуальность исследования данной темы заключается в том, что все больше младших школьников имеют нарушения письменной речи в различных проявлениях. Этот недуг мешает детям учиться и осваивать новый материал, каждый диктант, проверочная или контрольная работа превращается в настоящее испытание. После получения неудовлетворительной оценки за свои письменные работы ребенок начинает чувствовать неуверенность в своих силах, понижается его самооценка. Иногда за низкие баллы может подвергаться угнетениям со стороны сверстников.
Самостоятельно нарушения письменной речи преодолеть невозможно, но при помощи учителя-логопеда и организации им грамотной коррекции патологии, ребенок сможет успешно преодолеть дисграфию и жить полноценной жизнью.
Изложение основного материала. В современном мире количество детей с нарушениями письменной речи с каждым годом только увеличивается. Статистика гласит, что среди учеников начальной школы детей с патологией насчитывается более 37 %.
Нарушение письменной стороны речи принято называть дисграфией. По мнению известного отечественного психолога, Лалаевой Р.Е., дисграфия представляет собой нарушение процесса письма с преобладанием стойких, повторяющихся ошибок. При этом у ребенка не до конца сформированы высшие психические функции [2, с. 461]. Можно сделать вывод, что у детей при письменном нарушении речи недоразвиты пространственные представления, зрительный и слуховой анализ и синтез, лексический и грамматический строй речи, память, внимание.
Симптоматика дисграфии проявляется в заменах, пропусках, перестановках букв на письме, нарушениях слитности, аграмматизмах, персеверации и антиципации [4].
При обследовании ребенка с нарушением письменной речи логопедом выясняются причины возникновения патологии и вид, который преобладает у конкретного ученика. Самыми распространенными выступают поражения головного мозга, перенесенные инфекционные заболевания, вредные привычки матери в период беременности, родовые травмы, недоношенность. Также выделяются причины, связанные с социальными факторами. Например, недостаток речевого общения, слишком раннее или позднее обучение грамоте, чтению, письму, нестабильная обстановка в семье [5, с. 12].
Говоря о видах дисграфии, исследователями была создана следующая их классификация:
1. Артикуляторно-акустическая - несоответствие услышанного звука
записанной букве;
2. Акустическая - трудности в различии близких по звучанию звуков;
3. На почве нарушения языкового анализа и синтеза - трудности в проведении анализа и синтеза слогов, слов и предложений;
4. Аграмматическая - недостаточная сформированность лексики и грамматики;
5. Оптическая - несформированность зрительно-пространственной функции [1, с. 9].
После проведения обследования ученика с дисграфией и беседы с его родителями логопед принимается за составление плана коррекционной работы. Для анализа коррекционной работы нами был выбран оптический вид дисграфии. При нем у детей наблюдается нарушение представлений о цвете, форме, величине предметов, плохо развиты зрительно-пространственные представления.
На письме оптическая дисграфия характеризуется заменой схожих по написанию букв, дописыванием отдельных элементов, зеркальным написанием букв, различием букв по размеру.
Исходя из этого, перед каждым логопедом стоит задача по развитию зрительных функций, а именно работу над улучшением зрительной памяти, различением цветов и форм предметов. На занятиях детям предлагается определить предмет по контуру, назвать наложенные друг на друга предметы. После тренировки с картинками можно переходить к работе с буквами.
Также происходит формирование пространственных представлений, при котором дети учатся ориентироваться в пространстве, на странице тетради, в понятиях право-лево, верх-низ, спереди-сзади.
Затем логопед приступает к формированию у ученика графомоторных навыков. А именно, проводит упражнения для рук, массаж и гимнастику, игры с мелкими предметами, лепку, рисование по контуру, собирание конструкторов.
Далее можно переходить к графическим диктантам и тренировке написания букв. При формировании буквенного знания происходит различение букв схожих по внешнему виду. Ученики тренируются в создании букв и элементов, их распознавании на ощупь и прочих упражнениях. По нашему мнению, на этом этапе логопед может применить методику Марии Монтессори, которая подразумевает использование шершавых букв, которые ребенок может тактильно ощутить.
На заключительном этапе дети закрепляют связь между звуком и его письменным символом с помощью различных письменных упражнений [3, с.5].
Выводы. На основе анализа трудов Лалаевой Р.Е. нами было выявлено, что дисграфия представляет собой нарушение процесса письма с преобладанием стойких, повторяющихся ошибок. Нами были выделены основные причины возникновения патологии, которые бывают как органическими, так и социальными.
Также нами была обобщена классификация видов дисграфии, включающая в себя артикуляторно-акустическую, акустическую, дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическую, а также оптическую.
По итогу анализа процесса коррекционной работы при оптической дисграфии мы пришли к выводу, что обязательными пунктами в устранении дисграфии являются развитие зрительных функций и графомоторных навыков, формирование буквенного знания, закрепление связи между звуком и его письменным символом. Также немаловажным является создание благоприятной среды для школьника с дисграфией, учет его индивидуальных и возрастных особенностей, привлечение к процессу коррекции родителей. Таким образом, преодоление речевого нарушения произойдет гораздо быстрее и успешнее.
Список литературы
1. Дислексия и дисграфия как причины снижения школьной успеваемости: учебно-методическое пособие / под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора Д. 3. Ахметовой. - Казань : Изд-во «Познание» Казанского инновационного университета, 2021. — 72 с.
2. Лалаева, Р. И. Нарушения письменной речи / Р. И. Лалаева//Логопедия /Под ред. Л. С. Волковой. — М.: Владос, 1995. — C. 346-383.
3. Лалаева, Р. И. Устранение оптической дислексии и дисграфии// Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. — М.: Владос, 1998г. — C. 153-165.
4. Никашина Н. А. Устранение недостатков произношения и письма у младших школьников // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / под ред. Левиной Р.Е. — М.: Просвещение, 1965. — C. 46-66.
5. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление умладших школьников. — М.: Владос, 1997. — 255 с.