Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №06 (95) Июнь 2024

УДК 376.37

Дата публикации 30.06.2024

Игровая деятельность как средство коррекции заикания у детей дошкольного возраста

Вишневский Владимир Анатольевич
канд. пед. наук., доцент кафедры педагогики и педагогического мастерства, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» в г. Ялте, РФ, г. Ялта, vmwbox@gmail.com
Панченко Татьяна Евгеньевна
Студент института педагогики, психологии и инклюзивного образования, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» в г. Ялте, РФ, г. Ялта, tatya234tatyana@mail.ru

Аннотация: В статье анализируются теоретические основы коррекции заикания посредством игровой деятельности у детей дошкольного возраста. Рассмотрено определение «заикание», основные причины возникновения заикания у детей дошкольного возраста, особенности обследования заикающихся дошкольников, проанализированы преимущества и виды игровой деятельности при коррекции заикания у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: игровая деятельность, заикание, дошкольный возраст

Play activity as a means of correcting stuttering in preschool children

Vishnevsky Vladimir Anatolyevich
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Pedagogical Skills Humanitarian and Pedagogical Academy (branch) of the Federal State Educational Institution of Higher Education "V.I. Vernadsky KFU" in Yalta, Russian Federation, Yalta
Panchenko Tatyana Evgenievna
Student of the Institute of Pedagogy, Psychology and Inclusive Education Humanitarian and Pedagogical Academy (branch) of the Federal State Educational Institution of Higher Education "V.I. Vernadsky KFU" in Yalta, Russian Federation, Yalta

Abstract: The article analyzes the theoretical foundations of correction of stuttering through play activities in preschool children. The definition of "stuttering" is considered, the main causes of stuttering in preschool children, the features of the examination of stuttering preschoolers, the advantages and types of play activities in correcting stuttering in preschool children are analyzed.
Keywords: play activity, stuttering, preschool age

Правильная ссылка на статью
Вишневский В.А., Панченко Т.Е. Игровая деятельность как средство коррекции заикания у детей дошкольного возраста // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 06 (95). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/igrovaya-deyatelnost-kak-sredstvo-korrektsii-zaikaniya-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html (Дата обращения: 30.06.2024)

Введение. Актуальность исследования данной темы заключается в том, что с каждым годом увеличивается количество детей, страдающих от речевых нарушений, в том числе, от заикания. У таких детей наблюдается низкая активность, раздражительность, неуверенность в себе, отсутствует потребность в общении со сверстниками. Для преодоления недуга необходимо обратиться к специалисту-логопеду, который грамотно организует процесс коррекции заикания и предоставит ребенку возможность полноценно общаться и обучаться. Так как игровая деятельность является основной у детей дошкольного возраста, необходимо уделить большее внимание именно этому виду коррекционной работы.

Изложение основного материала статьи. В современном мире все большее количество детей страдают от такого речевого нарушения, как заикание. Мировая статистика гласит, что около 2,5 % дошкольников имеют данную патологию.

Проблема заикания считается одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Ее изучением занимались Аристотель, Гиппократ, Гален, Вуазен, И.А. Сикорский, Шнейдер, Н.А. Власова, Г.А. Волкова, Н.А. Чевелева, А.Н. Стрельникова. По итогу многовековых работ было выдвинуто общеупотребительное толкование недуга: «заикание - это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата» [3, с. 248].

Причины заикания принято подразделять на две группы: предрасполагающие и производящие. Под предрасполагающими причинами подразумеваются условия, которые создали основание для возникновения недуга. К ним относят невропатическую отягощенность близких родственников (нервные и инфекционные заболевания, влияющие на ослабление ЦНС); невропатические особенности самого ребенка (ночные страхи, повышенная раздражительность); наследственная отягощенность (передающаяся по наследству врожденная слабость речевого аппарата); внутриутробное поражение головного мозга (токсикозы во время беременности, асфиксия, родовые травмы). Производящие причины - это случайные действия и события, спровоцировавшие появление недуга. К ним относят однократные травмирующие ситуации (страх, испуг); подражание ребенком окружающим с речевыми патологиями; общение с ребенком на двух и более языках; быстрый темп речи [4, с. 149].

Самыми распространенными физиологическими проявлениями, которые дают понять, что человек страдает от заикания, являются различные по длительности, форме, локализации и частоте речевые судороги. На основе физиологических расстройств формируются психологические, усугубляя заикание. К ним относятся речевые запинки и другие нарушения экспрессивной речи, логофобии, уловки. Что касается обследования заикающегося ребенка, оно должно осуществляться комплексно - невропатологом, психологом, логопедом и другими специалистами [5].

Учителю-логопеду необходимо первоначально провести беседу с родителями для уточнения анамнестических данных. Затем осуществить анализ общительности, исследование моторики, подражательности, речи, фонематического анализа и синтеза, состояния грамматического и лексического строя речи непосредственно самого заикающегося дошкольника. В ходе обследования логопедом также исследуется игровая деятельность ребенка [1, с. 69]. Известный отечественный психолог Л.С. Выготский считал игру ведущим видом деятельности дошкольника и важнейшим инструментом формирования психических функций в детском возрасте.

Проанализировав труды логопеда, Волковой Г.А., мы пришли к выводу, что ее мнение сводится к такому же выводу. Она считает, что организация игровой активности заикающихся детей, коррекция поведения, воспитание речи и в целом устранение заикания осуществляется через систему разнообразных игр.

В коррекции заикания целесообразно применять такие виды игр, как дидактические, игры с пением, подвижные игры и игры-драматизации.

Дидактическая игра проводится логопедом для развития слуха, дыхания, голоса, звукоподражания, зрительного и слухового восприятия, памяти, моторики заикающегося. Логопед на свое усмотрение может использовать в таких играх игрушки, лото, колечки, шарики, пирамидки, различные красочные картинки.

Игры с пением особенно важно применять в логопедической практике с заикающимися дошкольниками. В процессе ребенок учится контролировать не только движения своего тела, но и речевое сопровождение. В процессе прослушивания песни у ребенка развивается внимание, он учится контролировать темп и интонацию речи.

Важно также отметить высокую эффективность подвижных игр. В процессе такой деятельности у детей воспитывают самостоятельность, выдержку, решительность, организованность и умение контролировать свое тело, что поможет контролировать свою речь в будущем.

Во время проведения игр-драматизаций дошкольники учатся работать с текстом, его правильным и четким проговариванием. Логопед обучает дошкольников контролировать темп, ритм и интонацию.

Важно подчеркнуть, что дети могут быть с различной тяжестью дефекта и иметь свои личностные особенности, поэтому логопеду необходимо учитывать особенности каждого, структуру дефекта, организовывать коррекцию поэтапно, всегда четко и понятно объяснять инструкции перед организацией игровой деятельности. При грамотной и правильной организации логопедом коррекционной работы с использованием игр, а также постоянном сотрудничестве с родителями предоставляется возможность скорейшего преодоления патологии [2, с. 13].

Выводы. На основе анализа определения мы пришли к выводу, что заикание - это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Нами были рассмотрены основные причины возникновения заикания у детей дошкольного возраста. К ним можно отнести те, которые создали основу для возникновения недуга и те, которые являются случайными действиями и событиями, спровоцировавшими появление патологии. Также были выявлены ключевые особенности обследования детей с заиканием. Первоочередно перед логопедом стоит задача обследовать все стороны речи ребенка и провести уточняющую беседу с родителями. Проанализировав преимущества и виды игровой деятельности при коррекции заикания, нами были сделаны выводы о том, что игровая деятельность является ведущей и наиболее привлекательной для дошкольников. В связи с этим логопеду необходимо в своей работе использовать различные виды игровой деятельности. При этом учитывать уровень тяжести патологии, индивидуальные и возрастные особенности детей.

 


Список литературы

1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998. — 304 с.
2. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Книга для логопедов. –– 2-е изд., доп. и перераб. – СПб: изд. Детство – Пресс, 2003. – 240 с.
3. Волкова Л. С., Шаховская С. Н. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
4. Хватцев М. Е. Логопедия. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС 1969. — 409 с.
5. Шкловский, В.М. Заикание: учебник для вузов / В.М. Шкловский. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 309 с.

Расскажите о нас своим друзьям: