Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №12 (89) Декабрь 2023
УДК 004.85
Дата публикации 21.12.2023
Интеграция информационных технологий в образовательный процесс подготовки специалистов инженерно-технического профиля
Плеханов Максим Алексеевич
студент 2 курса факультета «Кибербезопасности и управления», Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, РФ, г.Самара, plexanov.maks04@gmail.com
Фурер Ольга Вениаминовна
канд. филол. наук, доцент кафедры иностранных языков, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, РФ, г.Самара, o.furer@psuti.ru
Аннотация: Данная статья посвящена вопросу интеграции информационных технологий в систему образования для подготовки специалистов инженерно-технического профиля. Необходимость внедрения современных информационных технологий (ИТ) в образовательный процесс неоспорима, что прямо коррелирует с повышением профессиональной квалификации будущего специалиста. Тем не менее, использование ИТ в рамках профессиональной подготовки инженерных специалистов рассматривается как дополнительный аспект вкупе с традиционной, классической формой образования.
Ключевые слова: информационные технологии, специалист, образовательный процесс, интеграция, учебные дисциплины, специфика, средства.
2rd year student of the faculty of «Cybersecurity and management», Povolzhskiy State University of Telecommunications and Informatics, Russia, Samara
Ph.D. in Philology, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, Povolzhskiy State University of Telecommunications and Informatics, Russia, Samara
Abstract: This article is devoted to the issue of integrating information technologies into the education system for training engineering and technical specialists. The need to introduce modern information technologies (IT) into the educational process is undeniable, which directly correlates with improving the professional qualifications of the future specialist. However, the use of IT as part of the professional training of engineering specialists is considered as an additional aspect, coupled with the traditional, classical form of education.
Keywords: information technology, specialist, educational process, integration, academic disciplines, specifics, means.
Плеханов М.А., Фурер О.В. Интеграция информационных технологий в образовательный процесс подготовки специалистов инженерно-технического профиля // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 12 (89). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/integratsiya-informatsionnykh-tekhnologij-v-obrazovatelnyj-protsess-podgotovki-spetsialistov-inzhenerno-tekhnicheskogo-profilya.html (Дата обращения: 21.12.2023)
Образовательные учреждения, в частности инженерно-технические вузы, подвергаются изменениям с течением времени. Эти изменения обусловлены тем, что примерно половина будущихпрофессий выпускников тесно связана с областью информационных технологий.
Автоматизация учебных задач профессионального характера влечет за собой двоякое воздействие. С одной стороны, она создает условия для более глубокого освоения свойств изучаемых объектов и процессов через использование математических и имитационных моделей, а также позволяет проводить параметрические исследования и оптимизацию. С другой стороны, эффективное использование систем автоматизации профессиональной деятельности требует высокой квалификации, которой студенты младших курсов вузов еще не обладают [1]. Часто они успешно овладевают лишь аппаратными и программными компонентами автоматизированных систем, в то время как профессиональная квалификация в области построения математических моделей и анализа результатов компьютерных расчетов развивается медленно или вовсе отсутствует. Такая ситуация может снижать интерес студентов к учебному процессу из-за относительной легкости получения результатов при использовании ПЭВМ.
Необходимо осознавать, что широкое применение компьютеров в образовании не должно приводить к замещению подготовки специалистов в конкретной предметной области. Другими словами, недопустимо заменять реальные явления исключительно модельным представлением на экране компьютера, что наблюдается в последние годы. Например, в области подготовки специалистов по направлению "Инфокоммуникационные технологии и системы связи" широко используются прикладные программы (MULTISIM, Electronics Workbench, LabVIEW, Mathcad и др.), которые моделируют работу электроизмерительных приборов и устройств автоматики, таких как осциллографы, мультиметры, транзисторы, цифровые логические элементы и другие. Применение таких программ безусловно упрощает задачи преподавателя, сокращает расходы на лабораторное оборудование и обучение студентов. Однако использование исключительно средств, моделирующих реальные объекты, в учебном процессе может привести к парадоксальной ситуации, где студент, хорошо освоивший теорию и виртуальный комплекс соответствующего предназначения, оказывается неспособным выполнять даже простейшие действия при работе с реальными приборами [4, с.132].
Более того, очевидно, что высококачественная подготовка специалистов в области инженерии может быть достигнута лишь при разумном объединении информационных технологий с традиционными учебными лабораторными и практическими стендами, предназначенными для соответствующих задач.
При рассмотрении современных образовательных технологий нельзя проигнорировать такую инновационную форму, как дистанционное обучение, которое динамично развивается. Ранее внедрению этого метода преподавания мешали низкое качество интернет-соединения и высокая стоимость программного обеспечения. Однако в настоящее время ситуация полностью изменилась. Ограничения для внедрения дистанционного обучения в учебных заведениях практически отсутствуют. Эта форма обучения обеспечивает комфортные условия для студентов, позволяя им осваивать учебные программы, не отрываясь от рабочей деятельности. Кроме того, она позволяет значительно увеличить число студентов при использовании минимального количества преподавателей и без необходимости расширения учебных помещений. В современных экономических условиях последний аспект становится особенно значимым.
Все плюсы дистанционного обучения и других инновационных методов образования, основанных на информационных технологиях, могут быть утрачены, если отсутствуют эффективные электронные образовательные средства (ЭОС).
Современные инженеры сталкиваются с техническими системами и технологическими процессами, которые характеризуются сложностью формализации, большим объемом информации и динамичностью. Поэтому для описания этих технологических процессов ключевым инструментом становится использование современных мультимедийных средств. Внедрение трехмерной графики, цифрового звука, высококачественных фото- и видеоматериалов, а также программного моделирования динамических процессов в мультимедийных электронных обучающих средствах существенно улучшает эффективность обучения. Таким образом, интеграция информационных технологий в учебный процесс по подготовке инженерных специалистов обладает следующими характеристиками [1, 2, 3]:
– использование профессиональных прикладных программных пакетов при выполнении учебных работ, содержащих элементы научного исследования, способствует более глубокому освоению свойств изучаемых объектов и процессов через математические и имитационные модели. Важно осознанно ограничивать применение высокоавтоматизированных программных средств, поскольку избыточная упрощенность в получении результатов с использованием ПЭВМ может существенно уменьшить познавательный аспект и интерес обучающихся к учебному процессу;
– эффективная подготовка квалифицированных специалистов достигается только при разумном сочетании информационных технологий с традиционными учебными лабораторно-практическими стендами в соответствии с техническим направлением обучения;
– технология дистанционного обучения представляет собой возможность совершенствования как заочного, так и очного образования, путем интеграции традиционной очной (дневной) системы, основанной на прямом взаимодействии преподавателей со студентами, с программно-дистанционной образовательной системой. Последняя обеспечивает поддержку учебно-методического материала для различных форм занятий, самостоятельной работы студентов, а также проведение контроля, как текущего, так и итогового, по их знаниям;
– потеря эффективности дистанционного обучения и других инновационных форм образования, использующих информационные технологии, возможна в случае отсутствия полноценных электронных образовательных средств;
– учебные дисциплины, охватывающие технические системы, технологические процессы и объекты, требуют использования мультимедийных образовательных продуктов как основного средства изучения, учитывая их специфику;
– для достижения оптимальных результатов в обучении целесообразно сосредотачиваться на разработке комплексных программно-аппаратных и виртуальных образовательных средств.
Список литературы
1. Гузеев, В.В. Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех / В.В. Гузее. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.
2. Трайнев, В.А. Информационные коммуникационные педагогические технологии: учеб. пособие / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. - 3-е изд. – М.: ИТК «Дашков и К», 2007.
3. Трофименко, К.А. Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе / К.А. Трофименко, А.А. Филатова // Инновации в образовании. – 2016. – № 11. – С. 127-134.
4. Эм Г.А., Макаренко Н.В., Смагулова К.К. Особенности применения информационных технологий при подготовке бакалавров инженерного профиля // Инновации в образовании. – 2012. – № 5. – С. 131-142.