Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №06 (95) Июнь 2024
УДК 378
Дата публикации 26.06.2024
Использование игровой технологии в обучении иностранному языку будущих специалистов по рекламе
Зубков Артём Дмитриевич
старший преподаватель кафедры «Английский язык», Сибирский государственный университет путей сообщения, РФ, г. Новосибирск, zubkov_nstu@mail.ru
Салин Илья Алексндрович
студент кафедры «Английский язык», Сибирский государственный университет путей сообщения, РФ, г. Новосибирск, i-salin@inbox.ru
Аннотация: Использование игровых технологий в образовании набирает обороты на протяжении последних десятилетий. Изначально обусловленные необходимостью сделать процесс обучения более увлекательным, образовательные игры стали включать в себя сложные методы, способствующие развитию когнитивных способностей и запоминанию материала. Традиционные методы обучения иностранным языкам, такие как грамматико-переводной, аудиолингвальный и коммуникативный, часто не справляются с задачей поддержания вовлеченности учащихся. Подготовка специалистов по рекламе требует формирования уникального набора языковых навыков, включающих умение создавать убедительные медиатексты, понимать культурные нюансы и вступать в межкультурное взаимодействие. Цель данного исследования — изучить теоретические основы и практическое применение игровых технологий в обучении иностранным языкам будущих специалистов по рекламе. Авторы анализируют, как использование игровых технологий может удовлетворить языковые потребности специалистов по рекламе, и предлагают схему интеграции игровых видов деятельности в учебные программы. Исследование также обсуждает когнитивные и мотивационные преимущества игровых технологий, а также проблемы и возможные решения при их внедрении. В заключении подчеркивается значимость игровых технологий в языковом образовании, особенно для студентов-рекламистов, и предлагаются рекомендации по их успешному внедрению в образовательный процесс.
Ключевые слова: профессиональная иноязычная компетенция, образовательные игры, мотивация учащихся, интерактивная среда, вуз, университет, рекламисты.
Senior lecturer of English language department, Siberian Transport University, Russia, Novosibirsk
Student of English language department, Siberian Transport University, Russia, Novosibirsk
Abstract: The use of game technologies in education has been gaining momentum over the past decades. Initially driven by the need to make the learning process more fun, educational games have come to incorporate sophisticated methods that promote cognitive development and memorization of material. Traditional foreign language teaching methods such as grammar-translation, audiolingual and communicative often fail to keep learners engaged. Training advertising professionals requires the development of a unique set of language skills that include the ability to create persuasive media texts, understand cultural nuances, and engage in cross-cultural interaction. The purpose of this study is to examine the theoretical foundations and practical application of game technologies in teaching foreign languages to future advertising professionals. The author analyses how the use of game technologies can meet the language needs of advertising professionals and proposes a scheme for integrating game activities into curricula. The study also discusses the cognitive and motivational benefits of game technologies, as well as problems and possible solutions in their implementation. The conclusion emphasizes the significance of game technologies in language education, especially for advertising students, and offers recommendations for their successful implementation in the educational process.
Keywords: professional foreign language competence, educational games, learner motivation, interactive environment, university, university, advertisers.
Зубков А.Д., Салин И.А. Использование игровой технологии в обучении иностранному языку будущих специалистов по рекламе // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 06 (95). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/ispolzovanie-igrovoj-tekhnologii-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku-budushhikh-spetsialistov-po-reklame.html (Дата обращения: 26.06.2024)
Использование игровых технологий в образовании набирает обороты на протяжении последних десятилетий [13, с. 238]. Изначально обусловленные необходимостью сделать процесс обучения более увлекательным, образовательные игры стали включать в себя сложные методы, способствующие развитию когнитивных способностей и запоминанию материала. Обучение на основе игр использует интерактивные и иммерсивные среды, способствующие активному участию и мотивации учащихся. Эти технологии используют такие элементы, как вознаграждения, задачи и повествовательные истории, чтобы создать динамичный опыт обучения, который выходит за рамки традиционных образовательных методов.
Традиционные методики обучения иностранным языкам сфокусированы на грамматико-переводном, аудиолингвальном методах и коммуникативном подходе к обучению иностранному языку. Грамматико-переводной метод делает акцент на чтении и письме через перевод текстов, часто в ущерб навыкам говорения и аудирования. Аудиолингвальный метод, основанный на бихевиористской теории, использует повторение и тренировки, чтобы формировать языковые навыки. Коммуникативный подход, с другой стороны, ставит во главу угла взаимодействие и практическое использование языка, способствуя развитию беглости и понимания, используя сценарии общения в реальной жизни. Хотя у этих методов есть свои достоинства, они часто не справляются с задачей поддержания вовлеченности учащихся в процесс обучения.
Специалистам по рекламе, маркетингу и связям с общественностью требуется уникальный набор языковых навыков, соответствующий их профессии. Они должны владеть навыками убеждающего общения, культурными нюансами и специфическим жаргоном рекламной индустрии. Свободное владение иностранным языком для этих специалистов выходит за рамки базовых разговорных навыков; оно включает в себя способность создавать убедительный медиатекст, понимать тенденции рынка и ориентироваться в межкультурном взаимодействии. Таким образом, их языковая подготовка должна быть практичной, контекстуальной и очень увлекательной, чтобы подготовить их к требованиям своей сферы деятельности.
Цель данного исследования - изучить теоретические основы и практическое применение игровых технологий в обучении иностранным языкам будущих специалистов по рекламе. Она ставит перед собой следующие задачи:
- проанализировать, как игровое обучение может удовлетворить специфические языковые потребности будущих специалистов по рекламе;
- выявить когнитивные и мотивационные преимущества игровых технологий в освоении иностранного языка;
- предложить схему интеграции игровых видов деятельности в учебные программы по иностранным языкам, предназначенные для студентов-рекламистов;
- обсудить проблемы и потенциальные решения при внедрении игровых технологий в данный образовательный контекст.
Игровое обучение берет свое начало в середине XX века, начиная с настольных образовательных игр и развиваясь вместе с информационно-коммуникационными технологиями [1, с. 153]. Первые цифровые образовательные игры появились в 1980-х годах и были направлены на развитие базовых навыков. По мере развития технологий интеграция игр в образование расширялась, используя более интерактивные и увлекательные форматы [2, с. 138]. Эти изменения отражают растущее признание потенциала игр для повышения эффективности обучения за счет вовлечения и активного участия. В последние годы наблюдается значительный прогресс в области использования игровых технологий в сфере образования [3, с. 6]. К ним относятся платформы виртуальной и дополненной реальности, которые позволяют погрузиться в процесс обучения. Кроме того, в игры были интегрированы такие сложные элементы дизайна, как адаптивные учебные траектории, обратная связь в реальном времени и совместные онлайн-среды. Эти технологии повышают вовлеченность студентов, персонализируют учебный процесс, развивают критическое мышление и навыки решения проблем.
Исследованию вопросов использования игровых технологий и геймификации в обучении на ступени высшего образования посвящены исследования методистов и исследователей Филимоновой Ю. В., Гюльмамедовой Р.Р., Логиновой А.А., Ветчиновой М.Н. Многочисленные исследования продемонстрировали эффективность игрового обучения в освоении языка [4, с. 109; 5, с. 53; 14, с. 1010]. Исследования показывают, что обучение с помощью игр может улучшить запоминание словарного запаса, языковые навыки и мотивацию учащихся. Игры предлагают контекстуальные сценарии обучения, мгновенную обратную связь и возможность практики повторения, что способствует изучению иностранного языка. Кроме того, игровые среды могут воспроизводить реальное использование языка, что способствует развитию практических навыков общения. При обучении рекламе на английском языке (интегрированное предметно-языковое обучение) игровые технологии могут имитировать реальные маркетинговые задачи и взаимодействие с клиентами. Это помогает студентам развить такие критические навыки, как стратегическое мышление, креативность и убедительную коммуникацию. Игровые сценарии могут обеспечить практику в создании и оценке рекламных кампаний, проведении маркетинговых исследований и понимании поведения потребителей. Участвуя в этих симуляциях, студенты могут получить практический опыт и уверенность в своих профессиональных способностях.
Известно, что игровое обучение опирается на некоторые психологические теории. Примерами таких теорий могут являться конструктивизм и теория мотивации. Суть конструктивизма, продвигаемого известными психологами Жаном Пиаже и Львом Выготским, заключается в предположении о том, что знания формируются через опыт и социальное взаимодействие. То есть, интерактивная и экспериментальная среда, которая является неотъемлемой частью игры, полностью соотносится с конструктивистскими принципами. Если говорить о теории мотивации, включая теорию самоопределения Диси-Райана, то в ней акцентируется внимание на важности внутренней мотивации в обучении, чему и способствуют игры, предлагая автономию, опыт и социальную принадлежность, что необходимо для устойчивого вовлечения и глубокого обучения.
Также игровое обучение способствует стимулированию когнитивных функций благодаря активному участию в процессе игры, решению сложных задач, развитию критического мышления и приобретению навыков адаптации стратегий [6, с. 55; 15, с. 1807]. То есть, игры предоставляют опыт, который помогает применять знания в реальных жизненных сценариях, укрепляя когнитивные навыки и применение учебного материала. Например, на развитие памяти и способности к глубокой когнитивной обработке информации может повлиять иммерсивный характер игр, а на эффективность изучения иностранных языков – различные игровые механики, а именно:
1) петли обратной связи – предоставляют возможность немедленной реакции на решения, принятые учащимися, помогая им узнать и исправить свои ошибки в режиме реального времени [7, с. 73];
2) уровни и системы продвижения – мотивируют к достижению постепенных целей, поддерживая вовлеченность [8, с. 128];
3) вознаграждения, такие как баллы и значки – обеспечивают положительное подкрепление, стимулируя постоянные усилия и практику [9, с. 48].
Эти механики вместе создают динамичную и интерактивную среду, способствующую расширению словарного запаса, пониманию грамматики и общему уровню владения иностранным языком.
Эффективность применения игровых технологий при изучении иностранных языков доказали некоторые тематические исследования. Например, исследование компании ‘‘Duolingo’’ показало сильное влияние игровой формы обучения на увеличение словарного запаса и улучшение грамматических навыков. Также результаты исследований языковых сред, разработанных на основе виртуальной реальности (VR), показали демонстрацию улучшения навыков говорения и аудирования у учащихся при использовании таких языковых сред благодаря эффекту полного погружения и возможности практики в контексте, а более глубокое запоминание языковых понятий продемонстрировало исследование приложений дополненной реальности (AR-приложений). Основная причина заключается в увеличении детерминации и заинтересованности учеников при использовании дополненной реальности. В результате анализа полученных данных исследований можно сделать вывод о высокой практической ценности игровых технологий в реформировании языкового образования.
Студентам в области рекламы важно уделять внимание таким аспектам при обучении, как навыки убеждающей коммуникации, специализированная терминология и знание культурных различий [10, с. 22; 16, с. 117]. Они обязаны научиться создавать эффективные рекламные сообщения, понимать различные модели поведения потребителей и хорошо ориентироваться в межкультурных взаимодействиях. При этом если они развивают эти умения на иностранном языке, их шансы на успешную работу на мировых рынках значительно возрастают. Поэтому игровое обучение в рекламном образовании должно учитывать особенности и важные аспекты сферы рекламы. Например, занятия по иностранному языку могут включать моделирование реальных сценариев в области рекламы на английском языке. Студенты могут разрабатывать рекламные кампании, проводить маркетинговые исследования и взаимодействовать с потенциальными клиентами. Этот опыт показывает, что студенты действительно используют язык в профессиональной сфере. Например, они могут играть роль руководителя маркетинговой компании и вести переговоры с иностранными клиентами, что помогает развитию практических навыков коммуникации на иностранном языке. Игры также параллельно способствуют развитию креативного мышления у студентов, включая: 1) разработку повестки дня, актуальной для целевой аудитории; 2) культурные сценарии, благодаря которым студенты изучают различные культурные нормы и ценности, понимая их влияние на рекламируемый товар; 3) предложения своих идей на английском языке. Это представляет ценный практический опыт для будущих специалистов по рекламе. Студенты проникаются духом рекламного процесса и разрабатывают культурно-специфичный продукт на изучаемом иностранном языке. Поэтому игры и практические сценарии помогают глубже понять связь между языком и культурой.
Перед внедрением игровых технологий в процесс обучения иностранному языку студентов-рекламистов стоит начать с определения целей и задач учебного процесса [17, с. 435]. Главной целью будет развитие языковых компетенций, критически важных для успешной карьеры в сфере рекламы. Среди же образовательных задач выделяют освоение специализированной терминологии, навыков ведения переговоров и культурной адаптации [11, с. 3724]. На следующем этапе производится отбор подходящих игровых технологий. Выбор может пасть на симуляционные игры, ролевые игры или интерактивные платформы [12, с. 225], направленные на развитие креативного письма, переговорных навыков и понимания культурных особенностей. После этого создаются учебные сценарии, которые максимально приближены к реальным рекламным ситуациям [18, с. 437]. В таких сценариях студенты разрабатывают рекламные кампании, анализируют поведение потребителей и выполняют маркетинговые исследования. Они позволяют студентам не только совершенствовать свои языковые навыки, но и приобретать практические профессиональные умения. При интеграции этой модели для получения положительных результатов необходимо провести обучение преподавателей. Преподавателю необходимо освоить методы использования игровых технологий и интегрировать их в учебный процесс. В процессе обучения преподаватели совершенствуют свои навыки применения методик через специальные программы, получают советы от специалистов и делятся накопленным ими опытом друг с другом. Это может поспособствовать успешному внедрению игровых элементов в образовательный процесс. Подобный комплексный подход обеспечивает глубокое погружение учащихся в языковую среду и развитие практических навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности. Оценивание результативности обучения осуществляется на основе предварительно установленных параметров, учитывающих уровень владения языком и профессиональные компетенции. Постоянный контроль и обратная связь от участников образовательного процесса позволяют отслеживать динамику и при необходимости корректировать методологию. На финальном этапе предполагается сбор отзывов, внесение изменений в модель. Полученные от пользователей – студентов и преподавателей – комментарии анализируются с целью оптимизации и адаптации методики. Благодаря информации, вносятся коррективы, нацеленные на повышение результативности применения игровых технологий при обучении будущих специалистов по рекламе. Методическая модель интеграции игровых технологий в процесс обучения иностранному языку студентов-рекламистов продемонстрирована на рисунке 1.
Рис. 1 Методическая модель интеграции игровых технологий в процесс обучения иностранному языку студентов-рекламистов
Несмотря на множество преимуществ, использование игр в обучении иностранному языку имеет ряд недостатков:
1) игровые технологии требуют значительных технических ресурсов, таких как современные компьютеры и стабильный доступ к интернету. Не все учебные заведения могут предоставить такие условия, что ограничивает возможности для внедрения игровых методов;
2) преподаватели должны адаптироваться к новым методам и освоить использование игровых технологий. В таком случае могут потребоваться дополнительные финансовые вложения и время потраченные на обучение и повышение квалификации ППС;
3) игры, разработанные в одном культурном контексте, могут не подходить для студентов из других стран, что может негативно сказаться на их мотивации к обучению;
4) интеграция игровых технологий в существующие учебные планы может встретить сопротивление со стороны преподавателей и администрации, стремящихся сохранить традиционный метод обучения;
5) хоть игры и способствуют повышению уровня вовлеченности, существует риск, связанный с восприятием студентами занятия как развлечения, нежели учебного процесса. Это приводит к снижению дисциплины и общего уровня учебных достижений.
Для внедрения игровых технологий в образовательные программы важно использовать специально разработанные игры, моделирующие реальные ситуации в сфере рекламы. Это могут быть симуляция рекламного тендера, презентация разработанного продукта, деловая встреча, направленная на выбор рекламной и маркетинговой стратегии и др. Обучение преподавателей эффективному применению игровых методов имеет первостепенное значение. Взаимодействие с разработчиками игр может гарантировать соответствие игрового контента образовательным задачам. Необходимо систематически оценивать результаты обучения, а при необходимости корректировать подходы преподавателей. Учёт мнения учащихся также будет способствовать совершенствованию образовательного процесса.
Данное исследование подчеркивает значимость игровых технологий в изучении иностранного языка, особенно для специалистов в области рекламы. Интеграция конструктивистской теории и теории мотивации может положительно сказаться на процессе обучения, существенно повысить уровень владения изучаемым иностранным языком и вовлеченность учащихся благодаря интерактивной и иммерсивной учебной среде. Перспективным направлением для дальнейших исследований видится изучение влияния игрового обучения на профессиональные языковые навыки и адаптируемость к различным образовательным контекстам в долгосрочной перспективе. Практикующим специалистам следует рассмотреть возможность интеграции игровых методов в учебные программы для создания более увлекательного и прикладного процесса изучения иностранного языка. У таких методов есть огромный потенциал для разработки специализированных игровых инструментов, адаптированных к специфическим языковым потребностям специалистов по рекламе. Среди таких инструментов могут быть симуляции, ролевые сценарии и игры с акцентом на культурные нюансы, обеспечивая практические возможности обучения, отвечающие требованиям индустрии.
Список литературы
1. Дышекова О. В. Актуальность использования ролевых игр при обучении иностранному языку в вузе // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2011. – № 12. – С. 149-155.
2. Чернышенко О. В. Игровые технологии как лингводидактическое средство при обучении русскому языку как иностранному // Казанский педагогический журнал. – 2016. – № 6(119). – С. 136-140.
3. Кобелева Е. П., Матвиенко Е. Н., Комкова А. С. Формирование экзистенциальных навыков студентов в процессе иноязычной подготовки в вузе // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6-1. – С. 6. – DOI 10.17513/spno.32126.
4. Кононыхина О. В. Мотивация студентов при дистанционном обучении // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – № 2-1(53). – С. 107-111. – DOI 10.24412/2500-1000-2021-2-1-107-111.
5. Крутько Е. А., Безматерных Н. А., Комкова А.С. Исследование формирования и развития экзистенциальных навыков в русле деятельности студенческих сообществ / Е. А. Крутько, Н. А. Безматерных, А. С. Комкова // Социально-гуманитарные знания. – 2023. – № 3. – С. 50-54.
6. Таскаева Е. Б. Многоязычие в современном мире: культурные традиции и направления исследования // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования. – 2017. – № 2. – С. 50-57.
7. Крутько Е. А., Комкова А. С., Кобелева Е. П., Агавелян Р. О. Интеграция видеоконтента в процесс обучения профессионально-ориентированному английскому языку в вузе // Сибирский педагогический журнал. – 2022. – № 6. – С. 66-75. – DOI 10.15293/1813-4718.2206.06.
8. Ищенко В. Г., Сергиевская Е. А. Цифровые технологии как магистральные стратегии в развитии современного образования // Заметки ученого. – 2022. – № 7. – С. 126-129.
9. Агавелян Р. О., Кобелева Е. П., Стучинская Е А., Душинина Е. В. Использование мнемотехник в процессе профессионально-ориентированной иноязычной подготовки студентов-экономистов // Сибирский педагогический журнал. – 2022. – № 4. – С. 38-50. – DOI 10.15293/1813-4718.2204.03.
10. Кирякова О. А. Применение аутентичных видеоматериалов как способ формирования иноязычной коммуникативной компетенции у студентов неязыкового вуза // Сибирский учитель. – 2022. – № 1(140). – С. 17-25.
11. Комкова А. С., Кобелева Е. П., Стучинская Е. А., Крутько Е. А. Формирование метакомпетенций студентов вуза в процессе научно-исследовательской работы на иностранном языке // Профессиональное образование в современном мире. – 2020. – Т. 10, № 2. – С. 3718-3725. – DOI 10.15372/PEMW20200209.
12. Балмасова Т. А. Из опыта использования мобильных приложений в обучении второму иностранному языку // Вестник педагогических наук. – 2022. – № 8. – С. 224-227.
13. Kapsargina S. A., Olentsova Ju. A. Using the elements of gamification on LMS Moodle in the discipline of foreign language in a non-linguistic university // Baltic Humanitarian Journal. – 2019. – Vol. 8, No. 1(26). – P. 237-240.
14. Zubkov A. Development of Professional Foreign Language Competence of Economics Students with MOOCs during the Pandemic // Education Sciences. – 2023. – Vol. 13, No. 10. – P. 1010.
15. Zubkov A. D. MOOCs in competence approach to EFL Training of Transport Professionals // X International Scientific Siberian Transport Forum - TransSiberia 2022, Novosibirsk, 02–05 марта 2022 года. – Novosibirsk: Elsevier B.V., 2022. – P. 1804-1809.
16. Zubkov A. D. MOOCs as Resource for Content and Language Integrated Learning at University // Integration of Engineering Education and the Humanities: Global Intercultural Perspectives: Proceedings of the Conference, Saint Petersburg, 20–22 апреля 2022 года. Vol. 499. – Saint Petersburg: Springer Nature Switzerland AG, 2022. – P. 112-119.
17. A. Komkova, E. Kobeleva, E. Taskaeva, V. Ishchenko Foreign Language Learning Environment: A Case Study of STU // Lecture Notes in Networks and Systems. – 2022. Vol. 403. – P. 429-437. – DOI 10.1007/978-3-030-96383-5_48.
18. Zubkov A. D. Discursive Approach to Foreign Language Training via Massive Open Online Courses // Technologies in a Multilingual Environment: XXII Professional Culture of the Specialist of the Future, St. Petersburg, Russia, 24–26 ноября 2023 года. Vol. 636. – St. Petersburg, Russia: Springer Cham, 2023. – P. 431-439.