Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №06 (95) Июнь 2024
УДК 37.02
Дата публикации 30.06.2024
Использование искусственного интеллекта в образовательном процессе
Сивкова Анастасия Вадимовна
студентка института педагогики, психологии и инклюзивного образования, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» в г. Ялта, sivvvkova@mail.ru
Вишневский Владимир Анатольевич
канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и педагогического мастерства, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» в г. Ялта, vmwbox@gmail.com
Аннотация: Данная статья посвящена вопросу роли использования искусственного интеллекта в образовательном процессе. В настоящее время с помощью ИИ решаются разные проблемы в образовании. В статье рассматриваются тенденция данного явления, положительные и отрицательные стороны использования технологий искусственного интеллекта в образовательном процессе, а также в работе приводятся примеры внедрения этих технологий.
Ключевые слова: искусственный интеллект, ИИ, компьютерные технологии, чат-бот, программа, образование.
student of the Institute of Pedagogy, Psychology and Inclusive Education, Humanitarian Pedagogical Academy (branch) of the Federal State Educational Institution of Higher Education "V.I. Vernadsky Crimean Federal University" in Yalta
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Pedagogical Skills, Humanitarian Pedagogical Academy (branch) of the Crimean Federal State Educational Institution named after V.I. Vernadsky in Yalta
Abstract: This article is devoted to the role of the use of artificial intelligence in the educational process. Currently, various problems in education are being solved with the help of AI. The article examines the trend of this phenomenon, the positive and negative sides of the use of artificial intelligence technologies in the educational process, and also provides examples of the introduction of these technologies.
Keywords: artificial intelligence, AI, computer technology, chatbot, program, education.
Сивкова А.В., Вишневский В.А. Использование искусственного интеллекта в образовательном процессе // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 06 (95). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/ispolzovanie-iskusstvennogo-intellekta-v-obrazovatelnom-protsesse.html (Дата обращения: 30.06.2024)
Анализ современной научно-педагогической литературы дает возможность утверждать, что искусственный интеллект в системе высшего образования – это одна из технологий цифрового обучения, которая стремится копировать работу человеческого мозга, поэтому имеет способность выполнять простейшие задачи логического характера, вести общение с обучающимися, моделировать различные профессиональные ситуации, обрабатывать большие объемы информации и воспроизводить запрашиваемые данные в кратчайшие сроки, что может значительно помочь субъектам образовательного процесса в выполнении рутинной работы [1, с. 259].
Использование технологий искусственного интеллекта в сфере образования играет важную роль в обучении и развитии человека на протяжении всей жизни. В качестве успешного примера внедрения технологий-ИИ в образовательное пространство рассмотрим разработку британской компании Century Tech [2, с. 99]. Эта система представляет собой компьютерную программу, которая содержит тесты для оценки знаний и интересов обучающихся, результаты которых доступны преподавателям и позволяют существенно оптимизировать учебный процесс. Её целью является замена стандартной модели (когда преподаватель старается донести знания до учеников разного уровня, однако часто педагоги терпят неудачу) на преимущественно новую, в которой ИИ помогает индивидуализировать уроки под особенности каждого учащегося. Этот процесс помогает выявить те области знаний, с которыми ученик ещё не знаком, оценку степени увлечённости теми или иными занятиями. В сущности, механизм производит непрерывный анализ прогресса каждого учащегося, выявляет тенденции потребления знаний и адаптирует уроки в соответствии с ними.
Удобными для применения в образовании являются чат-боты. Flow ai — это платформа, которая позволяет преподавателю в простом интерфейсе создать бота. Система является сайтом, проектирующим логику работы бота с помощью блоков. Используя платформу, можно проводить тестирования по определённому предмету и проверять результаты, полученные после выполнения задания студентами. Совершенно не обязательно знать какой-либо язык программирования, достаточно лишь освоить интуитивно понятный интерфейс. В этом и заключается удобство сайта. Помимо этого, Flow ai предоставляет доступ к большому выбору приложений, с которыми она может интегрироваться, например, WhatsApp, Telegram. В результате у преподавателей появляется больше времени и возможностей для улучшения учебного процесса и помощи студентам.
Уже также существуют чат-боты, которые могут помогать первокурсникам решать повседневные проблемы и приспосабливаться к новому образу жизни. Когда появится необходимость, чат-бот направит пользователя к нужным людям или ресурсам. Также этот инструмент умеет вести глубокие разговоры с людьми, поэтому будет полезен тем, кто столкнулся с тревожностью, депрессией, изоляцией от социума.
В исследовании Стивена Даггэна «Искусственный интеллект в образовании: изменение темпов обучения» указывается, что помимо всего перечисленного, ИИ также позволяет заботиться об эмоциональном здоровье обучающихся. Новостные «фейки», шокирующие сюжеты и истории, проблемы кибербезопасности, а также кибербуллинг – всё перечисленное оказывает негативное влияние на детей и молодежь. Такое давление заставляет их демонстрировать и поддерживать собственный идеализированный образ, который приводит к расстройствам пищевого поведения, депрессивным и тревожным состояниям. Чтобы научить подростков ориентироваться в современном мире, необходимо способствовать совершенствованию их когнитивных, социальных и эмоциональных навыков. Помимо родителей и педагогов, в этом может помочь и искусственный интеллект [3, с. 19-20]. Не секрет, что в переходном возрасте повышается риск совершения суицида, поэтому важно обращать внимание на эмоциональное состояние подростков. И здесь оказываются полезны технологии ИИ [4]. Например, исследователи из Университета Джона Хопкинса в Балтиморе разработали новый алгоритм на базе машинного обучения, который анализирует данные школьных опросов и с высокой точностью в 91% выявляет подростков с суицидальными мыслями. Алгоритм определяет ответы подростков, которые указывают на суицидальные мысли. При этом учёные смогли определить, что наибольшую предсказательную силу имеют вопросы, связанные с домогательствами, угрозами в интернете, издевательствами, чувством безопасности, домашними спорами. Предполагается, что алгоритм поможет в разработке и корректировке профилактических программ.
Процессы внедрения ИИ в российское образовательное пространство затруднены острым дефицитом квалифицированных ИТ-кадров. Однако уже существуют положительные примеры внедрения и использования ИИ в российском образовании. Например, электронный ресурс «Академия искусственного интеллекта», в рамках которого реализуются учебные программы, проводятся соревнования и олимпиады для школьников с целью стимулирования интереса учащихся к цифровым технологиям. В качестве следующего примера хочется отметить центр компетенций «Искусственный интеллект», созданный на базе МФТИ, в рамках которого реализуются такие виды мероприятий по изучению и исследованию ИИ-технологий: основные образовательные программы (курсы в рамках бакалавриата и магистратуры); программы дополнительного образования (программы по переподготовке и повышению квалификации, корпоративное образование); кружки, мастер-классы, олимпиадное движение; мероприятия «по развитию талантов и компетенций» (открытые семинары, конференции, лектории и т.д.) [5, с. 17].
Сегодня мы можем наблюдать за тем, как ИИ становится не просто инструментом, но и полноценным помощником, а в некоторых случаях даже учителем. Администрирование учебных процессов является механизмом освобождения преподавателей от рутины. ИИ для педагога – это прежде всего возможность избавиться от рутинных задач, которые отнимают время и силы. Автоматизация позволяет значительно упростить адаптацию студентов благодаря автоматической рассылке информации, созданию индивидуальных учебных планов, проведению входных тестов. Также упрощается оценка знаний, а именно: автоматическая проверка тестов, заданий и письменных работ, что особенно актуально для объективного оценивания. Автоматизируется фиксация присутствия студентов на занятиях и формирование отчетов о результатах обучения, успеваемости, посещаемости и других показателей, что позволяет отслеживать активность обучающихся. Помимо этого, искусственному интеллекту делегируются и офисные задачи, например, автоматизация рассылки писем, составления расписаний, поиска информации и других задач.
Современные ИИ-системы не просто автоматизируют рутинные задачи, но и способны стать полноценными помощниками в обучении: Они могут взять на себя задачу в проверке письменных работ. ИИ уже умеет анализировать тексты, выявлять ошибки, оценивать стиль и логику изложения, что позволяет избавиться от субъективности и предвзятости при оценке. Также искусственный интеллект может стать личным тьютором. Существуют сервисы, которые могут стать индивидуальными помощниками для учащихся, помогая им осваивать материал, решать задачи, находить информацию и даже генерировать тексты.
Одним из ярких примеров интеграции ИИ в образование является проект Rytr.me. Это онлайн-платформа для создания контента, которая позволяет выбирать тип текста, задавать параметры (тема, ключевые слова, стиль) и получать готовый текст. Rytr.me особенно привлекателен для студентов, которые могут использовать его для написания эссе, рефератов, презентаций, а также для тренировки навыков написания текстов. За счет автоматизации рутинных задач у преподавателей появляется больше времени для индивидуальной работы с учениками. Более продвинутый вариант такого помощника для детей от Kadho, который умеет распознавать речь ребёнка.Он позволяет развивать разговорные навыки и пополнять словарный запас ребёнка [5, с. 51].
Однако, несмотря на преимущества, ИИ в образовании имеет и свои недостатки. Переизбыток ИИ может привести к чрезмерной зависимости от технологий и снижению критического мышления. Чтобы не было проблем с этикой, необходимо обеспечить равный доступ к ИИ-технологиям для всех, а также решать проблемы с правовой защитой и конфиденциальностью данных. Очевидно, что процессы разработки, внедрения и использования программ ИИ, как в зарубежном, так и отечественном образовательном пространстве существенно ускорились в связи с ситуацией «коронакризиса». Эффективная реализация и развитие значительной части образовательных процессов, которая была переведена из-за него в дистанционный формат, невозможна без достижений в сфере ИИ.
ИИ – это мощный инструмент, который может значительно изменить образование. Однако необходимо осторожно подходить к его внедрению, учитывая как преимущества, так и недостатки. Важным является сохранение человеческого контакта и роли преподавателя в процессе обучения. ИИ может стать прекрасным помощником, но не должен заменять учителя полностью.
Таким образом, ИИ активно применяется в образовании, что даёт возможность людям во всём мире использовать современные технологии в образовательном процессе. Внедрение ИИ повышает его качество и эффективное освоение профессиональных навыков, упрощает процесс получения знаний обучающимся и рабочую деятельность педагогам.
Список литературы
1. Макаренко, Ю.В., Венцель, В.А., Зеленская О.Ю. Использование искусственного интеллекта в образовательном процессе высших учебных заведений (на примере обучения иностранным языкам) / Ю.В. Макаренко, В.А. Венцель, О.Ю. Зеленская // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – №77-2. – С. 258-261.
2. Коровникова, Н.А. Искусственный интеллект в современном образовательном пространстве: проблемы и перспективы / Н.А. Коровникова // Социальные новации и социальные науки. – 2021. – №2 (4). – С. 98-113.
3. Дагген, С. Искусственный интеллект в образовании: Изменение темпов обучения / С. Даген //Аналитическая записка ИИТО ЮНЕСКО // Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. – 2020. – 44 с.
4. Судакова, Д.В. Искусственный интеллект в образовании: пять способов улучшить учебный процесс // letalbe.media : онлайн-журнал про искусственный интеллект. 2021. URL: https://letaibe.media/articles/iskusstvennyj-intellekt-v-obrazovanii-pyat-sposobov-uluchshit-uchebnyj-proczess/ (дата обращения: 19.05.2024)
5. Язецкий, Е.Ю. Чат-бот как средство сопровождения образовательного процесса / Е.Ю. Язецкий. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 17-20.
6. Лапина, М.А., Токмакова, М.Е., Демин, Д.А., Есаян, Г.А. Особенности внедрения искусственного интеллекта в образовательный процесс / М.А. Лапина, М.Е. Токмакова, Д.А. Демин, Г.А. Есаян // Auditorium. – 2023. – №3 (39). – С. 48-53.