Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №12 (89) Декабрь 2023
УДК 37
Дата публикации 06.12.2023
Групповое консультирование как средство снижение проявления агрессии в поведении детей младшего школьного возраста в постковидный период
Мосина Наталия Анатольевна
доцент, кандидат психологических наук, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, РФ, Красноярск
Греб Юлия Валерьевна
магистрант, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, РФ, Красноярск
Аннотация: В статье приведены методы и результаты исследования проявлений агрессии среди 70 детей младшего дошкольного возраста (8-9 лет) в постковидный период в целях изучения особенностей проявлений агрессии данной группы после пандемии, а также в рамках достижения поставленной цели по снижению уровня агрессии предложена программа консультационных занятий для снижения проявлении агрессии посредством группового консультирования. При проведении диагностики были использованы: Тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут) и опросник склонности к агрессии Басса-Перри, BPAQ-24. Приведены и проанализированы результаты исследования агрессии детей младшего школьного возраста после прохождения программы по снижению проявлений агрессии. Описаны положительные результаты реализации программы, способствующей снижению уровня агрессии.
Ключевые слова: агрессия, агрессивность, младший школьный возраст, групповое консультирование
Associate Professor, Candidate of Psychological Sciences, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev
Undergraduate student, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev
Abstract: The article provides methods and results of the research of manifestations of aggression of primary school-aged children during the post Covid-19 period, research was conducted among 70 children at the age of 8 and 9 wiith the aim to explore the features of manifestations of aggression of that age group after the pandemic, as well as program of counseling of classes of decreasing of these manifestations through group counseling. Aggression Test (L.G. Pochebut’s Survey) and Bass-Perri’s survey of tendency to aggression (BRAQ-24). Results of the research of manifestations of aggression after completion of the program aimed at decreasing of manifestations of aggression. Beneficial results of implementation of the program that lead to the decreasing of aggression’s level are described.
Keywords: aggression, aggressiveness, primary school-aged children, group counseling
Мосина Н.А., Греб Ю.В. Групповое консультирование как средство снижение проявления агрессии в поведении детей младшего школьного возраста в постковидный период // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 12 (89). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/gruppovoe-konsultirovanie-kak-sredstvo-snizhenie-proyavleniya-agressii-v-povedenii-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta-v-postkovidnyj-period.html (Дата обращения: 06.12.2023)
Детская агрессия – одна из наиболее часто встречающихся форм нарушения поведения у детей младшего школьного возраста, что подтверждается увеличившейся частотой проявления агрессии при взаимодействии с детьми как родителей, так и педагогов и психологов (Т.А. Шамилевич, Е.Г. Дозорцева). Возросшая актуальность исследования проблемы детской агрессии объясняется в том числе и последствиями самоизоляции во время пандемии Covid-19. По данным ВОЗ, за период пандемии произошло повышение уровня тревоги населения, в том числе и детей в возрасте от 7 до 14 лет (40% - у населения в целом, из которых 10% - у детей), так же как и уровня стресса и страха (50% у населения, из них 18% - у детей). Приведённые данные наглядно демонстрируют характер естественной реакции на нестабильность и стресс, вызванный незнакомой ситуацией, ставящей под угрозу здоровье и благополучие [3]. Анализ этих данных не может быть полным без рассмотрения последствий пандемии для младших школьников, проживающих важнейший этап взросления, который и при естественном его течении может заложить фундамент для появления психологических проблем [2]. Список причин для зарождения этих проблем, среди которых и агрессия, за время самоизоляции расширился, поэтому своевременная диагностика и коррекция агрессии во избежание её перехода в агрессивность стали важны и актуальны. Подтверждение этого суждения мы увидели в результатах проведённого нами исследования уровня агрессии у детей младшего школьного возраста, реализованного на базе МБОУ СОШ № 10 города Красноярска.
Основу нашего исследования составили следующие методики: Тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут), Опросник склонности к агрессии Басса-Перри, BPAQ-24. При подборе диагностического материала нами были учтены критерии исследуемого феномена: агрессивность, враждебность, гнев. В исследовании принимало участие 70 детей младшего школьного возраста (возраст испытуемых — 8-9 лет).
Проведя анализ психологической литературы, мы вывели обобщённые формулировки рассматриваемых критериев, в рамках нашего исследования агрессию следует понимать как форму поведения; враждебность – как эмоциональный комплекс, характеризующийся как потенциальная угроза; гнев – как отрицательное эмоциональное состояние-реакцию на препятствия в достижении желаемого
В ходе первичного исследования нами был проанализирован каждый из выделенных критериев проявления агрессии, результаты диагностики общего уровня агрессии по совокупности использованных методик представлены на рис.1.
Рисунок 1 Общий уровень агрессии по совокупности данных методик
Таким образом, было установлено, что что большинство (66%) школьников, принявших участие в исследовании, демонстрирует средний общий уровень агрессии, больше четверти (33%) – высокий, при этом для меньшинства учеников характерен низкий общий уровень агрессии (1%). Что касается показателей критериев агрессии, нами было выявлено, что агрессивность и гнев характеризуются высоким уровнем выраженности, в то время как гнев выражен средним уровнем проявления, что говорит нам о том, что при коррекции уровня агрессии важнейшими пунктом в работе становится снижение уровня выраженности агрессивности и гнева, так как именно они катализируют повышение общего уровня агрессии младших школьников.
При выборе формы работ над снижением уровня агрессии важно было учесть эффективность формата как инструмента, позволяющего детям младшего школьного возраста приобрести применимые в жизни навыки, отработка и закрепление которых должны произойти в процессе занятий. Исходя из обозначенных критериев, мы остановили свой выбор на формате группового консультирования, ведь именно формат групповой работы позволит детям не только приобрести новые навыки и умения, способы продуктивного и адаптивного взаимодействия с окружающими, но и позволит отработать и освоить их в полной мере, ведь эффективное разрешение конфликтов становится возможным в процессе общения с другими членами группы, делая приобретаемые знаниям значимыми для любой жизненной ситуации [4].
Для коррекции агрессии детей младшего школьного возраста нами был разработан комплекс консультационных групповых занятий. Целью программы мы ставим снижение агрессии детей младшего школьного возраста посредством консультационных занятий. Программа занятий направлена на решение следующих задач:
- Снять эмоциональное напряжение;
- Расширить арсенал способов разрешения конфликтных ситуаций;
- Дать инструменты, помогающие справиться со страхами, связанными с ситуацией окружающих изменений, снизить уровень тревожности;
- Сформировать навыки приемлемого выражения гнева;
- Сформировать навыки распознавания и контроля агрессии, умений владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева;
- Развить способность к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.
Программа состоит из десяти еженедельных занятий длительностью 45 минут. Каждое занятие имеет следующую структуру:
1. Знакомство;
2. Разминка;
3. Основная часть;
4. Рефлексия.
5. Ритуал прощания.
Тематический план разработанной программы групповых консультаций представлен в Таблице 1.
Таблица 1. План проведения занятий группового консультирования по снижению уровня агрессии детей младшего щкольного возраста.
№ | Тема занятия | Цель занятия |
1 | Занятие 1. «Расслабление» | Цель: снятие напряжение; формирование навыков приемлемого выражения вербальной агрессии. |
2. | Занятие 2. «Без негативных эмоций» | Цель: снятие негативных эмоций; снятие невербальной агрессии; формирование эффективных способов общения. |
3. | Занятие 3. «Мир эмоций» | Цель: формирование умения выражать свой гнев в приемлемой форме; развитие чувства эмпатии, формирование умения распознавать чужие эмоции. |
4. | Занятие 4. «Неустойчивый мир» | Цель: знакомство с инструментами, помогающими справляться со страхами, снижение тревожности, развитие навыка регуляции своего эмоционального состояния |
5. | Занятие 5. «Поддержка» | Цель: сплочение детского коллектива, формирование умений понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать. |
6. | Занятие 6. «Доверие» | Цель: формирование у обучающихся доверительного чувства к окружающим; развитие коммуникативных навыков сотрудничества в парах. |
7. | Занятие 7. «Маленький гнев» | |
8. | Занятие 8. «Многоликость чувств». | |
9. | Занятие 9. «Эмпатия» | Цель: формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию. |
10. | Контрольная диагностика агрессивного поведения. |
|
Для подтверждения эффективности разработанной программы консультационных занятий, направленных на коррекцию агрессии детей младшего школьного возраста, нами была проведена повторная диагностика с применением тех же методик, что и в первичной диагностике. Выборка состоит из 70 детей, 19 из которых были выделены в экспериментальную группу по принципу наиболее высоких показателей выделенных критериев агресии, с которой реализовалась составленная нами программа консультационных занятий.
Результаты повторной диагностики и динамика распределения младших школьников по уровням общей агрессии по совокупности данных методик представлены на рис.2.
Рисунок 2. Динамика распределения младших школьников по уровням общей агрессии по совокупности данных методик
На рис.2 мы можем видеть, что большинство младших школьников о-прежнему показывает средний уровень агрессии, но его показатель заметно вырос (с 66% до 84%), в то время как количество школьников, демонстрирующих высокий уровень агрессии, наоборот, уменьшилось (с 33% до 13%), а также увеличилось количество учеников, чей уровень агрессии характеризуется низкими значениями (с 0% до 3%).
Исходя из сравнения полученных результатов, можно говорить о снижении агрессии детей младшего школьного возраста. С целью проверки достоверности полученных изменений, нами была проведена статистическая обработка результатов с применением Т-критерия Вилкоксона, статистика по которому представлена в Таблице 2.
Таблица 2. Расчет критерия Т при сопоставлении замеров уровня проявления агрессии
№ | Ф.И. | уровень проявления агрессии | Разность | Абсолютное значение | Ранговый номер разности | |
До формирующего эксперимента | После формирующего эксперимента | |||||
1 | В.Н. | 1 | 2 | 1 | 1 | 13 |
2 | К.К. | 2 | 2 | 0 | 0 | 3,5 |
3 | А.В. | 1 | 2 | 1 | 1 | 13 |
4 | И.С. | 1 | 2 | 1 | 1 | 13 |
5 | Ю.В. | 1 | 2 | 1 | 1 | 13 |
6 | С.Н. | 1 | 2 | 1 | 1 | 13 |
7 | Я.П. | 1 | 2 | 1 | 1 | 13 |
8 | Ш.Д. | 1 | 2 | 1 | 1 | 13 |
9 | Г.М. | 1 | 2 | 1 | 1 | 13 |
10 | Е.К. | 1 | 2 | 1 | 1 | 13 |
11 | Л.К. | 1 | 1 | 0 | 0 | 3,5 |
12 | Л.О. | 1 | 1 | 0 | 0 | 3,5 |
13 | Е.Н. | 1 | 2 | 1 | 1 | 13 |
14 | Ж.В. | 1 | 2 | 1 | 1 | 13 |
15 | Щ.Е | 2 | 2 | 0 | 0 | 3,5 |
16 | Н.Н. | 1 | 2 | 1 | 1 | 13 |
17 | Ф.М. | 1 | 1 | 0 | 0 | 3,5 |
18 | Р.Д. | 1 | 2 | 1 | 1 | 13 |
19 | Т.М. | 1 | 1 | 0 | 0 | 3,5 |
Итого | 190 |
1 - высокий уровень
2 – средний уровень
3 – низкий уровень
В данном случае эмпирическое значение Т попадает в зону значимости: (0,01), значит, мы принимаем гипотезу Н0 как достоверную.
Подводя итог вышесказанному, мы можем говорить о положительном влиянии реализованной программы группового консультирования на динамику снижения уровня агрессии у детей младшего школьного возраста. Мы можем отметить снижение проявлений вербальной, предметной агрессии, самоагрессии в поведении младших школьников. В процессе реализации программы были школьниками были освоены техники по снятию напряжения, механизм самопомощи, навыки проявления агрессии социально-приемлемыми способами, был расширен арсенал инструментов для экологичного решения конфликтов, повышен уровень эмпатии, доверия, сочувствия и сопереживания другим, улучшилась точность распознавания и контроля агрессии, что в совокупности способствует снижению уровня агрессии младших школьников.
Список литературы
1. Агапова А.И. Коррекционно-развивающая программа по снижению уровня агрессивности дошкольников «Я держу себя в руках» // Всероссийское издание «Педразвитие». [Электронный ресурс]. URL: http://pedrazvitie.ru/raboty_doshkolnoe/progr_Agapova (дата обращения: 24.06.2023).
2. Арлаковская Ю.А. Агрессивные проявления у детей на рубеже перехода в среднее звено // Психологические науки. 2011. №48.
3. Европейское региональное бюро ВОЗ. Психическое здоровье и психологическая выносливость во время пандемии COVID-19 [Электронный ресурс]. URL: https://www.euro.who.int/ru/health-topics/Life-stages/child-and-adolescent-health/news/news/2020/3/mental-health-and-psychological-resilience-during-the-covid-19-pandemic (дата обращения: 21.11.2021)
4. Коренкова Н.Е., Звоников В.М., Олейник Ю.Н.. Круглый стол "Самоизоляция в условиях covid-пандемии: восприятие, последствия и рекомендации психологов" // Знание. Понимание. Умение. 2020. №3. С.278-284.
5. Кулдошина О. Психологические риски пандемии и самоизоляции для детей //Scientific Collection «InterConf». 2023. №. 140. С. 243-249.
6. Мамедова Л. В., Рочев В. Ф., Дулесова А. С. Снижение агрессии детей младшего школьного возраста //Управление образованием: теория и практика. 2021. №. 6 (46). С. 72-79.
7. Нечаева А.Ю. Влияние пандемии и дистанционного обучения на психическое состояние детей младшего школьного возраста // Скиф. 2021. №5 (57). С.75-78.
8. Палагина, А. О. Формы проявления агрессии по классификации А. Басса в русской классической литературе // Образование и воспитание. 2016. № 4 (9). С. 1-4.
9. Простофилин А. М. Психологические границы безопасных проявлений агрессии в младшем школьном возрасте //Достижения вузовской науки. 2016. №. 25-1. С. 162-167.
10. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М.: Педагогика, 1996. 86 с.
11. Ушаков Д.В., Юревич А.В., Юревич М.А. Экспертный опрос о психологическом контексте коронавирусной эпидемии // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2020. Том 5, №2(18). С. 115-153.
12. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 3. М.: Генезис, 1998. 160 с.