Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №11 (88) Ноябрь 2023
УДК 37.013.42
Дата публикации 22.11.2023
Изучение коммуникативных навыков у младших школьников в процессе внеучебной деятельности
Шестакова Дарья Романовна
Студентка 3 курса, направление подготовки Педагогическое образование (профиль Начальное образование и Безопасности жизнедеятельности), Соликамский государственный педагогический институт, Соликамск, Россия, daryashestakova324@gmail.com,
Аннотация: В статье рассматриваются особенности формирования коммуникативных навыков у младших школьников в процессе внеучебной деятельности, раскрываются основные понятия, выделяются характерные особенности младшего школьного возраста, описываются основные виды коммуникативных навыков, представлены и проанализированы результаты диагностик по формированию коммуникативных навыков у младших школьников в процессе внеучебной деятельности.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, младший школьник, внеурочная деятельность, общение, социум.
3rd year student, area of study Pedagogical education (Primary education and Life Safety profile), Solikamsk state pedagogical institute, Solikamsk, Russia
Abstract: The article examines the features of the formation of communicative skills in younger schoolchildren in the process of extracurricular activities, reveals the basic concepts, highlights the characteristic features for younger schoolchildren, describes the main types of communicative skills, presents and analyzes the results of methodological foundations for the formation of communicative skills in younger schoolchildren in the process of extracurricular activities.
Keywords: communication skills, junior high school student, extracurricular activities, communication, society.
Шестакова Д.Р. Изучение коммуникативных навыков у младших школьников в процессе внеучебной деятельности // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 11 (88). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/izuchenie-kommunikativnykh-navykov-u-mladshikh-shkolnikov-v-protsesse-vneuchebnoj-deyatelnosti.html (Дата обращения: 22.11.2023)
На сегодняшний день формирование коммуникативных навыков младших школьников является актуальной проблемой, так как общение - один из компонентов развития личности, потому что с самого детства ребенок должен адаптироваться к обществу, уметь строить отношения с ним. Также, обращаясь к Федеральному Государственному Образовательному Стандарту Начального Общего Образования, одним видом из универсальных учебных действий являются коммуникативные. Они включают: умение слушать и слышать друг друга, вступать в диалог, умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, правильное выражение своих мыслей. Кроме того, проблема общения затрагивалась в психологии Л.С. Выготским, А. Н. Леонтьевым. Проблема развития коммуникативных навыков у младших школьников рассматривалась В.А. Сухомлинским, Д. Б. Элькониным, И. А. Зимней, Г. А. Цукерман.
Младший школьный возраст – это дети от 6 до 12 лет, то есть начиная с первого по четвертый класс школы, которые идут в школу и имеют ряд уникальных особенностей:
1) социальная ситуация развития [2 , с. 50] – то место, где оказывается ребенок, в котором складываются отношения с окружающей средой. Она начинается c поступления в школу, где начинает зарождаться взаимодействие со сверстниками, учителями. Также происходит смена вида деятельности, меняется весь уклад жизни, происходят коренные изменения в сознании школьника: появляются новые знания, интересы.
2) ведущая деятельность [2, с. 51] – учение. Младшие школьники постоянно стремятся узнать что-то новое, следовательно, новые знания выступают как цель и результат деятельности. Приобретая новый статус, дети пытаются соответствовать ему, показывая с первых дней интерес к учебе.
3) возрастные психические новообразования [2, с. 60]: произвольность в поведении школьника – школьник учится самостоятельно ставить перед собой цель и пытается подстроить свое поведение под нее, а также основу для внутреннего плана действия составляет самоконтроль.
Таким образом, коммуникативные навыки у школьника, который попадает в новую окружающую среду, где приобретается новый социальный статус, а с ним и социальные роли, становятся ведущими для младших школьников.
В процессе общения и коммуникации человеку необходимы особые навыки для выработки умения понимать себя и другого, умения слышать и слушать, умения устанавливать контакты между людьми – коммуникативные.
В пособии Л.А. Колмогоровой дано определение коммуникативных навыков как совокупность знаний и умений, у которых есть цель и направлены на эффективное межличностное взаимодействие с помощью средств общения [4, с. 83].
В статье А.Р. Труновой коммуникативные навыки понимаются, как особенности человека, которые используются с помощью средств передачи информации, выполняя коммуникативные задачи [7].
Итак, коммуникативные навыки – это автоматизированные действия, которые нужны нам для общения, взаимодействия людей друг с другом.
Коммуникативные навыки можно условно разделить на группы:
1) речевые навыки: те, что связаны с речевым аппаратом, например, доносить грамотно свои мысли.
2) социально-психологические: те, которые связаны с обществом.
3) психологические навыки: например, преодолевать психологические барьеры в общении.
Из чего можно заключить, что выделяют многообразие видов коммуникативных навыков, связанных с речью, психикой, психологией, телодвижений людей. Коммуникативные навыки помогают человеку в социуме более эффективно общаться. Нужно уметь не только правильно высказывать свои мысли, уметь сообщать о своих потребностях, беспокойствах, но и уметь слушать своего собеседника, воспринимать важную информацию от других людей. То есть должно быть полное взаимопонимание двух сторон. Именно поэтому, если человеку трудно выражать свои мысли через речь, диалог, существует взаимодействие без использования слов.
Коммуникативные навыки в младшем школьном возрасте имеют ряд особенностей:
- Смена социальной ситуации развития. Она становится фактором развития коммуникативных навыков, так как школьник сталкивается с новым коллективом, где учится общаться с новыми людьми.
- Познавательный интерес. Младший школьник проявляет интерес ко всему окружающему, что является положительным для формирования определенных навыков, в том числе и коммуникативных. Диалог, построенный на интересе, имеет обмен фактами, мнениями между участниками. Учащийся стремится с большим желанием познать все новое. Интерес является одним из факторов коммуникации, поскольку, если нет интереса, то и сообщение, мнение, диалог не имеет смысла.
- Изменение эмоционального фона. Эмоции также играют очень важную роль во взаимодействии людей. Они влияют на восприятие, передачу и понимание информации.
Именно такие навыки формируются у младших школьников во внеурочной деятельности. Внеучебная деятельность – совокупность разнообразных видов и форм деятельности в процессе работы с учениками, которые выходят за границы учебного периода, отличающиеся от основной учебной образовательной программы и направленные на познание и развитие личности.
Согласно ФГОС НОО, основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением не только через урочную, но и внеурочную деятельность. Цель внеурочной деятельности - обеспечение достижения планируемых результатов освоения этой программы: личностных, метапредметных и предметных.
В соответствии с ФГОС НОО внеурочная деятельность подразделяется на такие направления: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Внеурочная деятельность учеников делится на учебную - та деятельность, которая направлена на усвоение знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач и внеучебную - направлена на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей.
Для формирования таких навыков у младших школьников во внеурочной деятельности в статье С.В. Ждановой говорится, что через применение различных форм внеурочной деятельности (кружки, экскурсии, посещение театров, музеев, участие в конкурсах, играх), ребенок раскрывает себя, а именно открывает в себе новые таланты и способности [3, с. 426-427].
Также внеурочная деятельность направлена на открытие своей индивидуальности, в процессе которой дети находят отличия себя от других ребят, выделяют собственную позицию. Ребенок начинает брать ответственность за свои поступки, различные действия, учится осознавать моральные нормы, правила, определения, например, такие как добро, забота, взаимопомощь. Именно со школы нужно начинать выявлять интересы детей для того, чтобы им было легче в будущем.
Таким образом, помимо уроков, которые являются основной формой обучения в школе, существует еще и внеурочная деятельность. Именно во внеурочной деятельности осуществляется дальнейшее расширение знаний, которые на уроке даются не в полной мере. Именно внеурочная деятельность активизирует детей благодаря использованию различных форм и направлений, закладывает основу для развития личности в целом. В процессе внеучебной деятельности дети взаимодействуют друг с другом, в результате чего возникает отдельный вид деятельности – общение, в процессе которого они осуществляют передачу информации.
Для выявления уровня сформированности коммуникативных навыков младших школьников во внеурочной деятельности мы провели диагностику на базе МАОУ СОШ № 22 г. Березники, Пермский край. Всего приняли участие 26 школьников 1 «А» класса. Сам уровень установили после анализа полученных результатов следующих диагностик: М.И. Рожков «Диагностика изучения сформированности коммуникации как общения у младших школьников» [6] и Г. А. Цукерман “Рукавчики” [5, с.146].
На диаграмме 20% учащихся показали высокий уровень сформированности коммуникации как общение. Это означает, что их навыки выше среднего. Им легко заводить новые знакомства. Они стремятся расширить круг своих знакомых, помогают друзьям и близким, больше берут на себя инициативу, активны в различных мероприятиях, способны самостоятельно принимать решения в каких-либо действиях, чувствуют себя достаточно уверенно.
Продемонстрировали средний уровень сформированности коммуникации как общение 42% учащихся. Это показывает, что учащиеся частично владеют навыками для общения, то есть они стремятся общаться с людьми, ищут новые знакомства, отстаивают свое мнение, но навыки нужно развивать.
Низкий уровень показали 38%, это значит, что навыки находятся на уровне ниже среднего. Такие дети не стремятся к общению, чувствуют себя “не в своей тарелке”, им тяжело заводить новые знакомства, они предпочитают проводить больше времени наедине, нежели в компании. Также они испытывают трудности в публичном выступлении перед аудиторией.
Подводя итог, можно сделать вывод, что значительное количество детей 1 “А” класса имеют средний уровень сформированности коммуникации как общения (42%). Но достаточно большое количество детей имеют низкий уровень, а именно- 38%. Эти дети нуждаются в работе по повышению своего уровня коммуникации.
Рис.1 (Уровень сформированности коммуникативных навыков у младших школьников во внеурочной деятельности по методике М. И. Рожкова)
Рисунок 2 показывает, что в 1 “А” классе преобладает высокий уровень сформированности коммуникации как кооперации - 70%, что означает, что дети умеют договариваться между собой, обсуждать и приходить к единому мнению, а также следить друг за другом, чтобы прийти к общей цели.
Но также есть малая часть детей - 30%, которые показали результат в среднем значении. В таком случае совместная деятельность частично присутствует, но учащиеся не смогли договориться об общей концепции и нарисовали на свое усмотрение.
Низкий уровень отсутствует.
Таким образом, в классе царит дружественная атмосфера, в которой дети могут договорится между собой, пойти на уступки, слушать и слышать друг друга. У большей части детей в классе заложены коммуникативные навыки, направленные на работу в группе. Далее, следует отметить, что около 30% в классе все же не зависят от других и имеют свое мнение.
Рис.2 (Уровень сформированности коммуникативных навыков у младших школьников во внеурочной деятельности по методике М. И. Рожкова)
На основе полученных данных, изучив различные источники, был разработан комплекс игр для повышения уровня коммуникативных навыков младших школьников во внеурочной деятельности. Например, игра «Пожелание», где дети находятся в кругу и передают друг другу мяч, говоря различные пожелания. Или игры-ситуации, где детям даются различные ситуации, которые они должны показать.
Таким образом, данное исследование показало, что в современном мире есть необходимость в повышении уровня сформированности коммуникативных навыков младших школьников во внеурочной деятельности. Младший школьный возраст является периодом с 6 до 10 лет, в котором школьник ориентирован на учебу и общение со сверстниками. Поэтому именно в этом возрасте очень важно формировать коммуникативные навыки, которые помогут им легко и быстро адаптироваться к обществу, устанавливать контакты. А наиболее эффективной формой для формирования коммуникативных навыков является групповая работа, потому что дети чувствуют себя комфортнее в такой обстановке, оказывают друг другу поддержку и взаимопомощь.
Список литературы
1. Барышникова, Е.В. Психология детей младшего школьного возраста – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2018 – 174 с.
2. Гуровская, В. В. Возрастные особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников / В. В. Гуровская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 594-595. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71280/ (дата обращения: 13.11.2023).
3. Жданова, С. В. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка и подростка // Молодой ученый. – 2019. – № 24 (262). — С. 426-427.
4. Колмогорова, Л. А. Формирование коммуникативной компетентности линости : учебное пособие – Барнаул : АлтГПУ, 2015. – 205 с.
5. Цукерман, Г. А. Как младшие школьники учатся учиться/Г. А. Цукерман. — М. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2010. -С.260.
6. Сафронова Е.П., Сафронова Е.П. Формирование коммуникативных умений младших школьников. URL: https://multiurok.ru/files/formirovanie-kommunikativnykh-umenii-mladshikh-s-2.html (дата обращения: 12.04.2023)
7. Трунова, А. Р. Научно-теоретические подходы к определению навыков коммуникации / А. Р. Трунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 30 (216). — С. 76-79. — URL: https://moluch.ru/archive/216/52130/ (дата обращения: 13.11.2023).