Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №12 (89) Декабрь 2023
УДК 373.1
Дата публикации 22.12.2023
Теоретические и экспериментальные основы формирования знаково-символических универсальных учебных действий в начальном обучении русскому языку
Антохина Валентина Александровна
кандидат педагогических наук, доцент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, г. Калуга, antohina-va@yandex.ru
Габдулина Ирина Олеговна
студент института педагогики, Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского, г. Калуга, gabdulina02@bk.ru
Аннотация: В статье обосновывается важность формирования универсальных знаково-символических учебных действий у детей младшего школьного возраста при обучении их русскому языку. Обозначены основные положения, составляющие теоретические основы методики формирования названных действий. Представлены результаты экспериментального исследования уровней сформированности универсальных знаково-символических действий у детей младшего школьного возраста. Выделены основные положения экспериментальной методики формирования знаково-символических действий при обучении русскому языку. Представлены виды заданий, нацеленные на комплексное формирование осваиваемых видов знаково-символических действий в сочетании с их планомерным усложнением.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, знаково-символические действия, русский язык, младшие школьники, замещение, кодирование, схематизация, моделирование.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor. Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky, Kaluga
student of the Institute of Pedagogy, Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky, Kaluga
Abstract: The article substantiates the importance of the formation of universal symbolic and symbolic educational actions in primary school children when teaching them the Russian language. The main provisions that make up the theoretical foundations of the methodology for the formation of these actions are outlined. The results of an experimental study of the levels of formation of universal symbolic actions in children of primary school age are presented. The main provisions of the experimental methodology for the formation of symbolic actions in teaching the Russian language are highlighted. The types of tasks aimed at the complex formation of mastered types of symbolic actions in combination with their systematic complication are presented.
Keywords: universal educational activities, symbolic actions, Russian language, primary school students, substitution, coding, schematization, modeling.
Антохина В.А., Габдулина И.О. Теоретические и экспериментальные основы формирования знаково-символических универсальных учебных действий в начальном обучении русскому языку // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 12 (89). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/teoreticheskie-i-eksperimentalnye-osnovy-formirovaniya-znakovo-simvolicheskikh-universalnykh-uchebnykh-dejstvij-v-nachalnom-obuchenii-russkomu-yazyku.html (Дата обращения: 22.12.2023)
Введение. В соответствии с требованиями обновленного Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) одним из основных планируемых результатов современной начальной школы является развитие личности обучающихся на основе становления у них учебной самостоятельности, которая обеспечивается универсальными учебными действиями (УУД) — метапредметными результатами [1]. В Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Русский язык» (составляющей ФОП НОО) в числе планируемых метапредметных результатов (познавательных, коммуникативных, регулятивных) для каждого года обучения представлены знаково-символические универсальные учебные действия [2]. Вместе с группой логических действий знаково-символические действия образуют базу для реализации других универсальных действий [3]. Универсальные знаково-символические учебные действия тесно связаны с достижением таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях [4].
В данной статье вслед за Н.Г. Салминой под знаково-символическими универсальными учебными действиями понимается «...особая группа познавательных действий, которая обеспечивает конкретные способы преобразования учебного материала, связанные с действиями замещения, кодирования, моделирования и схематизации» [5, с.96].
Актуальность формирования знаково-символических универсальных учебных действий определяется не только требованиями ФГОС НОО, ФОП НОО, но и значимостью их для интеллектуального развития обучающихся, для усвоения школьниками предметного содержания, в том числе, при обучении русскому языку. Уровень сформированности семиотической (знаково-символической) деятельности ребенка рассматривается сегодня в качестве одного из показателей его готовности к школе.
В то же время анализ реальной школьной практики свидетельствует о том, что младшие школьники испытывают существенные затруднения в выполнении знаково-символических УУД при работе с лингвистическим содержанием на уроках русского языка.
В данной статье обозначаются теоретические положения, которые могут составить научные основы для выстраивания методики формирования знаково-символических УУД; рассматриваются результаты предпринятого нами экспериментального исследования сформированности знаково-символических УУД у обучающихся начальной школы; для обсуждения предлагаются некоторые из разработанных и апробированных нами в реальной школьной практике положений экспериментальной методики и видов заданий, нацеленных на комплексное формирование названных УУД в сочетании с их планомерным усложнением.
Изложение основного материала статьи. При разработке методических средств формирования знаково-символических УУД необходимо учитывать современные научные знания о видах знаково-символической деятельности; экспериментальные данные об уровнях сформированности знаково-символических УУД у младших школьников, о реальных трудностях обучающихся в выполнении обсуждаемых УУД.
Научные основания методики формирования знаково-символических действий могут составить теоретические положения об их природе, видах. Н.Г. Салминой были выделены и описаны следующие виды знаково-символической деятельности: замещение, кодирование, моделирование, схематизация). На наш взгляд, значимые для младшего школьного возраста виды знаково-символических действий включают действия замещения, кодирования, чтения готовых моделей, схем, моделирования, схематизации, поскольку для формирования умения самостоятельно составлять модели, схемы учащимся необходимо научиться их читать. Это привело нас к решению дополнить выделенные в литературе знаково-символические действия действиями чтения модели, схемы, необходимыми для освоения действий моделирования, схематизации.
Последовательность названных видов знаково-символической деятельности (замещение; кодирование; чтение моделей, схем; моделирование, схематизация) отражает порядок становления их в онтогенезе, и, соответственно, порядок усложнения: каждый последующий вид деятельности включает в себя предыдущий и базируется на нем. Из сказанного следует методический вывод о логике формирования обсуждаемых действий у младших школьников: от обучения действию замещения к формированию действия схематизации. Отбор методического инструментария должен обеспечивать их комплексное, взаимосвязанное формирование с планомерным усложнением.
Следующий шаг нашего исследования был связан с экспериментальной проверкой уровней сформированности знаково-символических УУД у младших школьников. Экспериментальное исследование проходило на базе МБОУ «СОШ №31» г. Калуги и МКОУ «СОШ №2» им. И.С. Унковского п. Воротынска Калужской области; в нем приняли участие 77 обучающихся 3–4 классов.
Диагностика сформированности знаково-символического действия замещения у обучающихся происходила при выполнении заданий: «Замени буквенную запись слова на звуковую»; «Замени звуковую запись слова на буквенную». Полученные результаты свидетельствуют о том, что 9 (12%) обучающихся продемонстрировали нулевой уровень сформированности знаково-символического действия замещения. На низком уровне сформированности действия замещения находятся 24 (31%) ученика. Большинство испытуемых , а именно 38 (49%) человек, имеют средний уровень сформированности знаково-символического действия замещения. К сожалению, высокий уровень зафиксирован лишь у 6 (8%) учащихся. При выполнении диагностических заданий учащиеся смешивали понятия «звук» и «буква» (чёрный – [ч’ёрный’]; поют – [поют]; дождь – [дожд’]); не различали парные согласные по глухости-звонкости ([й’астр’ип] – ястреп (вместо «ястреб»).
Диагностика сформированности знаково-символического действия кодирования происходила при выполнении учащимися заданий: «Используя цветовой код, обозначь каждый звук в словах» и «Расставь буквы в указанном порядке, запиши их и прочитай слова». Анализ полученных результатов свидетельствует об отсутствии у испытуемых нулевого уровня сформированности знаково-символического действия кодирования. Но при этом 34 (44%) школьника находятся на низком уровне сформированности обсуждаемого знаково-символического действия. Около половины младших школьников, а именно 39 (51%) учащихся демонстрируют средний уровень владения знаково-символическим действием кодирования. И только у 4 (5%) учеников выявлен высокий уровень сформированности знаково-символического действия кодирования. При выполнении диагностических заданий данного типа учащиеся неверно обозначали в модели йотированные гласные звуки (например, в слове маяк буква я обозначает два звука – [й’] [а], а учащиеся составили неверную модель, в которой буква я обозначает один звук [а] – ), смешивали твердые и мягкие согласные звуки (в слове ёжик звук [ж] – твердый, а учащиеся составили неверную модель, в которой звук [ж] мягкий –
).
Диагностика уровней сформированности знаково-символического действия чтения готовых моделей происходила при выполнении заданий: «Рассмотри звуковые модели, соедини слова с их звуковыми моделями»; «Подбери слова, которые соответствуют моделям, запиши слова, выдели в них значимые части». Было выявлено, что 1 (1%) ученик находится на нулевом уровне сформированности знаково-символического действия чтения готовых моделей; на низком уровне находится 4 (5%) ученика. Средний уровень владения знаково-символическим действием чтения готовых моделей демонстрируют 16 (21%) учащихся начальной школы. Около половины учащихся, а именно 56 (73%) человек, имеют высокий уровень сформированности знаково-символического действия чтения готовых моделей. При выполнении диагностических заданий учащиеся испытывали трудности в выделении морфем слов, в проведении звуко-буквенного анализа слова и в соотнесении слова с соответствующей звуковой моделью.
Диагностика сформированности знаково-символического действия чтения готовых схем происходила при выполнении заданий: «Рассмотри схему, подумай, о каком правиле идет речь, запиши это правило»; «Рассмотри схемы предложений, выпиши из текста предложения, которые подходят к данным схемам». Предпринятый нами анализ полученных данных показал , что 14 (18%) учащихся начальных классов находятся на нулевом уровне сформированности знаково-символического действия чтения готовых схем. Около половины учащихся, а именно 33 (43%) школьника, имеют низкий уровень сформированности обсуждаемого УУД. Четверть опрошенных, а именно 18 (23%) учащихся, демонстрируют средний уровень владения знаково-символическим действием чтения готовых схем. Высокий уровень зафиксирован лишь у 12 (16%) учащихся. При выполнении указанных диагностических заданий младшие школьники испытывали значительные трудности в «прочтении» представленных схем: записывали правила и подчеркивали предложения, которые не соответствовали представленным схемам:
Для диагностики уровней сформированности знаково-символического действия моделирования учащимся были предложены задания: «Прочитай слова, составь звуковые модели к словам», «Запиши модели состава слов». Предпринятый нами анализ полученных результатов свидетельствуют о том, что у школьников плохо сформировано действие моделирования. 13 (17%) учащихся находятся на нулевом уровне сформированности знаково-символического действия моделирования; низкий уровень сформированности исследуемого действия обнаружили 29 (38%) учащихся. Средний уровень владения знаково-символическим действием моделирования демонстрируют 32 (41%) учащихся начальной школы. Лишь 3 (4%) ученика находятся на высоком уровне сформированности знаково-символического действия моделирования. При выполнении диагностических заданий данного типа младшие школьники допускали ошибки в составлении звуковых моделей: неверно обозначали йотированные гласные в словах сеять и въезд, не различали парные согласные по глухости-звонкости в слове въезд.
Для выявления уровней сформированности знаково-символического действия схематизации учащимся были предложены задания: «Прочитай правило, составь вспомогательную схему к данному правилу, включи в свою схему слова: рож(ь), врач(ь), ноч(ь), камыш(ь), лож(ь)»; «Прочитай текст, составь по этому тексту схему, которая отразит содержание текста». Результаты свидетельствуют о том, что 24 (31%) учащихся находятся на нулевом уровне сформированности знаково-символического действия схематизации. У трети опрошенных, а именно у 25 (33%) учащихся начальной школы выявлен низкий уровень сформированности названного УУД. Средний уровень демонстрируют 20 (26%) учащихся. Лишь 8 (10%) учащихся показали высокий уровень сформированности знаково-символического действия схематизации. Выполняя диагностические задания данного типа, учащиеся не включали в схему предъявленные слова; составляли неполную схему, отражавшую лишь часть правила или содержания текста.
Анализ полученных экспериментальных данных (рис.1) приводит нас к выводу о том, что реальный уровень сформированности знаково-символических УУД у младших школьников не в полной мере отвечает современным требованиям.
Рисунок 1. Результаты исследования уровней сформированности знаково-символических действий у учащихся начальных классов
В существующей школьной практике формирование обсуждаемых УУД нередко происходит без учета теоретических оснований методики их формирования, типичных трудностей школьников в их освоении. На следующем этапе нашего исследования нами была разработана и апробирована в школьной практике экспериментальная методика формирования универсальных знаково-символических действий у младших школьников на уроках русского языка. В рамках данной статьи назовем три ее основных положения.
1. Теоретические основы методики формирования универсальных знаково-символических действий составляют научные знания о видах знаково-символических действий, о закономерностях и этапах становления данных действий у детей младшего школьного возраста.
2. Формирование обсуждаемых знаково-символических действий должно обеспечивать становление комплекса значимых для младших школьников видов знаково-символических действий.
3. Взаимосвязанное формирование значимых для младших школьников видов знаково-символических действий должно проходить в логике их планомерного усложнения: замещение, кодирование, моделирование (чтение готовых моделей; самостоятельное составление моделей; применение моделей), схематизация (чтение схем; составление схем).
Приведем примеры разработанных нами типов заданий, реализующих экспериментальную методику.
Задание на формирование знаково-символического действия замещения
Разгадай ребус. Запиши получившееся слово. Замени буквенную запись слова на звуковую.
Правильный ответ: Земля
Есть одна планета – сад
В космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Ландыши цветут в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно…
Береги свою планету -
Ведь другой, похожей, нет!
Выводы. Результаты предпринятого нами экспериментального исследования свидетельствуют о низком уровне сформированности знаково-символических действий у младших школьников. Апробация в реальной школьной практике разработанной нами типологии заданий подтвердила эффективность комплексного формирования всех значимых для младших школьников видов знаково-символических действий в логике их планомерного усложнения: замещение, кодирование, моделирование (чтение готовых моделей; самостоятельное составление моделей; применение моделей), схематизация (чтение схем; составление схем).
Список литературы
Список источников
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Приложение к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2021 г. №373 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/
2. Приказ Минпросвещения России от 16.11.2022 N 992 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2022 N 71762).
Список литературы
3. Елкина Д. Н. Экспериментальная работа по формированию знаково-символических УУД на уроках русского языка / Д. Н. Елкина, В. А. Антохина // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 69–3. С. 37–39.
4. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действий к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011. – 75 с.
5. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во МГУ, 1988. 287 с.