Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №03 (80) Март 2023

УДК 378.4

Дата публикации 10.03.2023

Формирование мотивации иностранных студентов к занятиям физической культурой

Бортникова Лизавета Васильевна
старший преподаватель, Казанский государственный энергетический университет, г. Казань, Республика Татарстан, Казанский национальный исследовательский технологический университет, г. Казань, Республика Татарстан
Наговицын Роман Сергеевич
доктор педагогических наук, доцент, Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко г. Глазов, Республика Удмуртия

Аннотация: Увеличение числа иностранных студентов в российских вузах требует поиска и разработки новых методов оптимизации их образовательного процесса в учебных заведениях. В данной статье изучены разные подходы в организации учебного процесса с иностранными студентами. При проведении занятий необходимо учитывать национально-этнические особенности, менталитет, религиозную принадлежность и многое другое. Учет особенностей иностранных студентов позволит более эффективно реализовать учебно-тренировочный процесс и внести поправки в методику проведения занятий.
Ключевые слова: физическое культура, иностранные студенты, национально-этнические особенности, мотивация.

Formation of motivation of foreign students to physical culture lessons

Bortnikova Lizaveta Vasilevna
the senior teacher, Kazan State Power Engineering University, Republic of Tatarstan, Kazan, Kazan national research technological university
Nagovitsin Roman Sergeevitc
doctor of pedagogical sciences, docent, Glazov state pedagogical institute, V. G. Korolenko, Republic of Udmurtiya, Glazov

Abstract: The increase in the number of foreign students in Russian universities requires the search and development of new methods to optimize their educational process in educational institutions. This article examines different approaches to the organization of the educational process with foreign students. When conducting classes, it is necessary to take into account national and ethnic characteristics, mentality, religious affiliation and much more. Taking into account the peculiarities of foreign students will make it possible to more effectively implement the educational and training process and make amendments to the methodology of classes.
Keywords: physical education, foreign students, national and ethnic characteristics, motivation.

Правильная ссылка на статью
Бортникова Л. В., Наговицын Р. С. Формирование мотивации иностранных студентов к занятиям физической культурой // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 03 (80). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/formirovanie-motivatsii-inostrannykh-studentov-k-zanyatiyam-fizicheskoj-kulturoj.html (Дата обращения: 10.03.2023)

Постоянно растущее число иностранных студентов в российских вузах вызвало необходимость нового образовательного подхода, учитывающего особенности многонационального и поликультурного состава обучающихся в высших учебных заведениях. Хотя направления обучения в российских вузах весьма разнообразны и определяются направленностью вуза и отдельных факультетов, общим для всех российских вузов является то, что занятия по физической культуре, без исключения на всех факультетах, являются основным средством физического воспитания студентов, т.е. приобщения их к здоровому образу жизни и поддержания их здоровья и способностей [2].

Занятия физической культурой в высших учебных заведениях неизменно включены в учебный план и проводятся по специально разработанной программе, направленной на формирование физической культуры студентов, содействие гармоничному физическому и личностному развитию, обеспечение физической готовности студентов к будущей профессиональной деятельности. Однако на практике мы знаем, что не все студенты с энтузиазмом относятся к университетскому физическому воспитанию. Прежде всего, это касается иностранных студентов, так как российские студенты в течение школьного обучения регулярно посещали занятия по физической культуре, сдавали административные нормативы, и в силу принципа преемственности, используемого в отечественной системе образования, им гораздо труднее адаптироваться к высшему образованию. Также иностранные студенты могут мало информированы о важности занятий физической культуры, которая прежде всего связана с мотивацией.

На первом этапе необходимо сформировать у студентов положительный настрой, мотивацию к занятиям физической культурой и спортом. Учебные занятия с иностранными студентами должны быть построены таким образом, чтобы вызывать положительные эмоции и избегать стресса и усталости. По этой причине на ранних этапах обучения рекомендуется включать в занятия как можно больше игровых и соревновательных упражнений. Рекомендуется проводить упражнения в парах, тройках или небольших группах. В этих ситуациях необходимость взаимодействия ускорит обучение, улучшит коммуникативные навыки, создаст позитивное психологическое состояние и облегчит адаптацию к социальной культуре [1].

Следующим этапом адаптационной работы преподавателей является участие иностранных студентов в спортивных состязаниях. Здесь очень важно учитывать определенные национально-этнические особенности и традиции физической культуры конкретной страны или этнической группы. Так, например, с этой целью в Казанском государственном энергетическом университете (КГЭУ) в спортивном зале состоялась Спартакиада среди иностранных студентов города Казани. Организаторами соревнований выступили кафедра физического воспитания и студенческий спортивный клуб «Энерго». В спортивном зале собрались студенты иностранцы 7 вузов Казани: Казанского государственного энергетического университета (КГЭУ), Казанского (Приволжского) федерального университета (КФУ), Казанского государственного медицинского университета (КГМУ), Казанского научно- исследовательского технического университета (КНИТУ-КАИ), Казанского государственного архитектурно-строительного университета (КГАСУ), Российского государственного университета правосудия (РГУП), Казанский государственный университет культуры и искусств (КГУКИ). Команды вузов приняли участие в соревнованиях по мини-футболу, стритболу, настольному теннису, шахматам и бильярду. В Спартакиаде принимали участие студенты из Индии, Колумбии, Казахстана, Таджикистана, Египта, Конго, Белоруссии, Израиля, Туркменистана, Камеруна, Кот-дʼИвуара. Цель этих мероприятий - привлечь как можно больше студентов к участию в спортивных и культурных мероприятиях университета, популяризировать здоровый образ жизни, объединить студенческие группы и способствовать к теплому отношению к представителям различных национальных культур.

Педагогические наблюдения неоднократно показывали, что все иностранные студенты очень эмоционально реагируют на поощрение и похвалу. Поэтому можно сделать вывод, что на занятиях необходимо акцентировать внимание на положительных качествах и достижениях учащихся. На занятиях физической культуры необходимо отойти от строгой регламентации и сместить приоритеты в сторону эмоциональной насыщенности, максимального разнообразия форм, методов и средств физического воспитания, широкого использования наглядных и технических средств. Физическая активность должна соответствовать уровню физической подготовленности студента и быть наиболее интересной для него с учетом уровня развития и массовости этого вида занятия в родной стране, а также должна осуществляться с учетом их религиозной и культурной ментальности. Для разработки планов занятий необходимо провести предварительные беседы, чтобы определить направление интересов, достижения и особенности учащихся. Также необходимо учитывать временные и климатические адаптации и мнения учащихся.

Поиск современных методов и средств оптимизации процесса адаптации иностранных студентов является одним из основных направлений в образовательной политике нашей страны. Различные подходы, учитывающие этнические особенности иностранных студентов, повышают значимость социальных и профессиональных ценностных мотивов укрепления здоровья, а совершенствование профессионально важных качеств позволяет решать психолого-педагогические задачи в образовании, а также вопрос физического самосовершенствования.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1) Для эффективной подготовки иностранных студентов в российских вузах необходимо создать максимально возможные условия для адаптации к новой среде.

2) Необходимо научно организовать процесс адаптации иностранных студентов работниками в высших учебных заведениях.

3) Для повышения эффективности процесса адаптации иностранных студентов необходимо внедрить в их учебные программы адаптированную физическую культуру.

4) Необходимо включить в учебные планы иностранных студентов различные спортивные мероприятия и соревнования.


Список литературы

1. Бортникова, Л. В. К вопросу о формировании мотивации студентов к занятиям физической культурой в вузе / Л. В. Бортникова // Научные междисциплинарные исследования. Достижения и перспективы нового столетия, Саратов, 05 февраля 2021 года. – Саратов: Научная автономная некоммерческая организация "Научно-исследовательский институт "Парадигма"", 2021. – С. 140-146. – EDN RKKWZF.
2. Гаревская, К. Е. Мотивация студентов к здоровому образу жизни и факторы, влияющие на нее / К. Е. Гаревская, И. Ф. Ибрагимов, И. И. Адебае // Физическая культура, спорт, туризм: наука, образование, информационные технологии : Материалы Всероссийской с международным участием заочной научно-практической конференции, Казань, 24–25 марта 2022 года. – Казань: Казанский государственный энергетический университет, 2022. – С. 178-183. – EDN DVIGQZ.
3. Осипов П.Н., Осипова Л.Н., Ценностные ориентации студентов / Право и образование. 2017, в.6, с.45-52 (RINC, ВАК)
4. Савельева, Д. А. Способы повышения эффективности образовательного процесса по дисциплине физическая культура / Д. А. Савельева, Н. В. Васенков // Проблемы управления качеством образования : Сборник статей XV Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 21–22 ноября 2022 года / Под научной редакцией О.А. Столяровой . – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2022. – С. 187-188. – EDN FQVPBN.

Расскажите о нас своим друзьям: