Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №04 (105) Апрель 2025
УДК 37.022
Дата публикации 14.04.2025
Использование мультимедийных презентаций в старших классах
Петренко Калерия Петровна
студент 3 курса «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», РФ, Елец, ak.leric@yandex.ru
Петренко Анна Петровна
Старший преподаватель «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», РФ, Елец, anna-petrenko98@yandex.ru
Аннотация: Современное общество развивается по средствам значительного влияния на него инновационных технологий, которые проникли во все сферы человеческой деятельности и захватывающие все аспекты жизни. В настоящее время идет формирование новой системы образования, которое ориентированно на внедрение современных мультимедийных технологий в образовательный процесс. Это характеризуется существенными изменениями в педагогической деятельности и практике учебно-воспитательного процесса. Педагог должен уметь заинтересовать и вовлечь ученика в учебный процесс, помочь ему понять тот материал, который дается на уроке. Для поднятия учебной деятельности создается огромное количество методов и ресурсов, которые облегчают данную задачу. Например, видео- и аудиоматериалы являются эффективным средством для исследования окружающего мира и вовлечения учеников в учебный процесс, за счёт интегрирования новых методов обучения.
Ключевые слова: образование, видео- и аудиоматериалы, инновационные технологии, мультимедийные презентации, технологии, школьники, интерес.
3rd year student «I.A. Bunin Eletsky State University. I.A. Bunin», RF, Yelets
Senior Lecturer “Eletsky State University named after I.A. Bunin” RF. I.A. Bunin», RF, Yelets
Abstract: Modern society is developing by means of significant influence of innovative technologies, which have penetrated all spheres of human activity and capture all aspects of life. Currently, there is a formation of a new system of education, which is focused on the introduction of modern multimedia technologies in the educational process. This is characterized by significant changes in pedagogical activity and practice of educational process. A teacher should be able to interest and involve a student in the learning process, to help him understand the material given in the lesson. In order to raise the learning activity, a great number of methods and resources are created that facilitate this task. For example, video and audio materials are an effective means of exploring the world around us and engaging students in the learning process by integrating new teaching methods.
Keywords: education, video and audio materials, innovative technologies, multimedia presentations, technology, schoolchildren, interest
Петренко К.П., Петренко А.П. Использование мультимедийных презентаций в старших классах // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2025. № 04 (105). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/ispolzovanie-multimedijnykh-prezentatsij-v-starshikh-klassakh.html (Дата обращения: 14.04.2025)
На сегодняшний день общественный прогресс отличается глубоким воздействием информационных технологий, которые пронизывают все области жизни человека. В текущий момент формируется инновационная образовательная система, нацеленная на интеграцию новейших информационных ресурсов в процессе обучения, что приводит к заметным преобразованиям в педагогических концепциях и реалиях образовательной деятельности. На данный момент информационные технологии стали мощным средством для познания окружающей действительности.
Использование мультимедийных презентаций в образовательном процессе – это востребованный метод обучения, содействующий не только всестороннему развитию обучающихся, но и значительно усиливающий их интерес к изучаемой дисциплине.
Интеграция инновационных технологий в процесс учения представляет собой современную педагогическую стратегию. Она ориентирована на всестороннее развитие личности школьника и повышение его заинтересованности в предмете [1, с.13]
Презентация, происходящая от английского «presentation» (представление), представляет собой набор слайдов с визуальным контентом, хранящийся в специальном файле. Каждый слайд может включать текст, графику, видео, анимацию, звук, диаграммы, таблицы и другие элементы. Такие мультимедийные презентации часто создаются в PowerPoint, даже преподавателями без IT-подготовки.
Презентации помогают систематизировать учебный материал, вносят разнообразие в обучение, поддерживают связь преподавателя и аудитории, оценивают уровень усвоения материала, развивают творческое мышление, повышают качество обучения и учитывают особенности группы.
Яркие изображения и анимация делают презентации привлекательнее статического текста, удерживая внимание учеников. Использование визуальных и слуховых каналов восприятия значительно повышает продуктивность обучения.
Мультимедийные презентации обогащают содержание обучения, удерживают внимание, влияют на эмоции и активизируют мышление. Учителя могут легко создавать презентации, не требующие знания программирования. Школьников привлекают яркие образы, эстетически оформленные записи и анимация, которая не просто развлечение, а эффективный способ передачи информации. Эмоциональная окраска, придаваемая учителем, делает презентацию «живой» и увлекательной. Кроме того, презентации экономят время для других видов деятельности на уроке [2, с. 76]
В образовательном процессе видео-и аудиоматериалы зарекомендовали себя как основные методы образовательного процесса, представляющие собой перспективные новаторские подходы в сфере образования. Данные современные технические инструменты обучения значительно улучшают демонстрацию материала на уроках биологии, обеспечивая более глубокое понимание, усвоение и восприятия биологических терминов.
Актуальность интеграции информационных технологий в образовательную среду привлекает все большее внимание в российской педагогике на протяжении последнего десятилетия.
На сегодняшний день невозможно представить современное обучение, включая использование образовательных игр, без применения мультимедийных технологий. Мультимедиа интегрирует текст, изображения, видео и анимацию в интерактивную среду, существенно расширяя возможности использования компьютера в образовательной сфере [3, с. 61]
Современная мультимедийная среда чрезвычайно разнообразна, означающая, что применяется во всех общественных организациях. Особенно заметно внедрение мультимедийных инструментов в работу преподавателей. Использование интерактивных и визуальных ресурсов повышает скорость и качество передачи знаний, помогает лучшему усвоению информации. Таким образом, каждый преподаватель, работающий в этой области, должен обладать достаточным багажом знаний в сфере мультимедийных технологий и ресурсов.
Мультимедийные технологии прочно вошли в образовательный процесс, сделав обучение более захватывающим, интересным для современного поколения, что позволило вывести учебную деятельность на новый, более эффективный уровень [4, с. 198]
В современных уроках разных направлений все чаще можно наблюдать интеграцию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Педагоги все активнее используют компьютерные технологии в своей работе. Грамотное применение компьютера, как передового инструмента обучения, создает более прогрессивные условия для обучения. Учащиеся больше не ограничены учителем как единственным источником знаний.
Однако, прежде чем обсуждать значимость ИКТ в качественной подготовке и организации урока, важно понимать и помнить о том, что информационные технологии это всего лишь инструмент, помогающий заинтересовать учеников, вовлечь их в образовательный процесс. Нельзя забывать, что эффективность зависит от правильного применения. Решающим важнейшим фактором всегда остается личность педагога и его творческий подход, умение преподносить информацию. В образовательном процессе важно уметь использовать мультимедийные технологии, так как не всегда применение бывает уместно [5, с. 142]
В настоящее время использование визуальных материалов является одним из востребованных методов образовательного процесса. Они помогают сформировать целостную картину мира, с помощью видео- и аудиоматериалов, что всецело позволяет погрузиться в тему урока. Доказано, что внедрение мультимедиа вызвало значительные перемены в сфере образования, компьютерном обучении и других областях, таких как профессиональная деятельность, наука, искусство, компьютерная графика и прочее. Анализ методической литературы показывает, что мультимедийные презентации являются одним из наиболее эффективных способов представления учебного материала на уроках.
Мультимедийные презентации считаются техническими средствами обучения, способствующие повышению наглядности на уроках. Применение таких ресурсов дает возможность организовать образовательный процесс так, чтобы активизировать внимание, память, мышление и уважение к преподавателю и друг к другу.
Применение мультимедийных презентаций эффективно на любой стадии изучения материала и проведения занятия. В образовательном процессе средства обучения играют важнейшую функцию. Комплектация учебной аудитории является важнейшим компонентом учебно-технической базы образовательных организаций.
В образовательном процессе используются разнообразные материальные ресурсы, специально разработанные для учебных целей, внедренных в учебно-воспитательную деятельность, как инструменты взаимодействия преподавателя и учеников. Особую роль занимают технические средства обучения, в которую входят средства современных информационных технологий – компьютеры и компьютерные сети, интерактивное видео и мультимедийные инструменты,
Вспомогательные материалы включают в себя разнообразные ресурсы, например, учебные материалы, объекты окружающей среды, а также результаты человеческой деятельности, которые преподаватели и студенты используют в образовательном процессе как инструменты для работы. Отдельной категорией выступают средства информационных технологий, включающие в себя программное и аппаратное обеспечение, необходимое для сбора, хранения, обработки и передачи информации. Важно отметить, что в изученных работах мультимедийные презентации не рассматриваются как самостоятельный вид учебных пособий.
Интерактивные презентации как инструмент познания представляют собой конкретную группу учебных материалов, основанных на современных технологиях представления информации. Они объединяют различные программные и технические элементы, такие как текст, аудио, изображения, видео, графику, анимацию и звук. Это максимально эффективно позволяет воздействовать на учеников, которые одновременно являются как читателями, так и зрителями [6, с. 228]
Видео- и аудиоматериалы дают возможность предоставить ученикам значительный объем информации. Это способствует развитию зрительной памяти у школьников, сосредотачивая их внимание на ключевых моментах благодаря порционной подаче материала. В процессе обучения лучше всего применять информационные технологии так, как они обладают существенными преимуществами. Они объединяют в себя необходимые компоненты для реализации учебной деятельности. Например, текст, изображения, анимацию, аудио и другие элементы.
Мультимедийные презентации являются эффективным инструментом для представления учебного материала. Презентация позволяет учителю проявить креативность, индивидуальность и избежать монотонного изложения информации. Она модифицирует полученную информацию так, что каждый школьник сможет понять и вникнуть в тему урока, так как материал изложен четко, ясно и конкретно, но в нем нет излишних научных фактов, которые сложны для усвоения и запоминания.
Такой метод активизирует восприятие учеников, способствующий запоминанию информации в ассоциативной форме. Главная цель такой подачи учебного материала — развитие у школьников концепции человеческой действительности. Интегрирование мультимедийных презентаций позволяет сократить время обучения и снизить нагрузку на здоровье школьников, построить урок так, чтобы он был доступным и понятным для всех.
Интерактивные мультимедиа преобразили учебный процесс, привнеся динамику и возможность анализа явлений в развитии. Они незаменимы для наглядной демонстрации сложных процессов, недоступных для изучения в обычном классе.
Распространение мультимедийных разработок стимулирует интерес к чтению, повышая его значимость в обучении, развитии и досуге. Мультимедиа – мощное оружие для всестороннего развития личности учащегося. Их применение оправдано при работе с актуальными темами, гарантирующее экономическую и социальную отдачу. Онлайн-мультимедиа становится более ориентированной на школьников, давая возможность работать с информацией ученикам разного уровня успеваемости. Что обеспечивает устойчивый спрос на мультимедийные ресурсы [7, с. 344]
Разработка мультимедийных проектов открывает широкие горизонты для творческой реализации. Мультимедийные технологии позволяют создавать наглядные материалы, улучшающие усвоение информации. Коммуникации, формирующиеся в процессе создания мультимедийного продукта, укрепляют образовательную сферу и поднимают педагогическую работу на новый уровень.
Список литературы
1. Романов В. А., Пущаенко Ф. Г. Использование мультимедийного оборудования и материалов в учебном процессе // Задачи реализации междисциплинарных научных исследований : сборник статей международной научной конференции, Тюмень, 01 февраля 2023 года. – СПб: Частное научно-образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Гуманитарный национальный исследовательский институт «НАЦРАЗВИТИЕ», 2023. – С. 13-15. – EDN FLWWTM.
2. Павлюченков С.Н., Елисеев А.Н. Важно поддержать энтузиастов! Визуализация учебного материала // Вестник военного образования. – 2022. – № 6(39). – С. 75-78. – EDN ZWAEBD.
3. Ваганова О. И. Применение мультимедийных технологий в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 75-2. – С. 60-63. – EDN RSZNXM.
4. Танкова К.Д. Мультимедийное сопровождение дисциплины как средство повышения эффективности учебного процесса // Молодёжь Сибири - науке России : Материалы международной научно-практической конференции, Красноярск, 27 апреля 2022 года / Сост. Л.М. Ашихмина. Том II. – Красноярск: Сибирский институт бизнеса, управления и психологии, 2022. – С. 198-201. – EDN QTPDMA.
5. Чумакова Л.А. Роль использования мультимедийных технологий в образовании. Мультимедийная презентация // Научное творчество молодежи как ресурс развития современного общества : сборник статей по материалам XVI Всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей, Нижний Новгород, 20 апреля 2021 года. – Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», 2021. – С. 141-144. – EDN OCWZHQ.
6. Шленкин К.В., Истомин И.Г. Основные приемы использования мультимедийных технологий в профессиональном образовании // Профессиональное обучение: теория и практика: материалы vi международной научно-практической конференции, посвященной актуальным вопросам профессионального образования в современных условиях, Ульяновск, 03 октября 2023 года. – Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, 2023. – С. 225-237. – EDN SENOZG.
7. Костюк А. В. Особенности практического обучения с использованием мультимедийных технологий // Перспективы совершенствования технической подготовки военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации : Международный сборник научно-практических материалов, Пермь, 25 марта 2021 года / Под редакцией С.Ю. Ермолаева, И.В.Зольникова. – Пермь: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», 2021. – С. 343-348. – EDN XSKATS.