Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №12 (89) Декабрь 2023

УДК 378

Дата публикации 29.12.2023

Формирование профессиональной компетентности педагога-музыканта как педагогическая проблема

Юань Шуанци
аспирант кафедры музыкального воспитания и образования, института музыки, театра и хореографии, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, e-mail: 2165974475@qq.com

Аннотация: Данная статья посвящена раскрытию наиболее важных личных и профессиональных качеств педагога, способствующих проведению эффективных музыкальных занятий и созданию комфортной, теплой атмосферы в классе. Автор делает особый акцент на ключевой роли ИКТ- и коммуникативной компетенций, которые соответствуют образовательным стандартам XXI века. Также были проанализированы и другие качества, характеризующие профессионализм педагога: рефлексивное, психолого-педагогическое и др. Был сделан вывод о том, что немаловажную роль в эффективности системы музыкального воспитания играет педагогическое мастерство учителя, стремление к творческой работе, уважение к ученикам.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, профессионализм, современный педагог-музыкант, самообразование, знания.

Formation of professional competence of a music teacher as a pedagogical problem

Yuan Shuang Qi
Department of Music Education and Upbringing, Institute of Music, Theater and Choreography, The Herzen Stаte Pedаgogicаl University

Abstract: This article is devoted to the disclosure of the most important personal and professional qualities of a teacher that contribute to effective music lessons and create a comfortable, warm atmosphere in the classroom. The author emphasizes the key role of ICT and communicative competencies, which correspond to the educational standards of the XXI century. Other qualities characterizing the professionalism of a teacher were also analyzed: reflexive, psychological and pedagogical and others. It was concluded that the teacher's pedagogical skills, desire for creative work, respect for students play an important role in the effectiveness of the music education system.
Keywords: professional competencies, professionalism, modern music teacher, self-education, knowledge.

Правильная ссылка на статью
Юань Ш. Формирование профессиональной компетентности педагога-музыканта как педагогическая проблема // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 12 (89). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/formirovanie-professionalnoj-kompetentnosti-pedagoga-muzykanta-kak-pedagogicheskaya-problema.html (Дата обращения: 29.12.2023)

Образовательная парадигма XXI века, переход ученика от пассивной позиции к активному участию, а также высокие требования к качеству педагогической деятельности современных преподавателей способствуют поиску новых подходов к пониманию их профессиональных компетенций [1]. Педагоги-музыканты должны постоянно саморазвиваться, реализовывать новаторские действия для решения учебных задач, а также быть мобильными и гибкими. Это особенно важно, так как они влияют на формирование мировоззрения, эстетических чувств и соответствующих этико-моральных установок среди обучающихся.

Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что под понятием «компетентность» подразумеваются определенные знания, практические навыки и умения, личные качества, особенности мировоззрения, повседневные привычки, которые проявляются в процессе решения различных учебных задач и взаимодействия педагога и учеников [3, с. 80].

Как отмечает М.В. Голубцова, к наиболее важным профессиональным компетенциям современного преподавателя музыки относятся:

а) личные качества специалиста, которые абсолютно необходимы в рамках музыкального воспитания обучающихся;

б) психологические, педагогические и специализированные знания в области дидактики, психологии развития, теории музыкального воспитания;

в) социальная активность, которая впоследствии формирует нравственные установки и этические нормы в сознании окружающих людей;

г) коммуникабельность, способность выстраивать соответствующие отношения со студентами в контексте обучения, умение создавать соответствующий психологический климат при общении с учениками и родителями [4].

В таких рамках учебного процесса оценка результатов дидактической деятельности зависит не столько от определенных критериев овладения соответствующими знаниями и практическими навыками (например, музыкальное воображение), сколько от индивидуального отношения учащихся к музыке.

Аналогичную точку зрения занимает И.В. Дубровина, которая подчеркивает важность постоянного самосовершенствования в области педагогических знаний [6, с. 33]. В то же время К.С. Дегтерева оценивает профессионализм педагогов с точки зрения способности организации учебно-воспитательной деятельности в образовательном учреждении и за ее пределами, наличия навыков, необходимых для руководства музыкальным коллективом, способностью анализировать причины возникновения дидактических ситуаций и представлять их решения и др. [5, с. 99].

 По мнению А.Г. Щелоковой, профессиональные компетенции педагогов-музыкантов должны быть следующими: а) специализированная подготовка учителя, например, игра на определенном музыкальном инструменте; б) музыкально-ритмические навыки; в) знания в области основ теории музыки, а также систем музыкального воспитания в России и во всем мире [9].

Все вышесказанное позволяет сделать выводы о том, что профессиональными компетенциями педагога-музыканта считаются сложные, комплексные теоретические знания и практические навыки, мотивация и способность реализовывать собственный профессиональный потенциал, а также его жизненный опыт и личностные качества.

Рассмотрим некоторые из них поподробнее.

Прежде всего, во-первых, психолого-педагогическая компетентность проявляется в способности восприятия индивидуальности каждого индивида, на основании чего педагоги должны стремиться развивать основные человеческие ценности среди них: чувство собственного достоинства, свободу, солидарность, равенство, честность, мир. Это позволяет построить учебный процесс в соответствии с личными возможностями каждого учащегося. Формулирование данной компетенции требует непосредственного наблюдения за поведением студентов в различных ситуациях, а также развития таких личных качеств, как терпение, спокойствие, гибкость, дружелюбие, справедливость. По данной причине существует риск того, что неопытные преподаватели сделают преждевременные выводы об индивидуальных особенностях учеников, а следствием такого мышления является непонимание поведения учащихся.

Психолого-педагогическая компетентность относится и к пониманию различий между определенными группами обучающихся. К примеру, правильная оценка возрастных и гендерных различий позволяет учителям проявлять справедливое отношение к каждому в случае дифференциации их мнений, что положительно отражается на ходе образовательного процесса.

В то же время, как отмечает Н.В. Белоусова, ключевым проявлением профессионализма педагога-музыканта является ИКТ-компетенция [2], как представлено на рисунке 1.

Рисунок 1 .Необходимые компоненты ИКТ-компетенции педагога-музыканта

Исходя из данных, представленных на рисунке 1, данная компетенция актуальна в связи с тем, что преподаватели все чаще используют мультимедийные программы, связанные с записью, воспроизведением и редактированием музыкальных композиций; электронные учебно-методические пособия в интересном формате; презентации PowerPoint, которые при помощи различных элементов, таких как анимация или звуковые файлы, позволяют объяснить определенные музыкальные явления, а также  познакомить обучающихся с особенностями музыкальной эпохи или характером выбранного композитора. Это способствует развитию адаптивных навыков педагога в контексте организации учебного процесса, а также выбора оптимальных средств для достижения поставленных дидактических целей.

Во-вторых, коммуникативная компетентность педагога-музыканта связана как с теоретическими знаниями в области риторики, диалектики и педагогической коммуникации, так и проявляется в следующих навыках и способностях: слушать и принимать чужое мнение, организовывать теплый климат в классе, формировать успешный диалог с обучающимися [7]. Каждая из перечисленных способностей позволяет учителю эффективно руководить образовательным процессом, поскольку открытое общение в классе помогает учащимся усваивать новые знания, а также выполнять задачи социального и гуманистического характера. Особую важность придает тот факт, что педагоги должны устно излагать учебное содержание, давать учащимся инструкции по выполнению заданий, задавать им вопросы и проводить тематические обсуждения в классе. Ораторское искусство позволяет учителям четко определить содержание обучения и заинтересовать студентов.

В-третьих, по мнению Т.В. Литвиненко, рефлексивная компетентность считается одним из важнейших компонентов профессиональной идентичности педагога [8, с. 136]. Современный специалист должен ориентироваться не только на запланированные цели и задачи, отработанные формы и технологии, готовые сценарии, принимать своевременные решения, но и на живое взаимодействие с воспитанниками, удовлетворяя их интересы и потребности. Несмотря на то, что цели и содержание музыкальных занятий готовятся заранее, учителя могут изменить намеченные планы, если окажется, что они неправильно оценили, сколько времени потребуется учащимся, чтобы понять подготовленное содержание и достичь желаемых целей. Адаптивность учебного плана в зависимости от ситуационных факторов имеет решающее значение для руководства учебным процессом, ориентированным на учащихся, для удовлетворения их потребностей и интересов. В то же время использование рефлексии позволяет учителям определять свои сильные стороны и выявлять свои недостатки в процессе самооценки. Данный процесс происходит, когда учитель оценивает свою работу при помощи дневников, записи уроков, сборов отзывов, и этот процесс состоит из трех этапов: сбор, интерпретация и оценка данных. Анализ и интерпретация данных, которые учителя собирают о своей работе, позволяют им установить фактическое состояние своей профессиональной деятельности и выявить возможности дальнейшего развития. Оценка его работы может проводиться с помощью анкет, содержащих заявления, относящиеся к определенным областям профессиональной деятельности учителя. С помощью таких анкет педагоги могут определить, в каких областях, по их мнению, есть больше возможностей для их продвижения, а также могут определить степень удовлетворенности определенным аспектом своей профессиональной деятельности по шкале Лайкерта.

Социальная компетентность относится к искусству установления отношений с учениками, коллегами и руководством образовательного учреждения, соответственно, она основана на способности учителя позиционировать себя как авторитет, сотрудничать в командной работе с коллегами, разрешать конфликты и соблюдать правила и обычаи, предписанные вузом.

Данная компетентность тесно связана с правильным построением предметной учебной программы, то есть способностью учителя определять образовательные цели и способы достижения этих целей. Если учителя строят предметную учебную программу так, чтобы поощрялось социальное обучение, иерархическая структура отношений между учителем и учеником теряется, что способствует созданию открытого общения в классе.

В то же время эмоциональная компетентность проявляется в том, что педагоги не только контролируют свое душевное равновесие и не дают жизненным и профессиональным проблемам влиять на качество их работы в течение учебных часов, но и помогают развить эмоциональный интеллект среди аудитории. Каждый специалист сталкивается с разными стрессовыми ситуациями в личной жизни, но в профессиональной карьере наиболее часто встречаются следующие проблемы, представленные на рисунке 2.

Рисунок 2. Педагогические трудности современного учителя

Соответственно, эмоции также чрезвычайно важны для учащихся в образовательном процессе, поэтому многие факторы могут демотивировать учащихся, в том числе монотонное изложение содержания обучения, несоответствие установленных правил, чрезмерное запоминание, контроль, принуждение к классной работе.

Можно сделать выводы о том, что для достижения образовательных целей педагоги должны знать, как применять различные методы обучения, подходящие для учебного содержания, например, сюда относятся диалог, при котором обе стороны участвуют в задании вопросов и предоставлении ответов на заданные вопросы, или, устное изложение, при котором студент раскрывает содержание темы, описывая, объясняя или рассуждая. Разнообразие методов в обучении важно, потому что специфика определенных дидактических целей и задач (художественных, научных или технологических) определяет, какой метод обучения наиболее эффективен для преподавания.

Наконец, целью развития межкультурной компетентности является уважение культурных особенностей студентов, так как это особенно актуально в современных реалиях глобализации и интернационализации образования. Она должна быть направлена на приобретение следующих качеств:

а) формирование понимания равенства всех культур, а также последующая подготовка личности к мирному сосуществованию в плюралистическом обществе;

б) повышение толерантности к различным культурным традициям, формирование открытых взаимоотношений, позволяющих обмениваться ценностями;

в) осознание собственной культурной самобытности, повышение самооценки, безопасности и самопринятия;

г) формирование навыков решения проблем, связанных с предрассудками и негативными стереотипами, действующими в данном сообществе.

Подготовка учителей и, следовательно, других лиц, работающих в сфере образования, также требует передачи методических знаний, которые соответствуют целям, содержанию, методам и формам мультикультурного и межкультурного образования. Необходим практический опыт, поддерживающий понимание приобретенных знаний, полученных в ходе контактов с людьми других культур, познания иностранных языков и т.д. Учитывая тот факт, что образовательная реальность динамично меняется, в образовательных учреждениях появляются новые группы иностранцев и, следовательно, новые вызовы в области дидактической работы, каждому педагогу должна быть присуща познавательная самостоятельность, а также способность вдохновлять на развитие людей, с которыми они работают. Важным направлением профессиональной деятельности педагога является осуществление инициатив, позволяющих развивать межкультурную компетентность педагогического персонала и студентов. Знания и навыки, приобретенные в их ходе, служат обогащению уже имеющихся практических навыков, и решению проблем, возникающих на стыках культур. Например, учебные тексты могут быть упрощены, что обеспечивает образовательную работу, адекватную возможностям восприятия учащихся с особыми образовательными потребностями (например, иностранцев). Это создает пространство для параллельного обучения для всех учащихся в культурно разнообразном классном коллективе.

Подводя итоги, каждая область человеческой деятельности требует определенного количества теоретических знаний и навыков, необходимых для решения задач, в связи с чем профессионализм современных педагогов-музыкантов связан с постепенным приобретением профессионального опыта, добросовестным исполнением своих должностных обязанностей, постоянным развитием личностных качеств и осознанием важности межличностных компетенций. Согласно общественным ожиданиям, педагог должен быть активным человеком, ориентированным в своей работе на творческую деятельность и на совершенствование собственных навыков. Как свидетельствует специализированная литература, признаками профессионализма педагогов-музыкантов являются их способность к инклюзивной деятельности, наличие оптимального запаса знаний и навыков. Они должны постоянно самосовершенствоваться: их дальнейшее обучение, в основном, происходит путём неформального образования, которое помогает индивидам приобрести новые знания. В качестве примеров можно привести курсы, семинары, конференции и симпозиумы.

 


Список литературы

1. Батчаева Н.А. Значение и функции педагога-музыканта в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения // Наука и школа. – 2009. – №6. – С. 41-43.
2. Белоусова Н.В. Особенности информационной компетентности педагога-музыканта // Теория и практика общественного развития. – 2012. – №1. – С. 113-116.
3. Бубнова И.С. Методическая компетентность педагога: сущность и диагностика // Педагогическая перспектива. – 2021. – №3. – С. 77-85.
4. Голубцова М. В. Учитель музыки: профессионализм, педагогическое мастерство, компетентность // Молодой ученый. – 2016. – № 5.3. – С. 10-11.
5. Дегтерева К.С. Профессиональная компетентность педагога-музыканта в XXI веке // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2019. – №1. – Т.8. – С. 98-101.
6. Дубровина И.В. Уровни самообразовательной деятельности учителей музыки в системе последипломного образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2014. – №2. – С. 32-34.
7. Игнатенко А.А., Третьякова В.С. Коммуникативная компетентность будущего педагога: понятие, сущность и структура // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2012. – №1. – С. 217-230.
8. Литвиненко Т.В. Формирование педагогической рефлексии как профессионально важного качества личности педагога // Омский научный вестник. – 2009. – №5. – С. 135-138.
9. Щелокова А. Г. Педагогические методы освоения музыкального стиля на уроке музыки // Вестник Башкирского университета. – 2009. – №4. – Т. 14. – С. 1565-1567.

Расскажите о нас своим друзьям: